ИКТ в дошкольном образовании
статья по информатике на тему

Панфилова Галина Геннадьевна

Икт в дошкольном образовании. Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нём сведения. (В. Франклин). В наше время, каждый человек стремиться развиваться. Развиваясь, люди создают новые технологии, позволяющие улучшить их деятельность. Такой инновацией в наше время служат информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют образовательный процесс сделать более продуктивным. Что же такое ИКТ? ИКТ представляют собой технологии, которые активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, а так же средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, утверждают, что использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как: 1. поддержка и развитие системности мышления обучаемого; 2. поддержка всех видов познавательной деятельности, в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; 3. реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам:  средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);  средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);  вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);  комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2. По функциям в организации образовательного процесса:  информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);  интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);  поисковые (каталоги, поисковые системы). 3. По типу информации:  электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);  электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);  электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);  электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);  электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:  урочные;  внеурочные 5. По форме взаимодействия с обучаемым:  технология асинхронного режима связи – «offline»;  технология синхронного режима связи – «online». Информационные и коммуникационные технологии используются в сфере как школьного, так и дошкольного образования. Мы в свою очередь, не прошли стороной и серьезно заинтересовались ИКТ. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые, 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П.Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особую роль играют технологии, которые дают новый толчок в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ. Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка. Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций: логического мышления, способности к анализу и синтезу, важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе. На основании уже существующих данных, нам захотелось узнать, как влияют ИКТ на развитие детей младшего школьного возраста. На протяжении полугода, мы проводили занятия с использованием ИКТ. В эти занятия входили презентации, сказкотерапии, красочные иллюстрации, аудио занятия, видео уроки, спектакли, проигрываемые самими детьми. Для более успешного и плодотворного получения знаний, умений и навыков, дошкольники должны с младшего возраста иметь представление не только о телевизоре. Информационно коммуникативные технологии включают в себя: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру. Данная техника, является помощником и важным проводником информации в получении знаний дошкольниками. Информационные компьютерные технологии становятся основным инструментом, который человек использует не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Во время проведения наблюдений, связанных с ИКТ, и их влиянием на развитие детей, для нас - воспитателей, открылись неограниченные возможности для эффективной и творческой работы с детьми: - Когда у нас возникали трудности с поиском необходимых книг, для совместной деятельности с детьми, нас выручало прослушивание электронных книг. Отсутствие возможности прочитать сказку, малыши замещают ее прослушиванием. - У нас появилась возможность подбирать дополнительный познавательный материал, знакомиться со сценариями праздников и других нужных нам мероприятий. - Для оформления стендов, групп, мы с легкостью научились подбирать иллюстративный материал, использовать сканер, интернет, принтер, готовить презентации. - Благодаря ИКТ, у нас появилась возможность обмениваться опытом, наработками других педагогов не только наших соотечественников, но и зарубежных коллег. - Мы научились использовать компьютер для оформления групповой документации, отчетов, конспектов. Это на много упрощает деятельность после рабочего дня. -Особенно нам помогают программы. Которые мы создаем в Рower Рoint. Это благоприятно влияет на повышение эффективности образовательных занятий с детьми во время игры, в процессе проведения родительских собраний, сказкотерапии. Такие презентации помогают воспитателю наглядно представлять материал, повышать познавательную активность детей, наглядно предоставлять учебный материал, объяснение материала проходит с большим успехом, вовлекая ребенка в игровую деятельность с большим интересом. - Благодаря ИКТ, родители, могут знакомиться с насыщенной и интересной жизнью детей в детском саду. Недавно был создан сайт нашего детского сада, где все специалисты, работающие в учреждении, могут обмениваться опытом, предоставлять информацию по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе деятельности нашего дошкольного учреждения. ИКТ это источник для полноценной работы, позволяющий активировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей, но в связи с огромным количеством информации, требуется проверенная, поэтапно планируемая (от простого к сложному), доступная и увлекательная информация. Для этого, специалистами была разработана классификация компьютерных развивающих программ и для детей:  Простейшие графические редакторы.  Игры-путешествия.  Развитие речи.  Использование мультимедийных презентаций. Все эти программы, оформлены в виде игры, это связано с тем, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Простые игры, мы можем комбинировать с компьютерными, развивающими играми. Это помогает разнообразить деятельность детей. А проведение компьютерных занятий совместной деятельности с детьми помогает более полно раскрывать заданные темы с использованием аудио, видео, иллюстраций, общеобразовательных сайтов. Проводя свое наблюдение, мы столкнулись с рядом проблем которые, нам, мешали, добиваться того результата, к которому мы стремились. Изначально мы были недостаточно методически подготовлены. С трудностью определяли дидактическую роль и место ИКТ на занятиях. Перенасыщали занятия демонстрацией, и часто случайно, беспланово применяли ИКТ. Безусловно, и сейчас есть определенные трудности, но опыт, приобретенный во время работы с ИКТ, помог, да и сейчас помогает совершенствовать умения использовать компьютерные технологии. Мы проводим значительную работу над собой, своими способностями, знаниями и умениями. Таким образом, ИКТ дает нам возможность развиваться, быть более компетентными в своей деятельности. Это влияет и на нашу самооценку, и на состояние нашего внутреннего мира, а самое главное на результат нашей деятельности. ИКТ расширяет кругозор детей, увеличивается словарный запас. Большую пользу приносит ИКТ детям, при изучении окружающего мира. Информация детьми воспринимается комплексно, при использовании аудио- и видео материалов, которые помогают ребенку лучше воспринимать получаемую информацию. Дети проявляют большой интерес к видео урокам, так как они дают более яркие впечатления, чем обычные иллюстрации, а если видео уроки оснащены музыкальным сопровождением, это создает прекрасный эффект и гармонию, а так же лучше закладываются в памяти детей. При использовании ИКТ, дети, даже совместно с взрослыми могут виртуально путешествовать по всему миру, знакомиться с его красотой и необычностью. Изучение стран, народов и их традиций, населяющих нашу планету, помогает социально развивать детей. Они реально могут познакомиться с разными странами, увидеть архитектуру их городов, услышать язык, на котором говорят люди этой страны, услышать их национальные мелодии. Это помогает развивать культурные навыки детей и учит ценить культуру своего народа, развивать их патриотическое воспитание. И главное, при сопоставлении дети понимают, что все люди, хотя и имеют свои особенности, очень похожи друг на друга, и разница между людьми – надуманна. Они с раннего возраста учатся толерантности и интернационализму. Это очень важно, потому что группы у нас интернациональны и умение жить в мире друг с другом закладывается с детства. Это помогает в современном мире, с уважением относиться к представителям других наций и культур. Огромное значение в нашей деятельности играет использование видеокамеры и соответствующих программ, для создания фильмов, добавления титров, переходов между сценами, наложение звука. Мы снимаем фильмы о деятельности наших воспитанников, с участием самих воспитанников: детский спектакль, сценка, сказка. Наше наблюдение доказало, что просматривая такой фильм, ребенок сам может оценить себя и своих друзей, дать оценку своему творчеству, и насладиться результатами своего труда. Благодаря такой работе дети учатся анализировать свою деятельность, ошибаются, экспериментируют, но не расстраиваться из-за поражения, а стремиться добиваться успеха. Это помогает ребенку развивать силу воли, формировать мотив на достижение поставленных целей. При значительной поддержке взрослого, который рядом (воспитатель, родитель), который всегда поддержит и поможет, растет целеустремленная, независимая, многогранная, разносторонне развитая личность. Мы уверены, что все эти новообразования, в дальнейшем помогут ребенку уже во взрослом возрасте продуктивно справляться с жизненными трудностями, разрешать проблемы, быть оптимистом. Не нужно забывать, что ИКТ это всего лишь средство, помогающее более полно раскрыть суть разных явлений, получить информацию в полной мере. Хоть это и заслуживает пристального внимания и руководства к действиям, но при частом использовании ИКТ теряется особый интерес детей к таким занятиям. И каким бы положительным огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Наше наблюдение показало нам, что занятия по технологиям ИКТ вызывают больший интерес у воспитанников . Они с нетерпением ждут каждого занятия, и активно занимаются. На занятиях дети чувствуют себя комфортно, все проводится на основе игровой деятельности, дети могут свободно высказывать свое мнение, фантазировать, экспериментировать, развивать свои творческие способности, и мы рады тому, что у детей появилась возможность раскрыться в полной мере. Наша деятельность строится на доверии, любви, терпении, поддержке, одобрении поступков и деятельности детей. Дети должны чувствовать, что они могут заниматься тем, чем они хотят заниматься, благодаря этому они с легкость могут удовлетворить свои потребности, не боясь сказать или сделать что-то не так Любое предложенное ими высказывание мы обсуждаем, анализируем при этом используя ИКТ, если требуется применяя наглядное доказательство. Наглядные методы создаваемые с помощью ИКТ, помогают интенсивней развивать познавательные способности детей. Дети не бояться экспериментировать. Многие родители, используя технологии, заново пересматривают свое отношение к процессу воспитания детей. Совместная деятельность родителей с детьми становиться более увлекательной, она увлекает не только детей, но и родителей, и благодаря этому, родители проводят больше времени с детьми. Вместо обыденного просмотра телевизора, родители чаще играют с детьми вместе в развивающие игры на компьютере. На наш взгляд, появился способ, который помогает заново узнать родителям своего ребенка, а детям узнать своих родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

Икт в дошкольном образовании.

Знание бывает двух видов.

 Мы сами знаем предмет –

 или же знаем,

 где найти о нём сведения.

 (В. Франклин).

В наше время, каждый человек стремиться развиваться. Развиваясь, люди создают новые технологии, позволяющие улучшить их деятельность. Такой инновацией в наше время служат информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют образовательный процесс сделать более продуктивным.

Что же такое ИКТ?

ИКТ представляют собой технологии, которые активно применяются  для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, а так же средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, утверждают, что  использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  1. поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  2. поддержка всех видов познавательной деятельности,  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  3. реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

 1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Информационные и коммуникационные технологии используются в сфере как школьного, так и дошкольного образования.  Мы в свою очередь, не прошли стороной и серьезно заинтересовались ИКТ. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет.  Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства  психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые, 7-7,5 лет. Если упустить возможности  этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П.Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.  

   Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач.

Особую роль играют технологии, которые дают новый толчок в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.          

Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи  видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.    

   Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций: логического мышления, способности к анализу и синтезу, важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе.      

На основании уже существующих данных, нам  захотелось узнать, как влияют ИКТ на развитие детей младшего школьного возраста. На протяжении полугода, мы проводили занятия с использованием ИКТ. В эти занятия входили презентации, сказкотерапии, красочные иллюстрации, аудио занятия, видео уроки, спектакли, проигрываемые самими детьми.    

Для более успешного и плодотворного получения знаний, умений и навыков, дошкольники должны с младшего возраста  иметь представление не только о телевизоре. Информационно коммуникативные технологии включают в себя: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру. Данная техника,  является помощником и важным проводником информации в  получении знаний дошкольниками. Информационные компьютерные технологии становятся основным инструментом, который человек  использует не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Во время проведения наблюдений, связанных с ИКТ,  и их влиянием на развитие детей,  для нас -  воспитателей,  открылись неограниченные возможности для эффективной и творческой работы с детьми:

- Когда у нас возникали трудности с поиском необходимых книг, для совместной деятельности с детьми, нас выручало прослушивание электронных книг. Отсутствие возможности прочитать сказку, малыши замещают ее прослушиванием.

- У нас появилась возможность подбирать дополнительный познавательный материал, знакомиться со сценариями праздников и других нужных нам мероприятий.

- Для оформления стендов, групп, мы с легкостью научились подбирать иллюстративный материал, использовать сканер, интернет, принтер, готовить презентации.

- Благодаря ИКТ, у нас появилась возможность обмениваться опытом,  наработками других педагогов  не только наших соотечественников, но и зарубежных коллег.

 - Мы научились использовать компьютер для оформления групповой документации, отчетов, конспектов. Это на много упрощает деятельность после рабочего дня.

-Особенно нам помогают программы. Которые мы создаем в Рower Рoint. Это благоприятно влияет на повышение эффективности образовательных занятий с детьми во время игры, в процессе проведения родительских собраний, сказкотерапии. Такие презентации помогают воспитателю наглядно представлять материал, повышать познавательную активность детей, наглядно предоставлять учебный материал, объяснение материала проходит с большим успехом, вовлекая ребенка в игровую деятельность с большим интересом.

 - Благодаря ИКТ, родители, могут знакомиться с насыщенной и интересной  жизнью детей в детском саду.  Недавно был создан сайт нашего детского сада, где все специалисты, работающие в учреждении, могут обмениваться опытом, предоставлять информацию по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе деятельности нашего дошкольного учреждения.

ИКТ это источник для полноценной работы, позволяющий активировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей, но в связи  с огромным количеством информации, требуется проверенная, поэтапно планируемая (от простого к сложному),  доступная  и увлекательная информация.  Для этого,  специалистами была  разработана классификация компьютерных развивающих программ и  для детей:

  • Простейшие графические редакторы.
  • Игры-путешествия.
  • Развитие речи.
  • Использование мультимедийных презентаций.

Все эти программы, оформлены в виде игры, это связано с тем, что ведущей деятельностью ребенка  дошкольного возраста является игра. Простые игры, мы можем комбинировать с  компьютерными, развивающими играми. Это помогает разнообразить деятельность детей. А проведение компьютерных занятий совместной деятельности с детьми помогает более полно раскрывать заданные темы с использованием аудио, видео, иллюстраций, общеобразовательных сайтов. Проводя свое наблюдение, мы столкнулись с рядом проблем которые, нам, мешали, добиваться того результата, к которому мы стремились.

Изначально мы были недостаточно методически подготовлены. С трудностью определяли дидактическую роль и место ИКТ на занятиях. Перенасыщали занятия демонстрацией, и часто случайно, беспланово применяли ИКТ.

 Безусловно, и сейчас есть определенные трудности, но опыт, приобретенный во время работы с ИКТ, помог, да и сейчас помогает совершенствовать умения использовать компьютерные технологии.  Мы проводим значительную работу над собой, своими способностями, знаниями и умениями. Таким образом, ИКТ дает нам возможность развиваться, быть более компетентными в своей деятельности. Это влияет и на нашу  самооценку,   и на состояние нашего внутреннего мира, а самое главное на результат нашей деятельности.

ИКТ расширяет кругозор детей, увеличивается словарный запас. Большую пользу приносит ИКТ детям, при изучении окружающего мира. Информация детьми воспринимается комплексно, при использовании аудио- и видео материалов, которые помогают ребенку лучше воспринимать получаемую информацию. Дети проявляют большой интерес к видео урокам, так как они дают более  яркие впечатления,  чем обычные иллюстрации, а если видео уроки  оснащены музыкальным сопровождением, это создает прекрасный эффект  и гармонию, а так же лучше закладываются в памяти детей.

 При использовании ИКТ, дети, даже совместно с взрослыми могут виртуально путешествовать по всему миру, знакомиться с его красотой и необычностью. Изучение  стран, народов и их традиций,  населяющих нашу планету, помогает социально развивать детей.   Они реально могут познакомиться с разными странами, увидеть архитектуру их городов, услышать язык, на котором говорят люди этой страны, услышать их национальные мелодии. Это помогает развивать культурные навыки детей и учит ценить культуру своего народа, развивать их патриотическое воспитание. И главное, при сопоставлении  дети понимают, что все люди, хотя и имеют свои особенности,  очень похожи друг на друга, и разница между людьми – надуманна. Они с раннего возраста учатся  толерантности и интернационализму. Это очень важно, потому что группы у нас интернациональны и умение жить в мире друг с другом закладывается с детства. Это помогает в современном мире, с уважением относиться к представителям других наций и культур.

 Огромное значение в нашей деятельности  играет использование видеокамеры и соответствующих программ,  для создания  фильмов,  добавления титров, переходов между сценами, наложение звука. Мы снимаем фильмы о деятельности наших воспитанников, с  участием самих воспитанников:  детский спектакль, сценка, сказка.  Наше наблюдение доказало, что  просматривая такой фильм, ребенок сам может оценить себя и своих друзей, дать оценку своему творчеству, и насладиться  результатами  своего труда. Благодаря такой работе дети учатся анализировать свою деятельность, ошибаются, экспериментируют, но не расстраиваться из-за поражения, а стремиться добиваться успеха.  Это помогает ребенку развивать силу воли, формировать мотив  на достижение поставленных целей. При значительной поддержке взрослого, который рядом (воспитатель, родитель), который всегда поддержит и поможет, растет целеустремленная, независимая, многогранная, разносторонне развитая  личность. Мы уверены, что все эти новообразования, в дальнейшем помогут  ребенку уже во взрослом возрасте продуктивно справляться с жизненными трудностями, разрешать проблемы,  быть оптимистом.

Не нужно забывать, что ИКТ это всего лишь средство, помогающее более полно раскрыть суть разных явлений, получить информацию в полной мере. Хоть  это   и заслуживает  пристального внимания и руководства к действиям, но при частом использовании ИКТ теряется особый интерес детей к таким занятиям. И каким бы положительным огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Наше наблюдение показало нам, что занятия по технологиям ИКТ  вызывают больший  интерес у воспитанников . Они с  нетерпением ждут каждого занятия, и активно занимаются. На занятиях дети чувствуют себя комфортно, все проводится на основе игровой деятельности, дети могут свободно высказывать свое мнение, фантазировать, экспериментировать, развивать свои творческие способности, и мы рады тому, что у детей появилась возможность раскрыться в полной мере. Наша  деятельность строится на доверии, любви, терпении, поддержке, одобрении поступков и деятельности детей. Дети должны чувствовать, что они могут заниматься тем, чем они хотят заниматься, благодаря этому они с легкость могут удовлетворить свои потребности, не боясь сказать или сделать что-то не так Любое предложенное ими высказывание мы обсуждаем, анализируем при этом используя ИКТ, если требуется  применяя наглядное доказательство.

Наглядные методы создаваемые с помощью ИКТ, помогают интенсивней развивать познавательные способности  детей. Дети не бояться экспериментировать. Многие  родители, используя технологии, заново пересматривают свое отношение к процессу воспитания детей. Совместная деятельность родителей с детьми становиться более увлекательной, она увлекает не только детей, но и родителей, и благодаря этому, родители проводят больше времени с детьми.  Вместо обыденного просмотра телевизора, родители чаще играют с детьми вместе в развивающие игры на компьютере. На наш взгляд, появился способ, который помогает заново узнать родителям своего ребенка, а детям узнать своих родителей.  

  

По окончании нашего наблюдения, мы убедились в том, что ИКТ, имеют большое влияние на развитие личности ребенка, его общеобразовательных, познавательных и коммуникативных способностей.

Так же, мы с уверенностью можем отметить то, что использование ИКТ в воспитательном процессе помогает:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

- наполнить совместную деятельность новым содержанием;

- развивать творческий подход в любой деятельности,

- развивать любознательность  воспитанников;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий совместно с родителями;

- адаптироваться детям в информационном пространстве.

Таким образом, опираясь на наш уже имеющийся опыт, и проведенное нами наблюдение, мы можем утверждать, что применение ИКТ оправдано.

ИКТ позволяют активизировать деятельность воспитанников; дают возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей; позволяют повысить профессиональный уровень педагога; позволяют разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса; предоставляют информационную безопасность детей; имеют огромное влияние на когнитивное, социальное, эмоциональное развитие детей; позволяют изучать воздействие медиа ресурсов на раскрытие человеческого потенциала и дает возможность управлять этим воздействием.

Огромным плюсом, является то,  что  ИКТ выступает как инструмент мотивации в развитии детей, расширяет их кругозор, совершенствует  язык и укрепляет патриотизм детей. ИКТ, дает возможность взаимодействовать с родителями, и проводить комплексный подход в образовании и воспитании детей; создает  условия для творческой и исследовательской деятельности воспитанников с различным уровнем развития; наблюдается рост  достижений детей,  ключевых компетентностей; формирует уважительное отношение родителей к воспитателям, и родители прислушиваются к  советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.

Наше наблюдение на наш взгляд, очень показательно. Но это лишь начало, заложенное для проведения  исследований связанных с влиянием ИКТ на образование дошкольников в дальнейшем. Нам бы хотелось, глубже изучить данный аспект в образовании, и выявить влияние  ИКТ  на развитие самих педагогов.  

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ является обогащающим и преобразующим фактором. Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций. Компьютерные игровые и обучающие технологии применяются в соответствии с психофизическими возможностями ребенка дошкольника.

По этому, мы должны внедрять ИКТ в совместную деятельность с детьми, обогащать внутренний мир ребенка, сотрудничать с родителями и стремиться к развитию, здоровой, высокоинтеллектуально развитой личности.

Литература:

  1. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду.
  2. ж .Информатика и образование  № 4 2003г
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.
  4. Инструктивно – методическое письмо Минобразования РФ № 753/23 -16 «Об информатизации  дошкольного образования  в России».
  5. Инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста  в организованных формах обучения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...