Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду
статья по конструированию, ручному труду на тему

Статья из опыта работы. Применение бросового материала при обучении детей аппликации и ручному труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду.

РУЧНОЙ ТРУД – ЧУДЕСНАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ СТРАНА,

РЕШАЮЩАЯ МНОГИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Труд - основа жизни и долг человека. Он был и остается духовным стержнем личности. "Надо поставить свою жизнь в такие условия, - писал А.П. Чехов, - чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни".

Тот, кто лишает ребенка труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение, готовит ему трагическую судьбу дикаря, принужденного жить в цивилизованном обществе.

Сейчас очень много внимания уделяется физическому, нравственному, умственному, этическому, эмоциональному воспитанию и др., но очень мало трудовому. Почему? Ведь через труд можно воспитывать все вышеуказанные качества. Он решает разнообразные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к различным видам труда.

"Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя". Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя? Главное качество гения - видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок - гений. Над ним еще не довлеет общепринятое, оно еще не стало (но очень скоро станет) застить весь мир. Но детская гениальность, увы, ограничена. Ей не под силу увидеть, невидимые другим, законы мира. Ребенку не хватает знаний о свойствах вещей и явлений. Утрата детской гениальности является ценой за эти знания, за вековой опыт человечества, позволявший выжить. Несмотря на трагическую необратимость этого процесса, каждому родителю под силу сохранить каплю гениальности в своем ребенке. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детской творческости, признать ее как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально.

Способов проявления детской творческой энергии, свободных от образцов и родительских мнений, не много. Нетрадиционный (бросовый) материал один из них. Известные американские родители Рут и Стив Баннет рекомендуют сохранять множество ненужных вещей: пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта и даже пакеты из-под сока. Если малыш не проявляет инициативу, не догадываясь, как играть с такими вещами, его надо научить. Можно вспомнить собственные детские поделки из спичек, коробков, катушек и т.д. Наверняка такие были.

Нетрадиционный (бросовый и др.)  материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

Занятия по ручному художественному труду позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

  • желание практически действовать   предметами, которое предполагает получение определенного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Изучив ряд методических пособий и литературы, опыт работы детских садов, выявлено, что занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Занятия ручным трудом вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия по ручному труду способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно - конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.

У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.

Разделы программы трудового обучения в большей степени построены с учетом изучения всевозможных материалов. Таких разделов четыре:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с тканью;
  • работа с различными материалами;
  • техническое моделирование.

Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в эту стабильно неизменную схему, предлагаем выделить и рассмотреть новую группу НЕТРАДИЦИОННЫХ материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на занятиях по данным разделам.

Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях материалы. Это может быть, например, применение упаковочного гофрированного картона для выполнения различных композиций, возможность замены дорогостоящего бисера различным бросовым материалом и т.д. Термин "нетрадиционные материалы" включает в себя и ограничение применения того или иного материала в различных регионах и областях республики.

Мы постарались выявить новое, особенное, объединяющее большинство программ по трудовому обучению, - это НЕТРАДИЦИОННЫЕ материалы, новые технологические обработки, построение художественного образа при изготовлении отдельных изделий.

Занимаясь внедрением таких материалов в учебный процесс, мы составили характерные технологические схемы. Например, любой изучаемый материал обладает определенными характерными свойствами. Поэтому знакомство с ним будет происходить намного легче, если пользоваться предложенным планом. Он может быть следующим:

Анализ свойств изучаемого материала

  1. Происхождение (или получение) материала.
  2. Его строение.
  3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
  4. Способность материала к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость).
  5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
  6. Химические свойства (обработка, окраска) материала.

По предложенной схеме несложно проводить самостоятельные работы для проверки знаний воспитанников.

Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества нетрадиционных материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.

Наибольший эффект достигается при использовании нетрадиционных материалов в художественном конструировании.

При внесении элемента художественного конструирования в работу с нетрадиционными материалами необходимо учитывать следующие факторы:

  • соответствие выбора материала его возможностям;
  • соответствие формы изделия его назначению;
  • пропорциональность и соразмерность частей;
  • красоту и выразительность;
  • общее композиционное решение.

Выбирая для занятий изделия и работы, воспитатель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия воспитанниками; возможность занять работой всех детей.  

Глубокое воспитывающее влияние на формирование убеждений обучаемого, т.е. взглядов, определяющих нравственное поведение детей, оказывает его собственный опыт. Надо иметь в виду, что дети имеют некоторый практический, трудовой и нравственный багаж, заложенный и сформированный в семье или в результате внешних факторов. Это в значительной мере влияет на результативность обучения. Разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на занятиях новые, нетрадиционные материалы.

В процессе работы по внедрению нетрадиционных материалов можно использовать определенную систему, классификацию, объединяющую применяемые в учебном процессе материалы. Предлагаемая классификация не является завершенной, может пополняться в зависимости от современных условий и материально-технических возможностей, желания и умения педагога. Данная классификация обобщает имеющийся опыт по использованию различных материалов, а также расширяет круг его внедрения на практике:

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Бумага и картон:
  • техническая бумага: наждачная бумага.
  • гофрированный картон: упаковочный тарный (трёхслойный, пятислойный); упаковочный кондитерский.
  • картонажные изделия (коробки, стаканчики, упаковки и т. п.).
  1. Материалы различного происхождения:
  • природные материалы (скорлупа, кожа, мех, пух, перо и т. д.);
  • дерево (опилки, стружка, шпон);
  • металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема и т. п.);
  • пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция с телефонных проводов, упаковки с ячейками в коробках конфет, пластиковые футляры "киндер – сюрпризов" и др.).
  1. Волокнистые материалы:
  • натуральные (вата, марля, шпагат, пенька, нитки и т. п.);
  • синтетические (синтепон, поролон и т. п.).

Данная классификация имеет практическое значение, т. к. за счет включения нетрадиционных материалов позволяет выявить их дополнительные свойства и способы обработки, облегчает работу с ними.

Список предложенных материалов далеко не полный, должен постоянно корректироваться в зависимости от опыта и подготовки воспитателя, а также от времени и места выполняемых работ.

Обновление содержания занятий по ручному труду за счет включения работы с нетрадиционными материалами оправдано, т.к. при работе с ними (особенно если это доступный "бросовый" материал) ярко проявляются целесообразность, практическая значимость работы. Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию воспитанников, приобретению ими умений грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие детали. Дети  при работе с ними, кроме приобретения определенных знаний и практических умений, знакомятся с их физическими, механическими и технологическими свойствами, получают сведения об изготовлении и предназначении данных материалов. Это расширяет их общий кругозор. Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов также способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.

Всё сказанное определило тему нашей аттестационной работы по внедрению нетрадиционных материалов в занятия с дошкольниками по аппликации, ручному труду и конструированию.

Цель: 

  • Способствовать формированию у дошкольников      трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса.
  • Формировать специальные навыки и умения, которые они могут использовать в дальнейшем в повседневной жизни.
  • В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) с взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • Сформировать у детей практические навыки работ с материалами и инструментами.
  • Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности.
  • Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.
  • Заложить основы творческого проявления в детях.
  • Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по художественному ручному труду.
  • Формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т.д.
  • Овладение основами трудовой культуры, развития трудовых умений и навыков; развитие умения заранее планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.
  • Вариативно, творчески, рационально использовать различные
    материалы для работы.
  • Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и
    уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.
  • Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно
    эстетически.

В «Программе воспитания в детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров. Но на практике воспитатели затрудняются в осуществлении взаимосвязи между занятиями по конструированию из бумаги, природного и бросового материала и ручным трудом детей, где бы полученные умения и навыки закреплялись.

Чтобы обеспечить систематическую работу с различными материалами, создать взаимосвязь между занятиями по конструированию из различных материалов (бумаги, природного и бросового материалов) и ручным трудом вне занятий, необходимо прежде всего четкое различение характерных особенностей двух видов деятельности: учебной и трудовой.

Программа детского сада четко и правильно показывает специфику цели, стоящей перед педагогом на занятиях по конструированию и в ручном труде. Цель занятий по конструированию — формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умения анализировать образец, рисунок, фотографию, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств. Эта задача перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена прямо: «Мы сегодня научимся», «Мы будем учиться» и т. п. В ручном труде цель педагога другая: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии.

Анализ большого количества занятий по конструированию и ручному труду показал, что педагоги не всегда четко вычленяют специфику цели и мотива в занятии, а это приводит к снижению воспитательных возможностей того и другого. Чаще всего в занятии педагог ставит перед детьми цель сделать что-то для малышей, для мамы, т. е. выдвигает общественно значимый мотив или сообщает содержание занятия, не раскрывая его значимости («Дети, сегодня мы с вами будем делать вот такую поделку»). Вместе с тем очень редко ставится цель научить их делать какую-либо вещь, что наиболее целесообразно на занятии. Занятия ограничивают возможности формирования как познавательных, так и действенных общественных мотивов, даже если педагог выдвигает их перед детьми. Ведь он лишь называет мотив, тогда как вся последующая система приемов его воздействия направлена на вооружение навыками, способами действий и т. п.

Ручной труд - это увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни.

Ручной труд дает разнообразие трудовой деятельности, чем он разнообразнее, тем интереснее жизнь ребенка и приобретаемый им опыт.

Привлекая детей к ручному труду, мы определили основные задачи:

  • ввести детей в круг трудового общения,
  • дать возможность осознать необходимость своего труда,
  • ощутить радость от совместной деятельности с ровесниками и взрослыми.

Содержание занятий по ручному труду, предложенное программой, очень близко к содержанию занятий по конструированию из бумаги, природного и бросового материалов. Этим обусловливается необходимость закрепления практических навыков и способов работы с различными материалами, которые даются на занятиях, в условиях дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности детей.

На занятиях воспитатель, прежде всего, ставит перед детьми задачу учебного характера — научить работать с предлагаемым материалом. Он раскрывает свойства материала и его особенности, особенности работы с ним, способы крепления его с другими материалами, формирует навыки работы.

И вторая задача, решаемая на занятии,— заинтересовать детей данным видом материала, вызвать желание заняться работой с ним в свободное время. Ставя перед детьми цель, научиться хорошо, делать, педагог старается создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала.
После занятия воспитатель реализует другую задачу — организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закрепляет навыки работы, формирует общественные мотивы, развивает инициативу, творческий подход к делу.

Прежде всего, важно было позаботиться о том, чтобы всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учатся работать на занятии. Воспитатель продумывает, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использует и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности.

Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивает их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее потом сделаете?» Дети высказывают возможные варианты: для малышей, своему младшему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т. д. Затем в ходе их самостоятельной деятельности воспитатель напоминает о выдвинутых ими мотивах, поддерживает желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересуется, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен.

Для того, кто плохо усваивает материал на занятии, практическое повторение полезно и необходимо для закрепления навыков и способов действий. А для тех, кто овладел навыками работы с материалом на занятии, всегда ставилась задача, требующая творческих размышлений. После занятий воспитатель помещает в изоуголок материалы, из которых можно сделать любую  поделку или другую вещь.

На одном из занятий дети учились работать с яичной скорлупой, соединять ее с тканью при помощи клея (все делали пчёлку).

Еще пример: на занятии дети делали матрёшек из цветного песка, предварительно мы рассматривали и рисовали её.

Следующий пример: изготовление цветочной поляны из сизаля, пайеток, цветочков, сделанных детьми из цветной бумаги (используя специальный станок) и прикрепляли все это к одноразовой бумажной тарелке.

Таким образом, создавалась связь между занятиями по конструированию, где давались способы работы с различными материалами, и последующей самостоятельной деятельностью, в которой дети применяли навыки и знания о способах изготовления поделок, усваивали целевое их назначение.

У детей совершенствовались технические навыки и умения: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.

На занятиях по ручному труду и конструированию развивается воображение детей, умение внимательно вглядываться в природный мир, окружающий мир, видеть в природном и нетрадиционном (бросовом) материале интересные объекты, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используя разнообразные инструменты. Дети учатся планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и в коллективном творчестве.

Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это связывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Н. Н. Подьяков и Л. Я. Парамонова на результатах психологических и педагогических исследований разработали систему, направленную на обучение детей разным видам конструирования, включая и макетирование, аранжировку из природного материала и создание композиции из бумаги с учетом специфики каждого из них. Она ориентирована на развитие у них мышления, воображения и творчества; формирование обобщенных способов конструирования и средств построения собственной деятельности.

При организации работы мы опирались на перспективный план (составленный на учебный год), в котором предусмотрели на каждом занятии усложнение технических и конструктивных навыков в работе с каждым видом нетрадиционного материала (природный, бросовый, бумага), обеспечивая тем самым развивающий характер занятий. В подборе поделок мы использовали рекомендации 3. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, М. А. Гусаковой и журналы «Коллекция идей», «Я дизайнер» по формированию представлений о типичных способах работы с каждым видом материала и навыков работы с ним.

В ручном труде вне занятий планировали применение тех конструктивных и технических навыков, которые были получены на занятиях, но это не исключало возможности участия детей в работе, требующей новых или малоизвестных навыков. Если такая работа возникала по инициативе детей и диктовалась потребностями их жизни, воспитатель поддерживает и помогает им.

Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами /бумагой, картоном, природным материалом, фольга, ткань и т.д./. Заготавливали природный материал /сбор, сушка, окраска/, подготавливали бумагу /окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок/.

Практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок,  подарки для родителей.

В каждом трудовом процессе предусматривалось усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с предложенной на занятии) в зависимости от усвоения программного материала.

Работа по ручному труду направлена на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов. Одновременно создаются условия для развития у детей творческого конструирования. Совершенствуются познавательные действия, появляется способность преобразовывать конструкцию в уме, создавать задуманный образ.

Программа детского сада предусматривает в старшей группе по конструированию одно занятие в неделю (4 занятия в месяц). Примерно половину из них мы отвели на занятия с бумагой, природным и нетрадиционным (бросовым) материалами, чередуя с занятиями по конструированию из строительных материалов.

В ручном труде, конструировании и аппликации главным становится создание ребенком художественного образа, индивидуального, неповторимого. Ребенок - художник, имеющий право на свою личную позицию, свое отношение, предпочтение, самостоятельно выбирает художественный материал и экспериментирует с ним. Он выступает творцом, автором своей работы, декоративного панно. Этот подход не снимает обучение, но делает его другим: без навязывания, подражания, ведения к навыкам и умениям, чисто техническим приемам.

Цель всех этих мероприятий одна - организовать совместный труд взрослых и детей. Потому что эта деятельность обогащает тех и других. Вспоминая мысль В.А. Сухомлинского о том, что у детей отношения к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми, приходим к выводу, что у них происходит утверждение личности в процессе создания ценного, полезного, возникает чувство гордости, удовлетворения.

По результатам проводимых работ по ручному труду, конструированию и аппликации была проведена диагностика (см. приложение) знаний и умений воспитанников на начало работы (декабрь 2007г.), в конце учебного года (май 2008г.) и в начале 2008/09  учебного года  (набраны новые дети). На основании диагностики можно увидеть изменения в работе детей с нетрадиционным материалом.

Созданы папки с детскими работами, составлен перспективный план занятий с использованием нетрадиционных материалов на 2008/09 учебный год. Составлена компьютерная презентация, в которой показаны образцы работ. Планируется проведение мастер – класса в 2008/09 учебном году для педагогов ДОУ по проведению занятия «Парусник» с  использованием губок для мытья посуды.  

Итогом нашей работы будет родительское собрание в конце года. Это должно быть очень красивое мероприятие, когда после подведения итогов мы наградим родителей за их помощь в воспитании детей, активное участие в жизни детского сада и группы. Мы предполагаем, оформить выставку детских работ по ручному труду.

Мы считаем, что в работе дети добьются определенных положительных результатов, найдут  себя в деле и будут  занимаются этим с удовольствием.

В процессе работы дети стали доброжелательнее, терпимее друг к другу. У них проявляется чувство взаимопомощи. Развились умственные способности, что очень важно для подготовки к школе и т.д.

Наша работа с этими детьми на этом  заканчивается. Но мы будем ставить новые задачи, и стремится к их решению с новыми воспитанниками.

В заключении хочется выразиться словами И. Кона " Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный  смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления".

Список литературы.

  1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
  3. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает.
  4. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: конспекты занятий.
  5. Кошелев В. М.  Художественный и ручной труд в детском саду. Книга для воспитателей детского сада и родителей.
  6. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.
  7. Куревина О.В. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.
  8. Куцакова Л. В. Творим и мастерим: ручной труд в детском саду и дома: пособие для педагогов и родителей: для занятий с детьми 4-7 лет.
  9. Куцакова. Л. В. Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
  10. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
  11. Пантелеева Л. В. Детское рукоделие: художественный и ручной труд в детском саду
  12. Программа “Художественный труд” // Вестник образования.
  13. Синицына Е. Умные занятия.
  14. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной.