ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА, СОЗДАННОГО НА ПЛАТФОРМЕ THINGLINK, В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
статья по художественной литературе

Ерошевская Евгения Валерьевна

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об использовании интерактивных плакатов в дошкольных образовательных учреждениях с целью
более эффективного и действенного усваивания детьми устаревших слов, которые часто встречаются в детской литературе. Их применение не только
способствует пониманию материала, но и является менее затратным и долговечным в использовании.
Ключевые слова: детская литература, устаревшие слова, интерактивный
плакат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bez_adresa.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение интерактивного плаката,

созданного на платформе Thinglink, в работе по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой»

Васильева Ю.А.,

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ детского сада комбинированного

вида № 58, г. Ангарск

Ерошевская Е.В.,

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 58 г.Ангарск

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об использовании интерактивных плакатов в дошкольных образовательных учреждениях с целью более эффективного и действенного усваивания детьми устаревших слов, которые часто встречаются в детской литературе. Их применение не только способствует пониманию материала, но и является менее затратным и долговечным в использовании. 

Ключевые слова: детская литература, устаревшие слова, интерактивный плакат.

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных ценностей» - главная цель российского образования. Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Знакомство с культурным богатством Родины начинается с ранних лет. Читая сказку «Колобок», взрослые даже не задумываются о том, что слова «амбар» и «сусеки» могут быть непонятны ребенку. Конечно, в таком возрасте сложно объяснить значение и показать предмет в действительности. И постепенно таких незнакомых слов становится больше. В дошкольной  литературе представлены произведения писателей и поэтов прошлого века, которые содержат большое количество слов, малопонятных современным детям. Стоит добавить, что книга сегодня, к сожалению, перестает быть ценностью, не только для детей, но и для взрослых.

В детском саду чтению книг детям отводится важная роль в образовательной деятельности. Наряду с этим, тексты сказок и стихотворений включают слова, требующие пояснения, многие из которых называют важнейшие понятия русской действительности прошлого времени.

Анализируя педагогическую методическую литературу, можно сделать вывод о том, что работе над историзмами и архаизмами уделяется недостаточно внимания, особенно в дошкольном возрасте.

Культурно-историческое комментирование, основанное на принципах изучения лексики, связи с духовной и материальной культурой, историей народа, зачастую применимо уже в школе. Исходя из вышесказанного, учитывая возраст воспитанников, в детском саду необходимо использование наглядных пособий.

Подготовка наглядностей к занятиям вызывает затруднения у педагогов, затраты времени и материалов достаточно высоки. Использование интерактивного плаката, в качестве наглядности, делает процесс понимания значения слова более эффективным, менее затратным и долговечным.

Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют педагогу более широкие возможности для организации детской деятельности в детском саду, а также обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия дошкольников.

Для создания интерактивных плакатов существует множество сервисов, на которых любой педагог может создать свое уникальное дидактическое пособие.

Одним из таких сервисов является платформа Thinglink, она позволяет сделать обычные картинки интерактивными, изображения на которых выступают объектами. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных элементов: кнопок перехода, ссылок, областей цифрового или текстового ввода.

В группе старшего возраста дети знакомятся с отрывками из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Сатане», комментирование которой занимает больше времени, чем чтение. В сказке «Сивка-бурка» найдется не менее 5 историзмов, которые требуют объяснения: аркан, вещий каурка, клич, осерчал. Использование интерактивного плаката в приведенных выше примерах будет более эффективным, чем печатная наглядность.

Предварительная работа с произведением может включать действия с плакатом, на котором представлены значения непонятных слов в виде роликов или изображения с пояснением. Для закрепления прочитанного на плакате размещается игровой материал. Игры и задания должны соответствовать возрасту и содержать по возможности разные виды деятельности: «Найди лошадку каурой масти на картинке», «Кто и когда издает клич?», «Может ли человек осерчать? Покажи человека, который осерчал», «Изобрази понравившегося героя» (любой вид изобразительной деятельности на выбор ребенка) и т.п.. Удобство использования интерактивного плаката состоит еще и в том, что плакат имеет ссылку, благодаря которой можно поделиться с родителями, для закрепления пройденного материала дома.

Применение интерактивного плаката в образовательном процессе ДОУ способствует развитию познавательного интереса дошкольников, повышению концентрации внимания, подаче материала в более доступной и интересной форме, повышает интерес к прочитанному, расширяет кругозор и обогащает духовный мир ребенка.

Список литературы:

  1. Демичева В.В. Использование лингвокультурологического комментирования при изучении в начальной школе произведений 19 века (на материале сказки П.П. Ершова) / В.В. Демичева // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2012 – С. 248-254.
  2. Лузан Е.Ю. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС/ Е.Ю. Лузан, Т.М. Зуева, В.А. Перелыгин.- Текст: непосредственный// Школьная педагогика.- 2015.-№2(2).-С.27-30.- URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/131/ дата обращения: 08.11.2022).
  3. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе

Тематический план помогает правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане разработаны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой  " От рождения до ...

Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной группе

Тематический план помогает воспитателю правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане подобраны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой "От рождения ...

опыт работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

опыт работы по ознакомлению с художественной литературой дошкольников...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада....

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях....