Статья из опыта работы "Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью леготехнологии".
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Полевая Елена Викторовна

Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью ЛЕГО BAUER

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования РФ (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 г.). Поэтому, решением Управления образования администрации городского округа Семеновский, на базе нашего учреждения были открыты две группы для детей с ДЦП с кратковременным пребыванием. При открытии групп перед воспитателями встали следующие задачи: изучение психических и физиологических особенностей детей с ДЦП; определение их индивидуального маршрута обучения и организация образовательного процесса с учетом физиологических особенностей. Нам пришлось изучить специальную научную литературу, которую вы видите на данном слайде.

Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития наглядного мышления и конструктивной деятельности в системе комплексной реабилитации детей с ДЦП особенно в дошкольном возрасте.

Поэтому свою работу мы решили направить на формирование конструктивной деятельности у детей с ДЦП с помощью инновационной многофункциональной педагогической технологии ЛЕГО. Она широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные и специальные (коррекционные) учреждения. Перспективность применения леготехнологии обусловливается ее высокими образовательными возможностями и решением таких проблем, как:

  •  Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.
  •  Отсутствие зрительно-моторной координации.
  •  Неумение ориентироваться в пространстве.
  •  Недоразвитие психических процессов и речи.
  •   Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
  •  Бедный словарный запас по всем лексическим темам.
  • Отсутствие коммуникативных навыков у детей.

Для работы над этими трудностями было решено организовать систему ООД, состоящую из игровых ситуаций и включающую перспективный план работы с детьми и с семьей. Так же нам требовалась система ООД, удовлетворяющая: особенности личности и познавательной сферы детей с ДЦП; степень поражения; уровень сформированности конструктивных навыков и тонкой моторики. Поэтому встала актуальной проблема разработки перспективного планирования и его методического обеспечения для проведения ООД. Тщательной разработки требовала и структура игровой ситуации (примерную структуру вы видите на слайде). Учитывались индивидуальные образовательные маршруты, утвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Так же при проведении ООД учитывались сложности передвижения и размещения детей. В случаях выраженного нарушения вертикализации использовалась специальная мебель – вертикализаторы. На запястья детей с выраженными гиперкенезами надевались утяжелители. В целях профилактики в середине каждой игровой ситуации проводились упражнения для снятия напряжения. Необходимо отметить дифференцированность подхода к участию в коррекционном процессе детей с ДЦП. В работе с детьми с гемипаретической формой ДЦП с поражением справа особое внимание уделялось коррекции пространственных нарушений. При поражении слева пространственные нарушения незначительны, поэтому акцент сделан на совершенствовании общей координации движений и развитии тонкой моторики. При повышенном тонусе работу с детьми начинали с расслабляющих дыхательных и физических упражнений.

Итак, учитывая все перечисленные факторы было разработано перспективное планирование ООД по конструктивной деятельности с применением ЛЕГО ВАУЕР на 1 учебный год.  

После предварительной подготовки  мы начали проводить регулярную специально организованную образовательную деятельность по ЛЕГО – конструированию. При обучении конструированию мы взяли за основу следующие приемы:

- КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов — это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккурат­но соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ, разработанное А.Н. Миреновой, А.Р. Лурия, заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками — достаточно эффективное средство активизации их мышления. Обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие не только конструирования, но и аналитического и образного мышления. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ И СХЕМЕ, Конструирование по условиям предложенно Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов.

 Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ И ПО ЗАМЫСЛУ. Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Ознакомление родителей со значимостью конструктивной деятельности в развитии ребенка дошкольника и с необходимыми материалами (разновидности конструктора ЛЕГО для каждого возраста)  осуществлялись на коллективных и индивидуальных консультациях, а также путем привлечения родителей к участию в ООД и индивидуальных играх с детьми.

Новизна моего личного вклада заключается в том, что организованная мною образовательная деятельность позволяет ребенку с ДЦП в форме игровой ситуации раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные знания, умения и навыки.

Формирование деятельности конструирования у детей с ДЦП оказывается эффективным только в результате целенаправленной многоступенчатой коррекционной работы, включающий развитие мелкой моторики и первоначальных конструктивных навыков, дыхательные упражнения, ознакомление с материалами для конструирования, непосредственно обучение конструированию.

Эффективность коррекционной работы по формированию конструктивной деятельности повышается при соблюдении следующих специальных условий:

  • Учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности поражения.
  • Использование дифференцированных приемов в работе.
  • Введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т.д.).
  • Введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук.
  • Использование специального оборудования (вертикализатора, ортопедического стула).

Наибольшая эффективность психокоррекционной работы отмечается у детей с левосторонним гемипарезом, а минимальная при спастической диплегии с поражением справа, что требует использования дополнительных приемов коррекционно-развивающей работы на всех ее этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Сообщение из опыта работы: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества»

Прочное освоение разнообразных технических способов конструирования достигаем при помощи составления плана чертежа  и построек по схемам....

Статья из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Задачи познавательно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую с...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»...

Статья "Использование камней в современной образовательной деятельности с помощью проектной деятельности"

Моим увлечением является минералогия. Это наука о камнях. Но вот вопрос: как объединить моё увлечение с любимой работой? Ведь маленький ребенок — это действительно настоящий исследователь, такой...