Влияние конструирования на развитие логического мышления
статья по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Цынарёва Марина Александровна

Конструирование как средство развития логического мышления ребенкаКонструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_konstruirovanie_na_razvitie_logicheskogo.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние   конструирование   на   развитие    логического

мышления.

 

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их  и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей с ОВЗ:

1. Конструирование по образцу (или по предмету);

2. Конструирование по модели;

3. Конструирование по заданным условиям; проектирование.

Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения деталей.

Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Модель, как и образец, является для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа.

Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

Конструирование может быть из разных материалов, в том числе и из природных: желуди, шишки, листья, цветы и т.д.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

   Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

   С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

   Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности.

   Следует сфотографировать увиденное, а после ещё раз рассмотреть фотографии и проанализировать.

   По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.

   Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Например, предложить детям помечтать, представить, что он архитектор и дать задание построить микрорайон, в котором есть дома, супермаркет, поликлиника, игровая площадка. Необходимо сказать, что над проектом будут трудиться архитекторы со своими помощниками. Они должны договориться в каком месте и какие постройки будут строить и сделать рисунки будущих объектов. После составления. показа схем и обсуждения предложенного строительного материала наяать сооружать постройки. Дети  решили построить жилые многоэтажные дома. Для основания будут использовать кубики и “кирпичи”, пластины разной длины, оставят просветы для окон, сделают перегородки на определённом расстоянии, образую квартиры, чтобы можно было поместить кукол и обыграть.

   Вторая группа обустраивает детскую площадку. Третья группа может строить супермаркет, поликлинику. После окончания дети могу объединять свои постройки в одну под названием “Город”, подобрав игрушки: кукол, машины, фигурки людей, деревья, знаки по правилам дорожного движения. Дети долго могут играть, развивая сюжет, обогащая его новыми замыслами.

   Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.

   Так конструктивная деятельность способствует развитию сюжетных игр, а это побуждает детей строить новые сооружения, обогащать сюжет. Необходимо побуждать детей отражать в играх события которыми живёт страна. Это строительно-конструктивные игры “Космодром”, “Аэропорт”, “Путепровод”, “Паркинг”, “Детский городок”, “Стадион” и другие.

   К концу года конструктивная деятельность станет любимым занятием детей. Они совместно будут обсуждать свои замыслы, уточнять, как строить, какой материал потребуется, то есть будут проявлять умение планировать ход действий.

   Конструктивная деятельность повысит интерес к математике, рисованию, умение строить ответы по ознакомлению с окружающим; сформирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства, разовьёт конструкторские навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее влияние игры на развитие мышления.

Этот материал подскажет родителям как можно играть с детьми дома. Всё очень просто и понятно....

Влияние игры на развитие мышления у дошкольника

консультация для родителей и педагогов...

Родительское собрание для родителей. Тема: ««Влияние речи на развития мышления ребенка».

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать с...

Консультация для родителей Тема: «Влияние игры на развитие мышления у детей» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: «Влияние игры на развитие мышления у  детей»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей Общее влияние игры на развитие мышления

Консультация для родителей  Общее влияние игры на развитие мышления...

Консультация для родителей:" Общее влияние игры на развитие мышления".

Данная информация помогает родителям лучше понимать поведение своих детей....

Влияние речи на развитие мышления дошкольников.

1. Особенности мышления старших дошкольников....