Худоственная литература
книга по художественной литературе (старшая группа)

Павленко Инна Олеговна

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hudozhestvennaya_literatura.zip12.47 КБ

Предварительный просмотр:

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие дети предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Соответсвенно, полюбить чтение в школе такому ребёнку будет сложно. А ведь литература — это одно из мощных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, которое обогащает детскую речь эмоциями, формирует гуманные чувства, даёт возможность к размышлению. Одной из важных задач взрослого является открыть в ребенке читателя и привить интерес и любовь к книге. И первой ступенью после родителей здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство в котором особое место занимает художественная литература.

Без спорно художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе и прежде всего это источник знаний. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. А как известно истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит не простая задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое вызывает погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизненную мудрость общества, человеческих чувств и взаимоотношений. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Не надо забывать, что дети дошкольного возраста прежде всего слушатели, а не читатели, художественные произведения доносят до них родители и педагоги, поэтому владение выразительного чтения имеет здесь особое значение.

К задачам чтения художественной литературы с детьми старшей группы относятся:

Учить прослушивать большие произведения (по главам).

Побуждать детей выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

Формировать в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Развивать чувства юмора.

На занятии по чтению художественной литературы я применяю следующие методы:

Чтение по книге или наизусть.

Рассказывание (пересказ).

Инсценирование.

Заучивание наизусть.

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

Занятие должно быть эмоционально насыщенным, которое должно передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо воспитателя, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого я смотрю не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.

Прозаические произведения (сказки, рассказы) стараюсь рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то обычно читаю их голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы ребята поняли, о чём идёт речь.

В процессе чтения стараюсь не отвлекать детей дисциплинарными замечаниями: для этой цели могу повысить или понизить голос, сделать паузу.

Как правило, насильно заставляют читать детей только те люди и родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Читайте как можно больше, ведь это классно, и дети начнут читать, подражая вам. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"

В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература"   ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...

" Русская литература-духовная литература"

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!Великой красоты и сложности предел,Животворящий сплав прошедшего и мига,Фундамент для грядущих добрых дел(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомн...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...