консультация для воспитателей
консультация по конструированию, ручному труду по теме

Приходько Ирина Владимировна

консультация для воспитатлей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему

 «Развитие конструктивных умений и навыков для развития самостоятельности и творчества детей дошкольного возраста »

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач.

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

 

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности,   формируются пространственные ориентировки.

 

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. 

 

 Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз—    вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

 

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

 

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

 

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т.к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

Интеграция конструирования с другими областями

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в других образовательных областях.

В области «Познание» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д. Все эти познавательные умения ребёнка хорошо  используются при организации игр направленных на развитие конструктивной деятельности.

В детском саду мы организуем с детьми различные опыты, т.е. исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.

Проводим эксперименты со строительными материалами, знакомясь с их свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, что бы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая).

Экспериментирование по сказке «Заюшкина избушка». Детям после прочтения сказки, предлагается на прогулке построить на подносе избушку лисы из снега, а зайкину избушку из веточек, или бросового материала. Поднос с постройками принести в группу, зарисовать опыт. (Видим взаимосвязь конструктивной деятельности практически со всеми видами детской деятельности: чтение, игра, экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-творческая, трудовая)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно

Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах, конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация». Например, с помощью блоков Дьенеша, после чтения сказки «Три поросёнка», предлагаем построить 3 домика из разных материалов как в сказке и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предложить детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят.

Проведение викторин «Угадай словечко» с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составление описательных рассказов о своей постройке также тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.

В процессе рассматривания альбома с фотографиями различных постоек Закрепляем знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, знакомим детей со зданиями города - учим определять их форму, высоту, цвет зданий, из каких деталей состоя. предлагаем построить «Улицу нашего города» в группе из строительного материала. Одновременно обсуждаем с детьми безопасность постройки зданий, беседуем о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения.

Далее рассмотрим, как конструктивная деятельность интегрирует при решении задач образовательных областей социально-личностного направления развития ребёнка

В социально - личностное направление входят такие образовательные области, как БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

Рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обращаем внимание детей на то, как одеты строители, обговариваем, для чего нужна спецодежда и каска. Особо отмечаем, что детям ходить на стройку опасно и запрещено! При конструировании вспоминаем, из какого материала сделаны детали конструктора, как с ним работать, если работаем с мелкими деталями или ножницами – повторяем правила их безопасного использования. Во время постройки отмечаем высоту здания, говорим о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, прослеживаем интеграцию задач конструктивной деятельности в образовательной области «Безопасность»

Уборка своего рабочего места, коллективный труд по уборке и мытью деталей, раскладывание конструктора по цветам, классификация конструктора по моделям, использование природного материала, собранного во время трудовой деятельности на прогулке способствует также решению задач конструктивной деятельности.

Об интеграции конструктивной деятельности в образовательную область «Социализация» позволяет говорить:

использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре «Я - строитель» дети закрепляют знания о профессиях людей, работающих на стройке, учатся строить конструктивный диалог;

рассказы с использованием информационно-коммуникативных технологий об интересных исторических постройках (египетских пирамидах, Эйфелевой башни, Кремля, старинной башни…);

сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер);

обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный); постройки из конструктора типовых объектов и объектов, имеющих индивидуальные отличия (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр, Военно-Морской музей).

В художественно – эстетическое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

В художественном творчестве – это работа с бумагой – изготовление касок для строителей, лепка украшений – знакомство с лепниной, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликации архитектурных ансамблей, зарисовка построек, раскрашивание картинок, рисование по трафаретам, изготовление макетов...

В музыкальном творчестве – знакомство с музыкальными инструментами, их формой, материалами, из которых они изготовлены, музыкально – дидактические игры, подбор тематических музыкальных произведений (Например, при рассматривании фотографий, иллюстраций построек звучит специально подобранная музыка для усиления эмоционального восприятия, слайд-шоу с музыкальным сопровождением.

Музыкально - дидактическая игра в паре «Угадай и проиграй». Один ребёнок играет на музыкальном инструменте, а другой угадывает, на каком инструменте он играл и описывает его (форма, цвет, величина). Угадавший играет на этом инструменте не сложную мелодию, а первый выкладывает на ковролине или столе её ритмический рисунок в форме геометрических фигур. Мелодия должна звучать не громко, чтобы не раздражала слух детей. (В данной игре интеграция образовательных областей познание, социализация, коммуникация, здоровье).

В физкультурно – оздоровительное направление развития ребёнка входят такие образовательные области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

Поскольку работу по развитию физических качеств личности осуществляет руководитель ФИЗО, то соответственно он совместно с воспитателем являются инициаторами осуществления интеграции задач конструктивной деятельности и физической.

Руководитель проводит эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу), можно поставить обязательным условием построить крепкое здание, правильно подобрав детали.

Постройки из модулей широко используются для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, или пройти в полный рост и т.п.

Задачи конструктивной деятельности в образовательной области «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами области «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, мы подразумеваем сохранность здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...