Конструирование из природного материала как средство развития творчества ребенка дошкольного возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Ксения Ярославовна

В настоящее время  на формирование коммуникативных универсальных  учебных деятельностей  в дошкольном образовании делается особый акцент, на появление новых форм сотрудничества  самих детей и взрослых не просто в игре, но  в игре  деловой , партнерской. Высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по развитию творческих способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_rabote_s_prirodnym_materialom.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «Конструирование из природного материала   как средство развития творчества ребенка дошкольного возраста»

Актуальность: Введение  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  и основных принципов воспитания ориентируется на  новое качество воспитания и образования воспитанников. В настоящее время  на формирование коммуникативных универсальных  учебных деятельностей  в дошкольном образовании делается особый акцент, на появление новых форм сотрудничества  самих детей и взрослых не просто в игре, но  в игре  деловой , партнерской. Высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по развитию творческих способностей у детей.

Актуальность исследования заключается в необходимости изучить и проанализировать современную психологическую, педагогическую и методическую литературу, выбрав то, что может определить необходимое направление в практической работе с детьми дошкольного возраста, успешно развивать их творческие способности средствами природы.

Все большее значение приобретает педагогическое воздействие на детей, то есть создание условий и использование различных методов, приемов и форм организации работы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала и ознакомления с природой.

Выполнение   такого направления требует  максимальную  реализацию  потенциала каждого ребенка, его  творческой активности и свободомыслия.

Возникает  другой вопрос: «Как научить ребёнка заниматься легко и с удовольствием?». Очень важно  затронуть  чувствительную сторону ребенка, так как психологами доказано, что знания, усвоенные без мотивации, желания, интереса, неокрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными. Поэтому основной задачей перед педагогом   становится  вопрос,  как сделать  так, чтобы то знание, какое мы хотим вложить в ребенка, нужно было ему.

Цель данного  педагогического  опыта:

Развитие у детей  мыслительного творчества и критического мышления, умения доказательно рассуждать, умения учитывать различные факторы при принятии решений. Создать благоприятные эмоциональные и поисково-экспериментальные условия для  творчества детей посредством конструирования  из природного  материала в совместной  деятельности и общении с детьми.

Задачи:

  • Создание предметно–развивающего пространства и условий для свободного экспериментирования с природным материалом;
  • Взаимодействие  с детьми как с партнерами;
  • Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие творческого наследия  мастеров искусства.
  • Развитие умения  воспринимать  природный материал, как элементы окружающего мира;
  • Развитие понимания особенностей и свойств материала, умения устанавливать связи и зависимости между ними;
  • Развитие любознательности, желания экспериментировать с ними;
  • Развитие  мелкой  моторики и волевых  усилий;
  •  Развитие  способности к принятию собственных решений  и согласованию их с действиями других людей;
  •  Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • Развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

Для успешного решения широкого круга задач в группе было создано богато насыщенное разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно – развивающее пространство.                                

Чего только в нем нет: как в волшебной шкатулке, здесь можно найти все, что угодно, все, что чудесным образом развивает воображение наших детей. Сегодня очень актуально использовать природный материал: разные камушки, ракушки, морской песок, шишки, ветки, соломку, (фотографии разнообразия природного материала) и многое другое, что обычно не замечают другие.

Научить  или  заставить любить ребенка - невозможно.

 Обогащение  творческого опыта детей происходит и через эстетическое восприятие творческого наследия  мастеров искусства.

Знакомя детей с работами Днепропетровской художницы Светланы Иванцовой, Галины  Куперман, рассказываю о том, что морской песок, галька, ракушечник   - тоже природный материал, который лежит на берегах морей.  Художницы собирают  материал, сортируют по цвету, величине,  форме, выпуклости,  линиям, гладкости поверхности материала, его длинны, и лишь потом приступают к созданию своих образов:  плоскостных,  объемных.

Всё это включает в себя понятия  выразительности, содержательности, смысла, символики. В этих маленьких «молекулах» закодирован  чувственный опыт, который не дает покоя воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации, связанные с нашей природой, нашей родовой памятью, «осадку исторического прошлого, как называл её Юнг, к первоначальным образам мира – архетипам, составляющим основу общечеловеческой символики – художественного творчества и эстетического восприятия произведения  искусства. У маленького ребенка каналы восприятия открыты. Мы лишь помогаем ему найти и «вынуть» из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что она хранит, а потом удивиться и запомнить это.

В экспериментальном уголке  дети проводят совместно со мной исследования природного материала: через лупу рассматриваем раковины, слушаем их, чтобы услышать шум волн, выделяем группы раковин морских, речных (озерных) моллюсков, раковины сухопутных улиток, выбираем раковины похожие по цвету, форме, размеру, рассматриваем коряги и придумываем «на что она похожа?»

Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают об этом, что их замыслы и пожелания ограничены готовой природной формой.         Они привыкли лепить из пластилина, когда форму меняешь или создаешь по своему замыслу.

Любой природный материал,  уже имеет определенную форму.  Шишка – овал, морковь – конус, камешек – диск,  ягода – маленький шар.  Форма, запах, колорит и другие признаки жизни шишек, заданные  изначально великим художником – природой. Поначалу это настораживает и удивляет маленьких художников, но потом они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства. В уголке собрана коллекция видеоматериалов: «Секреты работы народных умельцев Порховского музея Художественных  ремесел Псковской области», учебные и познавательные материалы, логические, стратегические игры, проекты исследования окружающего мира и иные среды, элементы  конструктивного   просвещения (в том числе – в форме занимательных задач, игр, головоломок,  документальных, научно-популярных и игровых фильмов), что способствует  интеграции  в массовую культуру.

Подходы к построению занятия изучения нового материала. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать,  вот основания нетрадиционной педагогики».

Использование  приемов и методов в работе:

1.Создание проблемной ситуации у старших дошкольников .        

Одновременно предъявляю детям противоречивые факты, теории, точки зрения. Например: «Что вас удивило, что интересного заметили?                                                                                                                                                                                                                                                                Какие вы видите факты?                                                                                                                                                                                                                                                                Сколько существует точек зрения?»

2.Сталкиваю  разные мнения детей вопросом или практическим заданием. Например: «Сколько мнений в нашей группе?»

3.Даю возможность детям сделать ошибку, а потом предъявляю  научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Например: « Вы сначала как думали? А на самом деле?».

4.Даю практическое задание,  не выполнимое вообще  на данный момент. Например: « Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?».

5. Даю практическое задание, не сходное с предыдущими. Например: « Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?  Что вы     хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

При работе с величиной с детьми выявляем, описываем  и

сравниваем  реальные объекты по признакам: весовым, температурным, фактурным, акустическим, пространственным, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами, отделяем пустые коробочки  от  полных. Например: «Моя палочка длиннее, а ее камешек тяжелее»,  используя    слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же,  невесомее, легче, пустой, полный, теплее, холоднее, жгучее, тише, громче, глуше, музыкальнее, выступающие, глубокие, поверхностные. 

Устанавливаем временные отношения: сначала, потом, до, после, во время сна, обеда, занятий в устной форме или в форме рисунка, выполняя задания: Например: «Изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра, объясни, что было сначала, а что потом?»

Дети также устанавливают и моделируют пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий. Даются задания. Например: «Поставь рядом с Петушком; поставь сбоку от Мишки; прикрепи лапку сбоку, ниже, справа, рядом с.Например: «Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко».

Описываем  направление  движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполняют указания воспитателя  и/или простой схемы. Участвуют в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно. Например: «Что произойдет с птичкой, сконструированной из бумаги и из орешков, если подкинуть их вверх? Будет ли камушек плавать на поверхности воды? А что случится с семечком, если  на него наступят?».

И как результат – повышенный интерес к созданию продуктов детского творчества. Дети научились не бояться действовать с любыми материалами. И самое удивительное и ценное в том, что сама эта работа, не требуя воздействия взрослого, воспитывает в детях аккуратность, целеустремленность, желание довести дело до конца. А это первые шаги к самообучению, самореализации и самостоятельности.

Такая система обеспечивает и высокий результат, который характеризуется следующими критериями:

-дети не боятся действовать с предметами; для определения свойств и качеств различных материалов, применяют все анализаторы - слуховой, тактильный, обонятельный, зрительный;

-дети начинают логически мыслить; ставить задачу, решать ее, делать выводы по полученным результатам;

-речь детей становится богаче; активизируется и расширяется словарь; дети чаще прибегают к доказательной и объяснительной речи;

-общее развитие детей достигает более высокого уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для родителей и педагогов.

Данная статья раскрывае т, что привить любовь к нетрадиционному рисованию, помогает раскрыть возможности ребёнка и его способности, что нетрадиционное рисование является средством развития творчества ...

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Развитие личности ребенка средствами аппликацииВ детском саду изобраз...

Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Рисование  имеет   большое  значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.  Примечательно,...

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения дошкольников .

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения старших дошкольников 6-7 лет в ДОУ...

Конструирование из бросового материала как средство экологического образования детей дошкольного возраста

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется ...