Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Луценко Лилия Николаевна

НОД развитие речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет

Разработала воспитатель: Луценко.Л.Н.      

Цель:
1. Расширить знания детей о творчестве, о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;

 Задачи:

- вызвать интерес к творчеству писателя;

- помочь вспомнить известные произведения;

-совершенствовать навыки речевого развития, развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать память, мышление.


Материалы и оборудование:
•Портрет К. И Чуковского;
•Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского;
•Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
•Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
•2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки) ;
•Два куба с тремя разрезанными картинками из сказок Чуковского, а четвертая из русских народных сказок;

Ход занятия.

Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

Представление жюри. Приветствие команд.

(Соперники озвучивают название команды).

Ведущий.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 тур «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1.Только вдруг из-за кусточка из – за синего лесочка,

из далеких из полей,  прилетает………(воробей)

2.Долго-долго крокодил, море синее тушил

  Пирогами и блинами и сушеными……...(грибами)

3.  Я за свечку свечка в печку,

   Я за книжку, та бежать и в припрыжку под……(кровать)

4.  Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки

   А сапожки не простые в них застежки……….(золотые)

5.   Наступила темнота не ходи за ворота

   Кто на улицу попал заблудился и …..(пропал)

6. А за нею вилки рюмки да бутылки

  Чашки да ложки скачут по……(дорожке)

7.   И такая дребедень целый день

  Динь-дилень

  Динь -дилень

 Динь-дилень

  То тюлень позвонит, то……(олень)

8.  А в Африке ,а в Африке на черной Лимпопо

сидит и плачет в Африке печальный….(гиппопо)

9. Маленькие дети. Ни за-что на свете

  Не ходите в Африку в Африку гулять

 В Африке акулы, а  Африке гориллы

 В Африке большие, злые……(крокодилы)

10.  Только раки забияки не бояться бою-драки

  Хоть и пятятся назад, но усами…..(шевелят)

11. Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают

  Мыши кошку изловили в мышеловку…..(посадили)

12.  У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,

  У тебя такие руки, что сбежали даже….(брюки)

13.  Но жуки, червяки испугались, по углам, по щелям разбежались,

   Тараканы под диваны, а козочки под…..(лавочки)

14.  Солнце по небу гуляло и за тучку забежало,

  Глянул заинька в окно, стало заиньке….(темно)

15. Села-бы баба за стол, да стол за ворота ушел,

  Сварила –бы баба щи, да кастрюлю поди поищи,

И чашки ушли и стаканы, остались одни…..(тараканы)

16 .Я великий умывальни, знаменитый мой мойдодыр

 Умывальников начальник и мочалок….(командир)

17. Да здравствует мыло душистое

  И полотенце пушистое

  И зубной порошок и густой….(гребешок)

18.  Я три ночи не спал, я устал

  Мне бы заснуть, отдохнуть, но только я лег….(звонок)

19.  Да-да-да у них ангина ,скарлатина, холерина,

   Дифтерит, аппендицит, малярия и ……(бронхит)

20.  Десять ночей Айболит не ест, не пьет, не спит,

   Десять ночей подряд, он лечит несчастных……(зверят)

21.  Вы-б газели не галдели, а на будущей недели

  Прискакали бы и сели, на качели…..(карусели)

22. Вот и книжка воротилась, воротилась и тетрадь,

  И грамматика пустилась и арифметикой…..(плясать)

23.  Открыта больница для птиц и зверей

  Идите лечиться туда…..(поскорей)

 

2 тур «Кто есть кто» игра с мячом.
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Барм алей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракала - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»)
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,. а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца) ;
5. Термометр (И ставит им градусник) ;
6. Сито (Скачет сито по полям) ;
7. Перчатки  (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »)
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) ;
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку) ;
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) ;
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки) ;

К. И Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

5 тур «Загадки»
1.  Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»


2.  Mама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калоши;
(«Чудо - дерево»)


3.  Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)


4. А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)


5. Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)

6. Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)


7. И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
(«Айболит»)


8. Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался.
(«Тараканище»)


9. Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
(«Мойдодыр»)


10. А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные) 

6 тур- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.



Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".

7 тур  вспомни, из какого стихотворения этот отрывок.
Каждый участник читает наизусть отрывок из сказки своему сопернику, а он вспоминает, какими словами оканчивается строчка и называет сказку.

1). Веселится народ
     Муха замуж идёт,
     За лихого, удалого
     Молодого (комара)
                       «Муха - Цокотуха»

2).  Нет - нет! Соловей
      Не поёт для свиней,
       Позовите-ка лучше (ворону).
                         «Телефон»

3).  Надоело нам мяукать, мы хотим как

      Поросята хрюкать

                    «Путаница»

4).  И мне не надо
      мармелада, ни шоколада
      А только маленьких,
     Ну очень маленьких  (детей).
                             «Бармалей»

5).  Лечит маленьких детей,
      Лечит птичек и зверей,
      Сквозь очки свои глядит
      Добрый доктор. (Айболит)
                        «Айболит»

6).  Только вдруг из - за кусточка
      Из-за синего лесочка,
      Из далёких из полей
      Прилетает. (воробей)
                   «Тараканище»

7).  А посуда вперёд и вперёд
      По полям, по болотам идёт.
      И чайник сказал утюгу
       Я больше идти. (не могу).
                   «Федорино горе»

8).  Солнце по небу гуляло
      И за тучку забежало.
      Глянул заинька в окно,
     Стало заиньке темно.
                      «Краденое солнце»

9).  Волки на кобыле
     Львы на автомобиле и. т. д
                    «Тараканище»

10).  Моем,  моем трубочиста чисто-чисто,

       Будет- будет трубочист чист-чист, чист-чист

                     « Мойдодыр»

11).  Да пудов этак пять или шесть

       Больше ему не съесть, он у меня маленький.

                             «Телефон»

12).  Не кричи и не рычи мы и сами усачи,

       Можем мы и сами шевелить усами

                                                      «Тараканище»

13).  Дорогие гости помогите паука злодея зарубите

        И кормила я вас и поила ,не покиньте меня в мой последний час.

                                           «Муха-цокотуха»

14).   Кому велено чирикать не мурлыкайте,

         Кому велено мурлыкать не чирикайте,

          Не бывать вороне коровую, не летать лягушкам под облаками.

                                                «Путаница»

15).  Эй вы глупые тарелки что вы скачите как белки

         Вам бы бегать за воротами, с воробьями желторотыми,

         Вы в канаву упадете, вы утоните в болоте,

          Не ходите, погодите,воротитеся домой.

                                              «Федорино-горе»

16).   Выйди ,солнышко скорей, нам без солнышка обидно,

         В поле зернышка  не видно.

                                              «Краденное солнце»

Ведущий
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

   Способствует расширению знаний о любимых сказках детей дошкольного возраста, об их необычных персонажах, которые так близки каждому ребенку....

Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского

Литературная викторина для детей младшего  возраста по сказкам К.И.Чуковского...

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского адресована детям младшего и старшего дошкольного возраста. Представлены задания повышенной сложности, поэтому перед проведением викторины требуется пр...

Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского

ООД направленное на знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского во 2 младшей группе.

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковскогово 2 младшей группе....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского в средней группе.

Предлагаю Вашему вниманию материал по сказкам одного из любимейших детских писателей. В Этой викторине дети в увлекательной форме смогут закрепить знания произведений К.И. Чуковского....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского в средней группе.

Предлагаю Вашему вниманию материал по сказкам одного из любимейших детских писателей. В Этой викторине дети в увлекательной форме смогут закрепить знания произведений К.И. Чуковского....