Главные вкладки

    Дети и компьютер. Вред или польза.
    статья по информатике на тему

    Кныш Вера Анатольевна

    Дети и компьютер. Вред или польза

     

    Мы живем в эпоху информационных технологий. Сейчас компьютер есть практически в каждом доме. И уже в прошлом те времена, когда за ним можно было лишь работать и играть в незамысловатые игры. Теперь компьютер используется не только для работы и развлечений, но и для общения, учебы, знакомств. Он может так много и дает нам столько, что порой невольно возникает мысль: «А как же мы раньше без него жили?» Современные дети нередко подражают любимому  киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными навыками.  Современные  дети учатся обращаться с  компьютерной мышью раньше, чем с ложкой или горшком.                                                         Проблема «взаимоотношений» детей и компьютеров обсуждается еще с тех пор, когда последние только начали появляться в домах. Эволюция мнений по этому вопросу прошла от категорического запрета до неограниченного разрешения. Эти две крайности – только полюса одной проблемы, решить которую нельзя ни первым, ни вторым способом.

    Такая неоднозначность в мнениях специалистов  привела к разному восприятию компьютера большинством людей. Нельзя сказать, что страхи  выдуманы, равно как и утверждать, что вседозволенность  оправданна.

    До недавнего времени часто раздавались категоричные утверждения, что компьютер вреден для детей.  

    Времяпрепровождение за компьютером имеет свои минусы:

    - длительное неподвижное положение тела,

    - неправильная осанка, приводящая к сколиозу,

    - застой крови в нижней части туловища,

    - уменьшение объема вдыхаемого воздуха и, как следствие, недостаток кислорода в органах и тканях,

    - негативное влияние на глаза,

    - нагрузка на нервную систему ребенка -  погружение в виртуальный мир уводит его от реальности, компьютерные игры губят воображение, а самое главное – компьютер крадет у ребенка часы нормального человеческого общения, которое никогда не сможет заменить.

    Педагоги и медики, обвиняя компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом).  По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии.

    Компьютеризация, постепенно приникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои корректировки в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

    Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, не самоценен, и только во взаимодействии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

    Основными позитивными моментами использования компьютера является развитие у ребенка:

    - быстроты реакции;

    - мелкой моторики рук;

    - визуального восприятия объектов;

    - память и внимание;

    - логического мышления;

    - зрительно-моторной координации.

    Кроме того, компьютерные игры учат:

    - классифицировать и обобщать;

    - аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

    - добиваться своей цели;

    - совершенствовать интеллектуальные навыки.

    И наконец, ребенок, с детства ориентирующийся на компьютер, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

    Подобные утверждения не голословны. Однако в свое время так же сложно приживались и телевидение, и атомная энергетика. Компьютер и Интернет – это проявления прогресса, с ними нужно считаться и учиться правильно себя вести.                                                                                                             Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером (которые также необходимо соблюдать и взрослым):

    · При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

     

    · Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

    · Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

     

    · Соблюдать правильную рабочую позу.

     

    · Не работать на компьютере в темноте.

     

    · Следить за содержательной стороной игр и программ.

     

    · После занятий умыться прохладной водой. И обязательно проводите гимнастику для глаз в конце работы за компьютером!

    Один из важных вопросов, который следует решить родителям для обеспечения здоровья ребенка при работе за компьютером, – это в каком возрасте можно приобщать дитя к последнему слову техники.

    Этот вопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст вполне подходящим для знакомства. Однозначных рекомендаций здесь нет, все зависит от ребенка – его желания и любознательности.

    В различной литературе можно найти разные требования относительно времени работы за компьютером детей определенного возраста. Точного ответа нет, это зависит от типа личности ребенка – у одного утомление после работы за компьютером наступает через полчаса, у другого – через 10 минут, а третий вообще может отказаться от него.

    Продумывая режим общения ребенка с компьютером, необходимо учитывать особенности его личности: медлителен он или быстр, впечатлителен или заторможен, уверен в себе или нет и т. д.

    Нужно понаблюдать за ребенком, его реакциями и поведением после окончания работы и можно будет определить, сколько времени ему лучше проводить за компьютером.

    Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

    - в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

    - в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

    - в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

    Эти нормативы касаются здоровых детей.

    Некоторые врачи рекомендуют детям работать за компьютером дважды в день (например, два раза по 30 минут) при условии наличия перерыва между сеансами не менее двух часов. Однако лучше, если первый раз ребенок позанимается с утра, а второй – после обеда, но ни в коем случае не перед сном.

    Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером

    Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными  ( головоломками и логическими играми).                                                                               Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем, здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и грамотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы и минимум вреда.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дети и компьютер: вред и польза умной машины

    Консультация для родителей "Дети и компьютер: вред и польза умной машины"...

    "Дети и компьютер: вред и польза умной машины"

    Обобщить и систематизировать знания детей о назначении и способах использования компьютера в быту и на рабочем месте, познакомить с основными понятиями информатики, пользой и вредом умной машины....

    Компьютер: вред и польза гаджетов для детей старшего дошкольного возраста.

    Рассматриваются вред и польза компьютера для эмоционального и интеллектуального мира ребенка. Даны рекомендации по использованию развивающих компьютерных программ....

    Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

    Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины....

    Родительское собрание «Дети и компьютер: вред и польза умной машины»

    Цель данного собрания состоит в том, чтобы проинформировать родителей о том, как правильно использовать домашний компьютер для детей....

    Дети и компьютер: вред и польза умной машины

    Время занятий за компьютером:Дети до шести лет – 20 минут в день  ( не каждый день).Дети  семи – восьми лет  30 – 40 минут в день....

    Консультация для родителей "Дети и компьютер: вред и польза умной машины"

    В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как тел...