Педсовет "Дайте детям радость труда"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду по теме

Кривчикова Ирина Юрьевна

Материал педагогического совета разработан в соответствии с задачами образовательной области "Труд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_dayte_detyam_radost_truda.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«ДАЙТЕ ДЕТЯМ РАДОСТЬ ТРУДА»

    Цель: совершенствование работы педагогов с детьми по трудовому воспитанию

Задачи:

  • Закрепить особенности структуры деятельности по трудовому воспитанию

  • Организация трудовой деятельности дошкольников (содержание трудовой деятельности дошкольников; методы и приемы работы)

План работы:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета (май 2011 г)

                                                                 Старший воспитатель

      2.  Методы и приемы работы с детьми по формированию навыков трудовой деятельности

                                                                  Презентация. Ст.воспитатель

           Обыгрывание  приемов

                                                                  Совместная работа

  1. Представление  методических разработок

                                                             Воспитатели

  1. Разное

1.  Выполнение решений предыдущего педсовета.

2.     ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из задач трудового воспитания в соответствии с ФГТ – развитие трудовой деятельности. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности.

Какова структура деятельности? (цель – мотив – решение - результат). И в становлении трудовой деятельности необходимо научить детей ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом учитываются особенности каждого возраста.

Младший возраст.

     Цель перед ребенком ставит педагог. Характерным для данного возраста является процессуальное выполнение действий. В дальнейшем становится целенаправленный характер. Чем отличаются эти два вида действий? (многократно повторяются, ребенку выполнение их доставляет удовольствие)

    Целенаправленный характер возникает на основе многократного  подражания. Подражая  действиям взрослого, ребенок начинает понимать их смысл. Постепенно от процессуальных действий ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели (пример: ребенок на прогуле идет с лопаткой по дорожке и производит движения лопаткой, как бы расчищая снег. Дорожка чистая. Процессуальный характер действия представляет примитивную игру. Цели нет, но ребенок, подражая взрослым, учится держать лопатку, производить какие-то действия. Воспитатель предлагает ребенку почистить снег со скамейки. Ребенок выполняет задание, в деятельности ребенка появляется цель. На другой день ребенок сам начинает чистить снег там, где он есть. Воспитатель поощряет ребенка). Ребенок может возвращаться к процессуальным действиям еще много раз, особенно, когда появляется новый инструмент или материал.

      Цель, поставленная перед ребенком должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Дети в 3-4 г могут ставить перед собой цели, осуществить которые не в состоянии. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильных для них целей. Если же ребенок берется за непосильную работу, то надо дать возможность ее выполнить собственными силами. Если же ребенок не может, то предложить ему свою помощь (пример с лопатой).

    В труде малышей должны присутствовать и более отдаленные цели (огород). В труд необходимо вовлекать всех детей. Большое значение для развития целенаправленной деятельности имеет формирование совместной деятельности 2-3 детей.  Возможность участия детей мл. возраста в коллективных формах труда еще ограничена, но привлекать детей можно (перед прогулкой собрать игрушки).

   Формировать целенаправленную деятельность у малышей можно через самообслуживание (когда ребенок самостоятельно одевается, убирает на место игрушки). Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навыки, но всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев чем-то, ребенок теряет к нему интерес, ему не надо прикладывать усилий и он может спокойно относится к тому, что за него это делают другие дети или взрослый. (Алгоритмы)

      Средний и старший возраст.

     Они сами уже приучаются ставить цели (навести порядок в уголках и т.д.). Воспитатель  направляет внимание детей на непорядок, предоставляя возможность детям, как можно устранит его. Но не следует переоценивать возможности детей. Дети среднего дошкольного возраста могут ставить цели в привычных условиях. Если условия изменились. То им надо дать указания, как сделать.

6 –7  лет

     Способность самостоятельно ставить цели наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают материальный результат.

Планирование работы

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5—7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности.

 

Младший дошкольный возраст

В режимных процессах открывается  возможности для постепенного приучения организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности. (Например, воспитатель предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками и т.д.). Таким образом, последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе.

Средний  и старший дошкольный возраста.

Следует иметь в виду, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, а в игре не только детей младшей, но нередко и средней группы долго еще сохраняется примитивное манипулирование предметами.   В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. (Например, при уходе за комнатными растениями их надо расположить так, чтобы удобно было вытирать, поливать. Для этого нужно сначала перенести цветы с подоконника на стол, затем вытереть листья, вымыть поддоны, полить растения, вытереть подоконники и уже после этого перенести растения на место). При   отсутствии  плана  действий  деятельность  детей  хаотична.

     При ремонте книг с детьми старшей группы следует сначала отобрать книги, нуждающиеся в ремонте. Затем определить, что надо сделать, чтобы привести их в порядок: подклеить страницы, заменить корешок, укрепить уголки обложки. После этого подготовить нужный материал: подобрать наиболее подходящую по цвету бумагу, кусочки картона, клей, кисточки, ножницы. Сам процесс работы тоже важно построить таким образом, чтобы предусмотреть последовательность действий: осмотреть книжку, которую надо отремонтировать, определить на глаз или при помощи линейки ширину и длину полоски бумаги, которую надо будет приклеить к порванной странице, сделать заметки карандашом, а затем отрезать и лишь после этого наклеить.

Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата, ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом.

      Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе ее часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями

   Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Детям   предлагают   вопросы:   «Подумай,   как  ты   будешь  делать,   с  чего  ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?»

Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.

Трудовые действия дети могут видеть на картинках, изображающих разные виды труда людей, и рассказать о них. Например, воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены разные трудовые процессы: посадка деревьев, вскапывание  рядок, сбор яблок, чистка обуви, стирка. Детям предлагается составить маленький рассказ по картинке. При накапливании опыта планирования конкретной работы с подобными заданиями цели легко справляются.

РЕЗУЛЬТАТ    ТРУДА

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может завершиться на любой стадии ее развития и быть не доведена до конца. От этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности.

 Труд же требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями и навыками.

В труде результат обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.

Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха: «он умеет, он научился, он старался»,— приходят они к выводу.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. (Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали»,— говорит воспитатель.)

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он проявляет.

Добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Тщательность выполнения простых трудовых процессов должна воспитываться с самого начала, при более сложных работах следует временно мириться с несовершенством качества результата труда.  Не следует заставлять детей многократно переделывать работу.

        Для детей младшего дошкольного возраста (3—4-й год жизни) значение результата труда выступает прежде всего в оценке, данной воспитателем, и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду: вызывает желание что-то сделать самим, присоединиться к тем детям, которые принимают участие в труде. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса.  Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

      К 57 годам результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны: на своем огороде вырастили лук, редиску, салат, собрали урожай, отнесли на кухню повару; сделали игрушки, чтобы использовать их в игре. Часть оставили для игры в своей группе, а часть подарили малышам.

МОТИВ

В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности.

- Изготовление игрушек для последующей игры повышает интерес ребенка к труду, придает деятельности большую целеустремленность, при этом ребенок проявляет настойчивость, затрачивает усилие.

- Стремление детей достичь желаемого результата само становится мотивом деятельности.

- Изготовление практически нужных вещей.

- Социальный мотив (сделать игрушки для малышей, подарок маме ко дню 8 Марта).

-Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. Ознакомление с трудом взрослых

- показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения

- непосредственная организация труда в совместной деятельности взрослых и детей

методы и приемы

  • Живые образы
  • Словесные и наглядные методы (беседы, рассказы, художественная лит-ра)

формы работы:

  • Экскурсии
  • Наблюдения
  • Организация посещений
  • Наблюдения
  • Совместный труд
  • Словесное пояснение

  1. ВИДЫ ТРУДА

Самообслуживание

Младшая группа

Методы и приемы:

-показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности

- сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий

- подробное словесное объяснение

- общее напоминание

- проверка выполнения

- повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей

- единые требования со стороны пед.коллектива

Формы работы

Занятия, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение худ.произведений, просмотры кук.спектаклей

Средняя группа

- оказание взаимопомощи

-  поощрения и объективная оценка

- начинают формировать умение, чтобы ребенок давал  самооценку своей работе

Старшая, подготовительная

-использование длительных обязанностей

-самопроверка

- знакомство детей с конкретными правилами по организации помощи:

  • Оказывай посильную помощь другому, если он тебя попросил об этом
  • Будь внимателен к другим, замечай, кому нужна помощь
  • Будь добрым по отношению к слабым, малышам
  • Старайся сам во всем быть самостоятельным, но принимай помощь других, если сам не справляешься (но никогда на нее не надейся)

-контроль со стороны взрослого

- воспитание бережного отношения к вещам

Хозяйственно-бытовой труд

Младшая группа

-привлечение в качестве помощников

- выполнение элементарных поручений (рассказ в какой последовательности что надо сделать)

- ознакомление с трудом взрослых

- совместная работа

-оказание посильной помощи взрослым

Формы работы

игры-занятия, игры-упражнения

Средняя группа

-освоение целостных процессов х/б труда (стирают кукольную одежду, моют игрушки, накрывают на стол и т.д.)

-систематическое включение детей в х/б труд

-обращается внимание на качество трудовых операций

Формы работы

Игра, чтение худ.лит., рассматривание иллюстраций. Ознакомление с трудом взрослых

Старшая, подготовительная

- освоение последовательности трудовых операций

- усвоение правильного использования предметов дом.обихода и оборудования труда (мыть и сушить в опр.месте)

-еженедельная уборка гр.комнаты  

-уборка постелей

- общие поручения

-включение детей в  коллективную деятельность

Труд в природе

Содержание труда

    Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.

Включает:

  • Уход за аквариумом:  помощь  взрослому при смене  воды в  аквариуме   (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки,  камешки);  уход за рыбками  (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);
  • Уход за комнатными растениями: поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка  сухих  листьев,  рыхление  земли;   выращивание  растений  из черенков  (для школы, в подарок родителям);
  • участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб; посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;
  • уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);
  • помощь старшим в уборке урожая на огороде (сбор семян и плодов,  выкапывание луковиц и др.);  уборка участка;
  • подкармливание птиц зимой.

Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой — требовать от них известного напряжения.

     Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка.

Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы).

    Младшая группа

Приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить рыб, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Практическая работа: полив и протирка листьев

 Средняя группа

Выполняют трудовые поручения самостоятельно. Воспитывается настойчивость, привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели; навыки несложной коллективной работы.

Старшая, подготовительная

 Воспитывается привычка работать по собственному почину, выполнять работу старательно, аккуратно; умение сговариваться, распределять обязанности, помогать друг другу и т.д.

     Перед тем как проводить какой-либо вид труд воспитателю необходимо посмотреть методику (Методические рекомендации к программе). У педагога должно быть все продумано и подготовлено к выполнению работы. Сам процесс труд должен доставлять детям радость.

 Он и доставляет детям радость, если правильно огранизован. Их эмоциональные проявления свидетельствуют о том, что необходимо постоянное внимательное, заинтересованное отношение педагога к тому, что и как делают дети. Положительные эмоции определяют и их собственное отношение к деятельности, особенно в начальный период формирования трудолюбия. Важно, чтобы ребенок был уверен в успешном завершении дела. Такое настроение детей поддерживается педагогом, его готовностью оказать детям помощь. Иногда это выражается в одобрении, иногда это совет попытаться сделать иначе, иногда предложение привлечь к работе кого-то из детей, а в других случаях просто практическая помощь ребенку в чем-то наиболее трудном, при этом ребенок должен чувствовать, что работу выполняет он сам и ему только временно пришли на помощь.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Тщательность выполнения простых трудовых процессов должна воспитываться с самого начала, при более сложных работах следует временно мириться с несовершенством качества результата труда (изготовление и ремонт игрушек, глажение, шитье). Не следует заставлять детей многократно переделывать работу.

Решение

  1. Разработка и изготовление знаков по технике безопасности

Ответственны: воспитатели

Срок: педсовет

  1. Разработка моделей последовательности трудовых действий (одевание, умывание, уход за одеждой) – алгоритмов

        Ответственны: воспитатели

Срок: педсовет

  1. Оформление рекомендаций для родителей по теме

Ответственны: воспитатели

Срок: педсовет

  1. Приобретение пособий, материала для трудовых уголков по запросу воспитателей

Ответственны: администрация

Срок: педсовет

  1. Заполнение карт диагностики

Ответственны: воспитатели

Срок: итоговый педсовет (май)

  1. Привести в порядок уголки дежурств, сделать их действующими

Ответственны: воспитатели

Срок: педсовет

ЛИТЕРАТУРА

  1. Педсовет. Новые подходы к проведению педагогических советов в дошкольных учреждениях. Н.М.Метенова.  Ярославль. 1999
  2. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова и др.;  Под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с. – (Б-ка воспитателя детского сада).
  3. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой (сост. Р.С.Буре). М., Просвещение, 1974. 192 с (Б-ка воспитателя дет.сада)
  4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе  для детей 4 – 7 лет с общим недоразвитием речи. – СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС:2009.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
  6. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радость труда

Трудовое воспитание дошкольников...

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношени...

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношени...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Консультация для родителей:«Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей». Уважаемые родители! В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к ...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей»

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активиз...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию в первой младшей группе “Радость труда - могучая воспитательная сила”

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание, начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Самообс...