ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по информатике (старшая, подготовительная группа)

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. По силе воздействия на детскую психику они не сравнимы ни с каким другим средством. Каким будет их влияние на формирование личности ребенка, определяющим образом зависит от позиции взрослых: педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx112.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган «Управление образования городского округа Краснотурьинск»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Микова, д. 20

фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Микова, д. 20

электронный адрес: krasndc8@gmail.com

телефон: 8 (343 84) 6-24-64

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 2 от 03.09.2018 г.                                                

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБ ДОУ № 8

_________________В.Е. Каныгина

Приказ № 31.1 от 03.09.2018 г.

 

ПРОЕКТ

«Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

 

                                                                                          Разработчик: Патрахина Е.К.

старший воспитатель, высшая

                                                                                            квалификационная категория

                                                                                                           

2018 год

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………….

3

Пояснительная записка………………………………………………..

9

I. Теоретическая часть

1.1 Нормативно – правовая основа проекта………………………….

17

1.2 Теоретическое обоснование «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»…………………………………..

18

II. Проектная часть

2.1 Этапы реализации проекта…………………………………………

21

2.2 Организация дополнительной образовательной деятельности….

23

2.3 Формы работы с педагогами……………………………………….

28

2.4 Формы работы с родителями………………………………………

33

2.5 Критерии и параметры оценки эффективности реализации проекта…………………………………………………………………

35

Заключение……………………………………………………………..

43

Список используемой литературы………………………………….

45

Приложение 1 Диагностический инструментарий

Приложение 2 Методические рекомендации воспитателям по организации дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Приложение 3 Программа дополнительного образования по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»  

Приложение 4 Кейс НОД

Приложение 5 Презентация проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  •  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 

Проблема

Не выработана организация деятельности детей для успешного формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста 

Основная цель Проекта

Формирование навыков компьютерного

конструирования детей старшего дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста через использование программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Основные задачи Проекта

  • проанализировать уровень сформированности навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать методические рекомендации воспитателям по организации дополнительной образовательной деятельности на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • использовать на занятиях дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • привлечь родителей воспитанников к реализации Проекта

Перечень основных мероприятий, реализуемых в рамках Проекта

  • разработать план работы с педагогами, детьми, родителями;
  • подобрать методический материал для организации консультаций с педагогами и родителями;
  • разработать методическое обеспечение для формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста через использование программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • осуществить подбор диагностического инструментария по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации

2018 - 2020 годы

1 этап – подготовительный (с 01.06.2018 по 01.09.2018 года)

2 этап – основной (исследовательский, 2018 - 2020 учебные годы)

3 этап – заключительный (апрель 2020 года)

Предполагаемые результаты

  • увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем навыков компьютерного конструирования;
  • расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми;
  • расширение спектра оказания дополнительных образовательных услуг;
  • повышение профессионального уровня педагогов в сфере создания условий для формирования  навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.

Формы представления результатов

  • обобщение и распространение опыта работы;
  • презентация с помощью компьютерных технологий;
  • фотоальбом «Детское творчество»;
  • методические рекомендации воспитателям по организации дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • программа дополнительного образования по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста   «Фантазеры».

Критерии оценки ожидаемых результатов

  • восприятие  цвета, формы и величины;
  • умение конструировать по схеме, образцу, собственному замыслу;
  • умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

Владеет техническими навыками конструирования на первом уровне сложности:

  • умение менять цвет элементов конструируемого объекта с помощью цветовой панели;
  • умение изменять размер элементов конструируемого объекта;
  • умение менять пространственный ракурс  - перемещать по рабочей зоне, поворачивать вправо и влево;
  • умение удалять выбранный предмет из рабочей зоны;
  • умение полностью очищать рабочую зону от предметов;

Владеет техническими навыками конструирования на втором уровне сложности:

  • умение менять расположение конструируемого объекта относительно его вертикальной оси симметрии;
  • умение менять взаиморасположение предметов относительно его вертикальной оси симметрии;
  •  умение использовать при конструировании модели инверсию;
  • умение создавать многофигурные сюжетные композиции.
  • владеет элементарными навыками управления компьютером.
  • владеет навыками передачи содержания сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого рассказа, рассуждения, описания;
  • владеет навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Новизна проекта

  • организация дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования на основе  компьютерных технологий.

Проблемы и риски

  • чрезмерное увлечение детей и родителей компьютерными играми.
  • низкий уровень готовности и отсутствие желания у педагогов использовать компьютерные технологии в образовательной деятельности.

Пояснительная записка

Наше время характерно стремительным развитием информационных технологий, существенно изменяющих практику повседневной жизни. «Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды» (из информационного письма Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»).

Использование компьютеров в образовании и развитии ребенка уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному образованию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. Также грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. 

В настоящее время существует множество компьютерных игр, главное - правильно выбрать цель и поставить перед ребенком задачу её достижения.

Таким образом, использование компьютера в развитии ребенка является расширением границ в области подготовки ребенка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ. Благодаря особенностям устройства компьютера (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляется интеллектуальная подготовка к обучению в школе.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления.

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру детей старшего дошкольного возраста компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к   повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям.  

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной и интеллектуальной  готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

У ребенка развивается:

• восприятие, образное мышление;

• познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

• «знаковая функция сознания».

Таким образом, актуальность формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества.

Изучение проблемы формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста позволило выявить противоречия между социальным заказом на обеспечение формирования конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей и недостаточным использованием эффективных образовательных средств в решении данной проблемы.  

Для изучения исходного состояния уровня навыков компьютерного конструирования  детей старшего дошкольного возраста  использовали онлайн игру «Танграм» (https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangram-morskie-obitateli).  Методика изучения элементарных навыков владения компьютером представлена в Приложении 1.

В диагностике приняли участие 20 воспитанников.

При помощи  игры изучали навыки пространственных ориентировок, умения представлять пространственные положения объектов, элементарные навыки управления компьютером, осознание ребенком смысла компьютерной игры, длительность сосредоточенной деятельности, успешность выполнения, завершения компьютерной игры.

Можно сделать вывод, что  количество детей, не допустивших ошибок при выполнении заданий, составило - 35%. Дети самостоятельно ориентируются и умеют пользоваться мышью, осознают соотношения действий управления с изображением на экране.

55% воспитанников допускали ошибки,  испытывали легкое напряжение в позе и в движении рук, играли  с небольшой помощью педагога.   Не справились с выполнением заданий – 10%. В процессе выполнения заданий дети испытывали затруднения в правильности выполнения, чувствовали себя неуверенно, ждали помощи взрослого.  Предполагаем, что это связано с недостаточным умением удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, умением контролировать ход выполнения работы.  В результате анализа полученных данных выделены три уровня характеристики  навыков компьютерного конструирования:

сформированы

в стадии формирования

не сформированы

35%

55%

10%

В дальнейшем провели анкетирование родителей «Значение конструирования конструктивной деятельности в жизни ребенка» (приложение 1), «Компьютер в жизни ребёнка дошкольного возраста» по выявлению значимости формирования конструктивных и начальных навыков владения компьютером (Приложение 1). 80% родителей уверены в значимости конструктивной деятельности в развитии ребенка, но практически не уделяют для нее времени в домашних условиях. Приобретают небольшие тематические аналоги лего конструктора, к которым дети быстро теряют интерес. 85% родителей считают, что сформированность начальных навыков владения компьютером является одним из составляющих подготовки ребенка к школе, отмечают, что ребенка формируется усидчивость, логика, стремление узнавать что-то новое. Но при этом родители испытывают опасения по поводу чрезмерной увлечённости детьми информационными технологиями. 85% - считают необходимым открыть компьютерный класс в ДОО, где будет осуществляться работа с детьми на основе ПМК, в соответствии с требованиям педагогики и психологии.

Из анкеты для педагогов «Информационно-компьютерные технологии» (приложение 1) выявлено, что у 5% - недостаточно знаний и умений по использованию ИКТ (педагог пенсионного возраста),  95% - считают, что использование ИКТ существенно облегчает проведение НОД  позволяет ее разнообразить. Но при этом отмечают, что испытывают затруднения в эффективном поиске, преобразовании информации и ее адаптации к особенностям педагогического процесса. 25% педагогов утверждают, что не готовы использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе на различных этапах непрерывной образовательной деятельности.

Таким образом, формирование навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой, решение которой имеет значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

В результате полученных данных выявлены и сформулированы следующие проблемы:

1) низкий уровень навыков  компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста;

2) недостаточная организация совместной работы между педагогами и родителями по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста;

3) недостаточное использование адекватных возрасту средств, которые обеспечивают эффективное формирование навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста.

Осознание данных проблем способствовало разработке педагогического проекта «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Объект: дополнительная образовательная деятельность по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Предмет: навыки компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: если организовать дополнительную образовательную деятельность на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор», то формирование навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста будет успешнее.

Цель: формирование навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста через использование программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор».

 В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

  • проанализировать уровень сформированности навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать методические рекомендации воспитателям по организации дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • использовать в дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • привлечь родителей воспитанников к реализации Проекта;
  • разработать программу дополнительного образования по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры».

Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, беседа, диагностика уровня сформированности навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и педагогов.

        Новизна

Важное место в проекте отводится организации непрерывной образовательной деятельности на основе деятельностного подхода. Ребенок при таком подходе является субъектом - хозяином своей деятельности: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Иными словами, ребенок -  проявляет инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Новизной педагогического проекта является организация дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования на основе компьютерных технологий.

В практической деятельности педагог использует программно- методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор», который обеспечивает новое содержание образовательной деятельности и требует создания определенных условий. Программно методический комплекс является мультимедийным дидактическим игровым пособием и  направлен на формирование конструктивных  и начальных навыков владения компьютером,  развитие творческих способностей.

Практическая значимость проекта

Содержание и структура педагогического проекта обладают универсальностью, т.к. возможно его использование педагогами других образовательных учреждений; интегративностью - в результате чего можно решать задачи из нескольких образовательных областей.

Социальная значимость

Общество ждет от подрастающего поколения умения проявлять  изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального.

 Семья и дошкольная организация - важные институты социализации детей, а перечисленные выше умения одни главных задач в социальной жизни человека.  

В основе проекта лежат принципы:

Принцип научности

в образовательной деятельности используется лицензионная компьютерная

программа, методические рекомендации, прошедшие апробацию на различных образовательных ступенях.

Принцип доступности

ясность программных блоков дает возможность широко использовать комплекс при индивидуальной работе с ребенком в образовательной  организации, в условиях семьи, а также в самостоятельной конструктивной, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.

 Принцип субъектности воспитания

означает, что воспитанник - не объект воспитания и обучения, не просто исполнитель, он - субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

 Принцип активности ребенка в образовательном процессе

заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

 Принцип развивающей и воспитывающей направленности

означает введение в непрерывную образовательную деятельность таких представлений, которые формировали бы конструктивные и начальные компьютерные навыки детей старшего дошкольного возраста.    

 Принцип индивидуального подхода

учитывает индивидуальные особенности ребёнка (уровень сформированности навыков компьютерного конструирования, типологические особенности характера и др.).

 Принцип социального взаимодействия и сотрудничества

предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребёнка к его воспитанию и обучению.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста,

родители, педагоги ДОО.  

1. Теоретическая часть

1.1. Нормативно-правовая основа проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

1.2 Теоретическое обоснование формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста

Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы прошлого столетия, он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.

Теоретическое обоснование необходимости использования компьютерных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка.

С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» показала, что использование компьютерной технологии в занятиях с дошкольниками приводит к активному овладению способами умственной деятельности. Светлана Леонидовна утверждала: «Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка» [20].

Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.

Данные экспериментальных исследований утверждают, что в условиях применения компьютера в познавательной деятельности можно получить более высокие показатели интеллектуального развития и творческого потенциала, чем в традиционных условиях (Белавина И.С.; Зворыгина Е.В.).

Использование информационных технологий в дошкольном образовании началось с середины 80-х гг. ХХ в., когда компьютеры из специализированных машин, доступных узкому кругу специалистов, превратились в рабочий инструмент обладателей разных специальностей, а позже и в предмет первой необходимости большинства людей вне зависимости от их возраста и интересов [18].

К началу 90-х гг. прошлого столетия были разработаны первые компьютерные программы для детей. Это были игрушки, управляемые с помощью ЭВМ на основе микропроцессоров.

По данным Министерства образования Российской Федерации, уже к 2003 году было разработано около 200 компьютерных программ для детей дошкольного возраста. Среди них программы серии «Никита», КИД «Малыш», «Дисней для дошкольников», «Фима» «Вундеркинд+» и др.

На данный момент на рынке широко представлена продукция компаний «Новый Диск», «МедиаХауз», «Кирилл и Мефодий», «1С», «Руссобит-М», «Акелла», «Бука».

Разработчиками игр, как правило, являются зарубежные компании, отечественные производители лишь покупают право на издание, локализуют и адаптируют программы для русскоязычной аудитории.

Разработчики предлагают серии компьютерных игр, насыщенных разнообразным материалом, направленным на решение задач, связанных с развитием психических функций и обогащением знаний ребенка в разных областях действительности.

Компьютерные игры используются для амплификации интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Такая игра выступает катализатором развития творческих способностей и может входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей.  

Таким образом, в результате многих исследований, была доказана эффективность применения компьютерных технологий в комплексе всей системы дошкольного образования.

II. Проектная часть

2.1 Этапы реализации проекта

Содержание проекта

Направления, этапы деятельности / Задачи

Содержание деятельности

1 этап - информационно-

аналитическое обеспечение

проекта

Задачи: осуществить сбор

и анализ информации по

проблеме проекта.

1) подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;

2) изучение передового педагогического опыта работы по формированию конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста

3) подбор методов педагогической диагностики детей, анкетирование родителей и педагогов;

4) анализ результатов педагогической диагностики, анкетирования.

2 этап – методическое

обеспечение проекта

Задача: обеспечить

методическое

сопровождение проекта.

1) разработка перспективного плана дополнительной образовательной деятельности по формированию конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста на основе программно- методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»;

2) составление плана работы с педагогами и родителями;

3) разработка консультативного и методического материала для педагогов и родителей.

3 этап - работа с

педагогами

Задача: повысить уровень

профессиональной

компетентности в области

формирования конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста на основе программно- методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Организация и проведение:  

- семинаров – практикумов;

- консультаций;

- методических совещаний по данной проблеме.

4 этап - работа с детьми

Задача: повысить уровень сформированности конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста на основе программно- методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Организация и проведение дополнительной образовательной деятельности по формированию конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста на основе программно- методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор».

5 этап - взаимодействие с

родителями

Задача: создать единое

образовательное

пространство по формированию конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме проекта (родительские собрания, консультации, семинары и пр.);

2) привлечение родителей в непосредственное участие с детьми в образовательной деятельности (детско-родительские проекты, интеллектуальные конкурсы и пр.).

6 этап - презентация

опыта работы

Задача: представить опыт

проектной деятельности

педагогическому

сообществу.

1) подведение итогов реализации проекта;

2) обобщение и распространение опыта работы формированию конструктивных и начальных навыков владения компьютером детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Организация дополнительной образовательной деятельности

Одной из задач внедрения новых компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста является создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование        готовности к осуществлению общественной и образовательной деятельности, широко основанной на использовании компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач. Введение компьютера в среду дошкольной организации не может ставить цель, ориентированную только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста.

Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создающего основу для формирования новых типов мышления.

Компьютер может стать эффективным средством всестороннего личностного и познавательного развития ребенка дошкольного возраста, но существенным фактором является то, какие при этом используются компьютерные программы и при каких педагогических условиях.

По результатам анализа научной и практико-ориентированной литературы, а также анализа ряда современных отечественных зарубежных компьютерных программ сделали вывод, что наиболее эффективными для детей дошкольного возраста могут быть программы открытого (творческого) типа.

В таких программах отсутствует внешний контроль со стороны компьютера. Решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия - индивидуальными и вариативными.

Эти программы предоставляют ребенку возможность осуществлять активную, самостоятельную, продуктивную деятельность. Дети могут конструировать, моделировать, экспериментировать, создавать, используя набор элементов (объектов) и определенные функциональные клавиши. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность, от ребенка требуется произвольная саморегуляция, самоконтроль и самоанализ своих действий.  Работа с такими программами способствует формированию внутреннего плана действий, развитию ориентировочной части действия, активно задействует воображение - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Важной особенностью программ открытого типа является то, что они не диктуют задание, не направляют действие, а предоставляют ребенку свободу, ничем его не ограничивая. Для эффективного использования программ открытого типа важно участие взрослого (педагога), который будет организовывать правильное взаимодействие ребенка с программой, ставить задачи, определять форму работы, давать ориентиры. То есть важное значение приобретает методика использования компьютерной программы.

Программно-методический компьютерный комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» является дидактическим пособием для образовательной деятельности в детском саду. Он представляет собой творческую развивающую среду в виде разных мастерских, в которых ребенок может играть, моделировать, рисовать и др.

В компьютерной программе «Фантазеры. Волшебный конструктор»

максимально учтены существенные психолого-педагогические аспекты:

1) программа представляет собой среду открытого типа. Это означает, что в ней не даются конкретные задания ребенку, а предоставляется инструментарий для выполнения вариативных действий. В качестве такого инструментария выступают различные тематические элементы и объекты, готовые формы и фигуры (квадраты, круги, треугольники, листья, лепестки, шишки, ракушки и т. п.), которые можно выбирать и переносить на рабочее поле экрана, где появляются возможности для выполнения с ними разных действий с помощью специальных функциональных клавиш (перемещение, поворот, изменение расположения, размера и цвета, удаление).

Таким образом, любая деятельность ребенка в данной программе носит конструктивный характер. Выполняя задания по созданию чего-либо целостного, ребенок осуществляет конструктивно-моделирующие действия с представленными в программе элементами.

Этому всегда предшествует:

• самостоятельная поисковая деятельность - изучение имеющихся элементов;

• анализ и сравнение свойств элементов - оценка имеющихся элементов, объектов, фигур с точки зрения их цвета, формы, размера;

• планирование своих действий - создание мысленного образа своего продукта;

• собственно моделирование - создание целого из частей.

2) программа позволяет осуществлять оперирование наглядными объектами и развивает мышление. Все элементы и объекты для работы представлены на экране (нарисованы) и являются символами, знаками реальных объектов. Каждый раз, создавая продукт, ребенок подбирает элементы, которые имеют свойства, необходимые для создания задуманного, что способствует развитию обобщающей функции мышления (например, солнце - круглое, но круга среди элементов нет, но есть ягода, которая схожа с солнцем по такому свойству как форма, поэтому из ягоды может получиться солнце). Такая деятельность также носит характер продуктивной деятельности, активно задействует творческое воображение.

3) программа дает возможность организовать совместную деятельность, которая способствует развитию высших форм мышления,  создает основу для анализа и сравнения разных точек зрения, обмена действиями, обобщения знаний и опыта, рефлексии. Совместная деятельность с педагогом может осуществляться на этапе подготовки к занятию на компьютере, в ходе которого создается ориентировочная основа деятельности, изучается материал и характер предстоящей работы, формируется мотивация и интерес. Взаимодействие с педагогом может реализовываться и опосредованно, через среду компьютерной программы, на тех занятиях, когда педагог создает детям заготовки компьютерных заданий, задавая ориентиры предстоящих действий. Компьютерная программа дает возможность организовать коллективно-распределенную деятельность между детьми:

во время непосредственной работы за одним компьютером (перед одним монитором), при организации детей в пары для выполнения совместного проекта, действия разделяются между детьми по операциям, материалу или ролям;

во время непосредственной работы за компьютером при разделении частей работы между детьми, каждый ребенок выполняет свою часть проекта с целью дальнейшего объединения в целостный продукт;

на завершающем этапе занятия (контрольно-оценочном), когда работы детей просматриваются, сравниваются, обсуждаются, по ним сочиняются рассказы, организуется совместная игра и т. п.

 4) программа дает возможность совмещать опосредованную ими деятельность с собственной предметной, продуктивной и игровой деятельностью ребенка. Результат, полученный детьми в компьютерной среде, можно сохранить, распечатать и сделать частью новых видов деятельности: раскрашивание, вырезание, сочинение сказки, склеивание, использование в качестве образца для другой работы и т. п.

        Опыт, получаемый ребенком при работе с компьютерной программой, должен иметь практическую значимость, расширять имеющиеся представления, давать материал для дальнейшей собственной практической и продуктивной деятельности. Только в таком случае возможен перенос обобщение полученных в опосредованной компьютером деятельности навыков на деятельность с другими средствами, действия с другим предметным материалом.

5) содержание компьютерной программы учитывает базисную программу развития старших дошкольников. Работая с программой, дети оперируют знакомыми объектами, изучаемыми ими на других занятиях и используемыми в других видах деятельности (природный, строительный материал, художественно-декоративные элементы и др.).

Непрерывная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю с детьми старшей группы (5-6 лет) – 1 год обучения, с детьми подготовительной группы (6-7 лет) – 2 год обучения.

Продолжительность каждого занятия 25 мин.

Практическая работа детей на компьютере не превышает 10 мин.

При подготовке к занятию необходимо продумать структуру занятия:

1. Вводная часть - создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного материала.

2. Подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, подготовка к собственной, самостоятельной компьютерной деятельности.

3. Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.

4. Работа детей на компьютере.

5. Анализ результатов, подведение итога занятия.

6. Физкультминутка, включающая в себя упражнения для снятия напряжения глаз, релаксация (расслабление плечевого пояса, шеи, снятие эмоционального напряжения).

Таким образом, мы видим, что методика проведения занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере или смарт-доске. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.

Более подробная информация по организации дополнительной образовательной деятельности представлена в приложении 2 «Методические рекомендации воспитателям по организации дополнительной образовательной деятельности по формированию навыков компьютерного конструирования на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор».

2.3 Формы работы с педагогами

Профессиональная компетентность педагогов образовательной организации в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ) рассматривается как обязательное условие, обеспечивающее качество результатов образования в условиях его информатизации.

«ИКТ-компетентность педагогического работника ориентирована на практическое использование  информационно-компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности.

ИКТ- компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно - деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе. [15].

Новое качество образования - главный смысл его модернизации. Большие надежды возлагаются на применение средств ИКТ в образовании.

Однако практика показывает, что эти надежды оправдываются не в полной мере. Главная причина заключается в том, что огромные потенциальные возможности средств ИКТ используются в образовании не там, где они могли бы принести наибольший методический эффект.  Из беседы с педагогами выявлено, что они не могут достаточно обоснованно определить место и функции этих ресурсов в образовательном процессе.

Чаще всего электронные ресурсы ориентированы на повышение качества традиционного образовательного процесса и направлены на традиционные образовательные результаты, которые не могут обновить образование и повысить его качество в современном понимании этой задачи. Следовательно, особую актуальность приобретает умение педагога работать в новой информационной образовательной среде с использованием средств ИКТ.

Сформировать такое умение возможно путем методической подготовки, охватывающей несколько направлений. Прежде всего, это освоение средств ИКТ, анализ их дидактических возможностей. Следующий этап предусматривает проектирование образовательного процесса, включающего в себя новые виды образовательной  деятельности воспитанников, которые направлены на достижение современных образовательных результатов и реализуются в образовательной среде на основе средств ИКТ.

Таким образом, были выделены этапы методической деятельности и разработан план работы по подготовке педагогов ДОО к реализации в дополнительной образовательной деятельности по формированию программно-методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор» (таблица 1).

Таблица 1

План методической деятельности

по подготовке педагогов ДОО к реализации в дополнительной образовательной деятельности по формированию программно-методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Форма работы/Наименование

Срок проведения

1

Консультация «Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование в образовании. Информатизация образования и жизнь общества»

сентябрь

2

Дебаты «Положительные и отрицательные стороны информатизации образования. Целесообразность и эффективность использования средств информатизации образования»

сентябрь

3

Консультация «Методические рекомендации по организации работы с программно-методическим комплексом  «Фантазеры. Волшебный конструктор»  

октябрь

4

Консультация – практикум «Техническое и структурное построение программы. Особенности программных блоков (мастерских)»

октябрь

5

Работа творческой группы № 1. «Проектировщики» «Комплексная система практического применения ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Основной продукт деятельности: программа дополнительного образования по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры», методические рекомендации для воспитателей ДОО по   по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на основе ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор», кейс НОД

ноябрь,

председатель -

ст.воспитатель ВКК

Патрахина Е.К.

6

Работа творческой группы № 2. «Вместе с нами»

«Организация работы по взаимодействию с родителями»

Основной продукт деятельности: консультация для родителей по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста,

конструкт НОД с участием родителей, мастер – класс «Мама, папа, я Вас научу», «День открытых дверей», буклеты «Компьютер в жизни ребенка», «Рекомендации для родителей по выбору компьютерной игры для ребенка», оформление информационного стенда и размещение информации по данной проблеме на сайте ДОО в разделе «Для родителей»

декабрь,

председатель-

воспитатель

1КК

Пирогова Н.А.

7

Работа творческой группы № 3. «Наставники»

«Организация разноуровневой, дифференцированной методической работы в ДОО с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога,  наличия у него практического опыта работы с ИКТ»

Основной продукт деятельности: повышение профессионального уровня педагогов по реализации   образовательной деятельности на основе средств ИКТ, участие в обобщении и распространении опыта работы, участие в конкурсах разного уровня (муниципального, окружного, Всероссийского)

январь – март,

председатель -

ст.воспитатель ВКК

Патрахина Е.К.

8

Работа творческой группы № 4. «Служба мониторинга»

«Оценка качества реализации программы дополнительного образования по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста».

Основной продукт деятельности: сборник диагностического инструментария, анкета для родителей «Оценка удовлетворенности дополнительными образовательными услугами»

  апрель,

председатель-

воспитатель 1КК  

Козьякова М.Р.

9

Работа творческой группы № 5. «Репортѐры»

Основной продукт деятельности: создание на сайте ДОО блока «Инновационный дневник», фото-банк.

май,

председатель

воспитатель 1КК

Флах Н.В.

10

Работа творческой группы № 5. «Мастера своего дела»

«Обобщение и распространение опыта работы по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на основе  ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор»

Основной продукт деятельности: участие в НПК, конкурсах, семинарах и др. разного уровня (муниципального, окружного, Всероссийского)

май,

председатель -

ст.воспитатель ВКК

Патрахина Е.К.

2.4 Формы работы с родителями

        Одним из важных условий  эффективной работы по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста является вовлечение родителей в образовательный процесс.

        Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в том числе ФГОС ДО. В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

        О важности проведения педагогической работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей, в настоящее время, не имеют возможности уделять достаточно времени отбору информации получаемой ребенком из сети Интернет, или испытывают затруднения в ее отборе, так как не имеют достаточных знаний в области педагогики и психологии. Не могут предположить, каким образом повлияет, полученная ребенком информация, на его развитие.

        Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный информационный мир в качестве грамотного, культурного пользователя, самоутвердиться путем достижения четко обозначенных игровых задач, получить информацию, обогащенную знаниями.  Не нанести урон здоровью ребенка, то есть соблюдать выполнение требований санитарно-гигиенических норм, избежать стереотипов агрессивного поведения, зависящего от содержания игр, нарушения социализации, деформации навыков сотрудничества.

        В работе с семьей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе (таблица 2)

Таблица 2

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка», «Компьютер в жизни ребёнка», «Оценка удовлетворенности дополнительными образовательными услугами»;  консультации: «Компьютерные игры для детей», «Знакомьтесь ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор», индивидуальные беседы, практические занятия «Конструируем вместе», буклеты: «Компьютер в жизни ребенка», «Рекомендации для родителей по выбору компьютерной игры для ребенка», размещение информации на стенде и на сайте в разделе «Для родителей»

Включение родителей в деятельность

Создание условий  для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста.

Совместные мероприятия: НОД с участием родителей, мастер-класс «Мама, папа, я Вас научу», «День открытых дверей»

        

2.5 Критерии и параметры оценки эффективности реализации проекта

Для оценки эффективности реализации проекта по формированию навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста на основе ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» подобрали и разработали диагностический инструментарий.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности знаний, умений, навыков: высокий, средний или низкий. По ходу диагностики заполняется сводная таблица.  

Мастерская «Строитель – архитектор»

Критерии (1):

восприятие  цвета, формы и величины;

 умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Параметры:

Игра «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал»

а)  используются панели мастерской. Расположи круг вверху справа,  треугольник внизу слева, квадрат внизу справа, прямоугольник вверху слева. Овал - за кругом, квадрат - между кругом и прямоугольником, треугольник перед квадратом.  

б) на экране смарт - доски геометрические фигуры различные по цвету и величине.  Собери все круги, рассортируй, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

в) покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

г) собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты). е) собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Высокий уровень: ребенок выполнил все задания правильно (безошибочно) или допустил   1-2 ошибки (3 балла).

Средний уровень: при выполнении всех заданий ребенок допусти 3-4 ошибки (2 балла).

Низкий уровень: 5 и более ошибок (1 балл)

Критерии (2):

  • умение конструировать по схеме, образцу.

Параметры:

Высокий уровень: ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого (3 балла).

Средний уровень: ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их (2 балла).

Низкий уровень: допускает ошибки в выборе и расположении деталей в конструкции. Требуется постоянная помощь взрослого (1 балл).

Критерии (3):

умение конструировать по собственному замыслу.

        Параметры:

Высокий уровень: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования (3 балла).

Средний уровень: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей (2 балла).

Низкий уровень: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может (1 балл).

Критерии (4):

Владеет техническими навыками конструирования на первом уровне сложности:

  • умение менять цвет элементов конструируемого объекта с помощью цветовой панели;
  • умение изменять размер элементов конструируемого объекта;
  • умение менять пространственный ракурс  - перемещать по рабочей зоне, поворачивать вправо и влево;
  • умение удалять выбранный предмет из рабочей зоны;
  • умение полностью очищать рабочую зону от предметов.

Параметры:

Высокий уровень: ребенок увлеченно слушает объяснения педагога. Успешно (без ошибок, с первого раза), с интересом  и увлеченностью выполняет предложенное задание (меняет цвет элементов конструируемого объекта с помощью цветовой панели, изменять размер, пространственный ракурс, удаляет выбранный предмет из рабочей зоны).  Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы. Действует самостоятельно,   не требуется помощь взрослого. Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели. Проявляет инициативу, помогая другим детям (3 балла).

Средний уровень: выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы с небольшой помощью педагога.

Проявляет инициативу, иногда помогает другим детям.   Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры. Сосредоточен, увлечен и внимателен в начале игры, а к концу игры внимание рассеивается. При игре на компьютере выполняет задание при подсказке, помощи взрослого и с небольшими ошибками (2 балла).

Низкий уровень: играет на компьютере только при помощи педагога. Не проявляет инициативу и не помогает другим детям. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, только с помощью педагога. Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры. Во время игры на компьютере у ребенка быстро наступает усталость, невнимательность и внимание рассеивается уже в начале игры. Ребенок не справляется с заданием игры, либо только с помощью педагога (1 балл).

Критерии (5):

Владеет техническими навыками конструирования на втором уровне сложности:

  • умение менять расположение конструируемого объекта относительно его вертикальной оси симметрии;
  • умение менять взаиморасположение предметов относительно его вертикальной оси симметрии;
  •  умение использовать при конструировании модели инверсию;
  • умение создавать многофигурные сюжетные композиции.

Параметры:

Высокий уровень: ребенок увлеченно слушает объяснения педагога. Успешно (без ошибок, с первого раза), с интересом  и увлеченностью выполняет предложенное задание (меняет расположение конструируемого объекта относительно его вертикальной оси симметрии; взаиморасположение предметов относительно его вертикальной оси симметрии; использует при конструировании модели инверсию; создает многофигурные сюжетные композиции).  Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы. Действует самостоятельно,   не требуется помощь взрослого. Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели. Проявляет инициативу, помогая другим детям (3 балла).

Средний уровень: выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы с небольшой помощью педагога.

Проявляет инициативу, иногда помогает другим детям.   Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры. Сосредоточен, увлечен и внимателен в начале игры, а к концу игры внимание рассеивается. При игре на компьютере выполняет задание при подсказке, помощи взрослого и с небольшими ошибками (2 балла).

Низкий уровень: играет на компьютере только при помощи педагога. Не проявляет инициативу и не помогает другим детям. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, только с помощью педагога. Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры. Во время игры на компьютере у ребенка быстро наступает усталость, невнимательность и внимание рассеивается уже в начале игры. Ребенок не справляется с заданием игры, либо только с помощью педагога (1 балл).

Критерии (6):

владеет элементарными навыками управления компьютером.

Параметры:

Высокий уровень: уверенно владеет клавишами направлений и манипулятором «мышью», движения рук плавные и уверенные (3 балла).

Средний уровень: не уверенно владеет мышью, наблюдается напряжение в движении рук (2 балла).

Низкий уровень: пользуется мышью и клавиатурой только при активном участии педагога, движения рук резкие (1 балл).

Критерии (7):

владеет навыками передачи содержания сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого рассказа, рассуждения, описания.

Параметры:

Высокий уровень - ребенок умеет полно передать текст, передаёт текст с выраженной интонацией. Ребенок правильно определяет начала, середину и конец текста, умеет передавать текст от любого действующего героя рассказа, может озаглавить текст, так как понял основную мысль автора (3 балла).

Средний уровень - ребенок по наводящим вопросам передаёт текст произведения, вызывают затруднения у ребенка переход от одной части к другой. Не может определить конец или начала текста. Речь ребенка не отличается яркой выразительностью. Передаёт текст только от автора. Может озаглавить текст с помощью наводящий вопросов (2 балла).

Низкий уровень - ребенок с трудом пересказывает текст даже с помощью взрослого. Запас словарных слов ниже нормы. Нет интонации и выразительности в передаче текста. Не умеет определить начало, середину и конец текста. Не передаёт текст от имени героев (1 балл) [16].

Критерии (8):

 владеет навыками передачи впечатлений из личного опыта в форме короткого рассказа, рассуждения, описания.

Параметры:

Высокий уровень: ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию (3 балла).

Средний уровень: ребёнок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога (2 балла).

Низкий уровень: ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования (1 балл) [16].

Критерии (9):

владеет навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности

Параметры:

Высокий уровень: стремиться к общению. Проявляет желание разделить со взрослым удовольствие от игры. Ребенок открыт для контактов и демонстрирует умение вступать во взаимодействие, проявляет инициативность. Соблюдает культуру общения (3 балла).

Средний уровень: способность вступать во взаимодействие со взрослым и сверстниками развита недостаточно, не владеют элементарными способами общения (2 балла).

Низкий уровень: ребенок мало инициативен. Слабо выражена чувствительность к воздействиям взрослого. Стремление к общению снижено. Не проявляет самостоятельность в ситуации совместной деятельности. Отсутствует культура общения (1 балл) [16].

Результаты промежуточной диагностики (апрель 2019 года) показали высокий уровень навыков компьютерного конструирования.

        Гипотезу, которую предполагали, что если организовать дополнительную образовательную деятельность на основе программно – методического комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор», то формирование навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, подтвердилась.

Заключение

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. По силе воздействия на детскую психику они не сравнимы ни с каким другим средством. Каким будет их влияние на формирование личности ребенка, определяющим образом зависит от позиции взрослых: педагогов и родителей.

Педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений детей. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку-трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающими в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что делать нам, педагогам?

Отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии, другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информации и технологий.

Реализация данного проекта показывает: педагогически грамотное использование современных технологий помогает детям не только развивать способности, но и формирует у них правильное отношение к современным технологиям, как к средству практической реализации своих идей.

Разработчики ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» (Туйчиева И.Л., Воробьева Т.В. и др.) предлагают  использовать  компьютерные         игры в детском саду в минимальном количестве; игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Это поможет избежать или, во всяком случае, уменьшить риск ухода ребенка в виртуальную действительность. ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» - это игра, которая согласуется с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.

Зная этапы развития игры, можно предлагать задания на закрепление тех способов, которыми ребенок владеет, и, учитывая зону ближайшего развития, последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое.

Компьютерная игра  формируют у детей умение понимать, принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

Стимулируется самостоятельность и активность каждого ребенка.

Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 

9. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика. - 2001. - № 18.

10. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007, № 5.

11. Гузеев В.В. Консультации: компьютерная поддержка образовательного процесса / В.В. Гузеев, А.В. Дворецкая, А.В. Рафаева // Педагогические технологии. - 2008. - №3

12. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников // Управление ДОУ. - 2008. - № 6.  

13. Зыкина О.В. Компьютер для детей. - М.: Эксмо, 2008.

14. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят: Пособие для воспитателей и студентов / Е.Я. Кривич. – М.: ЭКСМО, 2006.

15. Лапчик М.П. ИКТ - компетентность педагогических кадров: монография. - Омск: изд-во ОмГПУ, 2007.  

16. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие. – СПб – Изд. Детство – Пресс, 2010.

17. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 12.- С.42-46.

18.  Обухова Л. Ф. Возможности использования компьютерных игр

для развития перцептивных действий//Психологическая наука и образование. – 2008. - No 3. – С.49

19. Совенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Учебная литература, 2005.

Интернет ресурсы:

20. Туйчиева И.Л., Горницкая О.Н.   Методика использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (http://edu.znate.ru/docs/1182/index-1587.html)

 

Приложение 1

Диагностический инструментарий

 

Методические рекомендации к процедуре диагностирования деятельности игре на компьютере  ребенка 5 - 6 лет

Диагностика деятельности детей 5 - 6 лет осуществляется по следующим параметрам:

1.  Усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером.

2.  Самостоятельность деятельности ребенка.

3.  Уровень творческой направленности деятельности ребенка.

4.  Осознание ребенком смысла компьютерной игры.

5.  Длительность сосредоточенной деятельности с программой.

6.  Успешность выполнения, завершения компьютерной игры.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности деятельности ребенка игре на компьютере: высокий, средний или низкий.

По ходу диагностики заполняется сводная таблица.  

Уровень сформированности детей игре на компьютере оценивается в соответствии с набранными баллами: высокий уровень (12-15 баллов), средний уровень (7 - 10 баллов), низкий уровень (0 - 5 баллов).

Качественная характеристика уровней сформированности деятельности ребенка на компьютере.

Высокий уровень (12-15 баллов)

Ребенок самостоятельно ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации. Хорошо развита моторика мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка правильная поза, движения рук плавные и уверенные. Осознает соотношения действий управления с изображением на экране.

Играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка высокий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы успешно.

Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры. Сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры. При игре на компьютере успешно выполняет задание с первого раза.

Средний уровень (7-10 баллов) 

Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой со словесной инструкцией педагога (вверх, вниз, вправо, влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации при небольшой помощи педагога.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на среднем уровне. При игре на компьютере у ребенка легкое напряжение в позе и в движении рук.

Играет с небольшой помощью педагога. Проявляет инициативу, иногда помогает другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка средний. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы с небольшой помощью педагога.

Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры. Сосредоточен, увлечен и внимателен в начале игры, а к концу игры внимание рассеивается. При игре на компьютере выполняет задание при подсказке, помощи взрослого и с небольшими ошибками.

Низкий уровень (0-5 баллов)

Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод) и пользуется мышью только с помощью педагога. Слабо развита моторика мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка поза напряженная, движения рук резкие и урывистые.

Играет на компьютере только при помощи педагога. Не проявляет инициативу и не помогает другим детям.

Уровень творческой направленности у ребенка низкий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, только с помощью педагога.

Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры.

Во время игры на компьютере у ребенка быстро наступает усталость, не внимательность и внимание рассеивается уже в начале игры. Ребенок не справляется с заданием игры, либо только с помощью педагога.

Методический материал по диагностике.

Задание 1.

Цель: выявить уровень усвоения ребенком элементарными навыками управления компьютером и мышью

Используется онлайн игра «Танграм» (https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangram-morskie-obitateli).  

Методика проведения.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время игры.

Оценка результатов:

Ребенок увлеченно слушает объяснения педагога, с интересом выполняет предложенное задание, уверенно владеет клавишами направлений и манипулятором «мышью», движения рук плавные и уверенные - 3 балла.

Задания выполняет со словесной инструкцией педагога, не уверенно владеет мышью, наблюдается напряжение в движении рук - 2 балла.

Не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, пользуется мышью и клавиатурой только при активном участии педагога, движение рук резкие - 1 балл.

Задание 2.

Цель: выявить уровень самостоятельности деятельности ребенка

Методика проведения.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время игры.

Оценка результатов.

Ребенок во время выполнения задания играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям - 3 балла.

Ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога, иногда помогает другим детям - 2 балла.

Ребенок не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, не помогает другим детям - 1 балл.

Задание 3.

Цель: выявить уровень осознания ребенком смысла компьютерной игры.

Методика проведения.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов.

Ребенок осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры - 3 балла.

Ребенок осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры - 2 балла.

Ребенок осознает смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры - 1 балл.

Задание 4.

Цель: определить длительность сосредоточенной деятельности с программой.

Методика проведения: 

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов.

Ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры - 3 балла.

Ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к концу игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности - 2 балла.

Ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.

Задание 5.

Цель: определить успешность выполнения и завершения компьютерной игры.

Методика проведения. 

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов.

Ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры - 3 балла.

Ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к концу игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности - 2 балла.

Ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.

 

Анкета для родителей
«Компьютер в жизни ребёнка дошкольного возраста»

Уважаемые родители, просим ответить вас на вопросы анкеты

Умеет ли ваш ребенок пользоваться компьютером?___________________

Кто и где научил ребёнка пользоваться компьютером? ___________________

Есть ли у вас дома обучающие диски ? Если да, то какие? 
__________________________________________________________________

По каким критериям приобретаете компьютерные диски (интерес, полезность и т. д.)? ___________________________________________________________

Какие диски (игровые, обучающие) предпочитает ваш ребёнок? ___________
Сколько времени он проводит за компьютером в день?___________________

За компьютером ребенок:
играет в игры_______________________________________________________
смотрит мультфильмы или фильмы____________________________________
другое_____________________________________________________________
Вы довольны, что ваш ребенок   увлечен компьютером?__________________
Испытываете ли вы беспокойство по поводу пользования ребенка компьютером? Если да, то назовите причины такого беспокойства__________

__________________________________________________________________
Что такое информационная безопасность ребенка, по вашему мнению?_____

__________________________________________________________________
Какие черты характера появились у ребенка при использовании компьютера?

__________________________________________________________________
Сколько времени вы сами проводите за компьютером?
Мама - ...                                                   Папа - ...
Считаете ли вы, что ваше увлечение компьютером влияет на развитие ребенка? Если да, то, каким образом?__________________________________

 Нужен ли компьютерный класс в детском саду? ________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

Уважаемые родители, просим ответить вас на вопросы анкеты

1.        Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?

Да -         нет -         частично -

2.        Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:

а)        научить детей играть с разнообразными конструкторами:

б)        развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в)        развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г)        развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?

3. Насколько важны, по - Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?____________________________

_______________________________________________________________

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?

Да -         нет -         частично -

5.Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Какие конструкторы   есть у Вас дома? ____________________________

_______________________________________________________________

7. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?_________

_______________________________________________________________

8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком?_______________________________________________

9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков вашего ребенка?

- консультации

- мастер – классы

- открытые просмотры

- другое

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для педагогов

«Информационно-компьютерные технологии»

Уважаемые педагоги, просим ответить вас на вопросы анкеты

1. ФИО, педагогический стаж, квалификационная категория ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Как часто Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?

ежедневно,

1 раз в неделю,

1-2 раза в месяц,

1-2 раза в квартал,

не использую,

другое (укажите) ___________________________________________

3. Как Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?

создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы,

разработка и проведение занятий с использованием ИКТ,

использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе,

другое (укажите) ___________________________________________

5. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

да,

нет,

затрудняюсь ответить

6. Какие средства ИКТ вы используете?

текстовый редактор,

электронные таблицы,

мультимедийные диски,

специализированные программы,

другое (укажите) ___________________________________________

7. Каковы Ваши достижения в области использования ИКТ? ___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Оцените эффективность использования Вами ИКТ по пятибалльной шкале, где 5 – наивысший балл, 1 – низший балл ___________________

9. Испытываете ли Вы трудности при использовании в своей педагогической деятельности медиаинформационных и интерактивных технологий?

да,

нет,

затрудняюсь ответить

10. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справляться с этими трудностями? _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Испытываете ли Вы такие чувства, как страх, неприятие, нежелание, растерянность, негодование, когда речь идёт об использовании ИКТ в вашей профессиональной деятельности?

да,

нет,

затрудняюсь ответить

12. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справиться с этими чувствами?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какие проблемы возникают у Вас при использовании ИКТ?

не возникает проблем,

недостаточно знаний и умений по использованию ИКТ,

недостаточно возможностей для повышения ИКТ-компетентности,

недостаточное техническое оснащение в ДОУ,

другое (укажите) ________________________________________________

14. Хотели бы Вы получить дополнительные знания по повышению ИКТ-компетентности?

да, знаний много не бывает,

нет, обладаю достаточным уровнем знаний,

нет, не вижу необходимости,

затрудняюсь ответить

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проектаИсследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни...