Работа с природным материалом по возрастам.
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Инна Викторовна Стрельцова

 Материал может быть интересен воспитателям при планировании. Включает в себя картотеку поэтапных элементов работы с природным материалом в старшей. подготовительной группе; карту программных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_programmnyh_trebovaniy.doc28 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka.doc557.5 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_2.doc1.82 МБ
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                    

    «Центр развития ребенка – детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты

КАРТА

 ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ                                                        

«РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Составитель: Стрельцова И.В.                                     воспитатель                                                               1 квалификационная категория                                                  МБДОУ «ЦРР – детский сад № 103»                 г. Воркуты

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Подводить детей к освоению основных способов действий при изготовлении поделок. Побуждать мастерить поделки из природного материала (шишек, веток, скорлупы орехов и пр.) – как сотворчество со взрослым. Проявление аккуратности в процессе деятельности: не сорить, не пачкать, не нарушать уют и красоту в помещении.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Побуждать мастерить поделки из природного материала, используя шишки, веточки, жёлуди, листья и пр. Подводить детей к освоению основных способов действий при изготовлении поделок. Воспитывать чувство удовлетворения, удовольствия от созидательной деятельности. Стимулировать проявление аккуратности, бережного отношения к материалам, оборудованию.

СТАРШАЯ ГРУППА

Совершенствование творческих и изобразительных способностей детей в работе с природным материалом (упражнять в способах соединения частей с помощью стержней). Способствование изобретательности и творчества в процессе изготовления поделок из различного природного материала. Создание эскизов будущих поделок. Использование в качестве образцов готовые игрушки, рисунки, выкройки, чертежи. Усваивать обобщённые способы действий в работе с разными материалами. Проявление аккуратности в процессе художественно – творческой деятельности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Совершенствование творческих способностей детей, художественного вкуса в процессе работы с природным материалом (способы соединения частей с помощью стержней). Развитие фантазии, творчества, изобретательности в процессе изготовления поделок из разным материалов. Создание эскизов для будущих поделок, панно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                         «Центр развития ребенка – детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты

Картотека поэтапных элементов работы

 с природным материалом

в старшей группе

(в помощь воспитателям)

Составитель:                                     Стрельцова И.В.                                     воспитатель                                                               1 квалификационной категории                                                  МБДОУ «ЦРР – детский сад  № 103»               г. Воркуты

Работа с растительным материалом

1.








Стрекоза

Цель. Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.


2.







Бабочка

Цель.  Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соразмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализ процесса работы.

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.


3.






Уж

Цель. Познакомить детей с рабочим инструментом - шилом, с особенностями его использования и техникой безопасности; побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее изготовления; учить пользоваться новым приемом соединения деталей - проволокой; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения.

Материал и инструменты: плюски желудей, желудь, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.


4.






Козлик

Цель. Познакомить детей с новым природным материалом - шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля.

Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена или ясеня, заостренные веточки деревьев и палочки, семена яблока, пластилин или клей, кисточка.


5.






Котенок

Цель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.


6.






Птицы

Цель. Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание; познакомить с новым типом образца - рисунком поделки, научить на основе его анализа устанавливать последовательность работы; продолжать учить работать с шилом; воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательные отношения, любовь к живой природе.

Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена, палочки, чашечки желудя, клей, пластилин, шило, кисточка.


7.





Ослик

Цель. Познакомить детей с новым природным материалом - земляным орехом; учить использовать его в сочетании с другими природными материалами для изготовления игрушек; закрепить умение пользоваться рисунком игрушки в качестве образца; формировать умение работать с шилом; объективно оценивать результаты работы; воспитывать интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: желудь, земляной орех, веточки (или спички), пластилин (или клей), краски, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка, кисточка.

Подготовка к работе. Воспитатель до занятия заостряет веточки (или спички) с одного конца для изготовления ног, шеи и хвоста ослика и раскладывает их на столах вместе с другими материалами.


8.






Олень

Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образца - моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.

Материал и инструменты: желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы бумаги, карандаши.

Подготовка к работе. Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с другими природными материалами.


9.





Вертолет

Цель. Учить детей работать с новым материалом - пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, рисовать план- схему ее пооперационного изготовления и пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций, настойчивости и целеустремленности; учить преодолевать трудности, доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы над игрушкой по плану-схеме.

Материал и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.

Подготовительная работа. Воспитатель заостряет ножом веточки, дети внимательно наблюдают за его действиями. Вне занятий ребят можно поупражнять в этой работе, предварительно объяснив, как действовать ножом. Для этого левой рукой надо придержать веточку, один конец которой (ближе к основанию) положить на деревянную дощечку под углом, а правой рукой ножом заострить веточку. Делать это надо до тех пор, пока ребята не научатся правильно держать нож и действовать им на занятиях.


10.






Павлин

Цель. Закреплять навыки работы с разным природным материалом; формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовления поделки; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

Материал и инструменты: шишка еловая или сосновая среднего размера, желудь, метелка камыша, веточки деревьев, цветная бумага, клей, пластилин, деревянный брусок, шило, ножницы, кисточка, карандаш.


11.





Собачка

Цель. Закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним; воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; продолжать формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать поэтапное ее выполнение в процессе создания и использования наглядного плана- схемы, с пониманием относиться к объективной оценке результата своей работы.

Материал и инструменты: два земляных ореха, пять веточек дерева, заостренных с одного конца, пенопласт, клей, краски, пластилин, шило, карандаши черный и простой, листы бумаги, кисточка, деревянная дощечка.


12.






Лошадка

Цель. Учить детей делать игрушку-лошадку из разного природного материала; продолжать формировать умение планировать последовательность действий; закрепить навыки соединять детали поделки при помощи заостренных веточек; воспитывать настойчивость в достижении цели.

Материал и инструменты: початки кукурузы, веточки дерева с заостренными концами, кукурузное или липовое мочало, желудь, семена огурца или арбуза, клей, толстая веточка, заостренная с двух сторон, шило, нож (для воспитателя), кисточка, бумага, карандаш.

Подготовка к работе. До занятия воспитатель (один или вместе с детьми) отрезает острые концы початков (для головы лошадки), заостряет веточки.


13.






Плот

Цель. Познакомить детей с новой поделкой; учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер, точность движений; закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели, умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.

Материал: веточки, береста или бумага, нитки, проволока, листы бумаги, карандаш.

Подготовка к работе. До занятия надо подготовить материал: подровнять ножом ветки, чтобы каждые 5 - 10 веточек были одинаковой длины.

Работа с ракушками

14.







Бабочка-капустница

Цель. Познакомить детей с некоторыми ракушками (донакс, мидии); показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; учить мастерить игрушку путем склеивания ее частей и деталей; воспитывать интерес к работе с новым материалом, вызвать желание делать игрушки такого же качества, как образец.

Материал и инструменты: две ракушки донакса среднего размера, одна ракушка крупная черной мидии, две светлые щетинки, черная и красная краски гуашь, клей, лак, кисточки.


15.







Цыпленок

Цель. Продолжать учить детей работать с новым материалом; познакомить их с новыми видами ракушек: кардиумом, черноморским гребешком; закрепить навыки построения плана-схемы последовательности действий и использования его в работе; воспитывать умение работать аккуратно; формировать эстетический вкус.

Материал и инструменты: ракушки кардиума большие и средние по две штуки, три маленькие, две ракушки донакса, одна ракушка черноморского гребешка, семена цветов, клей ПВА, лак, кисточки.


16.







Черепаха

Цель. Продолжать знакомить детей с возможностями использования ракушек кардиума и черноморского гребешка; закреплять умение схематично изображать последовательность изготовления игрушки; закреплять навыки работы с клеем и ракушками; воспитывать чувство удовлетворения от работы с данным природным материалом; способствовать проявлению взаимопомощи, доброжелательности.

Материал и инструменты: две ракушки черноморского гребешка одинакового размера серого или коричневого цвета, две ракушки кардиума среднего размера, четыре ракушки кардиума маленькие, семена гледичии, клей, лак, кисточки, карандаши.


17.






Дикая птица

Цель. Формировать устойчивый интерес к работе с ракушками, красивым и своеобразным природным материалом, познакомить с новыми видами ракушек - венус и тапес; формировать навыки анализа; закреплять умения контролировать каждый этап своей деятельности, соотносить его результаты с намеченной целью.

Материал и инструменты: две одинаковые по форме небольшие ракушки тапес, донакс, кардиум, три ракушки венус (две мелкие, одна средняя), по одной ракушке зебрины, биттума и мидии, два кусочка разбитой ракушки, соломинки, клей, лак, карандаш, кисточка, дощечка.


18.

Филин

Цель. Познакомить детей с ракушками гелицеллы; закрепить навыки работы с новым природным материалом; развивать самоконтроль в процессе выполнения задания; воспитывать устойчивый интерес к работе с ракушками.

Материал и инструменты: шесть ракушек кардиума (одна двустворчатая, одна большая, две средние и две маленькие), две ракушки гелицеллы, небольшой обломок ракушки, клей, лак, кисточки.




Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                    

    «Центр развития ребенка – детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты

Игры и упражнения

с природным материалом

по возрастам

Стрельцовой И.В.                                     воспитателя                                                                1 квалификационной категории                                                  МБДОУ «ЦРР – детский сад             №  103» г. Воркуты

2 младшая группа

Месяц

Тема

Цель, правила, материал


сентябрь


«Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.


Октябрь


«Найди, что назову»

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)»-. И т.п.

Второй вариант.

Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

Третий вариант.

Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску предметов. Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы равной окраски в соответствии с окраской предмета.


Ноябрь


«Угадай, что в руке»

Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.


Декабрь

«Чудесный мешочек»

Первый вариант.

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».  По очереди  задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.


Январь

«Угадай, что съел»

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое  действие. Угадывание на вкус.

Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)


Февраль


«Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.

Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.


Март


«Расскажи о природных материалах»

Ребятам предлагают рассмотреть шишки, желуди, каштаны, семена, листья и прочие природные материалы, потрогать их, понюхать, исследовать и дать описание каждому.


Апрель


«Чем похожи и чем отличаются»


Ведущий предлагает детям похожий материал (две - три почти одинаковые веточки, шишки, желуди, каштаны и пр.) и просит определить, в чем их сходство и различие. Чья команда дает больше правильных ответов, та и побеждает.


Май


«Составь узор»

Детям дают задание: создать декоративные узоры из природного материала на картонках, фанерках, на спилах, пеньках,  на песке, на земле, используя семена, ягоды, плоды, травы, злаки,  веточки, листья, сосновые иголки и прочий материал.

Средняя группа

Месяц

Тема

Цель, правила, материал


сентябрь


«Опиши, я отгадаю»

Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Загадывание взрослому загадок.

Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны.

Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.


Октябрь


«Такой листок, лети ко мне!»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.


Ноябрь

«Найди листок»


Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Игровые  действия. Поиски предмета.

Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.


Декабрь

«Чудесный мешочек»

Второй вариант (для детей средней группы).

Дидактическая задача. Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали. поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.


Январь


«Собери картинку» дидактическая игра с коми орнаментом

Цель. Упражнять детей в умении составлять целую картинку с элементом коми орнамента, на основе образца. Закреплять названия знакомых элементов. Развивать, внимательность, память.

Материал. Сухие веточки.


Февраль

«Расскажи о природных материалах»

Ребятам предлагают рассмотреть шишки, желуди, каштаны, семена, листья и прочие природные материалы, потрогать их, понюхать, исследовать и дать описание каждому.


Март


«На что похоже»


Дети распределяются на две команды. Ведущий показывает тот или иной природный материал (веточку, корень» кору, скорлупу, ракушку и пр.), а дети угадывают в нем тот или иной образ (материал поворачивают в разных направлениях). Чья команда больше назовет образов, та и побеждает.


Апрель


«Чем похожи и чем отличаются»


Ведущий предлагает детям похожий материал (две - три почти одинаковые веточки, шишки, желуди, каштаны и пр.) и просит определить, в чем их сходство и различие. Чья команда дает больше правильных ответов, та и побеждает.


Май


«Составь узор»

Детям дают задание: создать декоративные узоры из природного материала на картонках, фанерках, на спилах, пеньках,  на песке, на земле, используя семена, ягоды, плоды, травы, злаки,  веточки, листья, сосновые иголки и прочий материал.

Старшая группа

Месяц

Тема

Цель, правила, материал


сентябрь


«Золотая хохлома»


Детям предлагают картонные черные силуэты предметов с хохломской росписью. Цель игры: отобрать листья, ягоды, травы и прочие дары осени и украсить картонные силуэты, выкладывая узоры по мотивам хохломской росписи.


Октябрь


«Докончи узор на коврике» дидактическая игра 


Цель. Учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Развивать творческие способности (самостоятельное составление детьми узоров).

Материал. Карточки цветные с аппликацией половины узора из растительных форм с разделительной пунктирной линией пополам.


Ноябрь



«Собери картинку» дидактическая игра с коми орнаментом

Цель. Упражнять детей в умении составлять целую картинку с элементом коми орнамента, на основе образца. Закреплять названия знакомых элементов. Развивать, внимательность, память.

Материал. Сухие веточки.


Декабрь

«Нарисуй схемы игрушек из желудя»


Детей просят нарисовать три ряда овалов, размером и формой напоминающих желуди, затем нарисовать на них точки, обозначающие места проколов, в которых будут вставляться веточки и другие дополнения (дать по одному образцу схем на доске, см. рисунок). Выигрывают те, кто больше нарисует разных схем.






Январь


«Травяные косички»


Играют две команды. Детям дают задание: сплести из длинных травинок косички, затем предложить назвать варианты изделий, которые можно смастерить из этой косички (браслет, пояс, закладка, змейка, брошка, пуговица и пр.). Выигрывает команда, давшая ответ последней.


Февраль


«Пейзаж. Части суток» дидактическая игра


№1Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветовую карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.

№2 Самостоятельно составить часть суток по временам года, выбрать цветную карточку.

Материал: панно земли и неба, листья разной величины и формы, веточки,  семена, ракушки разной величины и формы, цветные карточки (розовых, жёлтых, голубых, сиреневых, синих оттенков).


Март


«Составь узор»


Детям дают задание: создать декоративные узоры из природного материала на картонках, фанерках, на спилах, пеньках,  на песке, на земле, используя семена, ягоды, плоды, травы, злаки,  веточки, листья, сосновые иголки и прочий материал.


Апрель


«Мир динозавров»


Выделите на участке под навесом места для работы с глиной и природным материалом для двух команд и предложите создать каждой свой мир динозавров. В качестве материала может быть использована обычная глина (дайте возможность детям самим ее замесить). Пусть придумывают и лепят динозавров. Из камней соорудят горы, из веточек и корней — деревья. Для оформления предложите использовать мох, песок, ракушки, емкости, наполненные водой (озера) и пр.



Май


«Магазин «Семена»

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.) Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»). Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы — цветоводы.

Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.

Правила. Директор должен разложить семена по лам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичечных коробка-, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю. Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.

Подготовительная  группа

Месяц

Тема

Цель, правила, материал


сентябрь


«Золотая хохлома»


Детям предлагают картонные черные силуэты предметов с хохломской росписью. Цель игры: отобрать листья, ягоды, травы и прочие дары осени и украсить картонные силуэты, выкладывая узоры по мотивам хохломской росписи.


Октябрь


«Докончи узор на коврике» дидактическая игра 


Цель. Учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Развивать творческие способности (самостоятельное составление детьми узоров).

Материал. Карточки цветные с аппликацией половины узора из растительных форм с разделительной пунктирной линией пополам.


Ноябрь



«Собери картинку» дидактическая игра с коми орнаментом

Цель. Упражнять детей в умении составлять целую картинку с элементом коми орнамента по названию. Закреплять названия знакомых элементов. Развивать, внимательность, память.

Материал. Сухие веточки.


Декабрь

«Нарисуй схемы игрушек из желудя»


Детей просят нарисовать три ряда овалов, размером и формой напоминающих желуди, затем нарисовать на них точки, обозначающие места проколов, в которых будут вставляться веточки и другие дополнения (дать по одному образцу схем на доске, см. рисунок). Выигрывают те, кто больше нарисует разных схем.






Январь


«Травяные косички»


Играют две команды. Детям дают задание: сплести из длинных травинок косички, затем предложить назвать варианты изделий, которые можно смастерить из этой косички (браслет, пояс, закладка, змейка, брошка, пуговица и пр.). Выигрывает команда, давшая ответ последней.


Февраль


«Пейзаж»                 дидактическая игра



Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме (оттенки тёплых и холодных цветов), присущие тому или иному времени года. Выбрать карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закреплять умение самостоятельно составлять пейзаж заданного времени года, умение определять ветреную и безветренную погоду.

Материал.  Карточки  со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов, панно неба и земли, ветки, листья, мох, ракушки, семена и т. д.(маленькие, средние, большие).


Март


«Составь портрет» дидактическая игра


Цель. Закрепить знания детей  о жанре живописи – портрет. Закреплять мимику лица, его части, умение определять настроение человека. Учить составлять портрет из нарезных частей. Развивать воображение, поднимать настроение.

Материал.  Листья разных форм размеров, семена, ракушки и т.д.


Апрель


«Мир динозавров»


Выделите на участке под навесом места для работы с глиной и природным материалом для двух команд и предложите создать каждой свой мир динозавров. В качестве материала может быть использована обычная глина (дайте возможность детям самим ее замесить). Пусть придумывают и лепят динозавров. Из камней соорудят горы, из веточек и корней — деревья. Для оформления предложите использовать мох, песок, ракушки, емкости, наполненные водой (озера) и пр.



Май


«Магазин «Семена»

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.) Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»). Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы — цветоводы.

Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.

Правила. Директор должен разложить семена по лам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичечных коробка-, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю. Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...

Конспекты занятий кружка по работе с природным материалом. Занятие 13. Лебединое озеро. Коллективная работа.

Копилка занятий для работы кружка "Муравьишка" (работа с природным материалом)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....

Конспект НОД: коллективная работа с природным материалом "Кленовый букет" , старший возраст

Цель:формировать познавательный интерес детей к природе.Задачи:- систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;- развивать умение называть деревья и уметь соотносить л...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....