Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)
статья по художественной литературе

Акирова Фарида Фатыховна

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_knizhnyy_ugolok_novye_podhody.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                             Доклад

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)

                    МДОУ Детский сад № 4 «Колосок»

                                                     

                                                               Воспитатель: Акирова Ф.Ф.

«ЧТЕНИЕ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ  ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ», –ГОВОРИЛ В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Проблема    К сожалению, современные дети редко просят почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения.  Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса . Таким образом педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата. НОВИЗНА  Изобретательность и новый подход заключается в том, чтобы дети даже не догадались, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий. Ведущим видом деятельности должна оставаться игра. Важным является то, что всё новое оригинально забытое старое, не лучше, а по-другому, плюс изобретательские мелочи. Таким образом, у нас в копилке педагогических идей появились новые формы игр: игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования , игры – сюрпризы и т.д.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

1. Целенаправленное наблюдение .Мы (воспитатели)совместно с детьми рассматриваем, какими средствами писатель  добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого. Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер». Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.

2. Сравнение.  Проводятся игры в «сравнения» (Кто на кого похож ? Что на что похоже?)  Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту. Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с целью актуализации читательского опыта.

3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей. Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.  Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают, какой представлен герой и из какого он произведения.  Организуется литературный театр –  включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений , выставку книг писателя.

4.Эксперимент с художественным образом. Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.  Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта). Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).

 5. Оценка и суждение . Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).  Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры). Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.  Беседы о жанре, об авторе.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов и т.д. При этом мы постоянно привлекаем  внимание детей и к самой книге. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.  Пусть малыш не умеет еще читать, но мы  учим его рассматривать книги не только совместно с взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши друзья. Терпеливо и настойчиво мы воспитатели  учим, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

С ЦЕЛЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ И СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, РЕЧИ, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ, ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К КНИГЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

- оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей;

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей;

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

 - создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. (можно провести занятие «из прошлого книги», благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей);  

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. (в их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки);

 - создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ 

Знакомые герои в новых обстоятельствах.  Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них. . Например  (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц.   Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках , рассказах.   Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств . Например («Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…») Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.

Сказки из мусора.   Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети. Например (Начало сказки.  Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке помочь:

- пустые коробки превратились в театр,

- цветные мелки в человечков,

- стружки помогли человечкам обрести волосы,

- полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,

- пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь мир.

Истории о бытовых предметах.  Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением. Например  (Реальное начало Часы-петух  . Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «ку-ка-ре-ку!» Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.   Сказочное продолжение : Во дворе одного дома жил капризный петушок. Если ему давали «киндер-сюрприз», только тогда он кукарекал. Один раз…

Истории из «живых» капель и клякс.  Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться.  «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года.   На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги

Коллаж из сказок.  Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.  детскими рисунками. Например :Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.

Истории и сказки по-новому. Этот метод помогает по- новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например :Трансформируем «Репку»Вот, как переделали эту сказку мои дети.Посадила мышка репку.Выросла репка малюсенькая –премалюсенькая.Зато –целое поле.Стала мышка репки тянуть.Тянет-потянет ,а их так много ,что все вытащить не может.Позвала мышка кошку и так далее,пока не пришёл на выручку дед.

ВЫВОД  Сделать хотелось бы словами героини повести-сказки И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:  «В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по- настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как  всё будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественной литературы (из опыта работы).

Статья вошла в сборник "Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации" в рамках третьей международной практической конференции, проходившей в Ульяновске в 2012 году....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...