Проект "Сказки из чемодана" для детей старшей группы (5-6 лет), 2023 г.
проект по художественной литературе (старшая группа)

Сухарева Татьяна Владимировна

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество. Участники проекта – дети и родители старшей группы № 24.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Сказки из чемодана»

Руководители проекта – Сухарева Т.В.

Консультант проекта – Ногина И.Ю.

Образовательная область – познавательная, художественно – эстетическая.

Участники проекта – дети и родители группы № 24.

Проект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).

Типология: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный (учебный год).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность: сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, его героизм и мудрость.

Сказка играет важнейшую роль в развитии творческого воображения ребёнка– способности, без которой невозможна ни умственная деятельность в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Так же сказки прививают интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество.

Задачи:

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

2. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;

3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,

4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Привить традиции семейного чтения;

Предполагаемый результат:

- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

- знать различные виды театров и уметь показывать их;

- уметь использовать различные средства выразительности;

- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, различные игрушки и куклы для кукольного театра, декорации и бутафория, наглядные материалы: плакаты, различные издания с иллюстрациями.

Продукт проекта: кукольные театры – ширма, театр в чемодане, пальчиковый театр.

1 этап - подготовительный

Подбор материала и литературы по теме проекта. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями. Чтение и восприятие художественной литературы, семейное чтение. Выбор произведения для инсценировки: К.И. Чуковский «Путаница». Знакомство с театральными профессиями.

2 этап - основной

Реализация проекта. Знакомство с произведением, умение узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), знакомство с разными видами театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный), распределение ролей.

3 этап - итоговый

Сценарий и репетиция постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, распределение между собой обязанностей, заучивание ролей;

Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,

Воспитание партнерских отношений между детьми, коммуникативные качества, создание радостного эмоционального настроя, поощрение творческой инициативы. Выступление.

Планирование и организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап - подготовительный

1

Сентябрь

Создание проблемной ситуации: заинтересованность детей: как можно, какими средствами воспроизвести услышанную сказку

Дети обсуждают данную проблему и предлагают подобрать куклы и игрушки для выбранного сюжета

2

Воспитатель готовят сценарий и атрибуты для спектакля

Дети помогают воспитателю, говорят, что бы они хотели выучить и выбирают роли

Родители дома читают художественные произведения автора и от части заучивают необходимые слова

3

Чтение и обсуждение выбранного произведения для инсценировки, распределение ролей

Дети анализируют, пересказывают текст, репетируют. Задание: составить творческие рассказы «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», рассказ сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти

4

Октябрь

Составление консультаций для родителей: «Как запомнить и пересказать текст сказки», «Зачем нужны сказки. Их роль в жизни человека», «Театральная деятельность»

Родители знакомятся с содержанием консультаций и выполняют рекомендации

2 этап - основной

1

Ноябрь

Знакомство и распределение ролей сценария. Показ фотографий и иллюстраций по теме «Театр и зрители», дидактическая игра «Театр и зрители»

Дети рассматривают фотографии и слушают рассказ воспитателя. Дома рассказывают родителям о том, что узнали. Игровая деятельность

Родители вместе с детьми рисуют различные сюжеты из сказки с соответствующими персонажами или про театр. Организация в группе выставки рисунков по теме

2

Активизация выразительных средств для создания роли, репетиция

Дети делятся впечатлениями из собственного опыта, репетируют свои роли эмоционально и выразительно

3

Декабрь, январь

Репетиция

Дети наблюдают, играют, экспериментируют

Родители изготавливают дополнительные декорации, костюмы для спектакля

4

Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что им больше всего понравилось во время репетиции

Дети рисуют

5

Учим роли наизусть

Дети слушают, отвечают на вопросы, заучивают наизусть

Родители дома закрепляют текст

6

Февраль

Воспитатель знакомит детей с правилами перевоплощения с помощью дидактических и подвижных игр

Дети играют в дидактические и подвижные игры: «Что сначала, что потом?», «Составь картинку из частей», «В гостях у сказки»

Родители изготавливают атрибуты и костюмы для спектакля

7.

Март

Воспитатель готовит музыкальное и техническое сопровождение

  • Дети делают выводы, играют в дидактические и подвижные игры: «Путешествие в театр», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм?», «Произнеси слова персонажа?», «Вспомни слова героя?»

Родители помогают в фотоотчёте инсценировки

8.

Знакомство с профессией гримёра

Дети обсуждают детали своих образов

Родители подбирают информационный материал характера и деталей образа, средства воплощения

9.

Апрель

Воспитатель проводит генеральную репетицию в костюмах и гриме

Дети входят в роль своих персонажей. Учатся выразительно передавать текст. Пополнение словарного запаса новыми словами

10.

Фотосессия

Дети участвуют в фотосессии

Техническая помощь родителей

3 этап - заключительный

1

Май

Выступление, поощрение участников проекта

Исполнение произведения, ролей

Родители в ролях ассистента, гримёра, бутафора, декоратора

2

Анализ, обсуждение сыгранного спектакля за круглым столом. Планы на следующую деятельность

Совместная деятельность с воспитателем и родителями

Совместная деятельность

Вывод

Использование сказок в познавательной и театрализованной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать активную социальную позицию, воспитывать волевые и коммуникативные качества ребёнка.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

в детском саду.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  4. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  6. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  9. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  10. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
  12. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  13. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  14. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год для детей старшей группы (5-6 лет). от 1 сентября 2022 год

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.

Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы на 2022 - 2023 учебный год

Цель: Создать условия для формирования ответственного взаимоотношения с семьями вопитанников и развития компетентности родителей...

План работы на январь 2023 для детей старшей группы

Тематическое планирование по программе "От рождения до школы" январь старшая группа...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год

Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...

Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...