Как рассказывать сказки детям
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ерошевская Евгения Валерьевна

В данном материале предсталены правила чтения сказок детям. Рекомендации будут полезны родителям и начинающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_chitat_skazku.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Как же читать рассказывать сказку детям?

 Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным.

1.Показывайте ребёнку,  что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая  давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что это не игрушка. Приучайте  детей аккуратно обращаться с книгой.  Рассматривать её желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

 3. Во время чтения сохраняется зрительный контакт с ребёнком .  Взрослому желательно сидеть лицом к детям, так чтобы они могли наблюдать за  мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения.

Таким образом, ребёнок -слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывают у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребёнка, соответственно,  это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.

4.Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Всё это чарует ребёнка, он наслаждается напевностью повествование, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать или успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. От него требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребёнка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку (рассказ) и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча "слушать себя". Слово "слушать" означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные "внутренние звуки": от лёгкости, приятного тепла, "мурашек," до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо- в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не "перебарщивайте". Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6.Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшейся паузы.

Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим произведением. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7.Читайте  сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него нет.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать.

9.Не уговаривайте послушать, а "соблазняйте" ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите отреставрировать книги.

11.Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13.Обыгрывайте  впечатления, полученные детьми при  прослушивании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, своё отношение к прослушанному. Для этого можно предложить ребёнку игру-беседу с куклами- персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребёнка сочувствие к положительным персонажем и возмущение поступками отрицательных.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, просмотрев спектакль или прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т.д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребёнка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он всё равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки или просмотра спектакля, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д.; можно узнать, каким представляет себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей) или увиденная на театральных подмостках детского сада, может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.

Используемая литература: Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П.

Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с. - (Библиотека Воспитателя) (6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как рассказывать сказки детям»

Польза народного творчества в воспитании ребенка....

Как рассказывать сказку детям

консультация для родителей...

Как рассказывать сказку детям. Консультация для родителей.

Как рассказывать сказку детямКонсультация для родителей(по материалам Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003 г.)Пре...

"Как рассказывать сказки детям"

Сказка - самый удивительный жанр устного народного творчества.Знакомство с вариантами.Повторное чтение.Как читать книгу ребенку. "Чтение вслух", Пересказ и беседа, Рассматривание иллюстраций...

Как важно читать и рассказывать сказки детям

Как важно читать и рассказывать  сказки детям.Какие же они сказки? Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задуше...

Консультация для родителей "Как нужно читать и рассказывать сказки детям"

Материал для родителей дошкольников о том, как правильно читать и рассказывать сказки детям дома...