Консультация для воспитателей
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Бреган Лариса Алексеевна

"Наша библиотека" в групповом помещении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей:

 «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для дошкольников 5-6 лет,

 «Наша библиотека» в групповом помещении»

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

  Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя. Принципы отбора литературных произведений для детей Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. 

Что такое уголок книги

Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

    Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.            Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева,                      В. Конашевича,  Е. Чарушина и многих других.

Содержание книжного уголка в дошкольников 5-6 лет детского сада и педагогическая работа в них определяется изменениями в литературном развитии детей: для старшего дошкольника чтение становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Что должно быть в книжном уголке?

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг:

  • учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
  • в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • книги, отражающие тематику недели;
  • 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
  • художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
  • юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов,   В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
  • энциклопедии, подборки научно-популярных журналов.
  • интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
  • книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми.
  • тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.)
  • тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
  • речевые игры
  • наборы предметных и сюжетных картинок

       Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя               Владимира Сутеева, Корнея Чуковского «Доктор Айболит», зоологические альбомы, созданные Евгением Чарушиным  и многие другие издания. Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.        В старших группах устраивают тематические выставки книг. Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг                   Л. Толстого, С. Маршака.

Также приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры (например):

- Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».

- Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Дошкольникам 5-6 лет, можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

- Игра «Докончи фразу». Воспитатель из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

- Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

- Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.

- Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

Что могут сделать дети своими руками в уголке книги

Старшие дошкольники должны принимать активное участие в организации и обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы, в том числе в организации и оформлении уголка книги. Наш опыт показывает, что они могут и хотят это делать. Такой книжный уголок не просто присутствует в группе, он наполнен разнообразными событиями, которые делают жизнь воспитанников насыщенной и социально значимой.

Итак, что могут сделать дети:

- придумать название и оформить эмблему книжного уголка. Совместная деятельность вызывает положительные эмоции и развивает воображение, ребята чувствуют себя командой, каждый ребёнок осознаёт ответственность.

- сделать таблички с надписями разделов литературных жанров в книжном уголке, в соответствии с их содержанием, например: «Хочу все знать», «Былины», «Тут живет сказка», «Книги наших родителей», «Журналы» и т.д.

- создавать книги: придумывать сюжеты иллюстрировать их. В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать, с удовольствием друг другу помогают, делают множество открытий, добиваются личных достижений, с большим удовольствием презентуют свои книжки друг другу, педагогу, родителям;

- придумать и нарисовать правила поведения в уголке книги.

Мы считаем, что уголок книги в старшей и подготовительной группе - это интерактивное пространство, где развиваются сюжеты игр, делаются открытия, проводятся теоретические исследования. Поэтому дети могут самостоятельно изготовить: формуляры читателя, читательские билеты, учетные карточки на каждую книгу, а так же маркеры пространства «Библиотека», «Читальный зал» и т.д., с помощью которых дети обозначают актуальную на данный момент игровую зону.

Чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книгам, а так же приобщить их к трудовой деятельности, в уголке должна быть организована «Мастерская по ремонту книг». Дети могут самостоятельно сделать аптечку (обклеить коробку, нарисовать соответствующий символ, подписать), отобрать необходимые материалы и инструменты для ремонта книг.

Каждый ребенок с большим удовольствием изготовит закладку для своей любимой книги. От частого перелистывания страниц, книга стареет быстрее, а имея закладку, можно легко найдете ту страницу, где прервали свое чтение или рассматривание иллюстраций.

Изготовление масок, персонажей сказок и рассказов, декораций для театрализованной деятельности своими руками, доставляет детям не только колоссальное удовольствие, но и имеет большие педагогические возможности. Это увлекательное занятие развивает самостоятельность, фантазию и творческое воображение, конструктивное мышление, расширяет игровой опыт, дает знания об окружающем мире, формирует умение общаться друг с другом. Ведь все, что сделано своими руками, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности ребенка.

Формы образовательной деятельности в уголке книги с детьми старшего дошкольного возраста.

Самой распространённой, но не потерявшей своей актуальности является тематическая книжная выставка. Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей, например связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника - иллюстратора, по запросам детей и родителей и т.д. Книжные выставки организуются на непродолжительный срок, не более трех или четырех дней, так как интерес и внимание детей снижается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...