Презентация "Роль малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Анохина Марина Николаевна

Художественная литература.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста» ГБОУ Школа №2010, воспитатель: Анохина М.Н. Москва 2022 г.

Слайд 2

Что такое фольклор ? Фольклор — устное народное творчество (англ.; в дословном переводе — народное знание; folk — народ, lore — знание) — это народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства. Видов и форм народного искусства множество: песенное, танцевальное, словесное и др. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость . Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.

Слайд 3

Что такое Малый фольклорный жанр? Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Слайд 4

Какие малые фольклорные жанры помогают в развитии речи у детей ? Загадки, пословицы, поговорки ; Колыбельные ; Сказки; Народные песни ; Потешки, пестушки; Заклички, приговорки; Небылицы – перевёртыши; Считалка; Жеребьёвка; Дразнилки; Страшные истории - антистрашилки;

Слайд 5

Колыбельные песни Колыбельные песни - успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. В народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Слайд 6

Пестушки Пестушки - всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Слайд 7

Потешки Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец), но лентяя.

Слайд 8

Прибаутки Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Слайд 9

Заклички Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Слайд 10

Считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Слайд 11

Пословицы, поговорки, загадки Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Пословицы - c одержание пословицы не надуманно. Оно очень тесно свя­зано с бытом, с жизнью человека, оно концентрированно пере­дает от поколения к поколению народный опыт, правила челове­ческого общежития. Несмотря на свою краткость, лаконичность, пословица — это художественное изречение, яркое, образное, афористичное . Пословица — это философский жанр. В ней выражено миро­воззрение народа, представлена система взглядов на жизненные проблемы. Поговорки , как и пословицы , — древнейший жанр. Поговорки настоль­ко органично входят в сознание человека, что порою, произно­ся их, человек сам не осознает, что делает это: покатиться со смеху; показать, где раки зимуют; прикусить язык; сами с усами и т.д. Пословицы и поговорки придают речи меткость, выразитель­ность, оригинальность, являются не только украшением, но и исходным материалом для создания новых художественных про­изведений, как прозаических, так и поэтических.

Слайд 12

Небылицы Небылицы – парадокс, её мир вывернут наизнанку. Прежде всего, это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Слайд 13

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных учреждений...

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Фольклор в развитии детей раннего возраста...

Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»

Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»...

Мастер-класс «Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста».

На протяжении нескольких лет я, работая на 1 младшей группе,  использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер - класс по теме: «Влияние малых форм фоль...