«Инновационные методики обучения»
методическая разработка по информатике

Обухова Галина Витальевна

Актуальность.    В период  социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений,  изменения происходят  и в системе образования. Характерной особенностью в наше время  является активизация инновационных процессов в образовании.  Современный образовательный процесс, внедрение программы развития и воспитания детей в детском саду  требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этой программы – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное учреждения

детский сад  «Алёнушка»

 http://madou10com.ucoz.ru/metod/okruzhnova2.jpg

                                                                                                                   http://www.metzorggeschreven.nl/wp-content/uploads/2013/11/mannetje-e1390491634417.jpg

     

«Инновационные  методики  обучения»

   

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b6a50115f5d1396fccdeafbc8f410daa-l&n=13

Городовиковск,  2017 г.

Описание   интерактивных форм и методов обучения, применяемых  в образовательном  процессе.

                                                                Встал    малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

 Актуальность.    В период  социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений,  изменения происходят  и в системе образования. Характерной особенностью в наше время

является активизация инновационных процессов в образовании.  Современный образовательный процесс, внедрение программы развития и воспитания детей в детском саду  требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этой программы – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса.

Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности»,  в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

«Безопасность дорожного движения» является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации.

Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.

 Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. 

Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах.  Так как у ребенка не большой  опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах.   Педагог должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности.  

Уже давно  в нашем  детском  саду  воспитатели используют интерактивные методы работы на занятиях, РМО,  педсоветы проходят в форме деловой игры, пресс-конференций, круглых столов.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) –  означает взаимодействовать, находиться в   режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими  словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более  широкое взаимодействие детей не только с  педагогом, но и друг с другом и на  доминирование активности детей в процессе  обучения.  Педагог разрабатывает план   занятия (обычно, это интерактивные  упражнения и задания, в ходе выполнения   которых ребенок изучает материал).   Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения  через   практику –

это ещё одна важная особенность интерактивных методов, поэтому они могут широко использоваться в работе каждого педагога.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть  интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются  вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность);

• формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.

Можно выделить три вида методов интерактивного обучения:

Пассивный  метод  предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей,  т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.

Активный  метод  предполагает, что роль воспитателя не столь  доминирующая,  как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.

Интерактивный  метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса.  Воспитатель здесь нaxoдится  в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми.   Используя  в своей  работе  метод интерактивного обучения, на занятиях строго соблюдаются   основные его принципы.

- Свобода выбора  - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в  собственной  точке зрения. 

- Принцип открытости  - не только давать знания, но и показывать их границы.  Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса. 

- Принцип деятельности - обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

- Принцип идеальности - предоставление возможности дальнейшего взаимодействия    новой информацией в педагогическом процессе.

- Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения. При организации деятельности в интерактивном режиме   иногда  возникают  трудности в выстраивании отношений между участниками процесса.

Для того  чтобы их избежать, необходимо соблюдение следующих правил:

- Партнёрское общение.

- Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.

- Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.

- Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.

- Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.

- Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы.

Такие подходы помогают избежать многих конфликтов и способствуют укреплению партнёрских отношений с детьми в дальнейшем.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками.

         Новизна  работы  заключается, в использовании  инновационных технологий  в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного  подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Работая над опытом,  руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013; - Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

-Федеральными государственными требованиями к структуре ООП;

- Образовательная программа МКДОУ   «Алёнушка»     

Цель моей работы: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении  и  жизнедеятельности  в дальнейшем.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

1.Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.

2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.

3. Воспитывать - личность, способную проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными. 

4. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Ожидаемый результат:

- Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная  

   грамотность,  негативное  отношение к нарушениям ПДД.

- Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно

  меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.  

- Проявление  гуманных чувств: доброта, отзывчивость и сострадание.

- Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников

   дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.

       Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:

  1. Изучить  методическую литературу по данной проблеме.
  2. Разработать планирование.
  3. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования  и воспитания грамотных участников дорожного движения.
  4. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

В чем заключается   суть моего   опыта?     Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.    

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• II младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя  группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая  группа  –  работа в парах,  хоровод,  цепочка,  карусель,  интервью,  работа  в малых  группах  (тройках),  аквариум;

Начиная с   младшей    группы   для   знакомства с детьми, поднятия настроения, мы применяем  интерактивные  технологии , постепенно усложняя их.

 В качестве принципов организации    воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными  особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип научной    обоснованности и практической применимости;
  • принцип необходимости и достаточности;
  • принцип гуманизма –   уважение личности ребенка, педагога, родителей;
  • принцип природосообразности – образование в  соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его  индивидуальными особенностями восприятия;
  • принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть,  потрогать;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и  продуктивной деятельности;
  • принцип педагогики сотрудничества.

Инновационные    методы   работы      ДОУ                                  

 - Дополнительные       образовательные  программы  

- Педагогические  технологии

- Психолого -  педагогическое  обеспечение

- Опытно  -   экспериментальная     деятельность

 

Интерактивные формы  и методы  обучения в образовательном  процессе

 

 

Формы  организации  в  ООД

Сюжетно – игровая                                                                                        

Ситуативная игра                                                                                                                       Рисование

КВН, викторины                                                                                                        Аппликация;  Лепка

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                     Игротека – макет  улицы                                                                                              Конструирование    

Игры – драматизации                                                                                                       Моделирование

Театрализованные игры

Беседы                                                                                                                    Тематические  занятия

Дискуссии                                                                                                                                  Экскурсии

Чтение  литературы, заучивание                                                             Просмотр Учебных   фильмов

Средства  реализации обучения. 

Средства  реализации  обучения  в детском саду   рассматриваются  в 
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной
программы.  Средства воспитания и обучения - это совокупность учебно-методических,  материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную    реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции   образовательных областей. Оборудование отвечает санитарно-гигиеническим   нормам, педагогическим требованиям.

 - Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;

- На специально организованных занятиях по безопасности;

- В процессе ДОП  кружковой работы «Любознайки». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;

- В совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме  (в ходе режимных моментов,  прогулок);

- В развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изо - деятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

- Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

- Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, взрослого.

- Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

- Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

- Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.

- Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей, многофункциональной  ширмы.

- Использование музыкального репертуара.

- Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

При построении системы работы по изучению дошкольниками   ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:

- Ребёнок - пешеход;  Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум П.Д.Д., дорожных знаков, которые должны знать дети);

- Ребёнок - пассажир;  Здесь  учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

- Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки).

           

     Средства  реализации    

       

Участие родителей в воспитании у детей навыков безопасного  поведения на улицах города

Пополнение предметно-развивающей среды по ПДД

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице


Предметно-развивающая среда

Эффективности реализации поставленных задач способствовало созданию предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

- многофункциональная  ширма;

- интерактивная книжка «Безопасность дома»

- макет  улицы /соответствует  возрастной  категории  детей/;

- наглядно-дидактический материал:

- настольно-печатные игры;  Головоломки

- дидактические игры;

- атрибуты для кукольного театра;

- атрибуты для развлечений;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция»;

- плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;

- разрезные картинки;

- тематические альбомы;

- подборка художественной литературы, книг-раскрасок:  «Я на улице»;  

Н. И. Андреев,  «Как  человек   поехал  по   железной  дороге;  О. Тарутина,   «Для чего нам светофор?»;  Н. Дорохова,  «Зеленый, желтый, красный»;  

Г. Шалаева,  «Величайшие изобретения!»;  П. Синявский,  «Жили-были автомобили» и др.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге  использую:  игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);

  • модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
  • схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;
  • разрезные картинки, кубики, мозаики;   настольно-печатные игры, настенные плакаты,  сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

Возможность объединения детей и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Например: интерактивная технология хоровод, которую мы в своей работе применяем очень часто для сплочения детского коллектива.

Игра «Давайте познакомимся»

Описание игры. Стоя в кругу. Воспитатель с мячом в центре, бросая мяч ребенку, спрашивает его имя и называет свое, и так дальше по кругу.

В средней группе для проекта «Хороводные игры с дошкольниками» красный круг разделили на сектора, пришили желтую тесьму, держась одной рукой за круг детям удобно соблюдать дистанцию ровного круга.

Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, взаимовыручку.

Игра «Мяч по кругу»

Описание игры. Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому ребенку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал представлен  дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу»;  «Слушай, запоминай»; «Это я, это я, это все мои друзья»;  «Узнай знак по загадке»;  «Сложи светофор»;  «Угадай  знак»;  «Разрезанные картинки»;  «Красный, жёлтый, зелёный»; «Дорожная азбука»;  «Опасные ситуации»; «Домино  по ПДД».  С их помощью формирую у  детей умение сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов  и  безопасности.    

Во время игровой деятельности старшие дети  составляют  рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывают  инсценировки, составляют  небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).   Интересной и эффективной формой работы  стала организация игр соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил».   В подвижных играх не только обогащаю   жизненный опыт детей, но и совершенствую  двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений.  В совместной и самостоятельной  игровой деятельности дети  активно используют  макеты: «Улицы города», «Парковка»;  лэпбук «Безопасность  дома». В группе созданы условия для  сюжетно – ролевых игр:  многофункциональная  ширма  «АЗС»; «Автомастерская»; «Мойка».

Широко использую в практике  со старшими дошкольниками - викторины, где ребёнку предоставляется  возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание П.Д.Д., а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками.

В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.

В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации  негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное  решение и проиграть вновь   ситуацию.

         Применение информационных   компьютерных  технологий  - ИКТ при ознакомлении  с Правилами дорожного движения позволило мне  сделать  занятие из серии «ПДД от  Смешариков» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы  обучения. 

Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов,  такие как  «Уроки  тетушки  Совы  - Огонь»;  «Рассказы  бабушки  Яги – Что  такое  Светофор; Пешеходный  переход; Пожар  в  квартире»  позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. В роле   «Светофорика»  выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения  в нужное русло.

На  наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться   на «Уроках  тётушки  Совы». Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей, длительность  занятия соответствует возрастной группе, что соответствует нормам СанПиН.          

Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах.

  В ходе  развлечения «Внимание, дорога!», дети вспомнили  виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направляю на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД.

Занятия  планировала  не  только в рамках  ДОП  «Любознайки», но и на протяжении всего дня пребывания ребёнка в ДОУ.

Дети  создают  творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица..»;  «Автопарк»; «Улицы нашего города»; «Дорожные знаки»; «Транспорт на улицах нашего посёлка»,  используя многофункциональную  ширму.  В процессе практической деятельности дети общаются, делятся  впечатлениями, учились работать в коллективе.

Неотъемлемой частью образовательной работы являются  целевые прогулки и экскурсии. Прогулки  провожу по дорогам  города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаю внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения,  о правилах  поведения в природе.

Во время экскурсий по улицам города  обращала внимание детей  на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно сделать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми   из опыта.    

При обучении детей правилам дорожного движения подхожу  к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. 

Средством достижения поставленных образовательных задач  являются инновационные технологии работы с детьми:

Игровые  

направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:

Проектная деятельность

направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность, музыкально-художественную деятельность

Творческая мастерская

направлена на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность (мелкая моторика).

Проблемные ситуации

направлены на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность.

ИКТ

направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную,  деятельность

Здоровьесберегающие

направленные  на оздоровительную, двигательную,  познавательно-исследовательскую деятельность

Работа в инновационном  режиме предполагает постоянный поиск эффективных форм организации  воспитательно-образовательного процесса.  Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий, позволяющие достичь более высокие результаты обучения и воспитания, внедрять современные педагогические технологии в воспитательные и обучающие процессы.  Большие возможности для этого предоставляет  метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. В основу данной технологии  положена идея о направленности: учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.  Использование  метода проектов в своей работе  я  убедилась, что он один из    методов обучения дошкольников,  который предполагает самостоятельную активность воспитанников, дети научились работать в команде. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

          Например:  При  реализации     проекта   по изготовлению интерактивной  книжки  «Безопасность дома»  в учебно-воспитательном процессе  широко   включала  методы, основанные на создание проблемных ситуаций,  активности  познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.  

Также  в  работе  использую  проблемное обучение. Суть проблемного обучения в том, что я создаю для детей проблемную ситуацию и даю детям возможность находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Стараюсь ребенка «учить сомневаться» в истинности знаний, как таковых, в средствах их добывания.

Используя  игровые технологии,  создаю условия, позволяющие детям самостоятельно развиваться. Обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, что позволяет детям включаться в коллективную деятельность и общение. Игровую  форму занятий создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной   деятельности.  Невозможно  представить современное общество  без информационно-коммуникативных технологий.  Информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника.   Стала создавать презентации в программе  Рower  Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала для детей. Так мной был подготовлены и разработаны презентации:  «ПДД от Смешариков»;  «Пожар  в квартире»;

Для обобщения и распространения педагогического опыта создала свой персональный сайт в социальной сети работников   образования  nsportal.ru   

Мой  сайт воспитателя детского сада  ,  сайт  МКДОУ  детский  сад «Алёнушка», где систематически делюсь своим передовым педагогическим опытом через публикацию учебно - методического материала.  Работы моих детей  и методические  разработки  были  выставлены на Всероссийских  конкурсах  детского творчества, имеют дипломы 1, 2 и 3 степени.

В повседневной деятельности регулярно произвожу видеоснимки, которые использую  на родительских собраниях. В конце учебного года в старшей группе  для родителей была проведена  встреча,  где показали презентацию с использованием  фотографий детей «Наша жизнь в старшей группе».  Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе. Считаю что, использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. Использование информационных компьютерных технологий и присоединение к ним инновационных педагогических методик позволило мне  вывести  свою работу на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Также среди современных образовательных технологий, которые я использую в своей работе, имеют место здоровьесберегающие  технологии. 

Совершенствование функций организма ребенка и его  полное развитие являются неотъемлемой частью моей педагогической работы в дошкольном учреждении.   Наряду с  комплексом обязательных  мероприятий по физической культуре я провожу оздоровительную работу с детьми. Использую в своей работе вариативные здоровьесберегающие  технологии закаливания и оздоровления детей. В группе созданы здоровьесберегающие  условия: учебный  процесс    строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.   Прочно вошли в систему работы  здоровьесберегающие  технологии: пальчиковая,  дыхательная и зрительная гимнастики; подвижные и спортивные игры; бодрящая гимнастика после сна; ЛКГ.

Организация работы с родителями.      

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. 

Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что   почти 70%  опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей    Правилам дорожного движения   дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Сегодня, в век  информационных технологий,  социализации и индивидуализации  образования   дошкольников    мы, педагоги, ввели  новые формы работы с дошкольниками  (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т. д), вышли   за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовали   просветительскую работу с родителями.  Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями.  Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку.   Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания.     

Для активизации  родителей используются  следующие методы:
- Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма.
- Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения.

- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице. 
- Обращение к опыту родителей.
- Привлечение к активной деятельности.

С этой целью:

- в  уголке для родителей  разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

- на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

- разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

- оформила тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;

- привлекала родителей для участия в проектной деятельности, изготовления многофункциональной ширмы по ПДД,  лэпбука «Безопасность дома».

 В рамках методической недели был организован коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности  из цикла «Уроки  тётушки  Совы».  

      Мой опыт работы, по внедрению современных  инновационных  технологий в воспитательный  и обучающие процессы,   позволяет  достичь более высоких результатов обучения и воспитания  детей.

Мониторинг

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

​ Развитие внимания

​ Памяти

​ Мышления

​ Речи

​ Личности

​ Навыки учебной деятельности

Работая по данной проблеме и   используя  в  своей  работе  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.

Диагностические задания по определению уровня   знаний  детей  Правил дорожного  движения проводила  индивидуально. Ребёнку предлагала серию вопросов, проблемных ситуаций.

Динамические показатели результатов диагностики   представлены в таблицах:

Младшая  группа   2016 – 2017 г.

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

21%

4 чел.

54%

13 чел.

25%

6 чел.

55%

13 чел.

43%

8 чел.

2%

2 чел.

Сравнительная  диаграмма

                                                                                     

Динамические показатели результатов диагностики детей младшего дошкольного возраста за 2 года.

Выводы.   Таким образом, практическое использование материалов в течение двух лет  показало положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД,  позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.   Диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 55 %  у детей младшего  возраста, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.  Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач. Родители поддерживают работу детского сада.          

          Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей  ПДД  не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.             

Планирование дальнейшей работы:

  • пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения;
  • специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
  • в системе вести работу с сотрудниками  ГИБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;
  • привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

 Учебно – методическое  пособие  и ИКТ

Настольно - печатные  и дидактические  игры:

1.  «Дорожные  знаки»

2.  «Красный, жёлтый, зелёный»

3.  «Мы  шофёры»

4.  «Угадай  знак»

5.  Пазлы – игра  «ПДД»

6.  Макет «Улица нашего  города»

7.  Атрибуты  к подвижным  играм  по  ПДД.

8.  Макет:  Многофункциональная  ширма по ПДД.

9.  Дорожные знаки по П.Д.Д

10. Фотоальбом  «Дорожная Азбука».

11. Плакаты  по ПДД, безопасности.

12. Лэпбук «Безопасность  дома»

Художественная  литература по ПДД.

1. Н. Мигунова  - «Учимся  переходить  дорогу».  

2. М. Приходкин - «По улицам  города».

3. А. Пономарёв - «Соблюдайте  правила»

4. «ПДД игра - пазл»

5. Светофор – С. Маршак

6. Журналы  «Байр»;  «Байрта» 

7. Н. И. Андреев -  «Как  человек   поехал  по   железной  дороге

8. О. Тарутина  -  «Для чего нам светофор?»

9. Н. Дорохова -  «Зеленый, желтый, красный»  

10. Г. Шалаева -  «Величайшие изобретения!»

11. П. Синявский -  «Жили-были автомобили»

Аудио, видео по ПДД

- Диск  с презентациями по ПДД:

- Видео -  агитбригады ДОУ;

- Учебный  мультфильм  «Уроки  тётушки  Совы»

- Учебный  мультфильм  «Огонь»

- Учебный  мультфильм  «Что такое  Светофор»

- Учебный  мультфильм  «Пешеходный  переход»

- Презентация «ПДД  от   Смешариков»

- Презентация «Пожар  в квартире»

- Презентация «Дорога  и безопасность»

ТСО

  • музыкальный центр;
  • ноутбук;
  • магнитофон;
  • TV - телевизор;
  • DVD;
  • экран со штативом;
  • принтер;

       Учебно – методическая  литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.  Безопасность: Учебное пособие   по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  3. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост.
  4. М. Р. Максиняева, Т. Ю. Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М.«Просвещение» 1989
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005
  7. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина -  М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
  8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008  

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Проект:    Создание лэпбука  «Безопасность  дома»

Цель: Оформление теоретической части проектной деятельности в ДО.
Задачи:     - Помочь детям  систематизировать  знания по ОБЖ.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

 Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме. 
Идея создания серии лэпбуков о природе стала основой реализованного нами проекта.

Карта проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Место реализации:   Детский сад  «Алёнушка»,  г.  Городовиковск.

Тема проекта:  

«Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»
Творческое название:  «Безопасность  дома»
Типология проекта: Творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта:  Воспитатели, дети и их родители
Продолжительность:  С 10. 03. 2017 г. по 17.03.2017 г.
Предметная область:   Ребенок и безопасность  дома. 
Цели:
В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:
Образовательные цели:
Расширение знаний об охране и жизнедеятельности детей дома.
Развивающие цели:
Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления.
Воспитательные цели:
Воспитание интереса, формирование самостоятельности в самообучении.
Кроме того, были выделены цели   
для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
Основополагающий вопрос:
Как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос:     Зачем нужен лэпбук?
Частные вопросы:
1. Что такое лэпбук?
2. Как изготовить лэпбук?
3. Как использовать лэпбук?
Гипотеза:    Лэпбук – новое средство обучения.

План реализации проекта    «Безопасность  дома»
Этапы проекта:
1. Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»
2. Определение педагогами конечной цели проекта: создание серии лэпбуков .
3. Сбор информации семьями воспитанников
5. Проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «Работа с лэпбуком в ДОУ», «С чего начать при создании лэпбука?»)
6. Систематизация и анализ полученных сведений
7. Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука
8. Совместное движение взрослых и детей к результату
9. Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.
10. Видеоотчёт для родителей «Лэпбук – устами младенца!»

Выводы:
Реализация данного проекта сблизила всех участников.
У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды 
в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о  безопасности  в быту и природе.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.
Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креатив, фантазию, заинтересованность. Для оформления использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Наполняемость папок – огромное количество дидактических игр, загадок, стихов, раскрасок, картинок, фотографий. Всё по одной теме. 
Представляю их Вашему вниманию.
 «Безопасность  дома». 

Составим сначала план, чему мы бы хотели научить ребенка по данной теме и что расположить в нашей книге:

(составляем совместно план)

  • Правила поведения «Если ты один дома»
  • Игры по пожарной безопасности
  • Стихи о  безопасности.
  • Загадки по ПБ
  • Познакомить с формой пожарного и его инструментами
  • Какие вещи необходимо взять при эвакуации?
  • Как вызвать   экстренную  службу  спасения?
  • Анкетирование.

Для определения степени знаний о правилах безопасности и соблюдения их в семье, родителям  предлагалось заполнить анкеты, в которых предлагалось ответить на вопросы. В анкетировании принимало участие   23  родителя  воспитанников  младшей группы.

Анкетирование позволило определить знания родителей об обучении детей правилам безопасности.

Анкета для родителей  № 1   «Я и мой ребенок на улице»

Цель: выявление уровня знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах, эффективности работы в ДОУ и семье по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Уважаемые родители!   Мы вас просим заполнить нашу анкету.

Вам нужно прочитать вопросы и ответить, подчеркнув «да» или «нет».    Большое спасибо!

1. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? Да, нет

2. Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Да, нет

3. Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения?     Да, нет

4. Постоянно ли учите ребенка правилам безопасного поведения на улице?    Да, нет

5. Различает ли ваш ребенок сигналы светофора? Да, нет

6. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? Да, нет

7. Эффективны ли занятия в детском саду по обучению детей правилам безопасного поведения на улице? Да, нет                     

 Анкета для родителей  № 2  «Безопасность  вашего  ребёнка»

Цель: изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам безопасности.

1. Попадал ли ваш ребёнок в опасную ситуации дома, на улице, на природе?

90% - нет

10% - да

2. Если бы ваш ребёнок заранее знал о последствиях своего поведения, мог бы он избежать опасности?

77% - да

10% - нет

13% - сомневаюсь

3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?

95% - да

5% - нет

4. Говорите ли вы с ребёнком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми?

94% - да

2% - не часто

4% - нет

5. Знает ли ваш ребёнок некоторые правила дорожного движения?

96,5% - да

1,8% - нет

1,8% - не дали ответ

6. Формируя  безопасное поведение детей вы действуете…

17% - путём прямого запрета ("не трогай",  "нельзя")

83% - пытаются подробно объяснить ситуацию

7. Поощряете ли вы ребёнка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом?

83% - да, похвала

5% - нет,

12% - без ответа

8. Придерживаетесь ли вы данных правил?

45,5% - всегда

53% - часто

1,5% - никогда

9. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия с детьми по ОБЖ   в саду?

91% - да

9% - не дали ответ

10. Готовы ли вы принимать участие в проведении различных мероприятий, а так же поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?

73,5% - да

8% - иногда

2% - нет

Вывод. Результаты  анкетирования   показали, что родители обучают детей правилам дорожного  движения в семье в сотрудничестве с ДОУ.

Все родители (100 %) считают, что детей   необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтения. Знания по обучению детей в семье родители передают, используя жизненный  опыт, просмотр ТВ, рекомендаций педагога. Беседуют с детьми по данной теме.

Для  этого в каждой семье имеются игрушки, книжки, машины, картинки, пазлы, знаки, различные настольно-печатные игры.

Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть –

 Это   совместные мероприятия, встреча с инспектором, индивидуальные беседы, информация  в уголке для родителей, проведение лекториев, организация выставки, родительские  собрания. Уровень проведения мероприятий в ДОУ родители оценили на высоком  уровне.

Таким образом: из результатов анкетирования видно, что родители являются главным   звеном в вопросе обучения детей  Правилам дорожного движения.

В этом вопросе  родители остаются неравнодушными, внимательными, так как именно от их действий  зависит  насколько прочно овладеет ребёнок  навыками безопасного поведения на   дороге, будут осторожными на дорогах и применять знания в повседневной жизни.

Поэтому необходимо в ДОУ больше проводить совместные мероприятия по ПДД,   организовывать встречи с инспекторами, оформлять в родительских уголках  рекомендации, памятки, методические приемы обучения детей ПДД, по правильному   комплектованию оборудования, игр, игрушек в соответствии с возрастом детей и    программными задачами.

Проект

"Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!"

МКДОУ детский сад «Алёнушка»   Воспитатель:  Обухова  Г.В.

Участники проекта: дети  младшей группы и их родители, воспитатели

Вид проекта: творческо-познавательный краткосрочный проект.

Продолжительность проектаодна неделя.

Актуальность. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

I этап проекта.

Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь и здоровье.

Цель проекта: Формирование у детей основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.

Задачи проекта:

1.Обучить детей необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков.

2.Научить ребенка грамотно использовать полученные знания.

3.Обогатить предметно-развивающую среду.

4.Повышение компетентности родителей в вопросах касающихся ПДД.

Прогнозируемые результаты:

-Образовательные: приобретение элементарных знаний по теме "Правила дорожного движения"

- Воспитательные: воспитатель дисциплинированного пешехода и привить культуру поведения на дороге.

- Социальные: формировать чувство ответственности за свою безопасность, научить,  правильно оценивать поступки и уметь осознавать негативные последствия некоторых из них.

Продуктивным итогом проекта является коллективная работа -  панно "Макет  улицы  города". В играх с использованием данного панно дети закрепят  основные сигналы светофора, узнают,  для чего нужен пешеходный переход, а также развивается мелкая моторика рук ребенка.

II. Этап. Основной.

Задачи на данном этапе:

- Создание условий для сознательного изучения детьми ПДД.

- Раскрытие терминов "опасность" и "безопасность"

- Знакомство с дорожной азбукой

Формирование сознательного отношения к плохим поступкам и их последствиям.

Создание  коллективной  аппликации   "По дороге в детский сад".

Реализуемые познавательные области:

Физическое  развитие.

Физическая  культура. Подвижные   игры: «Воробышки и автомобиль»,  «Светофор», «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт», Эстафета «Красный, жёлтый, зелёный», «Займи своё место» и т.д.

Пальчиковые игры: «Есть игрушки у меня», «Машины».

Здоровье.  Общение с детьми – беседа: «Светофорчик», «Зебра», «Специальные машины».

Физкультминутки «Автомобили», «Светофор», «Пешеходы», «Стоп, машина»

Речевое развитие.

Рассказы воспитателя: «Улица,  на которой расположен детский сад», «Зачем нужны правила дорожного движения»

Беседа  по теме: «Зачем нужен транспорт», «Зачем нужны дорожные знаки»

Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Правила-наши помощники» А.В. Горская.

Проблемные ситуации: «Где нужно переходить дорогу»

Рассматривание фото, иллюстраций, рисунки детей.

Чтение художественной литературы  и рассматривание иллюстраций

В. Берестов «Про машину», Н. Носова «Автомобиль»,  М. Дружинина «Наш друг светофор»: Правила перехода улицы, правила дорожного движения, правила поведения на улице; С. Михалков  «Дядя Стёпа»; «Моя улица»,

В Кожевников  «Пешеходный светофор»

Познавательное развитие.

Познавательно-исследовательская деятельность: сравнение разных видов транспорта (находить сходства и различия)

Моделирование различных ситуаций  - работа  у макета улицы.

Рассматривание плакатов  по ПДД.

Развивающие игры: «Найди (подбери) такой же», «Дорожные знаки», : «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Домино»

Дидактические игры: «Лото», «Можно-нельзя», «Правильно-неправильно», «Угадай дорожный знак», «Назови правильно», «Лото пешеходов»

Формирование  элементарных математических представлений.

Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям предметов, называние цвета и формы, размера, назначения.  Организация разнообразной, интересной детям деятельности направленной на их сенсорное развитие.

Целевая прогулка «Наблюдение за движением транспорта»

Конструирование из строительного материала (деревянного, пластмассового): техники, дороги, улицы, гаражи

Социально-личностное развитие. 

С. р. игры: Весёлый поезд; Чудесный мешочек;  Едем, едем мы домой; Нагружаем машину; Строим перекресток.

Рассматривание машин на проезжей части.

Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Путешествие», «Мы шофёры», «Автосалон»

Просмотр и анализ учебных мультфильмов: " ПДД от Смешариков"; «Дорога  и безопасность»;  «Пешеходный  переход»;  «Что такое  Светофор».

Труд.   Ручной труд. Изготовление  дорожных знаков и атрибутов для игр.

Знакомство с трудом водителя, машиниста.

Безопасность.  Сказка: «Уважайте светофор».

Беседы: «Улица полна неожиданностей», «Где и как переходить улицу?»+

Художественно – эстетическое развитие.

Продуктивная деятельность: конструирование, аппликация, рисование, лепка по теме транспорт.

Коллективная работа:  Дидактическое панно "По дороге в детский сад";  «Многофункциональная  ширма»  - совместно с родителями.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

- Книжный уголок: Стихи, сказки, рассказы о транспорте, изготовление фотоальбома «Наша улица»

- Центр сюжетно - ролевых игр: совместное изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Шофёры» - шапочки для различных видов транспорта. Инструменты для починки автомобиля (ключи, отвёртки, насос). - Различные виды транспорта. Машины разного вида транспорта. Светофор. Зебра. Конструкторы настольные, напольные. Свисток. Жезл регулировщика. Фуражки. Куклы.

Взаимодействие с семьёй.  Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.   Создание папки передвижки: «Памятка для родителей» (правила дорожного движения)

Создание коллекции моделей.  Участие родителей в создании коллективной композиции  "Макет  улицы города";  Привлечение родителей к помощи изготовления атрибутов к играм «Транспорт».

Консультация для родителей: «Осторожно - улица!»

III этап проекта    Презентация:

Презентация   "ПДД  от Смешариков";  «Дорога  и безопасность;

мини-викторина "Правила дорожного движения"

Перспективы в старшем возрасте:

- Продолжить знакомство с «Дорожной Азбукой».

- Сюжетно-ролевая игра: «Автомойка»; «АЗС»

- Информационная газета для родителей: «Школа Светофорика».

- Знакомство с историей транспорта

- Развлечение «Как  кот  Мурзик  знакомился с правилами  ПДД.»

Развлечение по ПДД «Как кот Мурзик знакомился с ПДД»

Цель:

- Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.

- Учить отвечать на вопросы по тексту

- Создать хорошее настроение, положительный эмоциональный настрой.

- Обогатить словарный запас.

Словарь: Светофор, зебра, пешеходный переход,

Ход:

Звучит музыка, дети входят в зал.

Дети:

Каждый знает, что без правил

Без дорожных не прожить.

Все должны мы на дороге осмотрительными быть!

Вед: - Ребята, сегодня к нам в гости придет кот, по имени Мурзик.

Он очень хочет с вами поиграть. Давайте громко похлопаем в ладоши, чтобы он скорее к нам пришел  (входит кот).

Кот: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мурзик.

Я кот, который гуляет сам по себе, где хочет и когда хочет.

Вед: - Уважаемый кот Мурзик, а ты всегда соблюдаешь правила дорожного поведения на проезжей части, т. е. на дороге?

Кот: - Ни каких правил я не знаю и соблюдать их не хочу. Я просто люблю гулять.

Вед: - Ой, ребята, боюсь я за Мурзика, как бы он в беду не попал! Ведь он не знает правила пешехода.

Вед:- Мурзик, а какие ты знаешь дорожные знаки?

Кот: - Я не знаю знаков, зачем мне их знать?

Вед:

Дорожные знаки

На страже порядка стоят.  Вы правила знайте.  И их соблюдайте,

А мы вам помочь поспешим.

1-й ребенок.

По полоскам черно-белым

Человек шагает смело.

Знает: там, где он идет,

Пешеходный переход!

(Показывает знак «Пешеходный переход».)

2-й ребенок:

Ни во двор, ни в переулок,

Ни в пустячный закоулок

Не проехать тут никак

Не позволит этот знак.

Помни! Означает он

«Въезд машинам запрещен».

(Показывает знак «Въезд машинам запрещен»)

3й ребенок.

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете

В этом месте ходят дети!

(Показывает знак «Дети»)

Вед:- Ребята, давайте поиграем с Мурзиком в игру   «Автомобили »

(дети под музыку бегают по залу держа в руке руль, а кот бегает от машин)

Вед: - Ну, что, заезжаем все в гараж.

Кот:- Ух, и испугался же я. Машины как поедут со всех сторон, не до прогулки мне было, как бы самому целым остаться.

Кот: - Ну, ладно, я буду гулять по тротуару.

А вдруг мне надо перейти на другую сторону улицы, что же мне делать?

Вед: -Тебе надо искать “Зебру”.

Кот: -Зебру? Она же в жарких странах живет.

Вед: -  Зебра в Африке живет, полосатая очень. Воду пьет, траву жуют, порезвиться хочет.  А у нас на улице, здесь у перекрестка,  Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

Кот: -Ну и зачем она мне?

Вед: -“Зебра”– это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями:

белая полоса, черная полоса и опять белая, и т. д.

Игра:  «Собери зебру»     (дети складывают полоски)

Кот: -Теперь мне понятно где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.

Вед. А запомнить вам поможет эстафета    «Переход».

(Проводится эстафета: дети выстраиваются на линии старта добегают до туннеля, пролезают, обратно бегут по «зебре»).

Ведущий загадывает загадку:

Я над шумным перекрестком

С огоньками на груди

Для машин и пешеходов

Самый важный командир

Я стою здесь с давних пор

И на всех гляжу в упор.

Ну-ка, дружно отвечайте

Кто я дети … (Светофор) .

Вед: -Начинаем разговор про трехглазый светофор.

Он не зря горит над нами разноцветными огнями!

Кот: - Это еще что за животное?

Вед: - Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить

или нет.

Кот: - Он еще и разговаривает?

Вед: - Нет, он нам не словами скажет, а глазками.

Кот: - А как это глазками?

Вед: У светофора есть три огонька – сигнала: красный, желтый и зеленый. (Ведущая показывает цвета). Их и называют глазками, но они загораются не сразу, а по очереди.

Дети читают стихи:

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот - разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, ребята,

Мама с папой говорят.

Вед:- Мурзик, как ты думаешь, на какой цвет можно переходить дорогу?

Кот: - Не знаю я, ребята, помогайте.

Дети: - Зеленый.

Вед: - А на какой нельзя переходить дорогу?

Кот: - Да не знаю я.

Дети: - красный.

Вед: - А если горит желтый?

Кот: - Надо подумать.

Вед: - Да, надо становиться и подождать когда загорится красный цвет.

Вед:-Ребята, а я хочу дать вам добрый совет.

Если нету светофора,

Сам свой путь определи –

Посмотри сначала влево

И направо погляди.

Тротуар для пешеходов,

А дорога для машин,

Мы в любое время года

Все куда-нибудь спешим.

Только спешка – не причина,

Чтоб законы нарушать,

Пусть пройдут сперва машины,

А потом и нам шагать.

Игра на внимание.

Если я показываю красный сигнал – вы молчите,

если желтый – хлопаете, ну   а если зеленый – топаете. (Светофор проводит игру).

-Ребята, давайте вместе с вами повторим значение дорожных знаков.

Игра «Назови    знак»

(ведущий читает стихотворение, дети отгадывают, затем показывает знак).

- Тут и вилка, тут и ложка,

Подзаправились немножко,

Накормили и собаку…

Говорим «спасибо» знаку.   (Пункт питания)

- Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете

В этом месте ходят (Дети)

- Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет –  (Пешеходный переход)

- Ты не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Хорошо, что рядом пункт (Медицинской помощи)

- Что мне делать?

Нужно срочно позвонить,

Должен знать и ты, и он

В этом месте (Телефон)

- Если ты собрался с другом

В зоопарк или в кино,

Подружиться с этим знаком

Вам придется все равно,

Он домчит вас быстро, ловко

Знак…. (Автобусная остановка)

Кот: -Кажется, я все понял.

Если гулять, не соблюдая правил, то может случиться беда.

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать,

Надо знаки уважать!

Спасибо, что рассказали мне о них.

Пойду гулять дальше.

Вед: Пожалуйста, приходи, Мурзик к нам еще. Мы тебе еще что–нибудь расскажем интересное.

До свидания!

Комплексно – тематическое  планирование  в работе  с детьми   по ОБЖ

Месяц

Тема       Форма работы

Цель

Сентябрь

Игровые ситуации: «Покажем кукле», «Правильно ли поступает мишка». Беседа: «Вместе весело играть».

Чтение С. Михалков «Песенка друзей».

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя

 Д.И.  «Как поступить правильно».

С. Михалков «Шла по улице машина».

Игровая  ситуация:  «Предметы, требующие осторожного обращения»;

Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома и на улице.  Дать представления о правилах безопасности в быту, об обращении со спичками, ножом.

Ситуативные беседы: «Контакты с незнакомыми людьми»; «Осторожно улица».

Д. и.: «Собери картинку» (грибы съедобные и несъедобные);

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Ситуативная беседа: «Опасные предметы»; «Незнакомец звонит в дверь».

Шпаргалка  для  родителей  «Что читать детям о безопасности».

Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один.

Октябрь

Ситуативные беседы: «Путешествие по улице»; «Катание  на велосипеде».

Просмотр м/ф: «Уроки  тетушки  Совы»

Под. игры: «Светофор»,

Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы.

Чтение х/л: произведения С. Маршака «Кошкин дом»; отгадывание загадок.

Рассм. иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом».

Формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем.

Учить  внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали.

Беседа:  «Безопасное поведение в природе».

Ситуация – игра: «Как Мишутка играл».

Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека.  Оценивать  ситуацию правильного - неправильного поведения.

Беседы: «Чем опасен пожар?».

«Не выглядывай в открытое окно»;

Просмотр презентации: «Огонь наш друг, огонь наш враг».

Консультация: «Безопасное поведение вашего ребенка – залог его здоровья».

Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях.

Ноябрь

Проект «ПДД   знать всем без исключения»"

 

Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный  (подземный) переход»;

Наст. д/ игра: «Каждый грибок в свой кузовок».

Чтение сказки: В. Даля «Война грибов с ягодами».    Рисование «Мухомор».

Учить детей  понимать, что среди  грибов могут быть ядовитые соблюдать осторожность. Закреплять знания  о съедобных и несъедобных грибах.

К.Чуковский  -потешка «Тили- бом, тили-бом...».

Консультация: «Домашние животные польза или вред?».

Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности. Уточнить, как героям удалось потушить пожар.

Месяц

Тема        Форма работы

Цель

Декабрь

Презентация – «Правила ПДД от Смешариков»

Под игра:  «Кто дальше».

Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность.

Ситуативная беседа: «Осторожно электроприборы!»;

Чтение х/л: Е. Шкловской «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство», «Как вести себя во время болезни».

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.

Дать детям понятие о том, что лекарства – наши спасители и помощники в болезнях;

Ситуативная беседа: «Правила поведения на льду».

Игра-беседа: «Метель-пурга»

Под. игра: «Ты мороз, мороз».

Дать детям знания о правилах поведения на льду. Дать детям знания о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса. Учить правильному поведению зимой на улице.

Игра-ситуация: «В мире опасных предметов».

Д/игра:  «Кому, что нужно для работы»

С. р.и.: «Поликлиника».

Знакомить детей с профессией пожарного с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии.

Январь

Аппликация «Светофор».

Д/игра: «Найди свой цвет».

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Ситуативная беседа: «Опасные предметы дома».

Игра-ситуация: «Предметы, требующие осторожного обращения».

Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Ситуативная беседа: «Берегись мороза!».

Опыт со снегом: «Почему тает снег?!».

Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.

Ситуативная беседа: «Наши друзья и враги». Д/и: «Парные картинки».

Консультация: «Правила безопасной зимней прогулки».

Памятки: «Осторожно гололед»,

Расширить и закрепить знания детей об электроприборах.

Развивать умение подбирать к изображению неправильного поступка, поступок правильный.

Февраль

Беседа на прогулке: «Что такое сосульки и чем они опасны?», П/игра: «Найди свою машину».

Игра-ситуация: «Если ты потерялся».

Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в зимнее  время года. Познакомить с различными видами транспорта. Учимся запоминать и называть свой домашний адрес.

Аппликация «Разноцветные таблетки».

Учить детей соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Д/игра: «Времена года».

П/игра: «Снежинки летают».

Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.

Ситуативная беседа: «Не зевай, правила соблюдай». Просмотр видеоролика: «Уроки  тетушки совы»

Консультация: «Учим ребенка правилам безопасности».

Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить , какой вред приносят игры с огнем.

Месяц

Тема

Форма работы

Цель

Март

Д/игра: «Виды транспорта».

Рисование:  «Волшебные полоски».

Проект  Создание  лэпбука  «Безопасность  дома»

Закрепить знания  о видах транспорта, правилах дорожного движения.

Театрализованная инсценировка: «Когда мамы нет дома».  Д/игра: «Определи, кто поступил плохо, а кто хорошо».

Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один.

Физминутка: «Море», «Капля». П/игра: «День и ночь».

Способствовать формированию знаний правил осторожного и осмотрительного поведения детей у водоемов.

Ситуативная беседа: Пожар – это опасно, звоните по номеру – 01».

Игра-беседа: «Собака бывает кусачей».

Консультация: «Безопасность наших детей».

Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

Апрель

Ситуативная беседа: «О безопасности на дорогах».

С.р.  игра: «Поездка на автобусе».

Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.

Игра-ситуация: «Если ты дома один»

Д/игра: «Опасные предметы», «Осторожно электроприборы».

Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Ситуативный разговор: «Мы пришли к водоему».

Д/игра: «Безопасность в природе» (сюжетные картинки).

В.Клименко «Зайка-велосипедист».

Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней.

Учить детей различать съедобные грибы от несъедобных по внешнему виду

Д/игра: «Я знаю, что можно, что нельзя»; «Безопасность дома» с использованием сюжетных картинок;

Консультация: «П.Д.Д.».

Повторить правила пожарной безопасности.

Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

Май

ОД «Светофорик»

Чтение х/л: С. Михалкова «Шагая осторожно»

Обратить внимание на то, что машина остановиться сразу не может, а человек может. 

Ситуативная беседа: «А у нас в квартире газ»; «Спички не тронь – в спичках огонь! », П/игры: «Цветные автомобили»

Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений о правилах безопасного поведения в быту.

Игра – драматизация:  «Волк и семеро козлят», «Катится колобок».

Чтение х/л: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми; воспитывать любовь к окружающей среде.

Игра-беседа: «Берегись насекомых».

Консультация: 

«Безопасность ребенка летом

«Остерегайтесь клещей»;

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде.

Перспективный   план     работы    с   родителями.

Сентябрь        

Консультация «Дорожная азбука»

Октябрь        

Консультация «Внимание! Дорога!»

Ноябрь        

Консультация «Правила безопасного поведения на дорогах»

Декабрь        

«Как вести себя в общественном транспорте»

Январь        

Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок ПДД?»

Февраль        

КВН  «Безопасность детей на улицах города»

Март        

Проект  -  Лэпбук «Безопасность  дома»

Апрель        

Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улице»

Май        

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге.


Предварительный просмотр: