Консультация для воспитателей ДО "Умные игры"
консультация по информатике по теме

Федорова Марианна Сергеевна

В данной консультации рассказывается о значении компьютерных игр, ребусов и кроссвордов для умственного развития детей, рассматриваются примеры таких игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_umnye_igry.docx403.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ детский сад №1505

Консультация для воспитателей

«Умные игры (компьютерные игры, ребусы, кроссворды)»

Федорова М.С.

педагог дополнительного образования

Москва, 2009

        Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

        Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

        Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах:

  • в форме чувственного познания (ощущения, восприятия и представления);
  • в форме абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Понятие – форма мышления, в  которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. (Все металлы – простые вещества. Литий – металл. → Литий – простое вещество.)

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действования с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умений оперировать словами, понимать логику рассуждений. Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютерами. В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода к наглядно-образному мышлению и формированию зачатков логического мышления.

Компьютерные программы имеют преимущество перед другими формами игр. Во-первых, они позволяют строить задания таким образом, что для их выполнения детям необходимо рассматривать объекты во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях. Во-вторых, в компьютерных играх ролевые характеристики персонажей, результаты и действия представлены более развернуто, а иногда и несколько утрировано, что позволяет детям увидеть то, что в жизни скоротечно, едва уловимо. Таким образом, компьютерные игры не только способствуют формированию представлений, но и дают возможность для усвоения системы знаний.

Успех компьютерной игры зависит также от связи с другими видами деятельности, в которых происходит закрепление и отражение полученных знаний.

Подробнее остановимся на обучающих программах и играх для малышей от 3 лет, дошкольников и младших школьников. Их огромное количество, рассмотрим несколько, на наш взгляд, наиболее интересных.

Для самых маленьких создана серия CD-дисков "Маленький искатель" (Scholastic Inc.) - развивающие игры для детей от 3 до 5 лет. Игра представляет собой рифмованные картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки, обучающие чтению, стихосложению, азам математики и классификации предметов, восприятию информации на слух и выполнению письменных указаний, развивающие творческие способности и логическое мышление.

CD-диск "Веселая азбука" от компании "Кирилл и Мефодий" популярен у родителей и детей 3-6 лет. С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов - слова, из слов - предложения. Развивающая игра представлена в виде путешествия в страну Знаний с персонажами мультфильмов и оформлена в виде мультиков-уроков, сопровождается веселыми комментариями и подсказками.

Для детей постарше (4-7 лет) можно порекомендовать развивающую программу для детей "Клиффорд готовится к школе" (Scholastic Inc.). Вместе с героем игры, огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи, улучшая навыки чтения, счета, совершенствовать логическое мышление. Игра автоматически настраивает уровень сложности в зависимости от успехов ребенка, для самостоятельных занятий существует функция автоматических подсказок.

"Веселое географическое путешествие" от Руссобит-М - увлекательная игра для детей от 5 до 7 лет, которая знакомит с основами географии. Вместе с героем игры ребенок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь, узнает о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями, анимацией и чередуются с увлекательными играми и интересными заданиями.

"Веселая математика" (Руссобит-М) для дошкольников расширит познания ребенка в области математики, укрепит навыки выполнения арифметических действий, поможет развить интеллектуальные способности.

Игра "Мышка Мия. Юный дизайнер" (Kutoka Interactive) для детей от 5 до 12 лет познакомит с огромным набором графических средств, научит рисовать и разукрашивать. Четкие инструкции и шаблоны для поделок из бумаги позволяют мастерить поделки и придумывать собственный дизайн шуточных открыток и объявлений. Игра содержит задания на развитие фантазии, творческого мышления и формирование дизайнерских навыков.

Одна из удачных игр для дошкольников и младших школьников - аркада "Рекс" (Mindscape), в которой симпатичный живой песик, разлученный со своими хозяевами, ищет дом. Игра рассчитана на детей от 5 лет, сначала совместно с мамой, потом и самостоятельно. Этот компьютерный диск не является развивающим в прямом смысле, но и здесь есть чему поучиться: находить и запоминать секреты игры, маршрут, хитрости. Игра очень мирная, щенок в случае неудачи ребенка только поплачет и продолжит игру.

Помимо компьютерных игр большое значение умственном развитии детей дошкольного возраста занимают такие занимательны игры, как ребусы, задачи на смекалку и кроссворды. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

"Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков" - С.И. Ожегов.  Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет). Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся". Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус".

Существуют определенные правила разгадывания ребусов.

  • Предметы на картинках читаются в единственном числе и именительном падеже. Например, «КОРОВА».
  • Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами «КОТ» — читаем «ТОК».
  • Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать от конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке, а перевернутые запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова.
  • Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что букву нужно убрать.
  • Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними или даже поверх других букв и картинок. Необходимо понять, как относятся они друг к другу. Что из них стоит «ЗА», что «ПОД» и так далее

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении детям приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, ребята непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.

Список литературы

  1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова. – М., 1989.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.
  3. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/Под ред. Ю.М. Горвица. - М., 1998.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.
  5. Интернет ресурсы:

http://www.2mm.ru/razvitie/191 Майя Беляева Ребенок и компьютер.

http://pomozgui.ru Ребусы, кроссворды.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Ребусы

                       

                   

                                 

  1. Кроссворды

«Животные»

«Герои мультфильмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Консультация для воспитателей "Танцуя играем, играя танцуем"

Наверное, нет человека, который бы не согласился с утверждением, что движение и ритм являются основой жизни. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию. Развитие...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Я ИГРАЮ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, МНЕ ИГРАТЬ СОВСЕМ НЕ ЛЕНЬ"

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц...