Программа "Оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа про занятиям "Оригами". Старший дошкольный и младший школьный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_origami_1_god_72_chasa_2016-2017.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Объединение «Шашки-шахматы»

 

Самостоятельная работа № 2

Дополнительная образовательная программа

 «Оригами»

модифицированная

                         

                                                                                                                     Возраст детей: 6-10 лет

                                                                                                           Срок реализации: 1 год

Составитель:

Педагог дополнительного образования  

Николаевская Е. Б.

Лобня 2016

Занятия с детьми младшего школьного возраста по программе оригами 1 год обучения 2016-2017 учебный год.

Педагог: Николаевская Елена Борисовна

МДОУ ДОД г. Лобня

Пояснительная записка:

В начальной школе происходят радикальные изменения в развитии личности ребенка. На первый план выходит развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение в этот период занятий оригами позволяет разнообразить и совершенствовать процесс обучения и развития детей младшего школьного возраста, а так же эффективно и плавно корректировать некоторые особенности развития детей. Основным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности, фантазируют, делают выводы и применяют на практике полученные ЗУН. На занятии применяется занимательный материал: игра, сказки, беседы и т.д.

Занятия оригами в младшем школьном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение оригами  с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, у кого есть определённые сложности в развитии моторики, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширяет круг общения, увеличивает возможности полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению оригами прост и доступен младшим школьникам. Важное значение на занятиях  имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень. Предлагается рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для преподавателя.

Цель:

1. стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Задачи программы:

Обучающие:

1. знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

2. обучить детей основным приемам работы с бумагой в технике оригами.

3.формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

4. обучить различным приёмам работы с бумагой.

5. обучить применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

6. расширять кругозор ребенка.

7. учить планировать свою игру и работу.

8. заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире.

9. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству, используя богатые игровые и творческие ресурсы оригами.

10. стимулировать развитие мелкой и крупной моторики в достаточном объеме, для овладения приемами письма.

Развивающие:

1. формировать познавательную активность.

2.развивать внимание, память, логическое, абстрактное и ассоциативное мышление, образность мышления, пространственного воображения.

3.развивать мелкую моторику рук и глазомер.

4.развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

5. развивать способность к самооценке и самоконтролю.

6. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

Воспитательные:

1. вызвать у детей интерес к ручной деятельности и технике оригами.

2.расширение коммуникативных способностей детей.

3.формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Знания и умения к концу учебного года:

Обучающиеся должны знать:

1. понятие «оригами»

2. основные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник.

3. понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ, угол, сторона, линия сгиба.

4. простейшие базовые формы оригами : шляпа, квадрат, верблюд, катамаран, рыба, журавлик.

Уметь:

1. вырезать геометрические фигуры из бумаги

2. делать квадрат из прямоугольного листа бумаги

3. складывать изделия по образцу педагога

4. создавать композиции с изделиями

Иметь навыки:

1. организации рабочего места

2. рационального использования материала

3. аккуратного выполнения работы

4. складывания бумаги различными приёмами

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В силу того, что многие дети начинают посещать школьные учреждения с 6-летнего возраста, и согласно учебнику по возрастной психологии (Немов Р.С.) младший школьный возраст рассматривается нами в 6 до 10 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Программа рассчитана на 1 год обучения. Дети получают базовые знания о геометрических их фигурах, основных понятиях и терминах, принятыхв геометрии, приучаются к самостоятельной работе

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в групповой форме.

Время реализации программы 1 год.                                                

Программа предусматривает 72 занятия.

 1 год обучения – 2 занятия по 1 часу в неделю (72 часа)                                                                                                                                                                                                                            

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Способы определения  результативности усвоения программы:

Проводится несколько раз в год:

- вводный –в сентябре,

- промежуточный – в середине года,

- итоговый –в мае в конце 2 года обучения).

 Мониторинг по усвоению темы проводится в 3 этапа:

- входной – до начала изучения темы,

- текущий – при прохождении полностью теоретической части,

- итоговый – после окончания изучения темы и перед освоение следующей темы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- индивидуальная беседа

- фронтальный опрос

- самостоятельная работа

- выставочные работы

Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи учащихся  на каждом этапе обучения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача  -  психологическое выравнивание детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные  с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, печью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиям не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

— вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развили опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если однако детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном, счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

ТРУДОВАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6—7 до 10— 11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования . Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроет детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия.

Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. -Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне—своим открытым поведением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.

Распределение учебного материала.

Учебно – тематический план. Первый год обучения

Настоящей программой предусматривается 72 занятия по 2 часа (2 занятия в неделю).

Учебный план 1-го года обучения.

Педагог Николаевская Елена Борисовна

Оригами, 1 час Х 2 раза в неделю

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

Предварительный (беседа, фронтальный опрос)

1

Вводное занятие

1

-

1

2

ПДД, техника безопасности

8

-

8

викторина

3

Диагностика ЗУН учащихся

-

2

2

Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность )

4

Знакомство с Оригами

1

-

1

5

Базовая форма «Квадрат»

1

4

5

6

Базовая форма «Верблюд»

1

4

5

7

Базовая форма «Катамаран»

1

4

5

8

Базовая форма «Шляпа»

1

4

5

Промежуточный контроль. ( практическая деятельность, решение задач, Расстановка фигур, игра)

9

Базовая форма «Журавлик»

1

5

6

10

Базовая форма «Рыба»

1

5

6

11

Новогодние открытки

1

5

6

12

Открытка-поздравление на 23 февраля

1

5

6

13

Цветы к 8 Марта

1

5

6

14

Летние композиции

1

5

6

15

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый (опрос, практическая деятельность)

16

Оформление выставочных работ

-

2

2

17

Итого

22

50

72

Программа разработана работы с учениками первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в детских садах ( в подготовительных группах). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении базовой формы квадрат шестилетним детям предлагаются более легкие задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Примерная тематика курса.

1. Знакомство с оригами. Искусство оригами.  Техники оригами. Бумага. Лист бумаги, типы бумаги. А4. Прямоугольник, квадрат, треугольник, сторона.

Дидактические задания и игры

«Что на что похоже» Предлагаются поделки из бумаги, надо угадать, что это такое.

«Где спряталась бумага» Опрос на тему: «Где применяется бумага».

«Бумага на ощупь» Дети определяют наощупь, какой материал им предлагают потрогать (бумага разных типов, ткань, стекло, полиэтилен, дерево, железо и т.д.)

«Альбомный лист» Кто вспомнит, где применяется бумага размером в альбомный лист.

«Какой формы» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах.

2. Базовая форма «Квадрат». Формат А4. Прямоугольник. Стороны. Угол. Середина (центр). Диагонали. Квадрат. Квадрат из прямоугольника. Б/ф «Квадрат»

Дидактические задания и игры

«Какой формы» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах.

«Найди прямоугольник» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут прямоугольник.

«Найди квадрат» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут квадрат.

«Кто сидит в углу» Дети определяют углы и какие игрушки сидят в углу, а какие расположены не в углу.

«Где центр и середина» Ищем центр и середину в предметах.

«Прямая тропинка и кривая тропинка» Играем в прямые и кривые тропинки и приходим к понятию «прямая» на листе бумаги.

«Уроки волшебства» Квадрат из прямоугольника. Учимся находить квадрат в прямоугольнике и выделять его.

«Снежинка» Дети складывают квадраты по диагоналям, вертикалям и горизонталям, получают в итоге снежинку.

«Кукольная крыша» На что похожа получившаяся снежинка, домик из снежинки. Свободная игра с бумагой.

«Складная крыша» Базовая форма «Квадрат».

«Перевертыши» Дети играют с квадратом, с проложенными диагоналями.

«Что спряталось в квадрате» Прямоугольники в квадрате.

«Что спряталось в прямоугольнике» Квадраты в прямоугольнике.

«Треугольник из квадрата»

«Треугольник из прямоугольника»

Рекомендуемые поделки: «Самолет-Стрела», «Перевертыш», «Квадрат из прямоугольника», «Солдатское письмо», «Пароход с трубами», «Тюльпан»,  «Улитка», «Жар-птица» б/ф, «Краб» б/ф, «Бабочка», «Планер», «Пеликан» б/ф (высокой сложности).

3. Базовая форма «Верблюд» Формат А4. Прямоугольник. Стороны. Угол. Середина (центр). Диагонали. Квадрат. Квадрат из прямоугольника. Б/ф «Верблюд». Линия сгиба.

Дидактические задания и игры

«Какой формы» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах.

«Найди прямоугольник» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут прямоугольник.

«Найди квадрат» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут квадрат.

«Найди угол» Дети определяют углы фигур.

«Где центр» Ищем центр квадрата.

«Бегущие крабы» Тренировка правильно и красиво делать линии сгиба.

 «Уроки волшебства» Квадрат из прямоугольника. Делаем квадрат из прямоугольника без линейки и ножниц.

«Снежинка» Дети складывают квадраты по диагоналям, вертикалям и горизонталям, получают в итоге снежинку.

«Верблюд» Как сложить Б/ф «верблюд». Почему верблюд.

«Караван» Свободная игра с поделками.

Рекомендуемые поделки: «Слоненок» б/ф,

4. Базовая форма «Катамаран» Квадрат. Б/Ф «Катамаран». Стороны. Угол. Центр. Диагонали. Квадрат. Квадрат из прямоугольника. Линия сгиба. – Как повторение пройденного

                                                           Дидактические задания и игры

«Какой формы» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах.

«Найди прямоугольник» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут прямоугольник.

«Найди квадрат» Дети определяют форму предметов и соотносят её с геометрическими фигурами на доске или в образцах. Преимущественно ищут квадрат.

«Кто сидит в углу» Дети определяют углы и какие игрушки сидят в углу, а какие расположены не в углу.

«Где центр и середина» Ищем центр и середину в предметах.

«Уроки волшебства» Квадрат из прямоугольника. Делаем квадрат из прямоугольника без линейки и ножниц.

«Снежинка» Дети складывают квадраты по диагоналям, вертикалям и горизонталям, получают в итоге снежинку.

«Катамаран» Как сложить Б/ф «катамаран». Почему катамаран.

«Караван» Свободная игра с поделками.

Рекомендуемые поделки: «» б/ф

5. Базовая форма «Шляпа»

Рекомендуемые поделки: «Гризли» б/ф, «Летучая мышь» б/ф, «Георгин» б/ф, «Орел» б/ф

6. Базовая форма «Журавлик»

Рекомендуемые поделки: «Журавлик»б/ф, «Дракон»б/ф, «Ворона» б/ф, «Гусь» б/ф, «Конь» б/ф

7. Базовая форма «Рыба»

Рекомендуемые поделки: «Курочка» б/ф, «Кролик» б/ф, «Петух» б/ф

8. Новогодние открытки

Рекомендуемые поделки: «Открытка-Журавлик», «Рождественский венок», «Свеча», «Колокольчик», «Звезда», «Шар из модулей на основе квадрата».

9. Открытка-поздравление на 23 февраля

Рекомендуемые поделки: «Открытка»: «Самолет», «Пароход», «Лодочка», «Мобиль из маленьких бумажный поделок».

10. Цветы к 8 Марта

Рекомендуемые поделки: «Подсолнух» , «Букет из цветов Амариллиса»,

11. Летние композиции

Рекомендуемые поделки: «Сборные поделки из пройденного ранее»

Список педагогической литературы:

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России (Рецензия на книгу А.А. Никольской "Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России") // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.141.

Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии (Рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.115.

Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.

Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.

Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

Список литературы по психологии:

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.

Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.2. М., 1992.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.

Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.-В., 1996.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Пер. с нем. – Л., 1991.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: МГУ, 1995.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001, 208с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.

Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000, 320с.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.

Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.

Список литературы по оригами:

1. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 99г.

2. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.

3. «Чудесные поделки из бумаги». Б. Богатова. М.: «Просвещение». 91г.

4. «Смастерим из бумаги». М.Стейнбек. Таллинн «Валгус».88г.

5. «Удивительная бумага». И.Черныш. М.: «АСТ-Пресс».98г.

6. «Оригами на праздничном столе». Афонькины. М.: «Аким».98г.               

7. «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». Афонькины. С-Пб. «Кристалл»99г.

8. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера». 99г.

9. «Мир игрушек и поделок». Сборник. Смоленск «Русич».99г.