Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет технической направленности "Азбука информатики"
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)

Шарай Людмила Филипповна

работа с компьютером

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_informatiki.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребенка детский сад «Олененок»

Рассмотрено:

На заседании педагогического совета

протокол № ___ от _______

Утверждено:

приказом №  ____ от ________

Заведующий МБДОУ Црр д/с «Олененок»

_______________ Мизина В.Г..

Дополнительная общеразвивающая программа

«Азбука информатики»

              Программа рассчитана

                        на детей в возрасте

                                   от 5 до7 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                              Разработчики программы:

                                                                             Шарай Людмила Филипповна;

                                                                             Воспитатель высшей категории

                                                

п.Нижний Куранах

2018г.

                                                                                   

                                                                                         Овладевать знаниями надо в детстве,

ибо то, что будет запечатлено  

в раннем возрасте

останется в памяти навсегда

Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Азбука грамотности» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на два года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Общее количество часов в год на одну группу – 36.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Компьютерная азбука

3

5

8

2.

Учимся работать на компьютере

3

7

10

3.

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания, мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических представлений;

- развитие творческого воображения

4

14

18

Итого:

10

26

36

Программа «Азбука информатики» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой и совместной деятельности в дневные часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:

  • В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
  • Затруднение в игровой ситуации.

В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  • Открытие нового знания или умения.

С помощью диалога на основе предметной деятельности  детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

  • Повторение и развивающие задания.

Проводятся при наличии свободного времени

  • Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали;

ПРИМЕЧАНИЕ. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2 – 5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

        

Цель программы: обучение детей компьютерной грамотности.

        Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  • познакомить с историей ЭВМ;
  • познакомить с назначением ЭВМ;
  • познакомить с устройством ЭВМ.
  1. Познакомить детей с правилами поведения  и правилами безопасной работы на компьютере.
  2. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
  3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  • познакомить с манипулятором «Мышь»
  • познакомить с клавиатурой;
  1. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением

Актуальность

        «Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать, и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки» - отметил премьер-министр Д.А.Медведев

        Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников.

        Отличительная особенность программы «Азбука информатики» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования

Новизна

        Новизна программы «Азбука информатики» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

        Программа использует современные компьютерные программы:

  • «Компьютер для дошкольника»
  • «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)
  •  «Раскрась-ка» - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
  • «Пазлы для всей семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.

Концепция

        Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.

        Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С.Выготский).

        Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.

Основные принципы концепции

  • Высокий, но посильный уровень трудности
  • Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.

Перспективное планирование учебного материала

раз

в недел ю

тема занятия

цель

содержание

средства

               Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и гимнастику для глаз

Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением.

Закрепить правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и гимнастику для глаз

Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера. Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа)

Рассказ Смайлика о Правилах  работы за компьютером, о технике безопасности.

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе». CD «Компьютер для дошкольников». Презентация гимнастики для глаз

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации

Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, прибора ввода и вывода информации – принтер, колонки; Дид.игра «Назови правильно»

Презентация «Из чего состоит компьютер»

Карточки с изображением Смайликов

Знакомство с рабочим столом

Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»

Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»

CD «Компьютер для дошкольников».

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко»

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером»

Д/и «Собери компьютер»

CD «Компьютер для дошкольников»

CD «Компьютер для малышей. Учимся пользоваться мышкой»

Учимся работать на компьютере

Мышь и ее устройство

Знакомство с клавиатурой

Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскивание элементов с помощью мыши

Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учить пользоваться некоторыми кнопками

Рассказ Смайлика об устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции.

Рассказ Смайлика об устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы, кнопки – цифры; кнопки – стрелки, Enter; delete, пробел

Презентация «Мышка»

Презентация «Клавиатура»

Знакомство с программами

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ: Paint, Tux Paint, Раскрась-ка.

Дид.игра «Найди ярлычок»

CD «Компьютер для дошкольников».

С файлами и папками

Дать понятие «папка», «файл», учить различать их ярлыки

Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойствами.

Дид.игра «Найди и назови отличие»

CD «Компьютер для дошкольников».

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение. Выход из игры с использованием клавиши Esc. Смена языка раскладки клавиатуры языковой панели с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.

Печать заглавных букв с зажатой клавишей NumLock

CD «Компьютер для дошкольников».

CD «Компьютер для малышей. Учимся играть на компьютере»

Презентации «Собери фрукты в корзину», «АБВГДейка», «Путешествие в осенний лес», «Веселый счет»

Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

- внимания;

- зрительной и слуховой памяти;

- навыков простого счета и чтения;

- распознавания цветов и геометрических фигур;

- логического, образного и ассоциативного мышлений;

- творческого подхода к изучению нового;

- навыков усидчивости и самостоятельной работы

Развивать у ребенка внимание, память, навыки простого счета и чтения, распознавание цветов и геометрических фигур, мышление, творческий подход к изучению нового, навыки усидчивости и самостоятельной работы

Игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, мышления, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы

CD «Компьютер для дошкольников»

CD «Компьютер для малышей. Раскрашиваем на компьютере»

«Я учусь читать слова»

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы»

«Несерьезные уроки. Учимся считать»

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку»

«Школа маленьких зверят». Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе

Ожидаемые результаты

         По окончании курса

    Ребенок узнает:

  • правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  • название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
  • сущность понятия алгоритма ввода информации;
  • правила работы с исполнителями алгоритмов;
  • правила работы, основные функции графического редактора.

Ребенок будет уметь:

  • иметь навык работы с клавиатурой, мышкой, ориентироваться на экране монитора;
  • пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя
  • составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
  • пользоваться игровыми и обучающими программами;
  • понимать язык стрелок.

      В конце учебного года проводится  диагностика  для  определения прогресса   в   развитии   ребенка   за    год,    уровень    эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

1.1. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу,  слушать и точно выполнять указания взрослого;

1.2. Изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

2.1. Оценка уровня общего психического развития;

2.2. Изучение общей способности к обучению;

2.3. Изучение устойчивости внимания;

2.4. Изучение объема памяти;

2.5.Изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

2.6. Изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

3.1. Изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

        Для контроля за  усвоением  знаний  проводятся  контрольные  занятия,  игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без нее):

1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".

2. Математический КВН.

3. Развлечение "Звуковая дорожка".

4. Страна "Воображалия".

5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей  и  награждение

   памятными эмблемами.)

6. Итоговое развлечение "Какими были,  какими  стали!"  (Повторение  любимых

   физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.)

Критериями оценки усвоения разделов программы служит самостоятельность ребенка, показанная при выполнении заданий:

  • ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – низкий уровень;
  • ребенок справляется с небольшой помощью взрослого – средний уровень;
  • ребенок выполняет задание самостоятельно – высокий уровень.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы используется для того, чтобы  помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить ее.

Методический инструментарий

        Методологической основой программы «Азбука информатики» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.

        Основные методические подходы:

  • Организуемая деятельность имеет гибкую структуру
  • На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации
  • Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Образовательный процесс строится на основе применения современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. Все занятия строятся в виде игры, в ходе которых дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе.

Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.

Формы

Программа «Азбука информатики» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:

  • программа рассчитана на 2 года обучения (2 занятия в неделю) по 15 – 20 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
  • деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводится после дневного сада
  • проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий (учебника) и компьютерных тестов

Методы и приемы

        В программе «Азбука информатики» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический; метод авансирования личности, метод мозгового штурма, а также интерактивный метод.

        Интерактивный метод взаимный, «act» - (действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).

        Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Средства

        Для реализации программы «Азбука информатики» необходимо:

  • Компьютерный класс: компьютер с мультимедийным проектом для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
  • Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами, компьютерный класс должен соответствовать СанПиН.
  • Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
  • Столы для работы детей
  • Раздаточный материал
  • Игры-головоломки
  • Демонстрационные дидактические игры
  • Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке

Инструктаж

        Для получения положительных результатов обучения по программе «Азбука информатики» необходимо:

  • ИКТ компетентность педагога
  • соблюдение рекомендованных методов и приемов
  • использование авторских форм работы
  • соблюдение техники безопасности работы на компьютере
  • строгое выполнение требования СанПиН

Опираясь на личностно-ориентированный подход в обучении, содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  • индивидуальных возможностей ребенка,
  • творчества воспитателя
  • технических средств обучения образовательного учреждения

Заключение

Программа «Азбука информатики» способствует формированию у ребенка  знаний  необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и  применения  их в обучении новым информационным технологиям.

Список используемой литературы:

Для педагогов

  1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М., 2004
  2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя, Харьков, ФОЛИО, 1997
  3. Горвица Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании, М. 1998
  4. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах, М., Посвещение, 2003
  5. Симонович С.В. «Компьютер для детей моя первая информатика» Аст-пресс школа 2005г
  6. Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
  7. Кордемский Б.А. Математическая смекалка, М., Наука, 1993
  8. Адаменко М.В. «Компьютер для малышей» ООО «Авант Статус»2005г.
  9. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10), М., Вента, Графт, 2004

Для детей

  1. Дуванов А. Изучаем компьютер. М., Эксмо, 2012
  2. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая М., Энциклопедия профессора Фортрана, Просвещение, 1991
  3. Степаненко О. ПК для детей и родителей., 2001
  4. Харитонов В.В. Компьютер: моя первая энциклопедия. М., Астрель, 2013
  5. «Формирование математических представлений.Тематические презентации-занятия с детьми 5-7 лет»(изд.во «Учитель» диск
  6. Интернет ресурсы.
  7. «Формирование математических представлений.Тематические презентации-занятияс детьми -7 лет»(изд.Учитель)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Программа дополнительного образования для детей 5-7, проявляющих способности к техническому творчеству "Лего-Техник"

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, которые проявляют способности к техническому творчеству и образовательной робототехнике....

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...