Сообщение на тему: Интернет как средство организации взаимодействия ДОО и семьи.
статья по информатике на тему

Андреева Юлия Геннадиевна

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Специалисты в области педагогики (И.Г. Захарова, Т.С. Комарова, А.А. Кораблев и др.) широко обсуждают проблему  создания новой модели образовательного процесса на основе внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Михайловский профессионально – педагогический колледж им.В.В. Арнаутова».

Сообщение на тему: Интернет как средство организации взаимодействия ДОО и семьи.

Выполнила: студентка группы 41Д

Андреева Юлия

Михайловка,2018


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Интернет как средство организации взаимодействия ДОО и семьи. I.Электронные ресурсы системы дошкольного образования.
  2. Стратегия развития информационного общества
  3. Национальная инициатива «Наша новая школа»
  4. Принятие поправок к Закону «Об образовании»
  5. Подключение в рамках национального проекта школ и прогимназий к Интернету
  6. Специфики организации ДОУ и семьи.
  7. Заключение


  1. Интернет как средство организации взаимодействия ДОО и семьи.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Специалисты в области педагогики (И.Г. Захарова, Т.С. Комарова, А.А. Кораблев и др.) широко обсуждают проблему  создания новой модели образовательного процесса на основе внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ).

Важно подчеркнуть, что с момента вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании» (1995), родители (или лица, их заменяющие) провозглашены не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Но при этом широко известна тенденция самоустранения многих семей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, когда жизненные приоритеты сфокусированы на улучшении финансового состояния, реализации карьерных устремлений.

Условно все формы работы с родителями можно разделить на две группы: традиционные (родительские собрания, консультации, стендовая информация) и инновационные («круглый стол», педагогическая библиотека для родителей, sms-информирование и пр.).

Одной из первостепенных задач ДОУ является создание своего сайта, содержащего различные разделы. Общение в социальной сети или по электронной почте (e-mail), использование коммуникаторов (к примеру, «Mail.ruАгент») не заменят индивидуальной беседы, но это способ доведения до родителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме. Оперативность получения информации об успехах ребенка, возможность получать своевременную информацию на расстоянии являются плюсами общения в сети Интернет. Получение, прочтение и скорейшая реакция на полученное на электронное письмо  повышает ответственность родителей. Педагог становится частью социума, возникающего в социальной сети, а иногда и ключевой фигурой в звене родитель – ребенок. Электронную почту можно использовать не только как средство индивидуального консультирования, но и для осуществления рассылки информации. В этом случае отправитель значительно экономит время, предварительно создав автоматизированный список адресатов. Рассылки могут быть охватывать большой спектр тем. К примеру, рассылка на тему «Создаем проект» содержит рекомендации по использованию различных поисковых сайтов (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru), других порталов сети Интернет и пакета программ компании Microsoftпри подготовке проектов. Рассылка «Благодарности» является поддержкой для инициативных родителей, помогающих организовать мероприятия в ДОУ. Рассылка «Рекомендации» среди прочих, может раскрывать тему «Детский Интернет»: консультация о правильной посадке ребенка во время игры за компьютером, рекомендуемом времени его использования в дошкольном возрасте.

Также современные технологии дают возможность свести к минимуму финансовые затраты при организации общения  с родителями через веб-камеру, при этом предоставляя возможность визуализации собеседников.

Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, родителей между собой формируют неформальное общение участников педагогического процесса, что способствует реализации принципа комплексности и обеспечивает прочную взаимосвязь образовательных  и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.

  1. Электронные ресурсы системы дошкольного образования

Предпосылки формирования системы электронных ресурсов дошкольного образования

Рассмотрим события, определяющие ускоренное развитие Интернет-технологий в дошкольных учреждениях в последние 5 лет.

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества.

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, так называемой Концепции-2020.

• Реализация программы «Электронная Россия».

• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа».

• Подключение в рамках национального проекта школ, а, следовательно и прогимназий к Интернету.

• Принятие поправок к Закону «Об образовании».

• Бурный рост в торговле сектора товаров для детей и потребность в продвижении этих товаров.

• Формирование социальных сетей.

Все эти события постепенно ведут к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а следовательно и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

  1. Стратегия развития информационного общества

Разработка Стратегии осуществлялась на протяжении нескольких лет межведомственной рабочей группой при аппарате Совета Безопасности при ведущей роли Мининформсвязи России и поддержке Центра развития информационного общества, Института развития информационного общества, Российской Ассоциации электронных коммуникаций, МГУ им. М. В. Ломоносова и некоторых других организаций. Принята 7 февраля 2008 года.

Основная суть Стратегии развития информационного общества связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Стратегия является политическим документом Президента Российской Федерации.

В Стратегии перечислены задачи государства по развитию информационного общества:

• «Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан.

• Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

• Повышение качества образования и здравоохранения.

• Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов России.

• Повышение эффективности государственного управления.

• Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России».

Целью развития информационного общества в Российской Федерации, согласно Стратегии, является «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Для реализации этой цели предполагается помимо прочего развивать доступность Интернета, повышать уровень информационной грамотности, как населения вообще, так и специалистов в самых различных отраслях.

Ведутся систематические работы по расширению применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. В Стратегии оговаривается необходимость развития системы культурного и гуманитарного просвещения с использованием ИКТ. Кроме того, многие услуги населению, в том числе и социальные, предполагается переводить в русло Интернет-технологий, как уже сейчас переведены госзакупки и гранты.

В Стратегии говорится об увеличении государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде.

Сегодня разрабатывается план реализации Стратегии.

Реализация каждого пункта косвенно коснется и дошкольного образования, но есть такие положения, которые касаются его напрямую:

•…«наличие персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет не менее, чем в 75 % домашних хозяйств;

• доля государственных услуг, которые население может получать с использованием ИКТ, должна составить 100 %;

• доля электронного документооборота между органами государственной власти должна достигнуть 70 %;

• доля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг должна составить 100 %».

Что это означает для рядового детского сада, воспитателя, директора, ребенка и родителя?

Документооборот ДОО, в том числе финансовый, переходит в течение непродолжительного времени в компьютерный режим, так же как и оплата детского сада для родителей.

Документы на ребенка будут оформляться и передаваться посредством компьютера.

Судя по тому, что те же меры должны распространиться и на медицину, данные медицинских карт также будут заполняться и передаваться при помощи Интернета.

Несмотря на то, что пока не принят план реализации Стратегии, она уже действует, как действует и ряд других документов, тесно связанных с ней, но принятых несколько ранее.


  1. Национальная инициатива «Наша новая школа»

Национальная инициатива «Наша новая школа» прописывает на уровне системы образования те планы и механизмы, внедрение которых заявлено в вышеперечисленных документах, и направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. Представляя ее, Д. А. Медведев подчеркивал, что реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.

«Главным результатом школьного образования, – отмечается в Национальной образовательной инициативе, – должно стать его соответствие целям опережающего развития».

В документе выделено пять основных направлений:

  • переход на новые образовательные стандарты;
  • развитие системы поддержки талантливых детей;
  • совершенствование учительского корпуса;
  • изменение школьной инфраструктуры;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников.

В нем отмечено, что «Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни». Однако совершенно очевидно, что будущих школьников готовят дошкольное учреждение и семья. Соответственно, необходимо сформулировать те требования к дошкольному образованию и воспитанию, которые ставит Национальная инициатива перед системой дошкольного образования.

Для обеспечения реализации этой инициативы на предшкольном уровне должна быть реализована программа информатизации системы дошкольного образования.


  1. Принятие поправок к Закону «Об образовании»

Если предыдущие документы влияли на внедрение ИКТ в среду дошкольного образования косвенно, то появление дополнений к Закону «Об образовании» (2010 г.) включило и его в сферу информатизации. Не останавливаясь на противоречиях, заложенных в тексте закона, отметим те положения, которые регламентируют необходимость использования новых технологий в учреждениях дошкольного образования.

В дополнениях оговорена необходимость обеспечения создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет; подробно расписана конкретная информация, которая должна быть отражена на сайте учреждения.

Необходимо понимать, что структура информации дана для любого типа учреждения, начиная от дошкольного и заканчивая вузом. Поэтому вряд ли можно сделать сайт, который полностью бы соответствовал описанию. Учитывая специфику дошкольных образовательных учреждений, каждое из них должно обеспечить:

«4… открытость и доступность следующей информации:

1) сведения:

– о дате создания образовательного учреждения;

– о структуре образовательного учреждения;

– о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах;

– о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

– о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);

– об электронных образовательных ресурсах;

– о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копии:

– документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

– свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

– утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчет о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5) сведения, указанные в пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Такова официальная структура сайта дошкольного образовательного учреждения.

В Дополнении к закону отмечается:

«5. Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Необходимо отметить, что ряд пунктов, касающихся структуры сайта, входит в противоречие с законом о персональных данных. Как будет юридически разрешаться эта ситуация, пока непонятно.

Результаты изменения закона пока не видны, поэтому делать выводы преждевременно.

  1. Подключение в рамках национального проекта школ и прогимназий к Интернету

Информатизация системы образования – глобальный проект, в результате которого школы были оснащены компьютерами, а также были созданы базы образовательных Интернет-ресурсов.

Виды электронных ресурсов

На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети Интернет более 1000. Они посвящены разным вопросам.

Эти ресурсы можно разделить на несколько типов.

1. По виду источников: статьи, песенки, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т. п.

2. По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей.

3. По производителю (кем созданы): государственные, региональные, муниципальные, детских садов, торговых фирм, научных и медицинских центров, отдельных специалистов и проч.

4. По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программ, для продвижения продукции, для создания команды единомышленников и проч.

5. По полноте информации.

6. По темам и т. п.

Обобщая эти классификации, электронные ресурсы, существующие на сегодняшний день, можно разделить на категории, представленные в таблице.

В таблице дан неполный перечень организаций, объединений и физических лиц, которые в той или иной форме осуществляют работу с детьми и публикуют свою информацию в сети.

Из таблицы видно, что основными потребителями сайтов являются родители, на втором месте – управленцы, на  третьем – воспитатели.

Дошкольное образование выделено на портале в отдельную рубрику, приводятся ресурсы дошкольного образования.

Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/ default.asp    также представляет собой каталог общеобразовательных ресурсов. На этом портале дошкольная тематика не выделена. Материалы по ней можно найти, но достаточно случайно. Зато на нем удачнее систематизированы образовательные ресурсы. И хотя портал ориентирован на школу, а в конечном итоге на дистанционное обучение, и родители, и воспитатели могут найти на нем интересные образовательные ресурсы. Рубрика «Актуальные ссылки» выводит на рубрику «Документы» сайта Министерства образования и науки РФ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok ), в которой есть раздел «Дошкольное образование».

Следует упомянуть о чрезвычайно полезном портале, который собирает всю новостную информацию по дошкольным учреждениям.

http://edu.rin.ru/preschool  – RIN.RU: дошкольное образование. Публикации по общим вопросам воспитания. Родительский опыт. Учебно-методические материалы для педагога. Развивающие, обучающие, познавательные игры. Тесты для детей и родителей. Библиотека сказок, мультпесен, стихов в MP3. Библиотека детской литературы. База данных дошкольных учреждений по России. База данных сотрудников дошкольных образовательных учреждений по России. Подборки детских стихов и сценариев к текущим праздникам. Имена и гороскопы.

К сожалению, последний ресурс приводит много ссылок на сайты, которые расположены на бесплатных хостингах и обременены рекламой, часто эротического характера, несовместимой с детской аудиторией.


  1. Специфики организации ДОУ и семьи.

Одной из первостепенных задач ДОУ является создание своего сайта, содержащего различные разделы. Общение в социальной сети или по электронной почте (e-mail), использование коммуникаторов не заменят индивидуальной беседы, но это способ доведения до родителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме. Оперативность получения информации об успехах ребенка, возможность получать своевременную информацию на расстоянии являются плюсами общения в сети Интернет. Получение, прочтение и скорейшая реакция на полученное на электронное письмо повышает ответственность родителей. Педагог становится частью социума, возникающего в социальной сети, а иногда и ключевой фигурой в звене родитель – ребенок. Электронную почту можно использовать не только как средство индивидуального консультирования, но и для осуществления рассылки информации. В этом случае отправитель значительно экономит время, предварительно создав автоматизированный список адресатов. Рассылки могут быть охватывать большой спектр тем. К примеру, рассылка на тему «Создаем проект» содержит рекомендации по использованию различных поисковых сайтов других порталов сети Интернет и пакета программ компании Microsoft при подготовке проектов. Рассылка «Благодарности» является поддержкой для инициативных родителей, помогающих организовать мероприятия в ДОУ. Рассылка «Рекомендации» среди прочих, может раскрывать тему «Детский Интернет»: консультация о правильной посадке ребенка во время игры за компьютером, рекомендуемом времени его использования в дошкольном возрасте.

Также современные технологии дают возможность свести к минимуму финансовые затраты при организации общения с родителями через веб-камеру, при этом предоставляя возможность визуализации собеседников.

Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, родителей между собой формируют неформальное общение участников педагогического процесса, что способствует реализации принципа комплексности и обеспечивает прочную взаимосвязь образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Направление

Формы

Рекламное

  • Стенды
  • Дни открытых дверей
  • Работа сайта ДОУ
  • Публикация
  • Сотрудничество со СМИ

Диагностическое

  • Анкетирование
  • Опросы
  • Беседы
  • Тестирование
  • Комплексные исследования
  • Работа почтового ящика

Психолого-педагогическое

  • Наглядная педагогическая пропаганда
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Беседы
  • Тренинги
  • Игра
  • Работа “Родительского клуба”
  • Мастер классы

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

  • Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
  • Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

Формы, методы и средства взаимодействия педагогов и семей воспитанников.

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это:

  • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
  • “Родительский клуб”, мастер классы для родителей
  • “Дни открытых дверей”,
  • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
  • организация проектной деятельности педагог – дети – родители
  • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей
  • Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Мы проводим собрания в нетрадиционных формах.

Собрания

Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Н.М. Метенова рассматривает нетрадиционную методику проведения. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями с целью привлечения родителей к посещению собрания.

Обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия.

Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания.

Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу.

Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись и др. сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей.

Начнем с первого этапа “обдумать оригинальное нестандартное название”.

1. Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания “Мой ребенок будущий миллионер”, цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Всеобуч для родителей по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком. Следующее собрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”. Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени “когда”, под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

“Дорогие наши мамы и папы”

В преддверии праздника “День семьи” приглашаем Вас посетить конференцию на тему “Ребенок и компьютер или ребенок и книга”.

Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.

Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в “кинозал”.

Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.

Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…

Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.

Конференция состоится 20__ года

в музыкальном зале в 17.30”

4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Cобрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”.

Уважаемые родители!

Все родители без исключения, хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.

А для этого не мало важно овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……

Также для вас выступят дети со сказкой…..

Приходите, будем рады встрече с вами!!!

Но если собрание было не продумано в плане организации, подбора материала оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие. Мы выявили следующие возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

Родители регулярно (и многие с удовольствием) посещают родительские собрания. Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка. Вот только некоторые отзывы о проведенных собраниях:

“Огромное спасибо организаторам за создание и проведение этой конференции “Искусство самопрезентации”. Все предоставленные доклады, игры и упражнения были интересными и познавательными…” И.В. Рочева

“Собрание понравилось, особенно, тем, что можно было активно дискутировать на определенную тему. Очень много полезной информации и позитива. Спасибо организаторам” Захарова.

Родительский клуб

Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: “Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки”, “Права детей. Кто их защитит”, “Досуг семьи – как его проводить”. Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого– либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры – забавы своими руками и многое другое).

Дни открытых дверей (технология организации)

По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду (“Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться). Другой, напротив, побуждает этот интерес (“Я и не думал, что с малышом столько проблем”).

Дни открытых дверей на сегодня, самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться “озадачить”, а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

Газета для родителей

Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Выпуском газеты “Здоровый образ жизни детей в детском саду и дома” нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении “Физическое воспитание”, обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Мы решили, что газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

  • наличие информации о: мероприятиях группы с детьми в данном направлении информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры
  • эстетичность, оригинальность оформления газеты
  • размещение в уголке для родителей
  • отзывы родителей о газете

Мы убеждены, что газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия детского сада и родителей. Она и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей педагогов.

Проекты взаимодействия ДОУ и семьи

В рамках акции “Берегиня”, целью, которой стало привлечь внимание детей и родителей к масштабной вырубке елей в преддверии новогодних праздников. Параллельно проводилась работа с целью решения годовой задачи: “Воспитывать у дошкольников экологическую культуру поведения через осознание детьми ценности природы”. А также обратить внимание родителей на речевое развитие детей, помочь составить ребенку сказку. Проходила следующая работа: родители совместно с детьми проявляли творчество и фантазию по изготовлению елок из бросового материала, которые впоследствии могли стать украшением дома. Составляли сказки с детьми “Экологические сказки”, развивая речь, воображение, фантазию. Родители вместе с детьми придумывали истории про новогоднюю елочку, оформляли семейную книгу. Затем организовывалась выставка книг в вестибюле группы. По итогам проекта все семьи принявшие участие были награждены благодарностями от Деда Мороза и поощрительными призами (для дальнейшего творчества: карандаши, альбомы, краски, мелки). Дети, родители и сами сотрудники остались довольны после проведенной акции.

Продолжением стали последующие проекты с родителями в речевой группе в рамках тематической недели “Комнатные растения”, дети и родители составляли рассказы на данную тему, в старшей группе возрастной нормы был дополнен проект “Мини музей в группе “Мой любимец”, выставкой рисунков детей и составлением рассказов о домашних питомцах.

Социальный педагог проводила проект “Твои корни, малыш”. Здесь родители консультировались по правилам оформления генеалогического древа. Совместно с детьми изготовили семейное древо. С детьми проводились занятия, беседы. Итогом проекта стало награждение победителей, причем право выбора победителя был представлен самим родителям.


Заключение.

Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей и других дошкольных образовательных учреждений, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Спе...

Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Спе...

Статья на тему "Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в работе ДОУ"

Статья поможет  родителям и педагогам в организации взаимодействия между ними....

Доклад на тему: «Работа педагога по организации взаимодействия с семьей»

Даны рекомендации педагогам по организации работы с семьей....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

Статья "Маршрутная игра, как эффективное средство организации взаимодействия с семьями воспитанников.

В данной статье рассказывается об эффективности привлечения родителей в образовательный процесс детского сада. О том,как родитель совместно с педагогом организует и проводит маршрутную игру для детей ...