Консультация для воспитателей ДО "Умные игры"
консультация по информатике по теме
В данной консультации рассказывается о значении компьютерных игр, ребусов и кроссвордов для умственного развития детей, рассматриваются примеры таких игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 403.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ детский сад №1505
Консультация для воспитателей
«Умные игры (компьютерные игры, ребусы, кроссворды)»
Федорова М.С.
педагог дополнительного образования
Москва, 2009
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах:
- в форме чувственного познания (ощущения, восприятия и представления);
- в форме абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. (Все металлы – простые вещества. Литий – металл. → Литий – простое вещество.)
Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действования с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умений оперировать словами, понимать логику рассуждений. Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютерами. В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода к наглядно-образному мышлению и формированию зачатков логического мышления.
Компьютерные программы имеют преимущество перед другими формами игр. Во-первых, они позволяют строить задания таким образом, что для их выполнения детям необходимо рассматривать объекты во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях. Во-вторых, в компьютерных играх ролевые характеристики персонажей, результаты и действия представлены более развернуто, а иногда и несколько утрировано, что позволяет детям увидеть то, что в жизни скоротечно, едва уловимо. Таким образом, компьютерные игры не только способствуют формированию представлений, но и дают возможность для усвоения системы знаний.
Успех компьютерной игры зависит также от связи с другими видами деятельности, в которых происходит закрепление и отражение полученных знаний.
Подробнее остановимся на обучающих программах и играх для малышей от 3 лет, дошкольников и младших школьников. Их огромное количество, рассмотрим несколько, на наш взгляд, наиболее интересных.
Для самых маленьких создана серия CD-дисков "Маленький искатель" (Scholastic Inc.) - развивающие игры для детей от 3 до 5 лет. Игра представляет собой рифмованные картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки, обучающие чтению, стихосложению, азам математики и классификации предметов, восприятию информации на слух и выполнению письменных указаний, развивающие творческие способности и логическое мышление.
CD-диск "Веселая азбука" от компании "Кирилл и Мефодий" популярен у родителей и детей 3-6 лет. С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов - слова, из слов - предложения. Развивающая игра представлена в виде путешествия в страну Знаний с персонажами мультфильмов и оформлена в виде мультиков-уроков, сопровождается веселыми комментариями и подсказками.
Для детей постарше (4-7 лет) можно порекомендовать развивающую программу для детей "Клиффорд готовится к школе" (Scholastic Inc.). Вместе с героем игры, огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи, улучшая навыки чтения, счета, совершенствовать логическое мышление. Игра автоматически настраивает уровень сложности в зависимости от успехов ребенка, для самостоятельных занятий существует функция автоматических подсказок.
"Веселое географическое путешествие" от Руссобит-М - увлекательная игра для детей от 5 до 7 лет, которая знакомит с основами географии. Вместе с героем игры ребенок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь, узнает о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями, анимацией и чередуются с увлекательными играми и интересными заданиями.
"Веселая математика" (Руссобит-М) для дошкольников расширит познания ребенка в области математики, укрепит навыки выполнения арифметических действий, поможет развить интеллектуальные способности.
Игра "Мышка Мия. Юный дизайнер" (Kutoka Interactive) для детей от 5 до 12 лет познакомит с огромным набором графических средств, научит рисовать и разукрашивать. Четкие инструкции и шаблоны для поделок из бумаги позволяют мастерить поделки и придумывать собственный дизайн шуточных открыток и объявлений. Игра содержит задания на развитие фантазии, творческого мышления и формирование дизайнерских навыков.
Одна из удачных игр для дошкольников и младших школьников - аркада "Рекс" (Mindscape), в которой симпатичный живой песик, разлученный со своими хозяевами, ищет дом. Игра рассчитана на детей от 5 лет, сначала совместно с мамой, потом и самостоятельно. Этот компьютерный диск не является развивающим в прямом смысле, но и здесь есть чему поучиться: находить и запоминать секреты игры, маршрут, хитрости. Игра очень мирная, щенок в случае неудачи ребенка только поплачет и продолжит игру.
Помимо компьютерных игр большое значение умственном развитии детей дошкольного возраста занимают такие занимательны игры, как ребусы, задачи на смекалку и кроссворды. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
"Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков" - С.И. Ожегов. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет). Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся". Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус".
Существуют определенные правила разгадывания ребусов.
- Предметы на картинках читаются в единственном числе и именительном падеже. Например, «КОРОВА».
- Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами «КОТ» — читаем «ТОК».
- Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать от конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке, а перевернутые запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова.
- Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что букву нужно убрать.
- Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними или даже поверх других букв и картинок. Необходимо понять, как относятся они друг к другу. Что из них стоит «ЗА», что «ПОД» и так далее
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении детям приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, ребята непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.
Список литературы
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова. – М., 1989.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании/Под ред. Ю.М. Горвица. - М., 1998.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.
- Интернет ресурсы:
http://www.2mm.ru/razvitie/191 Майя Беляева Ребенок и компьютер.
http://pomozgui.ru Ребусы, кроссворды.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Ребусы
- Кроссворды
«Животные»
«Герои мультфильмов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-525042-1423222919.jpg)
Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-525042-1423222919.jpg)
Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724425-1449937635.jpg)
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Консультация для воспитателей "Народные игры в практике воспитателя"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...
Консультация для воспитателей "Танцуя играем, играя танцуем"
Наверное, нет человека, который бы не согласился с утверждением, что движение и ритм являются основой жизни. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию. Развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-175611-1361718570.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Я ИГРАЮ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, МНЕ ИГРАТЬ СОВСЕМ НЕ ЛЕНЬ"
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц...