"Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по баскетболу"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Баширова Ирина Александровна

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по баскетболу прививает интерес к систематическим занятиям  баскетболом, к бережному  отношению к собственному здоровью, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №32»

УТВЕРЖДЕНО

 Заведующий _____________________

приказ № ______ от _________20___г

                                                        __________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ШКОЛА МЯЧА

Принято на заседании педагогического совета

«____» _____20____г., протокол № _____


СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка…………………………….…………...……………………...……3

1.2.Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………10

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы «Школа мяча»……….......11

2.2.Способы поддержки детской инициативы, формирования активности и самостоятельности……………………………………………………………………………...17

2.3.Педагогическая диагностика…………………………………………….…………….......18

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально-технических условий реализации программы…….………......19

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания..….19

3.3.Формы и режим дополнительной образовательной деятельности……………………...20

3.4.Учебный план ……………………………………….………………..……………….……22

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Цель: создать дополнительные условия для развития двигательных способностей детей, проявляющих интерес к физической культуре и спорту, формирования привычки к здоровому образу жизни, улучшения физической подготовки.

Задачи:

1.Учить детей использовать свои потенциальные двигательные возможности в сложно координированных действиях с мячом.

2. Познакомить со спортивной игрой баскетбол, заложить элементарные азы правильной техники игры в баскетбол.

3. Содействовать развитию такого двигательного качества, как ручная ловкость, посредством специально подобранных упражнений и подвижных игр с мячом.

4. Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи по работе с талантливыми детьми, через разнообразные формы и методы.

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Школа мяча» имеет физкультурно - оздоровительное направление. Реализуется на базе МАДОУ «ЦРР – Д/С № 32», в специально отведенном помещении – физкультурном зале.

Данная программа направлена на обучение детей среднего и старшего дошкольного возраста элементам техники баскетбола; на совершенствование общей физической подготовленности; на развитие индивидуальной одаренности детей в психомоторной сфере; на укрепление здоровья, на удовлетворение биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. Обучение детей среднего - старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр является неотъемлемой частью физического воспитания в ДОУ. Именно в процессе овладения ими дети открывают для себя двери в мир спорта. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому обучение элементам спортивных игр приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

В этом возрасте у детей значительно улучшаются показатели ловкости: они овладевают сложными координационными видами движений, способами их выполнения, быстро приспосабливаются к изменяющейся игровой ситуации, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений; происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Ранее выявление, обучение и воспитание способных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Поэтому необходимо с дошкольного возраста приобщать детей к творчеству в движении, создавать соответствующую обстановку для этого. Детские сады испытывают особую потребность в программах, в которых бы учитывались индивидуальные запросы и интересы таких детей. Данная программа дает возможность реализовать интересы детей, выходящие за рамки основной общеобразовательной программы ДОУ. Поэтому одной из актуальных задач является развитие индивидуальных способностей детей в области физической культуры.

Играм с мячом отводится особая роль, так как мяч разносторонне воздействует на психофизическое развитие ребенка, на развитие координации движений, кисти рук, что очень важно для детей среднего - старшего дошкольного возраста, готовящихся к обучению в школе. Спортивная игра баскетбол способствует развитию личности в целом и отдельных ее составляющих. Элементы игры расширяют «двигательный фонд» ребенка и способствуют поиску собственных способов выполнения движений. Физические упражнения, выполняемые детьми при обучении баскетболу, сложные двигательные действия, которые в отличие от основных движений, почти не встречаются в повседневной жизни. Освоение элементов игры способствует формированию интерес к конкретному виду спорта - баскетболу.

Отличительные особенности программы. Особенностью программы является поэтапная система обучения игре, что позволяет детям лучше усвоить ее за короткий период обучения. Наиболее эффективной формой обучения средних - старших дошкольников элементам спортивной игры баскетбол является дополнительная образовательная деятельность по физической культуре, которая осуществляется в занимательной игровой форме. В содержание включены интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты, которые доставляют детям удовольствие. Отличительная черта дополнительной образовательной деятельности – эмоциональность. Для поэтапного формирования игровых умений и навыков используются подводящие упражнения, которые помогают быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. При обучении важно научить детей выполнять различные игровые действия с мячом: передача, ведение, броски в корзину. Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке, умением сохранять основную стойку баскетболиста. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Далее дети овладевают правильной техникой передачи мяча и ловли мяча разными способами на месте и в движении. Последующая работа направлена на обучение правильной техники ведения мяча на месте и в движении разными способами, затем броскам мяча в корзину. Вырабатывается непринужденность и ритмичность действий. После того, как дети овладеют умениями сочетать разнообразные действия и научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, продолжается обучение игре по упрощенным правилам, сначала с одной командой, затем с двумя командами.

Следовательно, поэтапное обучение в игровых условиях благоприятно сказывается на физическом развитии и физической подготовленности детей.

 Для эффективного развития двигательных способностей созданы необходимые условия:

  • Дополнительная образовательная деятельность проходит в специально оборудованном помещении – физкультурном зале.
  • Приобретено необходимое спортивное оборудование, соответствующее технике безопасности.

Сроки реализации программы

Срок реализации дополнительной образовательной программы один год (дети подготовительной к школе группы).

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту особенностям развития);

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Содержание Программы предполагает создание эмоционально-комфортного климата с помощью оптимальной интенсивности эмоциональных, интеллектуальных, двигательных, физических и психических нагрузок и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств воспитанников.

В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям предполагается создание педагогами условий для естественного индивидуального полноценного развития личности детей.

В образовательной деятельности уделяется особое внимание организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В организованной предметно-развивающей среде осуществляется педагогически целесообразное, духовно-нравственное и личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

Программа реализует деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принцип построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Особенности развития моторики и становления двигательной активности детей  старшего дошкольного возраста

В  старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.

В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кистей рук, некоторые мышцы и связки позвоночника, что создает предпосылки для возникновения различных деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях.

Детям шестого - седьмого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей наблюдается согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг  и хорошая ориентировка в пространстве.

Бег ребенка 6-7 лет отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. Вместе с тем некоторые элементы техники бега еще не отработаны и ограничивают его эффективность. К семи годам бег становится достаточно правильным: поза непринужденная, голова приподнята, плечи прямые, слегка опущены, движения рук и ног хорошо согласованы. Дети владеют разными способами бега. Они упражняются в различных видах прыжков (в длину с места, в высоту и в длину с разбега, вверх). Значительно улучшается согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличивается фаза полета и дальность прыжка.

В результате многократных упражнений в ползании и лазанье у дошкольников совершенствуется техника их выполнения разнообразными способами. К шести – семи годам дети владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшаются навыки владения мячом: дети свободно его бросают и ловят, передают и перебрасывают друг другу двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой рукой.

Дети 6 – 7 лет способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр.

В процессе двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде окружающего мира. Они владеют разными видами движений на уровне, соответствующем их возрасту, умеют адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки.

Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Дети осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения двигательных заданий старшие дошкольники проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.

На шестом - седьмом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладеют более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т.д.), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. К шести - семи годам увеличивается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок.

В старшем дошкольном возрасте отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дети хорошо приспособлены к недлительным скоростно-силовым динамическим воздействиям. К шести - семи годам отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. Дошкольники способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности.

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную радость» и удовлетворение.

Им свойствен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у  старших дошкольников появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным опытом в различных условиях.

Детям 6-7 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной, зависимой то их эмоционального состояния и мотивов, которыми они руководствуются в самостоятельной деятельности. Дети стремятся поддерживать высокий уровень двигательной активности, но не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

Объем двигательной активности детей 6-7 лет за время пребывания в детском саду колеблется от 12,5 до 15,5 тысяч движений. Продолжительность двигательной активности детей составляет в среднем 4,5 часа, интенсивность достигает 50 движений в минуту, что не позволяет в полной мере обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.

Наиболее высокая двигательная активность в теплое время года. Заметная разница в характере двигательной активности мальчиков и девочек в процессе самостоятельной игровой деятельности, отмечавшаяся в пятилетнем возрасте, к семи годам сглаживается.

К шести - семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игр. К  семи годам появляется достаточно устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям.

Двигательная активность детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления. Большинство детей с высокой подвижностью отличается повышенной психомоторной возбудимостью. У них нередко наблюдаются повышенная потливость, покраснение лица, неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения двигательного задания средней степени интенсивности.

Но меньшее беспокойство у взрослых вызывают малоподвижные дети. Как правило, они часто болеют, имеют ряд морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья. Для этой группы детей характерна низкая двигательная активность и малая выносливость. У них отмечено значительное отставание в показателях развития основных движений от возрастных показателей.

Малоподвижные дети часто неуверенны в своих силах и отказываются выполнять сложные двигательные задания, участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная малоинтенсивная двигательная деятельность с преобладанием статического компонента.

У большинства детей с низкой двигательной активностью отмечается инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.

У детей со средним уровнем двигательной активности отмечаются преимущественно положительные эмоции, уравновешенное настроение, умение управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и нормами. Дети стремятся к организации различных игр, к общению со сверстниками и со взрослыми. Они пытаются выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.

В плане физического развития большинство детей со средним уровнем двигательной активности владеют своим телом, различными видами движений, спортивными играми и упражнениями, у них отмечается достаточно хороший уровень физической подготовленности, умение адекватно реагировать на изменения окружающей их обстановки.

 

 1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка формируются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;         
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

По итогам освоения Программы ребёнок:

  • имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям;
  • у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
  • понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
  • в процессе обучения у детей формируются навыки рационального применения различных способов владения мячом, развивается глазомер, вырабатывается умение уступать друг другу, укрепляется опорно–двигательный аппарат, сформируются нравственно – волевые качества, улучшиться техника бега, ходьбы, прыжковые навыки, так как эти движения приходиться выполнять в постоянно изменяющейся обстановке.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы «Школа мяча»

Формы, методы и приемы

Тема, содержание, задачи

Старший дошкольный возраст.

 «Способы ведения мяча. Броски мяча в корзину. «Различные действия с мячом в сочетании с техникой перемещения»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Ведение мяча на месте»

-Учить ведению мяча на месте и в движении, используя подготовительные упражнения

-Совершенствовать прыжки через скакалку. Игра «Мотоциклисты»

Групповое занятие

Разминка, игровые подготовительные упражнения, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Ведение мяча на месте со сменой рук»

-Упражнять в ведении мяча на месте со сменой положения рук и последующей передачей мяча двумя руками. Подготовительные упражнения, игра «Передай другому»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Ведение мяча вокруг себя»

-Упражнять в ведении мяча вокруг себя в движении с чередованием рук, через подготовительные упражнения

-Совершенствовать бег «змейкой», ловлю мяча, через игровые задания «Кого назвали, тот и ловит», «Поймай мяч»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Ведение мяча с изменением направления передвижения»

-Закрепить ведение мяча между кеглями

-Упражнять в ведении мяча с изменением направления, через игру «Не урони мяч»

Февраль

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Метание набивного мяча вдаль»

-Учить броскам мяча в корзину с места из стойки баскетболиста, через игру «Попади в кольцо»

-Упражнять в метании набивного мяча вдаль двумя руками; в передвижении, скорости, высоты отскока, через игру «Мяч в цель»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

 «Броски мяча в корзину и через сетку»

-Упражнять в бросках мяча в корзину; через сетку двумя руками от груди с места. Игры «Попади в цель», «Мяч в цель»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Броски мяча в корзину одной рукой»

-Упражнять в бросках мяча в корзину одной рукой от плеча, через игру «Попади в цель»; «Порази корзину»

-Совершенствовать ведение мяча в движении

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

 Снайперы»

-Учить детей играть в игру «Снайперы»

-Совершенствовать броски мяча в корзину одной рукой от плеча, через игру «Порази корзину»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Изменение направления во время ведения мяча»

-Учить изменять направление во время ведения мяча, через игру «Снайперы»

-Упражнять в метании большого мяча в цель, через игру «Порази корзину»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

 «Действия с мячом в играх»

- Упражнять детей в умении выполнять различные действия с мячом через игровые эстафеты: «Не сбей кегли», «Меткие снайперы», «Прыгуны», «Передай мяч по кругу»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Ведение мяча в играх»

-Совершенствовать технику ведения мяча в различных направлениях, через игровые эстафеты: «Мотоциклисты», «Самые быстрые», «Не урони кегли»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Броски и ловля мяча в играх»

-Учить игре «Передал – садись», «Перестрелки»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Броски и ловля мяча в играх»

-Учить игре «Самый ловкий»

-Закрепить навыки бросания мяча двумя руками из – за головы через препятствие в игре «Перестрелки»; «Самый ловкий»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Ловля, передача, ведение, броски мяча»

-Закрепить различные действия с мячом – ловля, передача, ведение, броски

-Игра «Передай садись»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, командная игра, индивидуальная работа

Перемещение с сохранением основной стойки»

-Закрепить технику перемещения, сохраняя стойку баскетболиста

-Закрепление навыков через игру командами – ведение мяча и передача, броски в корзину

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, командная игра, индивидуальная работа

«Отработка действий в командной игре»

-Закрепить и совершенствовать различные действия с мячом – ловля, передача, ведение, броски

Итоговые соревнования по мини - баскетболу

Цели-ориентиры для воспитывающих взрослых по образовательной области «Физическое развитие»

Образовательная область

Цели-ориентиры для педагогов

Цели-ориентиры для родителей

(семьи воспитанников)

Физическое развитие

Изучать отношение родителей к спорту и условия организации занятий физической культурой в семье.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить родителей с лучшим опытом физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств дошкольников, воспитания потребности в двигательной активности.

Побуждать родителей к накоплению и обогащению в семье разнообразного двигательного опыта детей с учетом их возрастных и гендерных особенностей посредством использования разнообразных форм сотрудничества. Привлекать родителей к участию в совместных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также в городе, районе).

Поощрять родителей за внимательное отношение к двигательным потребностям ребенка и организацию необходимых условий дома для их удовлетворения.

Изучать состояние здоровья детей и их родителей, образ жизни семьи. Показывать родителям, как образ жизни воздействует на сознание и поведение ребенка, определяя его взрослый жизненный сценарий.

Информировать родителей об особенностях психического и физического здоровья, факторах, влияющих на него (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Показывать действие негативных факторов (переохлаждение и перегревание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям в осознании ценности физического и психического здоровья ребенка, его сохранения и укрепления.

Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Направить внимание родителей на необходимость посещения детьми спортивных секций, кружков, ориентированных на оздоровление. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления и физического развития детей и поддерживать семью в их реализации.

Накапливать и обогащать разнообразный двигательный опыт детей с учетом их возрастных и гендерных особенностей посредством использования различных форм сотрудничества.

Создать в семье условия для совместных занятий физической культурой и спортом. Участвовать в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (городе и районе).

2.2.Способы поддержки детской инициативы, формирование активности и самостоятельности

     Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности

         детей;

  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
  • устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
  • организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

2.3. Подходы к педагогической диагностике

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Ориентировочные показатели физической подготовленности детей

дошкольного возраста

Наименование показателя

Пол

6-7л

1

Бег на 10 метров (сек)

мал.

дев.

2.3—2.0

2.5—2.1

2

Бег на 30 метров (сек)

мал.

дев

7.2—6.0

7.2—6.1

З

Челночный бег (2х5м) (сек)

мал.

дев

5.6—4.5

5.6—4.7

4

Длина прыжка с места (см)

мал.

дев

130—155

125—150

5

Прыжки через скакалку (кол-во)

мал.

дев

7—21

15—45

6

Дальность броска набивного мяча весом 1 кг из-за головы, стоя (см)

мал.

дев

220—350

190—330

7

Подбрасывание и ловля мяча (кол-во)

мал.

дев

45—60

40—55

8

Отбивание мяча от пола (кол-во)

мал.

дев

35—70

35—70

        

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально- технических условий реализации программы

Материально-технические условия, необходимые для реализации Программы:

  1. Стойки баскетбольные.
  2. Мячи разного диаметра и фактуры (7см, 12см, 20см).
  3. Кегли (несколько наборов).
  4. Скакалки короткие.
  5. Мешочки для метания.
  6. Мишени (горизонтальные, вертикальные).
  7. Длинные шнуры для перебрасывания мячей.
  8. Атрибуты для подвижных игр и спортивных игр.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Возраст

Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности по физическому развитию

 подготовительная группы (6-7 л)

М.А. Рунова «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 6-7 лет» (Москва «Мозаика-синтез», 2007 г.)

М.А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду» (Москва «Мозаика-синтез», 2007 г.)

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» (Москва «Просвещение», 1992 г.)

3.3. Формы и режим дополнительной непосредственной образовательной деятельности

Дополнительная образовательная деятельность проходит 2 раза в неделю во вторую половину дня, в форме игры. Программа предполагает индивидуальную и групповую работу с детьми, по освоению элементов техники игры в баскетбол. Продолжительность – 30 мин (1 академический час).

Методы и приемы, используемые в работе с детьми по физическому развитию:

Для эффективного формирования двигательных навыков при обучении игре баскетбол используются различные методы и приемы: словесные, наглядные, практические

1.Наглядные методы – показ, зрительные и звуковые ориентиры, оказание помощи

  • Показ – применяется при знакомстве детей с новыми движениями, т.к. при показе у детей через органы зрения создается правильное зрительное представление об упражнениях. Движения необходимо показывать на достаточно высоком уровне, т.е. в полную силу, в нормальном темпе, с легкостью. После этого объясняем упражнение в целом и еще раз повторяем показ. В дальнейшем используется только частичный показ для создания зрительных представлений об отдельных элементах упражнения, указывая на какой элемент следует обратить внимание.
  • Зрительные ориентиры – как разметка пола и предметы, используются, когда у детей уже создано общее представление о разучиваемом движении. Зрительные ориентиры побуждают детей к деятельности. Помогают овладеть более трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению движений
  • Звуковые ориентиры – применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действий. В качестве звуковых ориентиров используются удары в бубен, свисток, музыкальные фонограммы
  • Помощь при обучении используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущений.

2.Словесные методы – объяснение, указание, команда, вопросы к детям, беседы и т.д. Применяются для активизации мышления ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений. Эти методы способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении. С помощью слова сообщаем детям название упражнения, описание, объяснение, указание, команды, задаются вопросы. Проводятся беседы, анализируются и оцениваются достигнутые результаты.

3. Практические методы применяются для создания мышечно–двигательных представлений о физических упражнениях и закреплении двигательных навыков и умений, через повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведения их в игровой и соревновательной формах.

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей. Их подготовленности, а также сложности и характера упражнений. На разных этапах обучения игре используются различные методы и приемы.

Возраст

Общеразвивающие и строевые упражнения (формирование правильной осанки)

Основные движения (развитие основных двигательных качеств детей)

Подвижные и спортивные игры и упражнения

 Подготовительный к школе  возраст

(6-7 лет)

-использование игровых команд, заданий на построение (с элементами соревнований);

-указания;

-частичный показ, одновременное описание и объяснение упражнений;

-показ упражнений подготовленным ребенком (для стимуляции детской изобретательности и творчества);

-использование счета и словесных комментариев в ритме и темпе упражнений;

- прием самоконтроля;

-использование звуковых и зрительных ориентиров;

-оценка действий детей;

-привлечение к уборке и расстановке пособий

-использование естественных ориентиров;

-использование звуковых сигналов к началу и окончанию действий;

-игровые задания соревновательного типа;

-использование стимулирующих к движениям ориентиров;

-постановка задачи, вопросов;

-частичный показ;

-поэтапное объяснение в сочетании с краткими указаниями;

-побуждение к самостоятельному выполнению движений, действий;

-оценка действий, анализ, поощрение;

-использование средств худ. выразительности (считалок, зазывалок, стихов, загадок), беседа, вопросы;

-зрительные и звуковые ориентиры, сигналы;

-назначение на главную роль водящего;

-опосредованное руководство;

-личный пример взрослого в игре;

-поощрение инициативы детей в организации и проведении коллективных игр и упражнений;

-поощрение двигательного творчества;

-соревновательный игровой прием;

-индивидуальная и коллективная похвала.

 3.4. Учебный план  

№ темы

Название темы

Всего (час)

Подготовительная к школе группа

«Способы ведения мяча. Броски мяча в корзину. Броски мяча в корзину. Различные действия с мячом в сочетании с техникой перемещения»

1

«Ведение мяча на месте»

4

2

«Ведение мяча на месте со сменой рук»

4

3

Ведение мяча вокруг себя»

4

4

«Ведение мяча с изменением направления передвижения»

4

5

«Метание набивного мяча вдаль»

4

6

 «Броски мяча в корзину и через сетку»

6

7

«Броски мяча в корзину одной рукой»

6

8

 Снайперы»

4

9

«Изменение направления во время ведения мяча»

4

10

 «Действия с мячом в играх»

4

11

«Ведение мяча в играх»

4

12

«Броски и ловля мяча в играх»

4

13

«Броски и ловля мяча в играх»

4

14

Ловля, передача, ведение, броски мяча»

4

15

Перемещение с сохранением основной стойки»

5

16

«Отработка действий в командной игре»

6

17

«Соревнования по баскетболу»

1

Итого за весь год обучения:

72 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....

Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...