Центр здоровья в группе детского сада
статья по физкультуре
Современная система дошкольного образования переживает период активного реформирования, в котором особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для физического совершенствования детей. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос организации центров здоровья и двигательной активности в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр здоровья в группе детского сада
Современная система дошкольного образования переживает период активного реформирования, в котором особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для физического совершенствования детей. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос организации центров здоровья и двигательной активности в дошкольных образовательных учреждениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из ключевых задач определяет «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Анализ современных научных исследований (Рунова М.А., 2022; Филиппова С.О., 2023) показывает, что правильно организованная предметно-пространственная среда способна увеличить объем двигательной активности детей на 25-30%. При этом особое значение приобретает не просто наличие оборудования, а его грамотный подбор и организация двигательной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Центр здоровья и двигательной активности служит удовлетворению потребности дошкольников в движении и приобщению их к здоровому образу жизни и решает задачи:
- развитие основных движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой физической подготовленности возрастной группы;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- развитие творческой активности детей;
- приобщение детей к занятиям физической культурой и спорту.
Основные виды деятельности для использования оборудования в центре здоровья:
1. Двигательные упражнения: утренняя и бодрящая гимнастики.
2. Физминутки, динамические паузы, офтальмологическая гимнастика, гимнастика для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, точечный массаж, самомассаж,
3.Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических
качеств.
4.Подвижные игры
5.Дидактические игры. Познавательные задания с карточками, направленные на формирование у дошкольников интереса к физкультуре и спорту.
6.Досуговая деятельность (дружеский матч по настольному хоккею или дартсу).
Требования к центру здоровья:
Главное правило - центр двигательной активности - это площадка для активного движения, а не место для хранения оборудования!
1. Безопасность размещения: место, удалённое от окон, дверей, шкафов со стеклянными дверцами. На стенах не висят картины в рамках, на острые уголки мебели прикреплен мягкий материал (например, поролон) для избегания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы находятся в недосягаемом для детей месте. Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не имеют травмоопасных элементов. Каждое пособие прочное, надежное, пригодное для эксплуатации.
2. Центр здоровья должен быть достаточно освещён, отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям.
3. Центр здоровья должен быть ярким, оригинальным и находится в свободном доступе детей.
5. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
Центр должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).
Родители
Центр здоровья - это не просто уголок с инвентарём, это важный элемент воспитательного процесса, который помогает детям с ранних лет осознать ценность здоровья и научить заботиться о себе.
Формирование здорового образ жизни ребенка в детском саду, может находить каждодневную поддержку дома, если вовлечь родителей в деятельность центра здоровья и различных видов активности группы.
С помощью центра здоровья можно организовать интересные формы работы с родителями:
- Рекомендации для всей семьи по ЗОЖ
- Консультации «Советы доктора Айболита» с участием детского педиатра
- Фотовыставки семейных спортивных историй
- Совместное изготовление нестандартного оборудования, макетов и коллажей на спортивную тематику
- Мастер-классы от родителей – семейные подвижные игры, правила здорового питания и т.д.
- В рамках центра здоровья проведение педагогических советов с участием родителей и специалистов, опросы, тематические дни открытых дверей
- Организация мини выставок спортивных достижений родителей (награды, дипломы, спортивная форма, фотографии, памятные вещи)
Центру здоровья можно дать интересное название, а к придумыванию привлечь родителей и воспитанников. Например, дать задание на выходные. Выбирают вариант путём простого голосования всеми ребятами, какое название вызывает больший восторг, то и будет использовано в оформлении центра активности.
- Традиционные названия: «Физкульт-ура!», «Здоровячок/Крепыш», «Быстрее, выше, сильнее!».
- Креативные и смешные названия: «Тренируемся с дядей Стёпой»,
«Надеваем быстро кеды и скорее до победы!», «Упражняйся — не стесняйся»
Т.о, родители, приходя в детский сад, должны видеть, что здоровье их ребёнка - приоритет для педагогов детского сада, а центр здоровья, это инструмент, который помогает донести важную информацию до детей.
Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям воспитания и развития дошкольников. Перед воспитателями стоит задача – как оформить центр здоровья, чтобы в нём было интересно заниматься детям.
Основной волнующий вопрос – нехватка пространства (воспитателей интересует размещение в группе зон для всех видов детской деятельности, но помещение зачастую не соответствует желаемому).
Эта проблема решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль с помощью технологии «Умные стены».
Технология умные стены, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников
Основная идея технологии «Умная стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду и включает в себя развивающий, интерактивный, сенсорный материал на стенах в предметно-развивающей среде детского сада.
«Умная стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.
Задачи, которые решает «Умная стена»:
- Развивает познавательную активность детей.
- Развивает самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
- Развивает коммуникативные навыки.
Информация и задания представлены на уровне глаз детей в доступной форме (она может размещаться на магнитных досках, фланейлеграфах, верёвках с прищепками и т.д., что увеличивает вариативность среды).
Для создания умных стен в «Центре здоровья» лучше использовать
- Крупные яркие изображения, плакаты с минимальным количеством текста. Тематика: спортивная - Олимпийские игры, виды спорта, и т.д.
- Простые схемы упражнений с иллюстрациями
- Настенные зрительные дорожки для офтальмологической тренировки, дорожки на развитие моторики и тактильных ощущений
- Тихие тренажёры
- Мини-комиксы о пользе здоровья. Тематика: «Режим дня», «Человек и организм», «Первая помощь», «Полезно-вредно», «Я здоровье берегу» (зубы, уши, глаза),
- Спортивная символика
- Фотографии
- Тематические выставки рисунков детей
- Ростомер
- Стена правильной осанки
- Атрибуты рефлексии настроения
Работа со стеной может проводиться индивидуально, а также по подгруппам. Главное преимущество «Умной стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом, педагог здесь является наблюдателем. Не навязывать темп выполнения заданий, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «умная» стена выполнит функцию путеводителя по развивающим маршрутам, который ребенок выберет самостоятельно.
«Умная стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка и его интересы.
Организация «Умных стен» опирается на ряд требований и правил:
- При оформлении экспозиций «Умных стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.
- Присутствует систематическое обновление содержания экспозиций «Умных стен». «Умные стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом.
- «Умные стены» должны быть надёжно закреплены.
- Смена материалов должна быть определена не чаще 1-2 раз в месяц. Задания меняются в зависимости от проявленного интереса детей к тем, или иным упражнениям, играм и текущей темы, освящаемой в «Центре здоровья».
- К размещенным на «умных стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно: изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций; используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке; не перегружать пространство материалами (лучше меньше – чем больше);
- четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
- целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «умной стене»;
- учитывать освещение (достаточное для изучения «умных стен», приятное для глаз, не агрессивное);
- использование качественных иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).
Технология «Умные полы»
Решение проблемы нехватки пространства помогает и технология «Умные полы», которые оформляются в центрах здоровья группы на полу.
Для создания «Умных полов» в центре здоровья лучше использовать:
Классики, ходилки («Проведи по лабиринту шайбу», «Пробеги по дорожке синего (красного, жёлтого) цвета, дорожки со следами, игра «Следочки-ладошки» и т. д.
Можно использовать различные интерактивные коврики. Коврики хороши тем, что один коврик можно использовать с разными заданиями в нескольких образовательных областях, а благодаря его мобильности, даже взять на прогулку.
К умным полам можно отнести и проекторы с играми и заданиями с проекцией на пол.
Вывод:
Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть, что центр здоровья в детском саду - это важный инструмент воспитания, развития, просвещения дошкольников и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Технологии «Умная стена» и «Умные полы» оказывает неоценимую помощь педагогу при организации центров здоровья, предоставляя возможность разнообразить здоровьесозидающий педагогический процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым! Классик отечественной педагогики Антон Семёнович Макаренко говорил: «Воспитывает всё; люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"
Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...
Эффективный опыт работы ДОУ. Проектирование театрального центра в старшей группе детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.
Одной из задач ФГОС ДО является формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельн...

Презентация "Центр строительства" в группах детского сада
Аналитическая презентация по центрам строительства в группах ДОУ...

Организация центра уединения в группе детского сада
Организация центра уединения в группе детского сада...

"Как наполнить "Центр творчества" в группе детского сада в соответствии ФГОС ДО?"
Для эффективной работы по Образовательной Программе Организации в группах необходимо создать «Центр творчества» и наполнить его следующими материалами...

Паспорт центра "Оздоровления" в группе детского сада
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и пед...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....
