Формы нетрадиционных физкультурных занятий
консультация по физкультуре
1. Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2. Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы нетрадиционных физкультурных занятий
в работе с детьми 6-ти лет в дошкольных учреждениях:
1. Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2. Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
3. Занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше не использовать.
4. Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка.
Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
5. Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.
6. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах.
Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве.
Современные тренажеры имеют привлекательный вид, регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки, что побуждает детей к двигательной активности.
В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение.
7. Занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей.
Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений.
Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений.
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы.
Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям.
8. Занятия фитбол – аэробика.
Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fitball, fit – оздоровление, ball – мяч) - щвейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче.
Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.
9. Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.
10. С применением нестандартного физкультурного оборудования, направленного на физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Яркие пособия с задорными стихами к ним способствуют:
- возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;
- удовлетворению потребности детей в движениях;
- расширению физических возможностей детей;
- развитию двигательного воображения детей;
- укреплению здоровья детей;
- привлечению семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей.
Это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д.
Данное оборудование, можно, использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Примеры использования
нестандартного физкультурного оборудования:
Рюкзачки
Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.
Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для общеразвивающих упражнений и т.д.
Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, выносливости, силы, коррекции осанки во время ходьбы, бега.
Знаю я, где клад найти. Вас могу всех отвести. Чтоб в поход со мной пойти, Вы наденьте рюкзачки. Выйдем скоро на тропинку, Там держи красиво спинку. Если сделаешь как надо, Клад найдём сегодня рано. | Но не спеши и по дорожке Ставь ровнее свои ножки. От меня не отставай, Будь смелей, вперёд шагай! Все-все трудности пройти Нам помогут рюкзачки, Клад найти, с собой забрать И опять в поход играть. |
2. Гном
Материал: ткань, детское ведёрко, теннисные мячи (величина игрушки зависит от размера ведёрка)
Использование: для метания, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент, как препятствие для бега, ходьбы, прыжков
Развитие: Мышц рук, плечевого пояса, глазомера, координации, ловкости.
Вот, весёлый, добрый гном
Он украсит каждый дом.
Любит гном с детьми играть,
Учит в цель мячи метать.
Бегать, козликом скакать,
И игрушки собирать.
Веселить вас целый день
Гному доброму не лень
3. Шариковый мотиватор
Изготовлен из шнура длиной 5 м., продетый через кольцо в потолке, к концу одного прикреплен пластиковый шар, к другому - палочка для наматывания шнура.
Рекомендуемые упражнения – игра-соревнование: «Кто скорее?»
Ребенок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку-шнур наматывается и за счет этого шарик поднимается к потолку.
Коррекционная задача: прослеживающие функции глаз, особенно для детей со сходящимся косоглазием.
4. Волшебные колпачки
Изготовлены из картона, в виде конуса, разных цветов (по цвету ориентиров физкультурных групп) с контрастными полосками.
Используют для совершенствования навыков основных движений (ходьбе, метании, прокатывании).
Рекомендуемые игровые упражнения, использование:
В игре "Не потеряй колпачок":
- для ходьбы в равновесии, "змейкой" по гимнастической скамейке, шнуру, канату, брускам, полу;
- для подлезания;
- для различных игр и эстафет;
- в качестве цветных ориентиров.
В игре "Поймай мячик":
- для подбрасывания и ловли мяча;
- для перебрасывания мяча в парах из разных исходных положений
- в прокатывании мяча по полу и, забегая вперед, поймать его колпачком.
В игре "Попади в цель".
В прокатывании малого мяча рукой или ногой, пытаясь сдвинуть или перевернуть колпачок с места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Нетрадиционные методы и формы проведения физкультурных занятий"
Консультации для воспитателей...

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».
Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...
Нетрадиционная форма проведения физкультурного занятия в старшей группе "Необитаемый остров"
Задачи" закреплять навыки выполнения ритмическои гимнастики, совершенствовать навыки выполнения заданий на гимнастической скамейке: ползание, ходьба; продолжат учить детей лазанью по канату, закрепить...
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольник...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности,...

«Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»
Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения зан...


