проект " Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Деятельность с детьми в художествеено-эстетическом развитии детей дошкольного возраста необходима. детям интересно создавать игрушки своими руками и таким образом познавать мир. окружающий нас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта. Автор опыта  работы: Макушева Н.В. свою педагогическую деятельность осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном  образовательном учреждении общеразвивающего вида детском саду №12 , групповое помещение, в котором работает автор  опыта, оформлено в соответствии с возрастными особенностями детей  с учётом ФГОС ДО. Создана необходимая база игрового, демонстрационного и раздаточного материала, наглядно-методических и дидактических  пособий.  

Дошкольное учреждение работает по Основной общеобразовательной программе МБДОУ детского сада, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой.

Современная образовательная политика ставит перед педагогами цель поиска форм и методов организации образовательного процесса, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования как условие для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».  

Сегодня осуществляется переход от информационной составляющей, ориентированной на накопление детьми знаний к «социокультурной активной педагогике развития, культурно – исторической п арадигмепонимания ребёнка» (А.Г.Асмолов, В.Т.Кудрявцева)

            Актуальность   опыта состоит в том, что мотивация личности ребенка к познанию и творчеству, развитие  нестандартного мышления, формирование творческой индивидуальности в условиях обновления дошкольного образования   приобретает     доминирующее  значение, потому что жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Организация работы по теме «Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами»  позволяет ребёнку за определенный промежуток времени овладеть значительным кругом знаний, умений; его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость.  Через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети   дошкольного возраста подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности, овладевают способностью проецировать    навыки      на отношения с людьми, с окружающим миром.

  Актуальность темы ещё обусловлена тем, что с бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму. Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо сохраняет форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия, пополнили свои знания об окружающем. Средство оригами  интересно не только как эстетический аспект изготовления поделок, но и как возможность использования поделки для развития   познания, связной речи, произвольности   психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной  деятельности.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность   темы   «Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами» очевидна.

Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно использовать   во всех  образовательных областях.

Однако, при рассмотрении проблемы, возникают   противоречия 

Между определёнными ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования и выбором форм   и средств  их достижения.

Между стремлением к достижению высокого уровня познавательной активности детей дошкольного возраста и отсутствие информации об эффективности применения средства оригами в практике дошкольного учреждения.

Целью инновационного педагогического опыта является: развитие познавательных способностей детей средством искусства оригами.

   Задачи:

- развитие познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, логического мышления;

- развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие  любознательности  и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере,  материале, причине и следствиях);

        - знакомство детей с техникой оригами, базовыми формами;

 - научить «читать» пооперационную карту;

- развивать   компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения;

- использовать поделки оригами в самостоятельных играх, постановке спектакля, в настольном театре.

     Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То,  что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю. Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В результате чего был сделан вывод - через экспериментирование, проектно-исследовательскую деятельность, чтение чертежей (алгоритмов)- оригами способствует формированию деятельного познавательного интереса к миру.

        Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личные качеств. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, залог будущих успехов.

Новизна данного опыта,  использование элементов оригами как способ формирования умения  у детей дошкольного возраста деятельного познания окружающего мира.

 

Диапазон опыта представлен единой системой включенных в совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей с привлечением родителей на основе интеграционного встраивания, организация кружковой работы, распространение опыта.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей включала следующие задачи:

-развитие познавательных интересов детей,

-расширение опыта ориентировки в окружающем,

-формирование познавательных действий о свойствах и отношениях  объектов окружающего мира (форме, цвете, величине, размере, материале, т. тд.)

Для решения поставленных задач были применены следующие приёмы и методы:

1. игры с бумагой,

2.исследовательская деятельность «Да-нет», «Что такое ОРИГАМИ?» и исследовательское наблюдение детей «Игрушки выполненные в технике оригами»

3.дидактические игры «Цвет», «Форма»,

4.игры со сказочным персонажем «Волшебный квадрат»,

 5.изготовление  подарков  для пап и мам,

 6. выполнение коллективных работ по различной тематике в соответствии с рабочей         программой( «Осень или «Космос»обогащает знания об осени  изготовление поделок и т.д»)

7.сюжетно-ролевая игра: «Фермерское хозяйство»,

8. атрибуты к театральной деятельности: «Колобок», «Три медведя», и др.

9. Шапочки к подвижным играм и т.д.

В самостоятельной деятельности детей, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является:

- развитие восприятия, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять  характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. В своей работе я применяю следующие приемы и методы:

  1. Показ готовых фигурок.
  2. Беседа.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Рассказ, вопросы воспитателя.
  5. Введение сказочного персонажа.
  6. Сочинение сказки.
  7. Творческая игра.

Во взаимодействии с родителями  следующим выступала задача:              

- расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации через:

     - Выполнение творческих домашних заданий совместно с детьми.

-  Изготовление игровых  пособий.

- Участие в выставках семейного творчества.

      - Мастер –класс «Игрушка - забава своими руками»

- Консультации для родителей ««Что такое ОРИГАМИ?»», «Бумага в жизни детей »и т.д.

Хочется обратить внимание на работу с семьей. Чтобы родители мастерили, поддержали детей и педагога  в обучении оригами, пришлось их обучить технике искусства оригами.  В информационном уголке помещались пооперационные карты поделки, которую мастерили дети, давала практические занятия. Работами детей оформляли родительские уголки и помещения. Это помогло разнообразить совместную деятельность детей и родителей, повысить интерес детей к ООД, украсить домашние праздники, а также занять ребёнка во время болезни (дома,  в поликлинике, в дороге).   Как итог работы с родителями на эту  тему,   было проведено  родительское собрание. Родители увидели, чему научились их дети, участвовали в играх и конкурсах,  знакомились с культурой Японии, а ребята показали им  мастер – класс.  

При организации   кружковой  работы выделены  следующие задачи:

- познакомить с культурой Японии  и искусством Оригами,

- закреплять умения работать по схемам;

- развивать умения применять на практике полученные знания,

-формировать уверенность в своих знаниях и способностях. Применяла следующие приемы и методы:

 

1. создание развивающей среды.

2. игры с бумагой,

3. изготовление  подарков  для пап и мам

4.  использование детских работ в игровой и театральной деятельности.

          5. участие в муниципальных конкурсах  «Новогодик»2012г. 

           6. Коллективные работы, принимавшие участие в городских выставках:

- «Полюбуйся: весна наступает», - в конкурсе «Мое увлечение»,2011г.

- «Мы на розовой ракете полетим…- в конкурсе «Мое увлечение», 2011г.

- « Озеро»- В конкурсе « Мое увлечение»,2011г.

- Теремок (панно в изоуголке) к конкурсу « По дорогам сказок…

7. мастер- класс « Игрушка – забава своими руками».

Формы распространения педагогического опыта проходили  через:

  1. Обобщение педагогического опыта на уровне дошкольного учреждения,( приказ №24 от 26 ноября 2013г)

2.  Участие в Бакушинских чтениях 2012г, «Мое увлечение оригами»

3. Участие в конкурсе ««Родники мастерства Белогорья -2012»

4.Участие в муниципальном конкурсе « Подари букет городу»2014г.

            Таким образом, каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Результативность опыта.   С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования познавательная  деятельность дошкольников вышла на новый этап развития.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

-  склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Мониторинг сформированности интегративного качества  «Имеющий первичное представление (общая осведомленность) на конец 2013-2014г (подготовительная к школе группа ) показал:

2010-2011г

(средняя гр.)

2013-2014г (подготовительная к школе группа)

Сравнительный анализ

Высокий уровень 21%- 5 детей

Высокий уровень 82%-19 детей

Высокий уровень61%

Средний уровень 66%- 15детей

Средний уровень18%- 4детей

Средний уровень39 %

Низкий уровень 13%-3детей

Низкий уровень------------

         Таким образом, деятельное познание мира средствами оригами детей дошкольного возраста  подразумевает единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...