Проектирование - одно из эффективных систем творческого взаимодействия всех педагогических работников, воспитанников, родителей. Проект "Город мастеров"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Клебанец Елена Владимировна

Проект - это способ совместной деятельности, согласования взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели. 

Метод проектов :

-включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов;

-реализует принцип самодеятельности  и сотрудничества детей и взрослых;

-учитывает возрастные, индивидуальные особенности и интересы детей и педагогов;

- предусматривает деятельностный подход и актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

-осуществляет взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;

-развивает критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx831.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование - одно из эффективных систем творческого взаимодействия всех  педагогических работников, воспитанников, родителей.

Клебанец Е. В. – воспитатель, 1 кв. категория

МБДОУ «Центр развития ребенка – Д/С № 9»

Исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к обеспечению качества дошкольного образования за счет реализации обновления целевых и содержательно-процессуальных компонентов, в том числе проектирования предметно-пространственной среды групп для детей дошкольного возраста и новых систем работы с детьми.

В моем дошкольном учреждении –детский сад «Солнечный город» - идет творческий поиск новых систем работы с детьми, и мне было интересно и важно найти такую технологию, где дети могли бы не только получать знания , но и применять их в новой , необычной ситуации. В арсенале мировой и отечественной педагогической практике я нашла такую технологию - это метод проектов.

Проект – это способ совместной деятельности всех педагогических работников, воспитанников, родителей, а так же согласования взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели.

Изучив литературу и используя технологию проектирования в образовательном процессе детского сада, я пытаюсь ориентироваться на зону актуального и ближайщего развития воспитанников. В ходе осуществления проектных мероприятий моя педагогическая копилка пополнилась интересными наработками, конспектами, иллюстративным материалом, обогатилась предметно-развивающая среда группы.

Основной целью проектного метода в работе с детьми является развитие свободной творческой личности ребенка. Работа над проектом обязательно включает совместную деятельность педагогов и детей.

Успешность реализации детьми многих проектов определяется возможностью обратиться к источникам знания. Книги для чтения, аудикассеты, иллюстрированные альбомы, карты, схемы, приборы для исследования и т.д. были сосредоточенны в определенных и доступных местах, что позволило детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

«Уголок экспериментирования»

                 

Благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности перед сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказывать и обосновывать свою позицию на те или иные явления, у детей усиливалась мотивация к обучению и познанию, желание получать новую информацию и использовать ее в своей работе над проектом.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в ходе проектирования постепенно усложнялась, развивались умения согласовывать свои действия (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу). Успешно был реализован педагогический проект «Город мастеров» - занимательное дело №3 «Кукла из лоскутков» . Над проектом работали дети в сотворчестве с родителями – готовили презентации для всех детей «Куклы из ракушек», «Куклы из дерева», «Куклы из соломы» и др. Другие дети в сотворчестве с родителями изготовили Игрушки из деревянных чурбачков, из маленьких пластиковых бутылочек и т.д. Над проектом также работали и сотрудники детского сада .       

Результаты работы радовали самих детей, родителей и конечно меня: куклы из лоскутков использовались в оформлении музыкального зала; была оформлена стена творчества в холле детского сада.

Успешно был реализован проект по теме «Ткани разные нужны , ткани разные важны» - занимательное дело № 2

В процессе педагогической деятельности у ребят стала активней развиваться логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простого ответа, поэтому любое явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребята стали осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе, они стали самостоятельнее и увереннее в себе. Использование методов проектов позволило мне лучше узнать своих воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность и сблизить со своими детьми в совместной деятельности.

ПРОЕКТ

(исследовательско-творческий, дети старшего и подготовительного возраста)

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

(занимательное дело № 3 – «Кукла из лоскутков»)

Цель проекта :

Развитие познавательног интереса к предметам рукотворного мира.

Задачи :

1.Расширить знания детей о материале, из которого можно сделать самим игрушки.

2.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использование материала и качеством, прочности игрушек.

3.Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Образовательная деятельность в режимных моментах :

-дидактическая игра «Что сначала, что потом..»;

(цель : закрепить последовательность изготовления игрушек…)

-Рассматривание иллюстраций игрушек прошлого и настоящего, поисковые вопросы ;

(цель : познакомить с прошлым нашего народа, продолжать учить сравнивать предметы прошлого и настоящего)

-Дидактическая игра «Собери из частей»;

-Творческое задание «Что из этого можно сделать ?»;

-Упражнение «Расскажи по схеме…»;

-Оригами «Игрушка из бумаги»;

-Выставка-презентация «Игрушка из деревянных чурбачков…»

Реализация проекта

1.МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ»:

-Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок детского творчества. Вы согласны поучаствовать ? И я вам предлагаю поиграть в игру –приветствие «Привет тебе…»

Игра-приветствие с детьми.

-Сегодня когда я к вам шла мне передали посылку с фабрики игрушек. Скажите , а вы что-нибудь слышали про фабрику игрушек ?

Дети : там разрабатывают схемы, делают, украшают, разукрашивают игрушки.

- А что вы знаете об игрушках ? (1 вопрос, дети отвечают , воспитатель записывает)

-Что хотели бы еще узнать ? (2-ой вопрос)

-А что нужно сделать, чтобы получить больше информации про фабрику и игрушки ? (3-ий вопрос)

Используется исследовательский фартук.

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА № 1.

Что знаете об игрушках ?

Что хотели бы еще узнать ?

Что нужно (можно) сделать, чтобы получить больше информации ?

2.ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЯТИЕ ЗАДАЧ.

-Посмотрите, сколько много мы знаем об игрушках. Правда ? У нас получилась большая, заполненная таблица. Давайте посмотрим что же у нас в посылке ? (воспитатель достает разные игрушки)

- Посмотрите какие разные перед вами игрушки. Давайте попробуем их разделить на группы : игрушки, сделанные своими руками и игрушки, купленные в магазине.

Дети делят игрушки на две группы, если затрудняются воспитатель делает акцент на изготовление…

-Почему вы думаете, что их так надо разделить ?

Выслушиваются ответы детей.

-А как вы думаете, как называются игрушки сделанные своими руками ?

Дети : игрушки-самоделки…

-а из чего сделаны эти игрушки ?

Дети : из дерева и бумаги.

-а как мы сейчас с вами можем узнать из какого еще материала можно самим изготовить игрушки ?

Работа с информационным фартуком.

Дети : спросить у взрослых, посмотреть в книгах, найти информацию по компьютеру в интернете…

-Ребята я приглашаю вас в ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ, где мы с вами можем выяснить из какого материала можно еще изготовить игрушки самоделки. С помощью нашего «чудесного» мешочка (фишек) я предлагаю разделиться на пары и узнать кто с кем будет работать и выяснять информацию из какого материала и какие игрушки можно изготовить.

Дети делятся на пары :

*1 пара – работают с книгами в библиотеке, делают закладки;

*2 пара- спрашивает с помощью листовок-опросников у взрослых, вместе зарисовывают (из материала – ракушки);

*3 пара – работает у секретаря с компьютером (находят информацию об изготовлении игрушек из веток и шишек);

*4 пара – звонит по телефону своим родителям или спрашивают также у взрослых (солома)

Через 5 минут дети собираются в центре информации и презентуют свои находки.

-Вот сколько информации мы с вами смогли собрать все вместе.

Все материалы складываются в папку «Изготовление игрушек из бросового материала».

Игра с детьми «Придумай необычную игрушку…». Детям задаются и предлагаются карточки по выбору, они сообща договариваются и отбираю понравившуюся.

-Большая будет или маленькая ?

-Из каких частей будет состоять?

-Из какого материала она может быть?

- Будет ли она пахнуть, чем ? Или нет ?

-Будет ли она издавать звуки и какие ?

-Что с ней можно будет делать ?

-Может ли она передвигаться и как ?

-Какая игрушка у нас получилась ?-А чем хороша такая игрушка ?

-А есть ли у нее плохие стороны ?

Воспитатель : А скажите пожалуйста, кто играет с игрушками ?

Дети : Дети большие и маленькие.

Воспитатель : А какими качествами должна обладать игрушка, которой играют маленькие дети ?

Выслушиваются предположение детей : прочная, красивая, чтобы нельзя было сломать, порвать , не из мелкого материала и тд.

3.ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Воспитатель : Как вы думаете , как можно узнать из какого материала игрушка будет прочнее ?

Дети : проэкспериментировать, проделать опыты, понаблюдать …

Воспитатель : Смотрите в посылке еще один мешочек на нем написано «материал для экспериментирования». Открываю, посмотрите , что это ?

Дети : Ткань и солома.

Воспитатель : Сейчас мы с вами снова разобъемся на пары (дети выбирают геометрические фигуры и образуют уже другие пары).

Воспитатель : Сейчас мы с вами становимся экспериментаторами – лаборантами, вам выдаются экспериментальные листы, на которых надо отметить после проведения опытов результаты – какой материал на ваш взгляд оказался наиболее прочным :

*более прочным в воде;

*более устойчив при разрыве;

*более устойчив при использовании ножниц;

*более устойчив при попадании в огонь (опыт проводится совместно с воспитателем);

* более устойчив при сминании.

Воспитатель : Пожалуйста занимайте свои места и приступайте к экспериментированию.

Дети проделывают опыты и приносят заполненные листы экспериментирования. Все вместе сравнивают результаты, делают выводы и заполняют таблицу «Какой материал наиболее прочный…»

4.ЦЕНТР ИСКУССТВА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ – МОТАНКИ.

Воспитатель : Знаете ребята, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими , игрушки были очень дорогими и не каждый мог их купить. И тогда очень ценились куклы, изготовленные своими руками, из ткани. В одной семье их насчитывалось до 150 штук. Давайте пройдем в центр искусства, и рассмотрим выставку, где изображены тряпичные куклы, разного размера, разного назначения. Каждая кукла что-то символизировала, одни оберегали ночью, другие помогали от болезней и т.д.

Выслушиваются небольшие презентации детей, подготовивших совместно с родителями куколок : «Кукла «День-ночь», кукла «Двенадцатиручка», кукла «Веснянка» и тд.

Воспитатель : Ребята посмотрите в посылке осталось еще письмо, открываем ?

Дети и воспитатель рассматривают схему изготовления куклы-мотанки.

Дети изготавливают кукол. Воспитатель : Посмотрите какие разные у вас получились куклы и я предлагаю нам оформить выставку для детей и родителей «Куклы своими руками». Оформляется выставка.

Исполняется песня-игра «В гости весна пришла…»

Воспитатель : Ребята посмотрите, у нас вами еще один мешочек есть в посылке и там находятся материалы для экспериментирования . Что это ?

Дети : ракушки и сухие листья.

Воспитатель : Обследование эти материалов мы продолжем на следующей нашей встрече , а сейчас наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за встречу мне было очень приятно с вами  общаться До свидание !

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детских садов "Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум предназначен для воспитателей детских садов всех возрастных групп. На данном семинаре-практикуме воспитатели познакомятся с инновационной технологией  - мнемотехникой, рассмотря...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: для педагогов «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»...

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

Интеллектуально-творческая игра для педагогических работников: «Развиваем логическое мышление».

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение развивающих игр совместной детальности  с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе...

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»

Для формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями, знакомства педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной к...

Методические рекомендации для педагогических работников ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, с...