"Система задач, средств, методов и контрольных упражнений для развития координационных способностей детей"
презентация по физкультуре
материал в помощь педагогу при подготовке к занятиям по физическому развитию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 242.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физические качества - врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Ловкость - способность быстро, оперативно, рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Физическое качество «Ловкость» является основой координационных способностей, благодаря которым ребенок способен решать две основные двигательные задачи: - перемещать свое тело в пространстве; - перемещать предметы в пространстве.
Название Разновидность Пример Способности точно соизмерять и регулировать параметры движений Пространственные Чувство пространства (например, передвижение строго по периметру зала) Временные Чувство времени ( например, поддержание скорости бега) Динамические Мышечное чувство ( например, чувство прилагаемого усилия при броске мяча) Способности поддерживать равновесие Статические Удержание устойчивого положения тела ( например, устойчивость позы, стоя на гимнастической скамейке) Динамические Балансировка во время перемещений (например, сохранения равновесия при ходьбе по бревну) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности) Тоническая напряженность ( на первом уровне управления движениями Снятие чрезмерного напряжения мышц (например, упражнение на растягивание; плаванье; массаж) Координационная напряженность Снятие скованности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включениям в действие различным мышечных групп ( например, упражнение на расслабление, чтобы сформировать у детей четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп) Характеристика координационных способностей ребенка
Основной задачей является общее развитие координационных способностей детей как основы последующего совершенствования их двигательной деятельности: наиболее быстрое и успешное овладение основными видами движений ; постоянное пополнение двигательного опыта-от простых движений к более сложным в координационном отношении действиям; экономное расходование энергетических ресурсов в процессе двигательной деятельности; психологическое удовлетворение (радость) от освоения новых и разнообразных движений .
Условия выполнения упражнений Примеры Физическое упражнения повышенной координационной сложности Изменение пространственных, временных и динамических параметров Закрепление и совершенствование техники основных движений ( например, бег по прямой линии или бег «змейкой», бег трусцой или бег с ускорением). Общеразвивающие упражнения динамического характера, которые охватывают основные группы мышц, без предметов и с предметами ( мячами, гимнастическими палками, кубиками и др.), относительно простые и сложные, выполняемые при различных положениях тела или его частей, в разные стороны Изменение внешних условий Выполнение упражнений в зале и на улице со сменой ориентации в пространстве. Изменение порядка расположения снарядов, их веса, высоты. Изменение площади опоры и ее подвижности в упражнениях на равновесие. Подвижные игры Комбинирование двигательных навыков Сочетание ходьбы с прыжками, бега и ловли предметов. Выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время. Подвижные игры. Эстафеты Физическое упражнения с элементами новизны Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности Освоение техники основных видов движений: ходьба, бег, различные прыжки, метание, ползанье, лазанье. Выполнение упрощённых форм спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катанье на коньках и т.п. Средства развития координационных способностей дошкольников
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически . Затем эти упражнения теряют свою ценность, т.к. любое освоенное до навыка и отрабатываемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению детей. Для развития КС используются специфические методы физического воспитания.
Метод стандартного упражнения - большое количество повторений одного и того же нового упражнения в относительно стандартных условиях.
Метод переменного упражнения 1. Со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения : -варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, изменение темпа движения по внезапному сигналу); -изменение исходных и конечных положений (например, наклон вперед из положения сидя и стоя); -изменение способов выполнения действия (например, прямой и боковой галоп); -зеркальное выполнение упражнений (например, метание мяча правой и левой рукой); -выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, спрыгнуть и выпрямиться после ходьбы по скамейке); -выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (например, переложить предмет из руки в руку за спиной).
2. С нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения: - использование необычных условий естественной среды (например, ходьба, передвижение на лыжах по пересеченной местности); - преодоление произвольными способами полосы препятствий на уличной площадке.
Игровой метод 1 . С дополнительными заданиями , когда упражнение выполняется : * в ограниченное время (например, в игре «Кто больше перебросит» дети должны перекинуть наибольшее количество мячей на сторону другой команды за 1 мин); * в определенных условиях ( например, в игре «Найди и промолчи» дети обязаны соблюдать молчание); * с четким определением двигательных действий (например, в игре «Охотники и обезьяны» «охотники» предлагают «обезьянам» повторить конкретное упражнение). 2 . Без дополнительных заданий , когда возникающие двигательные задачи ребенок должен решить самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации (например, игра «Прятки»).
Соревновательный метод- применение физических упражнений в условиях соперничества ( например, эстафеты или игровые упражнения по принципу «кто быстрее»?). Диагностика координационных способностей в практике занятий физкультурой традиционно оценивается с помощью челночного бега 3*10 м, который проводится на ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающих хорошее сцепление с обувью. Таким образом, инструктор по физической культуре должен творчески подходить к выбору средств, методов и критериев оценки координационных способностей детей, учитывая индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Российской Федерации.
Упражнения для развития ловкости для детей младшего дошкольного возраста: - «Прокати мяч» - «Поймай шарик сачком» - «Сбей кеглю» - «Попади мячом в корзину» - «Мой веселый звонкий мяч»
Упражнения для развития ловкости для детей старшего дошкольного возраста: - упражнения с фитболами - упражнения с предметами (палки, кольца) - подвижные игры «Обгони мяч», «Будь ловким» (прокатывание обруча между кеглями), «Перенеси предмет», « Ловишки с приседаниями», « Лови,убегай », «Слалом» (продвижение вперед прыжками вправо-влево).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо....

Игровое упражнение на развитие координационных способностей "Голова , плечи, коленки, носочки" для детей средней группы.
quot;Голова, плечи, коленки и носочки" - веселая развивающая зарядка для детей, которая научит ваших малышей частям тела.Забавные нарисованные человечки под веселую песенку детского хора показыв...
консультация для родителей "Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет"
координационная лесенка...

Консультация для родителей Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует - пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.В настоящее время состояни...

Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики
Дипломная работа по теме "Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики"...

Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами танцевальных упражнений.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее ...

