программа совместной деятельности с детьми "Путешествие в страну интернета"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Олейникова Венера Белековна

Вопросы безопасности использования гаджетов, сети Интернет и профилактика их негативных последствий на поведение детей и подростков обсуждаются на конференциях и совещаниях на Всероссийском, региональном и муниципальном уровне, что говорит о значимости данной темы для всех уровней образования. Понимание серьёзности вопроса есть во всех социальных институтах современного общества.Всё это ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ряд вопросов. Как выстроить образовательную работу с воспитанниками и взаимодействие с родителями, чтобы минимизировать для детей риски использования гаджетов и сети Интернет? Какова наша роль как образовательной организации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\2020-03-23 тит\тит 001.jpg 

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

2.2.Описание технологий, форм, способов, методов и средств для реализации программы

2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Организационный раздел

3.1.Особенности организации образовательной деятельности

3.2.Психолого-педагогические условия реализации программы

3.3.Кадровые условия

3.4.Сетевое взаимодействие и социальное партнерство

3.5.Материально-технические условия

  1. Целевой раздел

1.1.        Пояснительная записка

Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей.

По данным международных статистических исследований, с каждым годом пользователи различных электронных устройств становятся всё моложе и моложе. Также, по данным исследований, стремительно снижается возраст пользователей сети Интернет. Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты, — обычное для наших дней явление. Данные тенденции актуальны для разных стран, в том числе и для России.

По итогам опроса старших дошкольников нашего детского сада, большинство детей пользуются компьютером, планшетами, смартфонами и умеют самостоятельно выходить в сеть. Среди самых популярных у наших воспитанников занятий в сети Интернет: просмотр мультфильмов, фильмов, онлайн-игры, скачивание игр.

Вопросы безопасности использования гаджетов, сети Интернет и профилактика их негативных последствий на поведение детей и подростков обсуждаются на конференциях и совещаниях на Всероссийском, региональном и муниципальном уровне, что говорит о значимости данной темы для всех уровней образования. Понимание серьёзности вопроса есть во всех социальных институтах современного общества.

Всё это ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ряд вопросов. Как выстроить образовательную работу с воспитанниками и взаимодействие с родителями, чтобы минимизировать для детей риски использования гаджетов и сети Интернет? Какова наша роль как образовательной организации?

  • соответствии примерной основной образовательной программой дошкольного образования (далее –ПООП ДО) в области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации к основным задачам образовательной деятельности относятся создание условий для:

– развития информационно-социальной компетентности;

развития компетентности в виртуальном поиске.

  • области познавательного развития ребенка одной из основных задач образовательной деятельности является создание условий для развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

Вместе с тем в ПООП ДО нет никакой информации по методам решения этих задач и дальнейшего пояснения к содержанию образовательной деятельности в обозначенном направлении. Можно в целом отметить недостаточное программно-методическое обеспечение данного раздела работы в дошкольной педагогике.

Цель программы: создание условий для формирования у детей представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета; развитие компетентности дошкольников в виртуальном поиске.

Задачи:

  • расширять представления детей о принципах работы интернета и его полезных и нужных для человека возможностях;

  • повысить уровень осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;

  • формировать информационную культуру детей;

  • развивать познавательную активность, внимание, мышление, речь;

  • воспитывать интерес и ценностное отношение к информационным процессам.

Программа предназначена для детей подготовительных групп (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз неделю, в подгрупповой форме (не более 8 человек), в методическом кабинете, с использованием мультимедийного проектора. Всего в программу включено 6 занятий следующей тематики:

№ занятия

Тема

  1. «Что такое Интернет?»

  1. «Гаджеты: хорошо или плохо?»

  1. «Береги персональные данные!»

  1. «Осторожно! Вирусы, пираты, мошенники».

  1. «Тролли и опасные незнакомцы»

  1. Итоговое занятие.

Структура занятия включает следующие  компоненты:

  1. Мотивационный этап (вступительная беседа, сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.)

  1. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

  1. Физминутка

  1. Практическая работа с компьютером.

  1. Рефлексия

Программа «Путешествие в академию интернета» является дополнением к комплексной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»).

Возрастные особенности воспитанников

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

  • подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;

способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

  • этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные,

но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

  • детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

  • дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

  • результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

  • подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

  • концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2.        Планируемые результаты освоения Программы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (п. 3.2.3) при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

  1. оптимизации работы с группой детей.

Планируемые результаты при успешном освоении Программы: повышение уровня информационно-социальной компетентности детей, в том числе в виртуальном поиске с учетом сформированных представлений о возможностях и рисках Интернета.

Система оценки качества реализации Программы

Внутренняя система оценки качества реализации Программы.

Такая оценка проводится педагогом во время итогового занятия, а также в ходе дальнейшего педагогического наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Кроме педагогического наблюдения используются следующие методы: опросы и анкетирование родителей, обратная связь (тетради отзывов, закрытые группы ВК, отзывы в сети Интернет, сайт ДОУ).

Внешняя система оценки качества реализации Программы.

Результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, творческих мероприятиях.

  1. Содержательный раздел

2.1.        Содержание образовательной деятельности

План-модель НОД № 1

Тема: «Что такое Интернет?»

Цель: обучение воспитанников основам грамотного и безопасного использования сети Интернет.

Задачи:

  • расширять представления детей о принципах работы интернета и его полезных и нужных для человека возможностях;

  • повысить уровень осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;

  • формировать информационную культуру детей;

  • развивать познавательную активность, внимание, мышление, речь;

  • воспитывать интерес и ценностное отношение к информационным процессам.

Этап деятельности

Содержание

1.  Мотивация

Ребята,  я

рада  приветствовать  вас  в  школе  профессора

Интернетикуса. Я знаю, что вы получили от него специальное

приглашение. Кстати, какое знакомое слово вы слышите в его

имени? (ответы) Правильно, слово «интернет». Ребята, кто из

вас  умеет

пользоваться  Интернетом?  А  для  чего?  (ответы

детей) Теперь понятно, почему профессор прислал вам приглашение! Ведь вы уже выходите в сеть Интернет. А совсем скоро пойдёте в настоящую школу, станете учениками,

  • Интернет отлично поможет вам в учёбе. В Интернете кроме игр, музыки и фильмов есть очень много интересной и нужной

информации. Но для того чтобы уметь правильно и безопасно пользоваться Интернетом, важно знать некоторые правила. Вы бы хотели их узнать? (ответы детей) Тогда поздравляю вас с зачислением в нашу школу. Разрешите вам представить директора нашей школы, хранителя сети

Интернет профессора Интернетикуса (интерактивное изображение). Его портрет есть и на ваших дневничках, который каждый получит после сегодняшнего занятия. Не забудьте написать на них своё имя. А сейчас предлагаю вам всем вместе придумать название вашего класса (варианты детей).

2. Постановка цели        Ребята, как вы думаете, что такое интернет и для чего он нужен? (ответы детей) Ещё больше узнать о том, что же такое Интернет нам помогут очень известные специалисты. Кто же они? Отгадайте загадку:

Человечки очень споро

Чинят электроприборы!

Их не видно, не смотри,

Ведь они живут внутри.

Нету места мистике,

Если рядом… (Фиксики.)

3.  Совместная

1.  Просмотр и обсуждение:

работа

-  мультфильма «Фиксики. Интернет» (вопросы перед

просмотром для лучшего восприятия и активизации

внимания детей: как Фиксики называют Интернет? на

что он похож? Что можно узнать из Интернета? как об

этом поётся в песенке? Эти же вопросы задаются после

просмотра)

- видео-фрагмента «Что такое интернет» (вопросы: с чем

сравнивает Интернет учёный? почему сеть Интернет

называется всемирной? С помощью чего удалось это

сделать?).

- Ребята, мультфильм и видео, которые мы сейчас

посмотрели, хранятся на моём компьютере. А сейчас я

вас приглашаю в сказку. И чтобы в неё попасть, нам

нужно выйти в Интернет.

-  интернет-бродилка «Бесконечный лес», URL:

http://laste.arvutikaitse.ee/rus/loputon_metsa.html

(вопросы: на что похож этот волшебный Бесконечный

лес? Почему его так называют?).

  • Ребята, а вы знаете, что сети Интернет есть сайт нашего детского сада? Кто уже бывал на нашем сайте? Тогда задание первое – найти с родителями сайт нашего садика и фотографию вашей группы.

  1. Физминутка «Помагатор» (видео с группой «Кукутики»)

  1. Работа с компьютером

  • выбрать картинку, на которую похож интернет (лес со сплетёнными корнями, сеть, путина);

  • выбрать то, что можно делать с помощью интернета

(играть, общаться, смотреть фильмы, искать новую

информацию и др.).

4.

Самостоятельная

Нарисовать дома то, что больше всего нравится делать в

работа

интернете. Принести рисунок на следующее занятие.

5.

Рефлексия

Итак, ребята, сегодня вы узнали, как возник, как работает и

для чего нужен человеку интернет. С чем можно сравнить

Интернет? На что он похож? Правильно, на паутину, сеть или

волшебный лес со сплетёнными корнями, по которым

передаётся информация. А что в обычном лесу можно делать?

Правильно, в лесу можно погулять, набрать ягод, грибов. А

можно ли в лесу встретиться с какими-нибудь опасностями?

С какими?  Правильно, если не знать правил безопасности, то

в лесу можно заблудиться и встретиться с хищниками. А как

вы думаете, в волшебном лесу, в Интернете есть опасности? Есть, ребята, и чтобы не попасть в беду, нужно знать специальные правила – правила безопасности сети Интернет. Школа профессора Интернетикуса поможет вам их узнать. Всего у нас будет семь занятий. Тот, кто правильно выполнит все задания профессора Интернетикуса, после каждого занятия будет получать специальный знак. И все у кого дневничке будет семь знаков о пройденных испытаниях, получат настоящие дипломы. Поздравляю всех с первым успешно пройденным заданием!

  1. Взаимодействие с   Анкетирование «Ребёнок и компьютер» родителями

План-модель НОД № 2

Тема «Гаджеты: хорошо или плохо?»

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «гаджеты»;

  • формировать представления о пользе и вреде компьютера и гаджетов и  правилах их безопасного использования;

  • развивать любознательность, познавательную активность, расширять кругозор;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью.

Этап деятельности

Содержание

1.

Мотивация

Ребята, приветствую вас на втором занятии в школе

профессора  Интернетикуса.  Я  с  нетерпением  ждала

нашей встречи. Мне очень хочется посмотреть ваши

рисунки  о  любимых  занятиях  в  сети  Интернет  и

узнать,  кому  из  вас  удалось  посетить  сайт  нашего

детского сада (беседа по рисункам и впечатлениям от

сайта  ДОУ,  просмотр  сайта  ДОУ,  фотографий

группы).

2.

Постановка цели

А кто уже прочитал о теме нашей сегодняшней

встречи? Как вы думаете, что такое гаджеты? Для чего

они нужны? Чем они полезны для человека? (ответы

детей) Ну что ж, тогда мы отправляемся в магазин

электроники. Выбираем устройства и гаджеты, в том

числе те, с помощью которых мы можем выйти в

Интернет.

3.

Совместная

4.

Работа с компьютером (выбрать и

работа

положить в корзину картинки: компьютер,

ноутбук, смартфон, планшет и др).

5.

Вопросы детям: как вы думаете, можно сидеть за

компьютером или гаджетами целый день?

Почему? (ответы детей)

6.

Просмотр и обсуждение:

- видео-фрагмента «Компьютерная зависимость»

7.

Физминутка «Зарядка с друзьями» (видео с

группой «Кукутики»)

  1. Работа с компьютером

- выбрать картинку, на которой изображена

правильная поза работы за компьютером;

  • поставить песочные часы у времени, в течение которого можно пользоваться компьютером или гаджетами в возрасте 6-7 лет (30 мин., 1 час);

  • обвести карандашом картинки, на которых изображены возможные риски и вред от чрезмерного увлечения компьютером и гаджетами (глаза, спина и др.). Объяснить свой выбор.

  1. Зрительная гимнастика с Машей (из мультфильма «Маша и медведь»).

7. Просмотр серии «Game Оver» (из мультфильма

«Маша и медведь»). Обсуждение впечатлений.

4.  Рефлексия

Итак, ребята, сегодня вы узнали, что такое гаджеты и

познакомились с первой опасностью компьютерного

мира и сети Интернет. Как вы думаете, что это?

(ответы детей). Да, это компьютерная зависимость.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы не

встретиться с этой бедой? (помнить про время,

помогать родителям по дому, гулять на улице, играть

с друзьями, найти увлечение: заниматься музыкой,

спортом и др.) Что больше всего вам запомнилось и

понравилось в сегодняшнем занятии? О чём вы

расскажете друзьям, мамам и папам?

5.

Самостоятельная

Посмотреть дома мультфильм. Рассказать о сюжете

работа

(м/ф из «Почему опасно долго играть в

компьютерные игры» из серии «Аркадий Паровозов

спешит на помощь»)

6.

Взаимодействие с

Размещение в закрытой группе ВКонтакте:

родителями

1.

Видеоролика «Всё, что важно – рядом с тобой!»

2.

Экспресс-тест по компьютерной зависимости

ребёнка

3.

Памятка «Профилактика компьютерной

зависимости у ребёнка»

План-модель НОД № 3

Тема «Береги персональные данные!»

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «персональные данные» (имя, фамилия, адрес, телефон, номер детского сада, школы и др.);

  • формировать представления о значении и правилах безопасности в использовании паролей;

  • развивать основы сетевой культуры, осознанного отношения к размещению фото и видеоматериалов в сети Интернет;

  • воспитывать ценностное, ответственное отношение к своим и чужим персональным данным, соблюдению правил сетевой безопасности и этики.

Этап деятельности

Содержание

1.

Мотивация

Ребята, я очень рада нашей очередной встрече. И не

только я. Мне пришло сообщение по WhatsApp  от

профессора Интернетикуса. Он желает вам успехов и

новых полезных знаний. А ему что-нибудь передать от

вас? Ребята, правда же здорово, что через Интернет мы

можем общаться с друзьями и близкими? С кем вы

общались через Интернет? (ответы детей). А ещё

можно зайти на страничку к другу, посмотреть его

фотографии, узнать, что у него нового. Кстати,

профессор интересуется, кто посмотрел мультфильм,

который мы разместили для вас на сайте вашей

группы? О каком герое этот мультфильм? (Аркадий

Паровозов). Правильно, ребята. Именно этот герой ,

как никто другой, поможет нам справиться с

опасностью, о которой мы поговорим сегодня.

2.

Постановка цели

Кто уже прочитал тему нашего сегодняшнего занятия

в дневничке? («Береги персональные данные!»). Как

вы считаете, что  такое персональные данные

человека? (ответы детей).  Ребята, а любую

информацию о себе можно размещать  в Интернете?

Может ли это быть опасным? (ответы детей).

Почему? Проверить, правильно ли вы ответили на

вопрос, нам поможет видео, которое прислал

профессор Интернетикус. Слушаем и смотрим

внимательно и запоминаем, что такое личные данные.

3.  Совместная

9.  Просмотр видео «Береги свои персональные

работа

данные».

10. Работа с компьютером:

  • выбрать и спрятать в сундук под замок картинки, изображающие персональные

данные: имя, № детского сада и школы,

телефон, адрес.

11. Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов.

Друзья из социальных сетей».

12. Вопросы детям: что произошло  с мальчиком?

Почему? (ответы детей)

13. Работа с интерактивной доской:

  • выбрать и картинку, изображающую опасность из-за размещения персональных

данных (воровство)

14. Вопросы детям: что еще важно беречь и никому

о нём не рассказывать? (пароль) Почему?

15. Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов.

Пароль в Интернете».

16. Работа с интернетом:

  • Выбрать правильный пароль 17. Физминутка

Ребята, как вы думаете, любые фотографии и видео

можно размещать в Интернете? Почему? (ответы

детей) Помните, все, что вы разместили в Интернете,

может увидеть любой человек, даже ваша бабушка.

Поэтому сейчас мы с вами познакомимся с правилом

внимательного и воспитанного пользователя сети

Интернет, оно так и называется «правило бабушки».

18. Просмотр и обсуждение видеофрагмента

«Правило бабушки».

19. Работа с компьютером:

- выбрать фотографии, которые подходят для

публикации в Интернете. Объяснить свой выбор.

4.

Рефлексия

Итак, ребята, сегодня вы узнали, что такое

персональные данные. Что это? (ответы детей).

Какое правило нужно соблюдать, чтобы не попасть в

беду? (никому не рассказывать и не публиковать в

Интернете имя, фамилию, адрес, № д/с или школы,

телефон, не хвастаться дорогими вещами, не

рассказывать про отпуск). Что ещё вам запомнилось

из сегодняшнего занятия?

5.

Самостоятельная

Посмотреть дома  ролик «Береги свои

работа

персональные данные», размещённый на сайте

детского сада.

6.

Взаимодействие с

Посмотреть вместе с ребёнком ролик «Береги свои

родителями

персональные данные», размещённый на сайте

детского сада.

План-модель НОД № 4

Тема «Осторожно! Вирусы, пираты, мошенники!»

Задачи:

  • формировать у детей представления о таких опасностях сети Интернет, как вирусы, интернет-мошенничество, нарушение авторских прав;

  • развивать навыки безопасного использования сети, компетентность в виртуальном поиске;

  • закреплять уверенность в том, что в случае проблем необходимо незамедлительно обратиться к близким людям (родителям, старшим братьям и сёстрам и др.);

  • воспитывать ценностное отношение к интеллектуальному труду других людей.

Этап деятельности

Содержание

1.

Мотивация

Ребята, сегодня у нас с вами четвёртое занятие. Оно не

для новичков, потому что сложное. Но вы уже так

много знаете про интернет и с таким желанием

приходите в школу профессора Интернетикуса, что

прекрасно с ним справитесь. Чтобы выполнить все

задания профессора Интернетикуса, нужно будет

проявить внимательность, смекалку и решительность.

Вы готовы?

2.

Постановка цели

Сегодня вы узнаете про три опасности сети Интернет

и о том, как из-за них не попасть в беду. А затем

нужно будет выполнить задания в компьютере.

 Те, кто успешно с ними справятся, получат

специальную отметку о прохождении испытаний.

3.

Совместная

1.  Итак, опасность первая.  Чтобы узнать, о чём

работа

идёт речь, отгадайте загадку.

Программы стоит обновить —

Компьютер долго будет жить,

  • чтобы жизнь его не сбилась, Не подпускай к порогу…(вирус)

Ребята, как вы думаете, что такое компьютерный вирус? У компьютера поднимается температура, он чихает и кашляет? (ответы детей). А как компьютер может заразиться вирусом? (ответы детей)

Ну что ж, проверим ваши версии.

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов.

Вирус».

Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы

уберечь компьютер от вируса? (не переходить по

незнакомым ссылкам, не скачивать неизвестные

файлы, не участвовать в розыгрышах призов,

установить антивирус (взрослые) и др.)

  1. Опасность вторая – мошенники. Ребята как вы думаете, кто такие мошенники и чем они опасны в интернете? (ответы детей)

Просмотр видеороликов о мошенничестве в

сети Интернет.

Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы

не попасть на удочку мошенников? (не вступать в

переписку, не указывать номера банковских карт

родителей, не посылать СМС, не разглашать личные

данные) Что может произойти, если не соблюдать эти

правила? (ответы детей) Что нужно сделать, если

всё-таки случилась неприятность? К кому вы сразу же

обратитесь? (индивидуальные ответы).

  1. И третья, последняя опасность, с которой мы сегодня познакомимся – интернет-пиратство. Кстати, что вы знаете о настоящих пиратах? Чем они занимаются? (ответы детей) А как вы думаете, кто такие интернет - пираты? Кого они грабят и что воруют? (ответы детей) Проверим вашу версию.

Просмотр мультфильма «Пиратство в

интернете. Авторское право» (беседа по

содержанию)

  1. Работа с компьютером:

  • выбрать действие: участвовать в получении приза или закрыть страницу;
  • узнать и зачеркнуть вирус;

  • среди сказочных героев выбрать и обвести маркером тех, кого можно назвать мошенниками. Объяснить свой выбор. (лиса Алиса и кот Базилио)

выбрать действие: отправить номер

банковской карты родителей или нет;

  выбрать действие: отправить смс, деньги с

телефона или нет;

  выбрать действие: сообщить родителям о

проблемах или нет;

выбрать действие: сообщить личные

данные или нет;

  определить пирата и интернет-пирата и

вид добычи.

5.

Рефлексия

Итак, ребята, сегодня вы узнали, о таких опасностях

сети Интернет, как вирусы, пираты и мошенники. Что

вам больше всего запомнилось из сегодняшнего

занятия? О чём расскажете друзьям?

6.

Самостоятельная

Посмотреть дома  мультфильм «Фиксики. Вирус»,

работа

размещённый в зарытой группе ВКонтакте.

7.

Взаимодействие с

Помочь ребёнку посмотреть мультфильм,

родителями

поговорить о содержании.

План-модель НОД № 5

Тема «Тролли и опасные незнакомцы»

Задачи:

  • на доступном для дошкольного возраста уровне формировать у детей представления о троллинге, кибербуллинге, рисках общения с незнакомцами в сети;

  • закреплять знания о правилах безопасного поведения в интернете, способах предотвращения и решения возможных проблемных ситуаций (игнорировать и не вступать в переписку с грубиянами, самому никого не обижать в интернете, в случае угроз и приглашения встретиться - сообщить близким взрослым);

  • развивать психические процессы: мышление, внимание, эмоции; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;

  • воспитывать осознанное, ответственное отношение к своей жизни и здоровью, прививать чувство ответственности за собственные слова и поступки, желание быть культурным и грамотным пользователем сети Интернет.

Этап деятельности

Содержание

1.

Мотивация

Добрый день, ребята! С какими опасностями сети

Интернет вы познакомились на прошлых занятиях?

(ответы детей). Вы прекрасно всё запомнили. Я

очень рада. Сегодня у нас последнее занятие и те, кто

справятся со всеми заданиями профессора

Интернетикуса, получат приглашение на главное

испытание.

2.

Постановка цели

Сегодня вы познакомитесь с самыми опасными

обитателями сети Интернет. Узнать о том, как с ними

справиться, вам поможет герой мультфильма. Как вы

думаете, кто это? (версии детей)

3.  Совместная

1. Как вы думаете, кто изображён на картинке?

работа

(изображение тролля) Какими обычно бывают тролли

в сказках? (злые, грубые). Как вы думаете, а кто такие

сетевые тролли и чем они занимаются в интернете?

(ответы детей) Проверить ваши версии нам поможет

новый герой - робот Каспер. Смотрим внимательно

мультфильм и запоминаем, кто такие сетевые тролли и

как себя нужно с ними вести.

Просмотр мультфильма « Кибербуллинг» (из

серии «Приключение робота Каспера»).

Кто такие сетевые тролли? (люди, которые обзывают,

грубят) Как их можно узнать? (по поведению и

словам) Как нужно с ними себя вести? (не обращать

внимание, игнорировать, не вступать в переписку)

Работа с интерактивной доской:

  • выбрать картинки, на которых изображены тролли, обосновать выбор;

  • выбрать действие – общаться или игнорировать (в случае правильного выбора (вариант «игнорировать») звучат аплодисменты).

Ребята, как вы думаете, а самим можно обзываться,

писать грубые, неприятные слова другим людям?

Почему? (сам станешь троллем)

  1. Ребята, посмотрите на картинку. Как вы думаете, если вам угрожают в интернете незнакомые или даже знакомые люди, например, одноклассники или ребята постарше, что нужно делать – переживать и молчать или обратиться за помощью к взрослым? Выберите правильное с вашей точки зрения действие.

Работа с компьютером:

  • выбрать картинку, на которой изображен вариант действий, обосновать выбор (в

случае правильного выбора (вариант «обращение к взрослому») звучат аплодисменты);

  1. А теперь, следующая опасность - незнакомцы в сети. Как вы думаете, кто это такие? (ответы детей)

Просмотр мультфильма « Никогда не

разговаривайте с незнакомцами» (из серии

«Приключение робота Каспера»).

Ребята, почему этого Бэтмена Каспер назвал

незнакомцем? Ведь он же был у Севы в друзьях?

(потому, что Сева ничего о нем не знал. За ником в

сети может скрываться кто угодно). Правильно. А

кто скрывался за ником Бэтмен? (вор). Молодцы, вы

очень внимательные. Но могут быть и другие опасные

незнакомцы.

  1. Посмотрите, кто изображён на картинке? (волк,

нарядившийся в бабушку из сказки «Красная шапочка», Карабас-Барабас с куклами на ниточках)

Такие персонажи тоже существуют в интернете. Как правило, сначала они притворяются добрыми. Помните, как злой волк притворялся милой, доброй бабушкой, а Карабас-Барабас всем говорил, что он друг кукол? Но потом такой волк обязательно показывает зубы и начинает вам угрожать, пугать. А Карабасу-Барабасу нравится управлять другими. И он может предлагать разные задания, выполнив которые как будто можно стать героем. Но они всегда очень опасны. Выполняя их можно причинить себе или другим боль и даже погибнуть. А он сидит себе у компьютера и посмеивается, потому что себя считает умным, а других глупыми деревянными куклами, которыми он управляет. Это очень опасные и коварные обитатели интернета! Поэтому никогда не

общайтесь с такими людьми.  Давайте, зачеркнём их

красным маркером! (зачёркиваем) Помните, не всем

людям в интернете можно доверять. Пусть они сами

выполняют глупые и опасные вещи, которые

предлагают  другим! А вас не обмануть. Вы не какие-

то куклы, а умные выпускники школы профессора

Интеретикуса и всё про них знаете, правда, ребята?

Вспомните, кто помог Красной Шапочке? (лесорубы).

  • Буратино? (папа Карло) Кому мы всегда можем доверять? Помните, что в случае любой опасности нужно обратиться к маме и папе, или к тому взрослому человеку, которого вы любите и кому доверяете – старшему брату, сестрёнке, дедушке, бабушке. Им, ребята, нужно сразу рассказать о возникшей проблеме и они обязательно помогут её решить. А ещё ребята, я вас хочу познакомить с очень полезным сайтом «Дети России онлайн». Ссылку на него я оставлю в вашей группе ВКонтакте. В случае проблем в сети интернет, вы можете обратиться на этот сайт, и вам обязательно помогут.

  1. И последняя опасность. Что вы будете делать, если друг из сети зовёт вас встретиться и просит не говорить об этом родителям? Пойдёте на встречу? (рассуждения детей)

Просмотр видеоролика «Незнакомцы в

сети»

Почему, ребята, никогда нельзя ходить на такую

встречу? (это может быть опасно) Что нужно

делать? (сказать родителям)

4.

Рефлексия

Итак, ребята, вспомним все опасности, о которых мы

говорили на сегодняшнем занятии. Кто такие тролли?

Что нужно делать, если они вам пишут неприятные

слова? А что нужно делать, если вы получаете в сети

угрозы? Кто такие сетевые Карабасы-Барабасы? Чем

они опасны? Какие правила безопасности  необходимо

помнить и соблюдать? Можно ли рассказывать

друзьям из сети личную информацию? Можно ли

встречаться с друзьями из Интернета, не сказав об

этом родителям? Поздравляю вас, друзья! Вы отлично

справились со всеми вопросами и заданиями и

приглашаетесь пройти на следующем занятии главное

испытание школы профессора Интернетикуса.

5.

Самостоятельная

Посмотреть дома  видеоматериалы по теме занятия

работа

в закрытой группе ВКонтакте.

6.

Взаимодействие с

Помочь ребёнку посмотреть видеоматериалы,

родителями

поговорить о содержании.

На итоговом (шестом) занятии дети проходят «главное испытание профессора Интернетикуса» - самостоятельно выполняют практические задания по ранее изученным темам с помощью компьютера.

2.2. Описание технологий, форм, способов, методов и средств  для реализации Программы 

В реализации Программы используются следующие современные образовательные технологии:

Личностно-ориентированные технологии. Предполагают тесное взаимодействие педагога и ребенка. Педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Такой подход позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, создать благоприятные, комфортные условия для развития детей, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, развивать творческий потенциал. Подгрупповая форма проведения занятий обеспечивает эффективность в применении данных технологий.

Здоровьесберегающие технологии. В процессе занятий проводятся физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз. У детей формируется представление о способах сохранения здоровья при использовании компьютера и гаджетов (следить за осанкой, делать перерывы, помнить про время, помогать родителям по дому, гулять на улице, играть с друзьями, найти увлечение: заниматься музыкой, спортом и др.).

Игровые технологии. Деятельность по реализации программы построена с использованием игровых упражнений, игровых моментов.

Информационно-коммуникационные технологии. В реализации программы используется компьютер, видеоматериалы, мульфильмы. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует

познавательную деятельность детей, делает образовательную деятельность эмоционально насыщенной и полноценной, наиболее наглядной, способствует повышению качества образования.

Методы и приёмы работы: словесные, наглядные, практические.

2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Одна из задач Программы - актуализировать у родителей готовность к        сотрудничеству в области развития

информационно-социальной компетентности дошкольников.

Взаимодействие с родителями включает в себя:

  1. Информирование родителей о цели и задачах Программы (выступление на родительском собрании). Приглашение к сотрудничеству.
  2. Анкетирование с последующей количественной и качественной обработкой анкет. Цель - выявить уровень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада в формировании информационно-социальной компетентности детей.
  3. Информирование родителей о результатах анкетирования через закрытую группу ВКонтакте.
  4. Использование дистанционных технологий сотрудничества: размещение в закрытой групп ВК видеоматериалов для самостоятельного просмотра, для совместного просмотра с ребёнком, информационных материалов по обеспечению информационной безопасности ребёнка. Все материалы доступны для родителей и детей после выпуска из детского сада в архиве группы.
  5. Обратная связь (отзывы, пожелания, предложения)

  1. Организационный раздел

3.1.        Особенности организации образовательной деятельности

Программа предназначена для детей подготовительных групп (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз неделю, в подгрупповой форме (не более 8 человек), в методическом кабинете, с компьютера и мультимедийного проектора.

Длительность занятия: 30 минут.

3.2.        Психолого-педагогические условия реализации программы

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  1. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

  1. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

  1. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

  1. поддержка инициативы и самостоятельности детей;

  1. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  1. защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  1. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.3.        Кадровые условия

Для осуществления деятельности по Программе необходимо следующее кадровое обеспечение: воспитатели групп, старший воспитатель.

Образовательную деятельность по реализации части ООП ДО МБДОУ д/с № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида, формируемую участниками образовательных отношений, осуществляют педагоги  МБДОУ д/с № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида.

Программу реализует старший воспитатель первой квалификационной категории Олейникова В.Б.

3.4.        Сетевое взаимодействие и социальное партнерство

Программа реализуется во взаимодействии с родителями.

Накоплен и представлен на различном уровне опыт организации сотрудничества с родителями в современных формах.

3.5.        Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы в детском саду имеются необходимые условия: методический кабинет, детские стулья, проектор, компьютер, ноутбук, принтер, программа Smart Notebook, видеоматериалы, мультфильмы, глобус, индивидуальные альбомчики «Школа профессора Интернетикуса» и др.

Информационное обеспечение:

  • Сайт учреждения;

  • 4 интерактивных закрытых групп ВКонтакте;

  • Консультативный пункт-онлайн

  • Газета ДОУ «Огонёк»

Перечень источников:

  1. Дыбина О.В.  Формирование  ключевых  компетентностей  у  детей  дошкольного  возраста:  учебно-методическое

пособие / [Дыбина О.В. и др.]. – Тольяти: ТГУ, 2009.

  1. Компетентностно-ориентированный  подход  в  образовании  детей:  сборник  материалов  международной  научно-

практической  конференции  (заочной),  2–17 ноября  2010 года: [в  2 ч  /  редкол.:  Дыбина О.В.,  д.п.н.,  проф.].  –

Тольятти: ТГУ, 2010.

  1. Ступикова Л.Г. Педагогические условия формирования информационной компетентности старших дошкольников// Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 18-24.

  1. Информационный ресурс: Сластёнина М.Н. Развитие информационной компетенции у дошкольников. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/08/razvitie-informatsionnoy-kompetentsii-u-doshkolnikov.

  1. Информационный ресурс: Развитие коммуникативных наков у детей дошкольного возраста . URL: https://doshkolnik.net/stati/sotsializatsiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр

Рабочая  программа по развитию детей старшей группы  совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной  образовательной прогр...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Безопасный Интернет» в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Безопасный Интернет» в подготовительной группе...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ

Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...