Учим детей вежливости.
статья (старшая группа) по теме

Тимошенко Марина Николаевна

 Наверное, ни одной маме не придет в голову заявить: «Я хочу, чтобы мой ребенок рос нахалом и невежей!». Правильно? Едва только наш кроха начинает говорить, мы стараемся научить его первым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для родителей21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка».

Учим детей вежливости.

Воспитатель:

Тимошенко Марина Николаевна.

п. Касторное.

 Наверное, ни одной маме не придет в голову заявить: «Я хочу, чтобы мой ребенок рос нахалом и невежей!». Правильно? Едва только наш кроха начинает говорить, мы стараемся научить его первым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»…

Только вот для чего мы это делаем? Для того, чтобы малыш с пеленок имел представление о вежливости? Или для того, чтобы все окружающие видели, какое у нас воспитанное чадо? Ведь очень часто дело доходит до курьезов.

              Вот, например, один из них: двухлетнего Ваню мамина приятельница угощает конфетой. Ваня, поспешно отправив конфету в рот: «Тетя, дай еще!». Мама, заливаясь краской от негодования: «Как тебе не стыдно! Что надо сказать тете Наташе? Я тебя спрашиваю, что надо сказать?! Так, иди отсюда и больше ничего не получишь!».

Это абсолютно неправильный подход к воспитанию, ведь слова благодарности ребенок должен говорить не по указке родителей, а искренне и без напоминания. Но как научить ребенка вежливости?

Сегодня поговорим о том, как должны проводиться уроки вежливости в семье.

             Продавца в магазине несложно «натаскать» на вежливое обслуживание клиентов, если пообещать ему повышение зарплаты. Пока вы будете выбирать товар в магазине, вам обеспечены и ослепительные улыбки работника прилавка, и участливые расспросы обо всех ваших проблемах. Покупатель вышел за дверь – продавец о нем забыл. С детками же все намного сложнее!  

Казалось бы, зазубрить с ребенком классический набор вежливых слов несложно. От малыша-то ведь много не требуется. Получил подарок или гостинец – говори «Спасибо!». Встал из-за обеденного стола – поблагодари. Просишь о чем-нибудь – обязательно начни со слова «Пожалуйста!». При встрече с кем бы то ни было произноси: «Здравствуйте!», а на прощание: «До свидания!». Все, джентльменский набор в версии «мини» освоен.

Взрослое общество поминутно смахивает слезы умиления: «Надо же, какой у вас благовоспитанный малыш! Просто чудо!». Чудо, тем временем, на глазах у взрослого общества подходит к маме и начинает бесцеремонно дергать ее за руку: «Мам, я кататься хочу! Мам, пошли на карусель! Мам, пошли! Кататься!!! А-а-а! У-у-у!»…

Интересно, сумеет ли мама объяснить ему, что сейчас не до карусели, что дома лежит больная бабушка, нужно срочно сбегать в аптеку и купить ей лекарства? Похоже, не сумела… Он уже валяется на полу, дрыгает ногами и истошно вопит: «Кататься-а-а-а!!!». Ну и где ваши «спасибо» и «пожалуйста»?  

Истинная вежливость начинается со слова «нельзя». Вспомните, сколько раз вы говорили малышу: «Нельзя, упадешь! Нельзя, обожжешься! Нельзя, животик будет болеть!». Вы повторяли ему это слово сотни раз, чтобы он усвоил: оно защитит его от боли. А теперь постарайтесь, чтобы он усвоил и другое: оно должно защищать от боли не только его, но и других людей. Нельзя делать того, что неприятно другому человеку. В этом заключается чуткость или, как еще говорят, сердечный слух.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Можно быть вежливым, но при этом начисто лишенным чуткости. Ребенок научится чувствовать вас лишь тогда, когда вы научитесь чувствовать его. И объясните ему, как важно чувствовать любого, кто бы ни оказался рядом, как важно понимать других людей.

              Дети в песочнице. Аленка нечаянно задела лопаткой построенные Аней куличи. Те рассыпались. Аня – в слезы и уже через минуту выталкивает Аленку из песочницы: «Уходи отсюда, не хочу с тобой дружить!». Та бежит с жалобами к маме: «Аня со мной играть не хочет!». Мама самолюбиво поджимает губы: «Ну, не хочет – и не надо! Вон Миша с мячиком вышел. Пойдем, с ним поиграешь».

Этим необдуманным поступком мама может усложнить дочери всю дальнейшую жизнь. Ведь достаточно было Аленке просто сказать: «Анечка, извини, я не хотела!». И веселая девчачья игра продолжалась бы дальше. А с легкой маминой руки Аленка усвоит: «Я всегда права, и не виновата в том, что кому-то это не нравится!».

Учите ребенка извиняться. Ведь любое его действие, даже самое безобидное, на первый взгляд, может причинять дискомфорт окружающим. Невзначай кого-то толкнул, наступил на ногу, позволил себе обидное слово – извинись!

Постарайтесь донести до ребенка, что извиниться или попросить прощения первым – это не значит признать себя «плохим». Это значит, что ничего плохого ты сделать человеку не хотел, и после твоих извинений он не будет относиться к тебе хуже.

И при малейшей возможности подсказывайте малышу, какими действиями он может завоевать у людей уважение и расположение. Едете в общественном транспорте – уступите место бабушке. Объясните сыну-дочери, что пожилые люди плохо себя чувствуют, у них часто болят ножки, нужно их пожалеть и предложить им сесть. Купили ребенку сладости – предложите угостить всех домочадцев или друзей. И так далее. Ведь в общении мелочей, как известно, не бывает.

Начните с себя.

            Маленький Саша играет с кубиками. Он очень увлечен своим занятием. Приходит мама, усаживается в кресло: «Сыночек, я так устала, принеси мне пульт от телевизора!». Саша приносит. Мама: «А теперь подай мне яблоко вон из той вазы!». Саша подает. «А теперь пойди в зал и скажи папе, что я его зову!» И так без конца.

Понятно, что мамой руководят лучшие педагогические порывы. Она-то думает, что именно так она воспитает из Саши трудолюбивого и заботливого сына.

А что видит перед собой тем временем Саша? Вечно усталую (и в самом ли деле?) маму, которая постоянно на что-то жалуется, постоянно чем-то недовольна, которая настолько «беспомощна», что неспособна самостоятельно справиться с какими-то пустяками. И Саша наверняка впоследствии будет себя вести точно так же, и постоянно будет просить других сделать то, что вполне может сделать сам.

                В семье Насти мама и папа никогда не позволяют себе разговаривать на повышенных тонах. Просыпаясь, обязательно приветствуют друг друга: «С добрым утром! Как тебе сегодня спалось?». Перед сном обязательно целуют дочурку и желают ей: «Спокойной ночи!». Если члены семьи за столом, то обязательно прозвучит фраза: «Приятного аппетита!». Если кто-то кого-то нечаянно толкнул, непременно скажут: «Извини!»

            А Настин ровесник Максим от своих родителей изо дня в день слышит совершенно другое. Вместо: «Дай, пожалуйста!» – «Отдай немедленно!» или «Давай сюда, кому сказано!». Вместо: «Приятного аппетита!» – «Живо ешь, а то сейчас за шиворот тебе эту кашу натолкаю!». Вместо: «Спокойной ночи!» – «Спать! Быстро! И попробуй только рот открыть!». Увы, но во многих семьях такое поведение – норма, и в такой атмосфере неуважения друг к другу научить ребенка вежливости просто нереально!  

Вы сами должны стать эталоном поведения для своего ребенка. Он унаследует от вас нормы общения так же, как цвет волос или походку. Поэтому следите за собой, не расслабляйтесь и не подавайте сыну или дочери дурной пример.

Обращайте внимание ребенка, когда кто-то другой проявляет вежливость по отношению к нему, и обязательно хвалите, когда он не забыл сказать «волшебные» слова. И тогда вежливость превратится для вас и вашего ребенка в настоящую семейную ценность!

             Вежливость - не роскошь. Это необходимость, ключ к общению с другими людьми и миром в целом. Это важнейшее условие выстраивания личности ребенка.

Именно поэтому я сегодня хотела бы немного поговорить о вежливости.

Никто не будет спорить, что такие слова, как «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «до свидания» приятно слышать каждому. Но произнося их автоматически, мы часто не задумываемся о том, что каждое из них означает и какую психологическую подоплеку несет.

Итак, несколько фактов…

«Пожалуйста»

Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.

«Спасибо»

Другой, у которого есть собственные желания, не обязан был делать то, что сделал. Таким образом, мы ему говорим, что признаем его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем ему подарить что-то хорошее («благодарю»).

«Добрый день»

Пожелание доброго дня не просто признак симпатии. Оно означает: «Я признаю твое существование. Ты значим, ты присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя приветствую».

«До свидания»

Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»

Теперь вопрос: как этому учить?

Научить своих детей вежливости – задача родителей. И начинать это процесс надо как можно раньше. И тут важно не только учить говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и самому быть на высоте в этом вопросе. Если ребенок живет и растет в условиях, где вежливость в определенном смысле образ жизни, то по большому счету его и учить-то этому не надо. Он всё будет впитывать с молоком матери. А если родители говорят одно, а сами делают совершенно другое, то ничего хорошего из такого воспитания не выйдет.

Так что же собственно необходимо делать, чтобы научить ребенка вежливости?

            Во-первых, быть для ребенка в этом вопросе примером. Ребенок никогда не поймет, что нужно подумать о других, если он видит, что родители совершенно не принимают других людей (или его самого) в расчет.

          Во-вторых, необходимо обучать ребенка вежливости последовательно, шаг за шагом. Необходимо проявлять уважение к другим своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелем). Надо учить ребенка с уважением относиться к чужому имуществу, потому что оно им дорого, и они будут огорчены, если его кто-то испортит.

             В-третьих, не забывать напоминать ребенку о смысле вежливости, а главное о пользе, которую она приносит. Ведь в цивилизованном мире жить приятнее, чем в дикости. «Поступай в другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

             В четвертых, следите за тем, чтобы ребенок в повседневной жизни соблюдал эти правила: и дома,  и за его пределами. А если он, зная правила, все же их нарушает, наказывайте ребенка, тем самым укрепляя установленные границы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учите детей вежливости»

Многим родителям, вероятно, приходилось испытывать чувство стыда по поводу того, что их дети не умеют вести себя в общественных местах: не приветствуют старших, не обращаются к ним с просьбой или благ...

Консультация для родителей "Учите детей вежливости".

Учите детей вежливости     Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает...

Учим детей вежливости

Вежливость — одно из тех качеств, которые всегда вызывают уважение у окружающих. Конечно, она не появляется сама по себе, а является результатом правильного воспитания. Учить ребенка вежливости нужно ...

Педагогический всеобуч «Учите детей вежливости»

сценарий родительского собрания...

Родительское собрание на тему: «Учите детей вежливости».

Родительское собрание на тему: "Учите детей вежливости"...