«Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Консультация для педагогов.
консультация по информатике

 

Использование ОЭР в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14»  г.  Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема:

 «Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

                                                                                                               Провела:

                                                                                                                  воспитатель Шаяхметова З.Ф.

г. Туймазы

        Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

       У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения различного уровня, выявляется недостаточное  развитие   в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении поставленных задач, понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребёнка с речевой или какой - либо другой патологией требует длительного времени и отнимает у него много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с педагогом  теряется мотивация, ведь коррекция любых нарушений - трудоёмкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у детей интерес, сначала как к игровой, а затем и как к учебной деятельности.

     Педагогами  и специалистами  привлекается большое  количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ в среду.

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности образовательного  процесса заключается в применении педагогами электронно- образовательных  ресурсов (ЭОР).

 

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства., то есть -это

совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях  или в сети.

 

Типы ЭОР:

•         Информационные. Использование этих ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности воспитанников с: буквами,  иллюстрациями, анимациями, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями.

•         Практические. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности детей по конструированию, выполнение заданий и решению задач с подсказками и без,  наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажёров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

•         Контрольные. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности воспитанников

 по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

   Прародителем современной электронной презентации стал Глен Доман. Все вы наверняка слышали о знаменитой методике Домана, которая делает из обычного ребенка вундеркинда.

Суть этой уникальной методики – с рождения показывать малышу карточки с картинками и говорить, что там изображено. Демонстрировать карточки надо быстро – 1 картинка за 1 секунду.

В день желательно показывать несколько разных тематических блоков картинок, всего должно выходить тысяча карточек в день. Если затягивать показ картинок, то малыш потеряет интерес к обучению. Плюс ко всему у крохи формируется фотографическая память.

Результат будет виден примерно в три года. Ребенок не только будет иметь богатый словарный запас, но и сможет легко читать, писать, считать и говорить на иностранных языках, если  его этому учили. Звучит неплохо, но на практике это тяжело воплотить в жизнь – надо сделать самому много красочных карточек и найти время для показа этого материала, ведь карточки нужно часто менять, постепенно увеличивая количество изучаемой информации.

Презентация — это обучающий мини – мультик; электронная звуковая книжка с красивыми картинками; отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны.

Принцип детской электронной презентации «развлекаясь – обучаюсь!» 

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога

Что дает презентация вашему ребенку? Зачем она вообще нужна?

- Просматривая презентацию огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.

- Ребенок учится сопоставлять картинку и звук.

- Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь.

- Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие.

- У ребенка формируется целостное представление о мире.

Системой коррекционно-образовательной работы на базе ОЭР, можно решить следующие задачи: –

 Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.

 – Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.

– Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.

 – Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.

 – Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.

     В системе коррекционно — развивающей работы с использованием ОЭР можно выделить три основных блока, включающих следующие направления деятельности. 

1. Работа с детьми:

2. Работа с педагогами

3. Работа с родителями.

Использование ОЭР на занятиях в ДОУ с детьми с ОВЗ.

  -  при проведении индивидуальных специализированных занятий с использованием логопедических, дефектологических компьютерных технологий и планшетного ПК

  -  при проведении ООД индивидуальной и образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим миром; формированию лексико – грамматических категорий и связной речи; формированию правильного звукопроизношения.

- при  диагностике речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

      Большинство  презентаций строятся на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового.

Так же, использование мультимедийных средств допустимо на разных этапах знакомства с темой: - На этапе знакомства с новым материалом;

- На этапе закрепления пройденного материала;

- На этапе контроля знаний

 - Как демонстрационный материал: - репродукции (при рассматривании картин) - портрет (художника, автора произведения, человека…) - иллюстрации к произведению - сопровождающий материал к выступлению воспитателя - и др. (схема для рис.)

-  Удобно использовать мультимедийные средства:

1) При ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.

2) при знакомстве с родным краем, страной. Наряду с речевыми  познавательными они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, можно провести виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить6 «Столица нашей родины», «Животные севера», «Космос» и др.

- Наибольший интерес у детей вызывают задания, которые включены в каждую презентацию, и как бы подводят её итог. При закреплении пройдённого материала основой презентации становятся задания по пройдённой теме: «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Чего не хватает» и др.). Дидактические игры: «Найди различия»,  «Чей голосок»,  «Чей контур», и др., В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет.

 - Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.    

- Очень интересный момент в презентации – это триггеры. 

 Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могут появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания. При помощи этой функции Вы можете сами, своими силами, создавать дидактические игры в мультимедийной презентации.

Так же триггеры можно использовать как приз за правильно выполненное задание: - может быть использована анимационная картинка; - звуковой сигнал (сопровождение).

     Обучающие компьютерные игры используются с подгруппой и индивидуально. 

   

Требования к оформлению презентации.

Существует несколько правил, по которым составляется презентация. Так, к ее оформлению предъявляют следующие требования:

- на титульном листе указываются название презентации, ее автор.

- заголовки всех слайдов желательно выполнять в едином стиле: цвет, шрифт, начертание, размер;

- в конце заголовков точка не ставится;

- размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы написанное было хорошо видно;

- подчеркивание не используется; графические изображения должны быть четкими, хорошего качества;

- текст, схема и изображения размещаются по усмотрению автора.

Фон.

Если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».

 - Не следует размещать на слайде мелкий текст и рисунки. Текст для дошкольников, лучше вообще исключить.

- Размытые рисунки не следует включать в презентацию. Это некрасиво и опять же напряжение на глаза.

- Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.

- Не рекомендуется использовать картинки с белым фоном.

- При подборе фото к презентации необходимо обратить внимание на качество: хорошее разрешение, удачный ракурс, отсутствие лишних, отвлекающих деталей и надписей. Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками картинки с агрессивным поведением животных.

Самые распространенные ошибки в презентациях:

- Выносить на экран слова, цели и задачи, правила, слова воспитателя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним.

 - Использование анимации отвлекает детей и отнимает драгоценное время, лучше его использовать для чего-нибудь полезного.

 - Не нужно анимировать заголовки на слайдах. Это неудобно и неуважительно по–отношению к тому, кто будет смотреть вашу работу.

 - Все так ярко и красиво, всё двигается! Дети будут в восторге. Но наша цель чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, убираем все анимации. Ведь это дополнительная нагрузка на зрение и отвлекает детей. -

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

     И, в заключение, использование ЭОР в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.   

      Применение мультимедийных ресурсов на практике показало, что их систематическом использовании в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и приёмами повышает эффективность работы по активизации познавательного интереса у детей. Это подтверждают следующие факторы: дети лучше воспринимают новый материал; знания полученный на занятиях наиболее ярко запоминаются детям за счет зрительного и звукового сопровождения презентаций; дети более легко усваивают сложные темы ( «Космос», «Солнечная система» и др).

    Таким образом мы можем сказать, что использование ОЭР в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.

    Однако, необходимо помнить, что мультимедийные средства нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

      Список использованной литературы.

1.        Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 2008г

2.        Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Воспитатель ДОУ – М., 2011. – № 3.

3.        Новые педагогические и информационные технологии в системе дошкольного образования. /Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009.

Ссылка на презентацию: «Использование ЭОР в ДОУ»

https://cloud.mail.ru/public/4q9B/tbJ4Cbojx



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию: «Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми

Даный материал поможет воспитателя сориентироваться в массе порталов для работы с дошкольниками....

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.

Уважаемые педагоги,предлагаю вашему вниманию электронные образовательные ресурсы и медиатеку, которые я попыталась собрать вместе....

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.

Перечень используемых интернет – ресурсов (полезные ссылки – электронные адреса сайтов)...

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....