Перечень литературных произведений для реализации Федеральной Образовательный Программы.
материал по художественной литературе

Кочанова Людмила Ивановна

   Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

        Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы.    Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
      1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
      2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
       3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Малые формы фольклора. 

«Большие ноги…»,

«Еду-еду к бабе, к деду…»,

 «Как у нашего кота…»,

«Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Курочка»,

«Наши уточки с утра…»,

«Пальчик- мальчик…»,

 «Петушок, петушок…»,

«Пошел кот под мосток…»,

«Радуга-дуга…».

Русские народные сказки

 «Козлятки и волк» (обработка К.Д. Ушинского),

«Колобок» (обработка К.Д. Ушинского),

 «Золотое яичко» (обработка К.Д. Ушинского),

 «Маша и медведь» (обработка М.А. Булатова),

«Репка» (обработка К.Д. Ушинского),

«Теремок» (обработка М.А. Булатова).

Поэзия

 Александрова З.Н. «Прятки», «Топотушки»,

Барто А.Л. «Бычок», «Мячик», «Слон», «Мишка», «Грузовик», «Лошадка», «Кораблик», «Самолет» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит», «Птичка»;

Берестов В.Д. «Курица с цыплятами»,

Благинина Е.А. «Аленушка»,

Жуковский В.А. «Птичка»,

Ивенсен М.И. «Поглядите, зайка плачет»,

 Клокова М. «Мой конь», «Гоп-гоп»,

Лагздынь Г.Р. «Зайка, зайка, попляши!»,

 Маршак С.Я. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»),

 Орлова А. «Пальчики-мальчики»,

Стрельникова К. «Кряк-кряк»,

Токмакова И.П. «Баиньки»,

Усачев А. «Рукавичка».

Проза

 Александрова З.Н. «Хрюшка и Чушка»

Брукс Фелисити  «Маша и Миша»,

Пантелеев Л. «Как поросенок говорить научился»,

 Сутеев В.Г. «Цыпленок и утенок»,

Чарушин Е.И. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»),

Чуковский К.И. «Цыпленок».



Предварительный просмотр:

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Интерес к художественной литературе

Формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него).

Побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей.

Поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты.

Развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и т.п.), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений.

Побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно.

Развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.

Малые формы фольклора.

 «А баиньки-баиньки»,

 «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»,

«Большие ноги»,

 «Водичка, водичка»,

«Вот и люди спят»,

 «Дождик, дождик, полно лить…»,

 «Заяц    Егорка…»,

«Идет коза рогатая»,

 «Из-за леса, из-за гор…»,

 «Катя, Катя…»,

 «Кисонька- мурысонька…»,

 «Наша Маша маленька…»,

 «Наши уточки с утра»,

 «Огуречик, огуречик…»,

 «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»,

 «Поехали, поехали»,

 «Пошел котик на Торжок…»,

«Тили-бом!...»,

«Уж ты, радуга-дуга»,

 «Улитка, улитка…»,

«Чики, чики, кички…».

Русские народные сказки. 

«Заюшкина избушка» (обработка О. Капицы),

«Как коза избушку построила» (обработка М.А. Булатова),

«Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской),

 «Лиса и заяц» (обработка В. Даля),

«Маша и медведь» (обработка М.А. Булатова),

 «Снегурушка и лиса» (обработка А.Н. Толстого).

Фольклор народов мира.

 «Бу-бу, я рогатый», лит. сказка (обработка Ю. Григорьева);

 «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар. песенки (пер. и обработка С. Маршака);

«Ой ты заюшка-пострел…», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова,

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай…», пер. с молд. И. Токмаковой;

 «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С. Могилевской и Л. Зориной).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Аким Я.Л. «Мама»;

 Александрова З.Н. «Гули-гули», «Арбуз»;

Барто А., Барто П. «Девочка-рѐвушка»;

Берестов В.Д. «Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,

«Воробушки»;

Введенский А.И. «Мышка»;

Лагздынь Г.Р. «Петушок»;

Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

 Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;

Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»;

Пикулева Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кашка шар…»;

Плещеев А.Н. «Травка зеленеет…»;

 Пушкин А.С. «Ветер, ветер!...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;

 Орлова А. «У машины есть водитель»;

 Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»;

 Сапгир Г.В. «Кошка»;

Хармс Д.И. «Кораблик»;

 Чуковский К.И. «Федотка», «Путаница».

Проза. 

Бианки В.В. «Лис и мышонок»;

Калинина Н.Д. «Как Вася ловил рыбу», «В лесу» (из книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»;

Павлова Н.М. «Земляничка», «На машине»;

 Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»;

 Сутеев В.Г. «Кто сказал «мяу?», «Под грибом»;

Тайц Я. М. «Кубик на кубик», «Впереди всех», «Волк», «Поезд»; Толстой Л.Н. «Три медведя», «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес…», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;

Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки»;

 Чарушин Е.И. «Утка с утятами», «Еж» (из книги «В лесу»), «Волчишко»;

Чуковский К.И. «Мойдодыр».

Произведения поэтов и писателей разных стран. 

Биссет Д. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

 Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М. Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает, пер. с арм. Т. Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких», пер. Т.Зборовская;

Шертл А. «Голубой грузовичок», пер. Ю. Шипкова;

Эрик К. «Очень голодная гусеница», «Десять резиновых утят».



Предварительный просмотр:

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Интерес к художественной литературе

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения).

Формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него).

Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах).

Формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр.

Поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций.

Поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений.

Малые формы фольклора.

 «Ай, качи-качи-качи...»,

«Божья коровка...»,

«Волчок-волчок, шерстяной бочок…»,

«Дождик, дождик, пуще...»,

«Еду-еду к бабе, к деду…»,

 «Жили у бабуси…»,

«Заинька, попляши...»,

 «Заря-заряница...»;

«Как без дудки, без дуды…»,

 «Как у нашего кота...»,

«Кисонька-мурысенька...»,

 «Курочка-рябушечка...»,

«На улице три курицы...»,

«Ночь пришла...»,

«Пальчик-мальчик...»,

«Привяжу я козлика»,

«Радуга-дуга...»,

 «Сидит белка на тележке...»,

«Сорока, сорока...»,

 «Тень, тень, потетень...»,

 «Тили-бом! Тили-бом!..»,

«Травка-муравка...»,

«Чики-чики-чикалочки...».

Русские народные сказки.

«Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка М. Булатова;

«Волк и козлята» (обработка А.Н. Толстого);

 «Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской);

«Лиса и заяц» (обработка В. Даля);

«Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова);

 «У страха глаза велики» (обработка М. Серовой).

Фольклор народов мира.

Песенки.

«Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

«Что за грохот», пер. с латыша. С. Маршака;

 «Купите лук...», пер. с шотл. И. Токмаковой;

«Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки.

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб. обр. Ш. Сагдуллы;

 «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

«Пых», белорус. обр. Н. Мялика:

 «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. 

Бальмонт К.Д. «Осень»;

Благинина Е.А. «Радуга»;

Городецкий С.М. «Кто это?»;

Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»;

Кольцов А.В. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);

 Косяков И.И. «Все она»;

 Майков А.Н. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);

Маршак С.Я. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;

Михалков С.В. «Песенка друзей»;

 Мошковская Э.Э. «Жадина»;

 Плещеев А.Н. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.);

 Пушкин А.С.

«Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»);

Токмакова И.П. «Медведь»;

Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Муха- цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».

Проза.

Бианки В.В. «Купание медвежат»;

 Воронкова Л.Ф. «Снег идет» (из книги «Снег идет»);

Дмитриев Ю. «Синий шалашик»;

Житков Б.С. «Слоны», «Как слон купался» (из книги

«Что я видел»);

 Зартайская И. «Душевные истории про Пряника и Вареника»;

Зощенко М.М. «Умная птичка»;

 Прокофьева С.Л. «Маша и Ойка», «Сказка про грубое слово «Уходи»», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

 Сутеев В.Г. «Три котенка»;

Толстой Л.Н. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;

Толстой А.Н. «Еж», «Лиса», «Петушки»;

 Ушинский К.Д. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса- Патрикеевна»;

Хармс Д.И. «Храбрый ѐж»;

 Чуковский К.И. «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

 Виеру Г. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;

Воронько П. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Дьюдни А. «Лама красная пижама», пер. Т. Духановой;

Забила Н.Л. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

Капутикян С. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Спендиаровой;

 Карем М. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;

 Макбратни С. «Знаешь, как я тебя люблю», пер. Е. Канищевой,

 Я. Шапиро; Милева Л. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова.

Проза.

 Бехлерова Х. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;

Биссет Д. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;

 Муур Л. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

Чапек Й. «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. чешск. Г. Лукина.



Предварительный просмотр:

Средняя группа (4-5 лет)

Интерес к художественной литературе

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные особенности жанров литературных произведений.

Развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (учить устанавливать причинные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; привлекать внимание детей к ритму поэтической речи, образным характеристикам предметов и явлений).

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок).

Воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.

Малые формы фольклора. 

«Барашеньки…»,

«Гуси, вы гуси…»

, «Дождик-дождик, веселей»,

«Дон! Дон! Дон!...»,

«Жил у бабушки козел»,

 «Зайчишка-трусишка…»,

 «Идет лисичка по мосту…»,

«Иди весна, иди, красна…»,

«Кот на печку пошел…»,

«Наш козел…»,

 «Ножки, ножки, где вы были?..»,

«Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять»,

«Сегодня день целый…»,

«Сидит, сидит зайка…»,

 «Солнышко-ведрышко…»,

«Стучит, бренчит»,

 «Тень-тень, потетень».

Русские народные сказки. 

«Гуси-лебеди» (обработка М.А. Булатова);

«Жихарка» (обработка И. Карнауховой);

«Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого);

 «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова);

 «Коза-дереза» (обработка М.А. Булатова);

«Лиса и козел», «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы);

«Лиса-лапотница» (обработка В. Даля);

«Лисичка-сестричка и волк (обработка М.А. Булатова);

«Смоляной бычок» (обработка М.А. Булатова);

 «Снегурочка» (обработка М.А. Булатова).

Фольклор народов мира

Песенки. 

«Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;

«Песня моряка» норвежск. нар. песенка (обработка Ю. Вронского);

«Барабек», англ. (обработка К. Чуковского);

 «Шалтай-Болтай», англ. (обработка С. Маршака).

Сказки.

 «Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм, пер. с. нем. А. Введенского,

под ред. С. Маршака;

 «Два жадных медвежонка», венгер. сказка (обработка А. Красновой и В. Важдаева); «Колосок», укр. нар. сказка (обработка С. Могилевской);

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Аким Я.Л. «Первый снег»;

 Александрова З.Н. «Таня пропала», «Теплый дождик»;

 Бальмонт К.Д. «Росинка»;

Барто А.Л. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»;

Берестов В.Д. «Искалочка»;  

 Благинина   Е.А.   «Дождик,   дождик…»,   «Посидим   в   тишине»,  

 С.   Черный «Приставалка»;

 Блок А.А. «Ветхая избушка…», «Ворона»;

 Брюсов В.Я. «Колыбельная»;

Бунин И.А. «Листопад» (отрывок);

 Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки»;

Гернет Н. и Хармс Д. «Очень-очень вкусный пирог»;

Дрожжин С.Д. «Улицей гуляет…» (из стих. «В крестьянской семье»);

Есенин С.А. «Поет зима – аукает…»;

Заходер Б.В. «Волчок», «Кискино горе»;

Кушак Ю.Н. «Сорок сорок»;

Лукашина М. «Розовые очки»,

 Маршак С.Я. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники»;

Матвеева Н. «Она умеет превращаться»;

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Михалков С.В. «А что у Вас?», «Рисунок», «Дядя Степа – милиционер»;

 Мориц Ю.П. «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном – дома!», «Огромный собачий секрет»;

 Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера»;

Носов Н.Н. «Ступеньки»;

Орлова А. «Невероятно длинная история про таксу»;

Пушкин А.С. «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне…»), «У лукоморья…» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин);

Сапгир Г.В. «Садовник»;

Серова Е. «Похвалили»;

 Сеф Р.С. «На свете все на все похоже…», «Чудо»;

 Токмакова И.П. «Ивы», «Сосны», «Плим», «Где спит рыбка?»;

Толстой А.К. «Колокольчики мои»;

Усачев А. «Выбрал папа ѐлочку»;

Успенский Э.Н. «Разгром»;

Фет А.А. «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

 Хармс Д.И. «Очень страшная история», «Игра», «Врун»;

Чуковский К.И. «Путаница», «Закаляка», «Радость», «Тараканище».

Проза.

Абрамцева Н.К. «Дождик», «Как у зайчонка зуб болел»;

Берестов В.Д. «Как найти дорожку»;

Бианки В.В. «Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок»;

 Вересаев В.В. «Братишка»;

Воронин С.А. «Воинственный Жако»;

 Воронкова Л.Ф. «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Солнечный денек»);

 Дмитриев Ю. «Синий шалашик»,

Драгунский В.Ю. «Он живой и светится…»,  «Тайное становится явным»; Зощенко М.М. «Показательный ребенок», «Глупая история»;

Коваль Ю.И. «Дед, баба и Алеша»;

 Козлов С.Г. «Необыкновенная весна», «Такое дерево»;

Носов Н.Н. «Заплатка», «Затейники»;

Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Журка»;

Сахарнов С.В. «Кто прячется лучше всех?»;

 Сладков Н.И. «Неслух»;

Сутеев В.Г. «Мышонок и карандаш»;

 Тайц Я.М. «По пояс», «Все здесь»;

Толстой Л.Н. «Собака  шла по дощечке…», «Хотела галка пить…», «Правда всего дороже», «Какая бывает роса на траве», «Отец приказал сыновьям…»; Ушинский К.Д. «Ласточка»;

Цыферов Г.М. «В медвежачий час»;

Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» (сборник рассказов).

Литературные сказки.

Горький М. «Воробьишко»;

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»;

Москвина М.Л. «Что случилось с крокодилом»;

Сеф Р.С. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; Чуковский К.И. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит и воробей».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Бжехва Я. «Клей», пер. с польск. Б. Заходер;

 Грубин Ф. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

Квитко Л.М. «Бабушкины руки» (пер. с евр. Т. Спендиаровой); Райнис Я. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

Тувим Ю. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; «Овощи», пер с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки.

Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

Берг Л. «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой);

 Дональдсон Д. «Груффало», «Хочу к маме», «Улитка и Кит» (пер. М.Бородицкой),

Ивамура К. «14 лесных мышей» (пер. Е.Байбиковой),

 Ингавес Г. «Мишка Бруно» (пер. О. Мяэотс),

Керр Д. «Мяули. Истории из жизни удивительной кошки» (пер.  М.Аромштам), 

Лангройтер  Ю. «А дома  лучше!» (пер. В.Фербикова),  

Мугур Ф. «Рилэ-Йепурилэ и Жучок с золотыми крылышками» (пер. с румынск. Д. Шполянской); Пенн О.

«Поцелуй в ладошке» (пер. Е.Сорокиной),

 Родари Д. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

 Уорнс Т. «Штука-Дрюка» (пер. Д.Соколовой),

 Фернли Д. «Восемь жилеток Малиновки» (пер. Д.Налепиной),

Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

 Юхансон Г. «Мулле Мек и Буффа» (пер. Л. Затолокиной).



Предварительный просмотр:

Старшая группа (5-6 лет)

Интерес к художественной литературе

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения).

Развивать интерес к произведениям познавательного характера.

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем).

Формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное).

Формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение.

Углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению).

Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту).

Развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

Малые формы фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки.

Русские народные сказки.

 «Жил-был карась…» (докучная сказка);

 «Жили-были два братца…» (докучная сказка);

«Заяц-хвастун» (обработка О.И. Капицы / пересказ А.Н. Толстого);

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И.В. Карнауховой);

«Лиса и кувшин» (обработка О.И. Капицы);

 «Морозко» (пересказ М. Булатова);

«По щучьему веленью» (обработка А.Н. Толстого);

 «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» (пересказ А.Н. Толстого);

 «Сивка-бурка» (обработка М.А. Булатова / обработка А.Н. Толстого / пересказ К.Д. Ушинского); «Царевна- лягушка» (обработка А.Н. Толстого / обработка М. Булатова).

Сказки народов мира.

«Госпожа Метелица», пересказ с нем. А. Введенского, под редакцией С.Я. Маршака, из сказок братьев Гримм;

 «Жѐлтый аист», пер. с кит. Ф. Ярлина;

 «Златовласка», пер. с чешск. К.Г. Паустовского;

«Летучий корабль», пер. с укр. А. Нечаева;

«Рапунцель» пер. с нем. Г. Петникова / пер. и обработка И.Архангельской;

«Чудесные истории про зайца по имени Лѐк», сб. сказок народов Зап. Африки, пер. О.Кустовой и В.Андреева.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия.

Аким Я.Л. «Жадина»;

Барто А.Л. «Верѐвочка», «Гуси-лебеди», «Есть такие мальчики», «Мы не заметили жука»; Бородицкая М. «Тетушка Луна»;

 Бунин И.А. «Первый снег»;

 Волкова Н. «Воздушные замки»;

 Городецкий С.М. «Котѐнок»;

 Дядина Г. «Пуговичный городок»;

Есенин С.А. «Черѐмуха», «Берѐза»;

Заходер Б.В. «Моя вообразилия»;

Маршак С.Я. «Пудель»;

Мориц Ю.П. «Домик с трубой»;

Мошковская Э.Э. «Какие бывают подарки»;

 Орлов В.Н. «Ты скажи мне, реченька….»;

Пивоварова И.М. «Сосчитать не могу»;

Пушкин А.С. «У лукоморья дуб зелѐный….» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), «Ель растѐт перед дворцом….» (отрывок из

«Сказки о царе Салтане….», «Уж небо осенью дышало….» (отрывок из романа «Евгений Онегин»);

Сеф Р.С. «Бесконечные стихи»;

Симбирская Ю. «Ехал дождь в командировку»;

 Степанов В.А. «Родные просторы»;

Суриков И.З. «Белый снег пушистый», «Зима» (отрывок);

Токмакова И.П. «Осенние листья»,

Толстой А.К. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад….»;

 Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится….»;

 Усачев А. «Колыбельная книга», «К нам приходит Новый год»;

Фет А.А. «Кот поѐт, глаза прищуря….», «Мама, глянь-ка из окошка….»;

Цветаева М.И. «У кроватки»;

 Чѐрный С. «Волк»;

 Чуковский К.И. «Ёлка»;

Яснов М.Д. «Мирная считалка», «Жила- была семья», «Подарки для Елки. Зимняя книга».

Проза.

 Аксаков С.Т. «Сурка»;

 Алмазов Б.А. «Горбушка»;

Баруздин С.А. «Берегите свои косы!», «Забракованный мишка»;

 Бианки В.В. «Лесная газета» (сборник рассказов);

Гайдар А.П.«Чук и Гек», «Поход»;

 Голявкин В.В. «И мы помогали», «Язык», «Как я помогал маме мыть пол»,

«Закутанный мальчик»;

 Дмитриева В.И. «Малыш и Жучка»;

 Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы» (сборник рассказов);

Москвина М.Л. «Кроха»;

 Носов Н.Н. «Живая шляпа», «Дружок», «На горке»;

Пантелеев Л. «Буква ТЫ»;

Панфилова Е. «Ашуни. Сказка с рябиновой ветки»;

Паустовский К.Г. «Кот-ворюга»;

Погодин Р.П. «Книжка про Гришку» (сборник рассказов);

Пришвин М.М. «Глоток молока», «Беличья память», «Курица на столбах»;

Симбирская Ю. «Лапин»;

Сладков Н.И. «Серьѐзная птица», «Карлуха»;

 Снегирѐв Г.Я. «Про пингвинов» (сборник рассказов);

Толстой Л.Н. «Косточка», «Котѐнок»;

 Ушинский К.Д. «Четыре желания»;

 Фадеева О. «Фрося – ель обыкновенная»;

Шим Э.Ю. «Петух и наседка», «Солнечная капля».

Литературные сказки. 

Александрова Т.И. «Домовѐнок Кузька»;

 Бажов П.П. «Серебряное копытце»;

Бианки В.В. «Сова», «Как муравьишко домой спешил», «Синичкин календарь»,

«Молодая ворона», «Хвосты», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поѐт?», «Лесные домишки», «Красная горка», «Кукушонок», «Где раки зимуют»;

Даль В.И. «Старик-годовик»;

Ершов П.П. «Конѐк-горбунок»;

Заходер Б.В. «Серая Звѐздочка»;

 Катаев В.П. «Цветик- семицветик», «Дудочка и кувшинчик»;

 Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алѐнушкины сказки» (сборник сказок);

Михайлов М.Л. «Два Мороза»;

Носов Н.Н. «Бобик в гостях у Барбоса»;

 Петрушевская Л.С. «От тебя одни слѐзы»;

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»; Сапгир Г.Л. «Как лягушку продавали» (сказка-шутка);

 Телешов Н.Д. «Крупеничка»;

Ушинский К.Д. «Слепая лошадь»;

 Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (по мотивам романа Х. Лофтинга).

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия.

Бжехва Я. «На Горизонтских островах» (пер. с польск. Б.В. Заходера);

Валек М. «Мудрецы» (пер. со словацк. Р.С. Сефа);

 Капутикян С.Б. «Моя бабушка» (пер. с армянск. Т. Спендиаровой);

Карем М. «Мирная считалка» (пер. с франц. В.Д. Берестова);

 Сиххад А. «Сад» (пер. с азербайдж. А. Ахундовой);

Смит У. Д. «Про летающую корову» (пер. с англ. Б.В. Заходера);

Фройденберг А. «Великан и мышь» (пер. с нем. Ю.И. Коринца);

Чиарди Дж. «О том, у кого три глаза» (пер. с англ. Р.С. Сефа).

Литературные сказки. Сказки-повести.

Андерсен Г. Х. «Огниво» (пер. с датск. А. Ганзен), «Свинопас» (пер. с датского А. Ганзен), «Дюймовочка» (пер. с датск. и пересказ А.Ганзен), «Гадкий утѐнок» (пер. с датск. А.Ганзен, пересказ Т.Габбе и А.Любарской), «Новое платье короля» (пер. с датск. А.Ганзен), «Ромашка» (пер. с датск. А.Ганзен), «Дикие лебеди» (пер. с

датск. А. Ганзен);

 Киплинг Дж. Р. «Сказка о слонѐнке» (пер. с англ. К.И. Чуковского), «Откуда у кита такая глотка» (пер. с англ. К.И. Чуковского, стихи в пер. С.Я. Маршака), «Маугли» (пер. с англ. Н. Дарузес / И.Шустовой);

 Коллоди К. «Пиноккио. История деревянной куклы» (пер. с итал. Э.Г. Казакевича);

Лагерлѐф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в пересказе З. Задунайской и А. Любарской);

 Линдгрен А. «Карлсон, который живѐт на крыше, опять прилетел» (пер. со швед. Л.З. Лунгиной), «Пеппи Длинный чулок» (пер. со швед. Л.З. Лунгиной);

Лофтинг Х. «Путешествия доктора Дулиттла» (пер. с англ. С. Мещерякова);

 Милн А. А. «Винни-Пух и все, все, все» (перевод с англ. Б.В. Заходера);

Мякеля Х. «Господин Ау» (пер. с фин. Э.Н. Успенского);

Пройслер О. «Маленькая Баба-яга» (пер. с нем. Ю. Коринца), «Маленькое привидение» (пер. с нем. Ю. Коринца);

Родари Д. «Приключения Чипполино» (пер. с итал. З. Потаповой), «Сказки, у которых три конца» (пер. с итал. И.Г. Константиновой).



Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Интерес к художественной литературе

Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений).

Развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера; знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями.

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем)

Формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина.

Углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; развитие поэтического слуха).

Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики.

 Развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк).

Малые формы фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки.

Русские   народные   сказки.   «Василиса   Прекрасная»   (из   сборника   А.Н.   Афанасьева);

«Вежливый Кот-воркот» (обработка М. Булатова);

«Иван Царевич и Серый Волк» (обработка А.Н. Толстого);

«Зимовье зверей» (обработка А.Н. Толстого);

 «Кощей Бессмертный» (2 вариант) (из сборника А.Н. Афанасьева);

«Рифмы» (авторизованный пересказ Б.В. Шергина);

«Семь Симеонов – семь работников» (обработка И.В. Карнауховой);

 «Солдатская загадка» (из сборника А.Н. Афанасьева);

«У страха глаза велики» (обработка О.И. Капицы);

«Хвосты» (обработка О.И. Капицы).

Былины. «Садко» (пересказ И.В. Карнауховой / запись П.Н. Рыбникова);

 «Добрыня и Змей» (обработка Н.П. Колпаковой / пересказ И.В. Карнауховой); «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (обработка А.Ф. Гильфердинга / пересказ И.В. Карнауховой).

Сказки народов мира.

«Айога», нанайск., обработка Д. Нагишкина;

«Беляночка и Розочка», нем. из сказок Бр. Гримм, пересказ А.К. Покровской;

 «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой;

«Голубая птица», туркм. обработка А. Александровой и М. Туберовского;

«Каждый свое получил», эстон. обработка М. Булатова;

«Кот в сапогах» (пер. с франц. Т.Габбе),

«Волшебница» (пер. с франц. И.С. Тургенева),

«Мальчик с пальчик» (пер. с франц. Б.А. Дехтерѐва), «Золушка» (пер. с франц. Т. Габбе) из сказок Перро Ш..

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия. 

Аким Я.Л. «Мой верный чиж»;

Бальмонт К.Д. «Снежинка»;

 Благинина Е.А. «Шинель», «Одуванчик», «Наш дедушка»;

Бунин И.А. «Листопад»;

 Владимиров Ю.Д. «Чудаки», «Оркестр»;

 Гамзатов Р.Г. «Мой дедушка» (перевод с аварского языка Я. Козловского),

 Городецкий С.М. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

Есенин С.А. «Поѐт зима, аукает….», «Пороша»;

Жуковский В.А. «Жаворонок»;

Левин В.А. «Зелѐная история»;

 Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое», «Букварь. Веселое путешествие от А до Я»; Маяковский В.В. «Эта книжечка моя, про моря и про маяк»;

 Моравская М. «Апельсинные корки»;

Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера», «Хитрые старушки»;

Никитин И.С. «Встреча зимы»;

Орлов В.Н. «Дом под крышей голубой»;

 Пляцковский М.С. «Настоящий друг»;

 Пушкин А.С. «Зимний вечер», «Унылая пора! Очей   очарованье!..»   («Осень»),   «Зимнее   утро»;   Рубцов   Н.М.   «Про   зайца»;  

Сапгир   Г.В. «Считалки»,   «Скороговорки»,   «Людоед   и   принцесса,   или   Всѐ   наоборот»;   Серова   Е.В. «Новогоднее»;

Соловьѐва П.С. «Подснежник», «Ночь и день»;

Степанов В.А. «Что мы Родиной зовѐм?»;

 Токмакова И.П. «Мне грустно», «Куда в машинах снег везут»;

Тютчев Ф.И. «Чародейкою  зимою…», «Весенняя гроза»;

 Успенский Э.Н. «Память»;

 Чѐрный С. «На коньках», «Волшебник».

Проза. 

Алексеев С.П. «Первый ночной таран»;

 Бианки В.В. «Тайна ночного леса»;

Воробьѐв Е.З. «Обрывок провода»;

Воскобойников В.М. «Когда Александр Пушкин был маленьким»; Житков Б.С. «Морские истории» (сборник рассказов), «Что я видел» (сборник рассказов);

Зощенко М.М. «Рассказы о Лѐле и Миньке» (сборник рассказов); Коваль Ю.И. «Русачок-травник», «Стожок», «Алый»;

Куприн А.И. «Слон»;

Мартынова К., Василиади О. «Елка, кот и Новый год»;

Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша»;

 Митяев А.В. «Мешок овсянки»;

Погодин Р.П. «Жаба», «Шутка»;

 Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Изобретатель»;

 Ракитина Е. «Приключения новогодних игрушек», «Серѐжик»; Раскин А.Б. «Как папа был маленьким» (сборник рассказов);

Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная», «Почему ноябрь пегий»;

Соколов-Микитов И.С. «Листопадничек»;

 Толстой Л.Н. «Филипок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула», «Пожарные собаки»;

 Фадеева О. «Мне письмо!»;

Чаплина В.В. «Кинули»; Шим Э.Ю. «Хлеб растет».

Литературные сказки.

 Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове», «Горячий камень»;

 Гаршин В.М. «Лягушка-путешественница»;

Козлов С.Г. «Как Ёжик с Медвежонком звѐзды протирали»;

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»;

Паустовский К.Г. «Тѐплый хлеб», «Дремучий медведь»;

 Прокофьева С.Л., Токмакова И.П. «Подарок для Снегурочки»; Ремизов А.М. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

 Скребицкий Г.А. «Всяк по- своему»;

 Соколов-Микитов И.С. «Соль Земли»;

Чѐрный С. «Дневник Фокса Микки».

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия.

Брехт Б. «Зимний вечер через форточку» (пер. с нем. К. Орешина); Дриз О.О. «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр. Т. Спендиаровой); Лир Э. «Лимерики» (пер. с англ. Г. Кружкова);

Станчев Л. «Осенняя гамма» (пер. с болг. И.П. Токмаковой); Стивенсон Р.Л. «Вычитанные страны» (пер. с англ. Вл.Ф. Ходасевича).

Литературные сказки. 

Сказки-повести. 

Андерсен Г.Х. «Оле-Лукойе» (пер. с датск. А. Ганзен), «Соловей» (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), «Стойкий оловянный солдатик» (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), «Снежная Королева» (пер. с датск. А. Ганзен), «Русалочка» (пер. с датск. А. Ганзен);

 Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и мышиный Король» (пер. с нем. И. Татариновой);

Киплинг Дж. Р. «Маугли» (пер. с англ. Н. Дарузес / И. Шустовой), «Кошка, которая гуляла сама по себе» (пер. с англ. К.И. Чуковского / Н. Дарузерс);

Кэррол Л. «Алиса в стране чудес» (пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова, стихи в пер. С.Я. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой), «Алиса в Зазеркалье» (пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова, стихи в пер. С.Я. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой); Линдгрен А. «Три повести о Малыше и Карлсоне» (пер. со шведск. Л.З. Лунгиной);

Нурдквист С. «История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким»;

Поттер Б. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И.П. Токмаковой);

 Распе Эрих Рудольф «Приключения барона Мюнхгаузена» (пер. с нем. К.И. Чуковского / Е.Н. Акимовой);

 Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» (пер. с итал. Ю. Ермаченко), «Джельсомино в Стране лжецов» (пер. с итал. А.Б. Махова); Топпелиус С. «Три ржаных колоска» (пер. со шведск. А. Любарской);

 Эме М. «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой);

 Янссон Т. «Муми-тролли» (пер. со шведск. В.А. Смирнова / И.П. Токмаковой), «Шляпа волшебника» (пер. со шведск. языка В.А. Смирнова / Л. Брауде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного ДО – Федеральная программа (приказ Министерства просвеще...

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной образовательной программы.

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной образовательной программы, средняя группа 4-5 лет...

Примерный перечень литературных произведений для реализации Федеральной образовательной программы.

Примерный перечень литературных  произведений для реализации ФОП....

Особенности реализации Федеральной образовательной программы на раннем возрасте развития в детском образовательном учреждении

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возрас...