Центр здоровья в группе детского сада
статья по физкультуре

Лукьянова Ирина Юрьевна

Современная система дошкольного образования переживает период активного реформирования, в котором особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для физического совершенствования детей. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос организации центров здоровья и двигательной активности в дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_zdorovya_v_gruppe_detskogo_sada.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Центр здоровья в группе детского сада

Современная система дошкольного образования переживает период активного реформирования, в котором особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для физического совершенствования детей. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос организации центров здоровья и двигательной активности в дошкольных образовательных учреждениях.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  в качестве одной из ключевых задач определяет «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Анализ современных научных исследований (Рунова М.А., 2022; Филиппова С.О., 2023) показывает, что правильно организованная предметно-пространственная среда способна увеличить объем двигательной активности детей на 25-30%. При этом особое значение приобретает не просто наличие оборудования, а его грамотный подбор и организация двигательной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Центр здоровья и двигательной активности служит удовлетворению потребности дошкольников в движении и приобщению их к здоровому образу жизни  и решает задачи:      

- развитие основных движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой физической подготовленности возрастной группы;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- развитие творческой активности детей;

- приобщение детей к занятиям физической культурой и спорту.

Основные виды деятельности для использования оборудования в центре здоровья:

1. Двигательные упражнения: утренняя и бодрящая гимнастики.

2. Физминутки, динамические паузы, офтальмологическая гимнастика, гимнастика для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, точечный массаж, самомассаж,

3.Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических

качеств.

4.Подвижные игры

5.Дидактические игры. Познавательные задания с карточками, направленные на формирование у дошкольников интереса к физкультуре и спорту.

6.Досуговая деятельность (дружеский матч по настольному хоккею или дартсу).

Требования к центру здоровья:

Главное правило - центр двигательной активности - это площадка для активного движения, а не место для хранения оборудования!

1. Безопасность размещения: место, удалённое от окон, дверей, шкафов со стеклянными дверцами. На стенах не висят картины в рамках, на острые уголки мебели прикреплен мягкий материал (например, поролон) для избегания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы находятся в недосягаемом для детей месте.  Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не имеют травмоопасных элементов. Каждое пособие прочное, надежное, пригодное для эксплуатации.

2. Центр здоровья должен быть достаточно освещён, отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям.

3. Центр здоровья должен быть ярким, оригинальным и находится в свободном доступе детей.

5. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Центр должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Родители

Центр здоровья - это не просто уголок с инвентарём, это важный элемент воспитательного процесса, который помогает детям с ранних лет осознать ценность здоровья и научить заботиться о себе.

Формирование здорового образ жизни ребенка в детском саду, может находить каждодневную поддержку дома, если вовлечь родителей в деятельность центра здоровья и различных видов активности группы.

 

С помощью центра здоровья можно организовать интересные формы работы с родителями:

  • Рекомендации для всей семьи по ЗОЖ
  • Консультации «Советы доктора Айболита» с участием детского педиатра
  • Фотовыставки семейных спортивных историй
  • Совместное изготовление нестандартного оборудования, макетов и коллажей на спортивную тематику
  • Мастер-классы от родителей – семейные подвижные игры, правила здорового питания и т.д.
  • В рамках центра здоровья проведение педагогических советов с участием родителей и специалистов, опросы, тематические дни открытых дверей
  • Организация мини выставок спортивных достижений родителей (награды, дипломы, спортивная форма, фотографии, памятные вещи)

Центру здоровья можно дать интересное название, а к придумыванию привлечь родителей и воспитанников. Например, дать задание на выходные. Выбирают вариант путём простого голосования всеми ребятами, какое название вызывает больший восторг, то и будет использовано в оформлении центра активности.

  • Традиционные названия: «Физкульт-ура!», «Здоровячок/Крепыш», «Быстрее, выше, сильнее!».
  • Креативные и смешные названия: «Тренируемся с дядей Стёпой»,

«Надеваем быстро кеды и скорее до победы!», «Упражняйся — не стесняйся»

Т.о, родители, приходя в детский сад, должны видеть, что здоровье их ребёнка -  приоритет для педагогов детского сада, а центр здоровья, это инструмент, который помогает донести важную информацию до детей.

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям воспитания и развития дошкольников. Перед воспитателями стоит задача – как оформить центр здоровья, чтобы в нём было интересно заниматься детям.

Основной волнующий вопрос – нехватка пространства (воспитателей интересует размещение в группе зон для всех видов детской деятельности, но помещение зачастую не соответствует желаемому).

Эта проблема решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль с помощью технологии «Умные стены».

Технология умные стены, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников

Основная идея технологии «Умная стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду и включает в себя развивающий, интерактивный, сенсорный материал на стенах в предметно-развивающей среде детского сада.

«Умная стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

Задачи, которые решает «Умная стена»:

  • Развивает познавательную активность детей.
  • Развивает самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
  • Развивает коммуникативные навыки.

Информация  и задания представлены на уровне глаз детей в доступной форме (она может размещаться на магнитных досках, фланейлеграфах, верёвках с прищепками и т.д., что увеличивает вариативность среды).

Для создания умных стен в «Центре здоровья» лучше использовать

  • Крупные яркие изображения, плакаты с минимальным количеством текста. Тематика: спортивная - Олимпийские игры, виды спорта, и т.д.
  • Простые схемы упражнений с иллюстрациями
  • Настенные зрительные дорожки для офтальмологической тренировки, дорожки на развитие моторики и тактильных ощущений
  • Тихие тренажёры
  • Мини-комиксы о пользе здоровья. Тематика: «Режим дня», «Человек и организм», «Первая помощь», «Полезно-вредно», «Я здоровье берегу» (зубы, уши, глаза),
  • Спортивная символика
  • Фотографии
  • Тематические выставки рисунков детей
  • Ростомер
  • Стена правильной осанки
  • Атрибуты рефлексии настроения

Работа со стеной может проводиться индивидуально, а также по подгруппам. Главное преимущество «Умной стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом, педагог здесь является наблюдателем. Не навязывать темп выполнения заданий, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «умная» стена выполнит функцию путеводителя по развивающим маршрутам, который ребенок выберет самостоятельно.

«Умная стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка и его интересы.

 Организация «Умных стен» опирается на ряд требований и правил:

  • При оформлении экспозиций «Умных стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.
  • Присутствует систематическое обновление содержания экспозиций «Умных стен». «Умные стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом.
  • «Умные стены» должны быть надёжно закреплены.
  • Смена материалов должна быть определена не чаще 1-2 раз в месяц. Задания меняются в зависимости от проявленного интереса детей к тем, или иным упражнениям, играм и текущей темы, освящаемой в  «Центре здоровья».
  • К размещенным на «умных стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно: изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций; используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке; не перегружать пространство материалами (лучше меньше – чем больше);
  • четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
  • целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «умной стене»;
  • учитывать освещение (достаточное для изучения «умных стен», приятное для глаз, не агрессивное);
  • использование качественных иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).

Технология «Умные полы»

Решение проблемы нехватки пространства помогает и технология «Умные полы», которые оформляются в центрах здоровья группы на полу.

Для создания «Умных полов» в центре здоровья лучше использовать:

Классики, ходилки («Проведи по лабиринту шайбу», «Пробеги по дорожке синего (красного, жёлтого) цвета, дорожки со следами, игра «Следочки-ладошки»  и т. д.

Можно использовать различные интерактивные коврики. Коврики хороши тем, что один коврик можно использовать с разными заданиями  в нескольких образовательных областях,  а благодаря его мобильности, даже взять на прогулку.

К умным полам можно отнести и проекторы с играми и заданиями с проекцией на пол.

Вывод:

Завершая своё выступление, хочу  подчеркнуть, что центр здоровья в детском саду - это важный инструмент воспитания, развития, просвещения дошкольников и сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Технологии «Умная стена» и «Умные полы» оказывает неоценимую помощь педагогу при организации центров здоровья, предоставляя возможность разнообразить здоровьесозидающий педагогический процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым! Классик отечественной педагогики Антон Семёнович Макаренко говорил: «Воспитывает всё; люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"

Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...

Эффективный опыт работы ДОУ. Проектирование театрального центра в старшей группе детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.

Одной из задач ФГОС ДО является формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельн...

Презентация "Центр строительства" в группах детского сада

Аналитическая презентация по центрам строительства в группах ДОУ...

Организация центра уединения в группе детского сада

Организация центра уединения в группе детского сада...

"Как наполнить "Центр творчества" в группе детского сада в соответствии ФГОС ДО?"

Для эффективной работы по Образовательной Программе Организации в группах необходимо создать «Центр творчества» и наполнить его следующими материалами...

Паспорт центра "Оздоровления" в группе детского сада

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и пед...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....