Консультация для воспитателей
консультация по конструированию, ручному труду по теме

Перова Ирина Анатольевна

Данный материал раскрывает особенности детского конструирования с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование

как средство

подготовки детей

к обучению в школе.

Консультация для воспитателей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Перова Ирина Анатольевна.

        Конструирование – одно из любимых занятий детей – создает благоприятную основу для всестороннего развития ребенка и повышает уровень подготовки его к школьному обучению.

     Как же это происходит? В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно-техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивая их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Анализ условий задачи, постановленной взрослым, поиск способов ее решения подводят ребят к выделению чисто учебной цели, учат планировать и контролировать, то есть организовывать свою деятельность.

     Конструирование позволяет знакомиться с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. В речи детей появляются новые термины и понятия (конус, пирамида, цилиндр, куб). Дети стараются точно объяснять направление движения, месторасположение предметов (над - под, влево - вправо, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и дальше). Конструирование воспитывает ряд ценных качеств личности, необходимых для дальнейшего школьного обучения: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

     Самостоятельное изготовление детьми различных игрушек и поделок для подарка маме, бабушке, младшему товарищу или сверстнику формирует умение проявлять внимание, доставлять радость окружающим.

     В процессе конструирования формируется эстетическое  отношение детей к тому, что они делают и видят. Их знакомство с выдающимися архитектурными памятниками, воспроизведение их в постройке с помощью конструктора развивают у дошкольников художественный вкус. Дошкольники начинают понимать, что любое архитектурное сооружение ценно не только своим практическим назначением, но и оформлением: простотой и четкостью форм, выдержанностью цветовых сочетаний, целесообразностью украшений.

     Изготовление поделок из природного материала также формирует у дошкольников особое отношение к окружающему – дети начинают чувствовать и замечать красоту природы: ее краски, причудливые формы корней и цветов, деревьев.

     Конструирование из строительного материала – наиболее простой и интересный вид продуктивной деятельности детей. Оно тесно связано с игрой. Дети создают постройки и играют с ними, часто перестраивая в процессе игры.

     В конструктивном процессе выделяется два этапа: возникновение замысла и практическая деятельность по его осуществлению. Однако в последнем случае ребенок не просто исполнитель, но и изобретатель, ибо он не только действует руками, но и мыслит при этом: проверяет ряд решений, меняет частично замысел, подбирает детали.

     Умение полноценно конструировать по собственному замыслу – показатель достаточно высокого уровня деятельности, а следовательно, и общего развития ребенка. Однако это умение формируется не столько в конструировании по замыслу, сколько внутри других видов конструирования: по образцам и по условиям.

     Обучение начинается с конструирования по образцам. При этом формируется умение выделять пространственные признаки предметов и выполнять простые задания, предполагающие уменьшение и увеличение построек, двумя способами: путем замены мелких деталей на более крупные и путем надстраивания, пристраивания частей. Конструирование по условиям – когда ребенку не дают готового образца, а сообщают лишь условия, отражающие основные функции объекта. В этом случае ребенок должен построить объект строго в соответствии с этими условиями. Так, ребята создают мост для пешеходов и транспорта через реку определенной ширины и высоты, чтобы под ним могли проплывать суда. Здесь ребенку прежде всего надо проанализировать условия задачи и на их основе создать образ будущей конструкции моста, а затем отобрать способы постройки и спланировать их последовательность. Для этого необходимо вернуться к условиям задания: вначале рассчитать длину  моста, затем ширину устоев, а потом уже определить высоту. В соответствии с планом ребенок отбирает необходимый материал и начинает практическую реализацию замысла,  продиктованного условиями задачи. В процессе его выполнения он контролирует свою работу: проверяет, пройдут ли суда под мостом, проедут ли по мосту машины… При этом ребенок ведет активный поиск технических решений: как добиться, чтобы мост был прочным, как построить спуски для машин, чтобы они стали более пологими, как сделать перила, удобные для пешеходов.

     В процессе такой деятельности дошкольники овладевают конструированием по собственному замыслу, поскольку суметь что-то придумать в конструировании – это и значит поставить перед собой ряд условий, которым должна соответствовать будущая конструкция.

     Для дальнейшего обучения детей в школе важно формировать в процессе конструирования умение работать в коллективе, по-деловому общаясь между собой. С этой целью вначале ребят учат сооружать комплексные постройки, объединенные одним содержанием, где каждый участник возводит свою постройку, но в соответствии с общи замыслом, который обговорили заранее. Далее дети могут строить коллективно один и тот же большой объект.

     Конструирование из деталей конструкторов можно отнести к техническому моделированию, поскольку дети собирают модели путем соединения деталей между собой разными способами. Такое конструирование доступно детям более старшего возраста: пяти – шести лет.

     Существующие  конструкторы снабжены инструкцией по сборке моделей из имеющихся деталей. Причем одни пояснения представлены в виде прорисовки всех основных блоков модели и деталей, их составляющих, а другие, помимо этого, дают последовательность сборки. Конструирование, которое сводится только к сборке по схеме, дает возможность достичь определенного результата – собрать ту или иную модель.

     Вначале детей нужно обучить работать с одним конструктором, например с пластмассовым. На первых занятиях необходимо дать возможность самостоятельно ознакомиться с материалами, не требуя решения конкретных конструктивных задач. В связи с этим педагог изымает из коробок рисунки и не дает никаких специальных заданий собрать ту или иную модель. Детям предлагают внимательно рассмотреть материал, обнаружить, каким образом соединяются детали друг с другом, и подумать, что из этих деталей можно сделать.

     Следующий этап – переход к конструированию по условиям, по замыслу или по теме. Для выполнения заданий такого типа дети делятся на подгруппы, каждая из них обсуждает, какие конструкции нужно сделать, планирует их размещение. Важно, чтобы обсуждение проводилось до начала практической работы,

а не путем неоднократного применения уже готовых конструкций. С этой целью можно предложить нарисовать план на бумаге. Такое конструирование способствует формированию навыка планирования и контроля собственных действий, развивает способность взаимодействовать и налаживать деловые контакты – важнейшие элементы учебной деятельности

     Необходимо, чтобы дети бережно относились к конструктору: аккуратно складывали в коробку детали, проверив, все ли они на месте. Так же организуется и конструирование  с деталями деревянного конструктора. На этом конструкторе дошкольников можно учить заменять одни детали другими, предлагая конструировать по рисунку, условиям, замыслу. Основная цель такого обучения – приобщение детей к самостоятельному техническому конструированию, к развитию у них творческого мышления, упорства в достижении результата. Поэтому конструкторы, предлагаемые дошкольникам, должны иметь несложные способы крепления и позволять ребенку самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы.

     Конструирование из бумаги – один из наиболее распространенных в практике видов конструирования, поскольку оно отличается простой организацией. Вместе с тем такое конструирование считается сложным для дошкольников видом деятельности, потому что для создания из плоскостной формы объемной ребенок должен иметь высокий уровень динамических пространственных представлений. Так как дети-дошкольники самостоятельно этим не владеют, методика, как правило, сводится к подробному объяснению и показу всех этапов изготовления поделки. И только после того как дети усвоят всю последовательность действий, можно начинать практическое изготовление игрушки.

     Очень важно, чтобы все, что сделано детьми, использовалось по назначению. Воспитатель должен прививать ребятам культуру труда: учить не сорить на пол, обрезки складывать в специально отведенное место, мыть руки после пользования клеем.

     Конструирование из природного материала – особый вид творческой деятельности, в процессе которой дети создают художественные образы. Эта деятельность развивает наглядно-образное мышление, фантазию, кроме того, формирует ряд технических умений.

     С целью обучения конструированию из природного материала воспитатель организует специальные занятия, которые проводятся в основном летом и осенью, когда материал легко поддается обработке. Вместе с детьми педагог своевременно заготавливает природный материал, запасы которого могут пополняться в течении всего года. Материал обрабатывается и хранится в течении года в отдельных коробочках. При его заготовке необходимо заботиться о воспитании у дошкольников бережного отношения к природе: обращать внимание на то, что ветки деревьев и кустарников нельзя ломать ради сбора листьев; листья нужно собирать только опавшие, а запасы веток можно делать лишь во время подрезания деревьев.

     Вначале работы детям необходимо помочь прежде всего выделить форму материала и показать возможность использования ее при создании поделки. Но нужно влиять не прямым воздействием, а так, чтобы дети как бы сами делали для себя открытие. Дошкольники достаточно быстро овладевают данной формой работы. В одном и том же предмете они видят разные фигуры.

     Большое воспитательное значение имеют выставки детских поделок, организуемые для родителей и других детей. К их оформлению желательно привлекать самих детей и родителей.

     Таким образом, при систематическом обучении разным видам конструирования формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: умение находить рациональные способы выполнения задания, анализировать условия задачи и в соответствии с этим планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем ритме, в контакте с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...