конспект по развитию речи
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Татьяна Балахнина

конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Конспект

занятия по развитию речи

Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Образовательная область «Речевое развитие»

(старшая группа)

Балахнина Т.Н., воспитатель

г. Бийск, 2023

Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Развивающие:Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность. Приобщать детей к фольклору.
  • Воспитательные:воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность.

Материал: 

Демонстрационный: иллюстрации лук, коса, кран, рыба-бычок.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

        

Ход занятия:

        1 часть. Организационный момент.

            Деятельность детей

 Деятельность педагога

   Примечание

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.

Дети занимают свои места.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.

- Проходите и занимайте свои места на стульчиках.

-Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(Дружить, помогать, узнавать что-то новое)

- А Вы дружите друг с другом?

(Да)

-А кто такие друзья?

(Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

-Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

-А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

(Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить)

-Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

             2. Основная часть занятия.

            Деятельность детей

 Деятельность педагога

    Примечание

Лиса.

Теленок.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети распределяют иллюстрации.

Плавательные движения.
Повороты влево и вправо.

Потягивания — руки вперёд.
Потягивания — руки вверх.
Плавательные движения.
Ходьба на месте.

-Одного из героев сказки вы узнаете, отгадав загадку.

-Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

-Одна из героев сказки – это лисичка.

-Сказка называется «Как лисичка бычка обидела»

-Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка обидела бычка) 

-А кто такой бычок?

(Теленок).

Вы думаете, что бычок – это теленок?

 (Да).

-А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

Например, лук – овощ и лук со стрелами.

Коса, траву косить и коса у девочки.

Кран для воды и подъемный кран.

-И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

-Быстро плавала в реке,

-Оказалась на крючке.

-Тут не до улыбки!

-Кто же это? (Рыба)

-Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

-Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  

Слушайте внимательно сказку.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

-  Бычок, бычок,

Пучеглазый,

    Бычок, бычок,

    Большеротый,

    Бычок, бычок,

      Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется сказка?

«Как лисичка бычка обидела»

- Где шла лисичка?

(Лисичка шла по берегу моря)

- Кто высунулся из воды?

(Из воды высунулся бычок  - рыба морская)

-Вспомните, какими словами обзывала лисичка бычка.

(Пучеглазый, большеротый).

- Если лисичка называет бычка «пучеглазый», значит глаза у бычка какие?

 (Большие)

 А «большеротый», значит рот у бычка какой?

 (Большой)

- Что ответил бычок?

(У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Понравились слова бычка лисичке?

(Нет, не понравились, она заплакала)

- Что спросила лиса – мать?

(Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?)

- Как ответила лисичка?

(Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Что еще спросила лиса -мать?

(А ты ему ничего не говорила?)

 - Что ответила лисичка?

(Сказала, что он пучеглазый да большеротый)

- Какой вывод сделала мама-лиса?  

(Вот видишь, ты первая его и обидела)

-Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась?

(Да, поможем)

(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом?
Из воды высунулся бычок  - рыба морская. Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий») Лисичка ведь пела? (да).

-Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза). 
Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит?
-А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь»).

 Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше? 
(Заплакала лисичка и домой побежала) 
Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.
(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит: 
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка? 
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

-Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте врассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. 

Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди.

Сверху мостик — погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.

Присаживаемся на стульчики.

.

Вывешиваю на доску картинки(Лук, коса, кран)

Показываю детям иллюстрации к сказке.

                                                                                  3. Заключительная часть занятия

            Деятельность детей

  Деятельность педагога

    Примечание

Ответы детей.

Ответы детей.

До свидания!

- Я прочитаю вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно.

-Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

-Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне Ваня пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо).

-Молодцы ребята!

-Как называется сказка?

-Назовите главных героев сказки?

-Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком?

 (Попросить прощения, извиниться)

-А какими словами можно попросить прощения?

(Прости меня пожалуйста, я так больше не буду) 

-Какие вежливые слова вы знаете?

-Есть такая пословица «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»

-Как можно объяснить эту пословицу?

- На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями, и никогда не обижали своих друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...