Проект "Мастерилка"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Педагогический опыт представлен в форме программы, где освещена поэтапность реализации данного опыта, проанализированы результаты, сделаны выводы и разработаны рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»

Принято на педагогическом совете                                                         УТВЕРЖДАЮ:

Протокол № ___     от_______                                               Заведующий МДОУ «ЦРР – детский сад № 17

                                                                                         «Ладушки» г. Вольска Саратовской области.

                                                                                                    ______________       Чалова В.В.

                                                                                         Приказ № ______             от____________-

Согласовано:

Зам.зав.по ВМР

____________Шилова Т.Б

          Кружок художественного труда для детей старшего    

                                     дошкольного возраста                            

                                          " Мастерилка"

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

(2013 – 2014г.)

Воспитатель:

 Молдованова Валентина Витальевна

1 квалификационная категория

Актуальность педагогического опыта:

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительностиПедагогический опыт представлен в форме программы, где освещена поэтапность реализации данного опыта, проанализированы результаты, сделаны выводы и разработаны рекомендации.

Возраст детей 5 – 6 лет.

Срок реализации 1 год

Новизна.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, по мнению Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Г. Н. Пантелеева, Е. А. Флериной и др., является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

В специальной и учебно-методической литературе (Ю. И. Дорогов, А. В. Козлина, И. М. Петрова, Н. А. Смотрова, С. В. Соколова, Е. Е. Цамуталина) достаточно подробно представлена тематика и содержание занятий по ручному труду для дошкольников и младших школьников. Тем не менее, процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка (З. А. Богатеева, М. А. Васильева, Э. К. Гульянц, Г. И. Долженко, В. Г. Нечаева и др.) .

В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, М. В. Крулехт, Н. А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач. В то же время, несмотря на важность интегративного подхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере.

Научно- исследовательские методы, используемые в данной работе:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

- наблюдение, беседа,

- метод анализа продукта деятельности,

- биографический метод (опросник для родителей),

- анкетирование.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на научную методологию исследования психолого - педагогических процессов: адекватностью использования методов целям и задачам исследовательской деятельности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала.

Работа состоит из трех блоков: аналитического, диагностического, блока реализации, списка литературы.

Целью моей работы является: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.

Задачи:

1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствование мелкой моторики руки;

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.

В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов на базе бесплатной дополнительной услуги в ДОУ: в кружке « Мастерилка».                                                                                               Содержательным компонентом программы кружка «Мастерилка» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.

Ожидаемые результаты работы

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б. Г. Ананьев, C.О. Рубинштейн, М. Н. Скаткин). Однако, наилучшим образом,  этому способствует практическая  деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.).  Изготовление поделок  из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере, отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А. В. Брушлинский, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков), залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной»  действительности (И. Я. Лернер).

В процессе занятий в кружке « Мастерилка» художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.

При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

Продолжительность работы  с каждой мини-группой - не более 25 минут – в группе старшего возраста  . Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

В конце учебного года дети старшего возраста могут:

- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой) .

- выполнять правила безопасного пользования ножницами,  клеем, иголкой;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезать бумагу по нанесенным меткам;

- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;

- вдевать нитку,  в иголку;

- изготовлять поделки из природного материала;

- использовать пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы ручного труда.

В конце учебного года дети старшего возраста   могут:

- переводить рисунок на бумагу, картон;

- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму) ;

- использовать пооперационные карты;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,

- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество)

Календарно – тематическое планирование   работы  кружка  по  ручному  труду «Мастерилка» на 2013-2014 учебный год.

Сентябрь

Работа с природным материалом

Цель:

  • Научить детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, кора деревьев, веточки, ягоды, шишки, семечки).
  • Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
  • Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
  • Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

1. "Панно из засушенных листьев"

2."Осенний лес"

3."Ежик с яблоком"

4."Рыбка – вуалехвост"

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев.

Октябрь

Работа с бумагой

Цель:

  • Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
  • Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

1."Листья желтые летят"

2."Пригласительная открытка на праздник "

3."Корзинка для грибов"

4."Первые снежинки"

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

Ноябрь

Театр из конусов

Цель:

  • Закрепить  представления детей о свойствах бумаги : легко режется, мнется, хорошо склеивается.
  • Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

1."Дюймовочка"

2."Солдат"

3."Принцесса"

4."Матрос"

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

Декабрь

Работа с фольгой, фантиками

Цель:

  • Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.
  • Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.
  • Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

1."Сладкоежка"

2."Бусы"

3."Волшебные узоры"

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, стеки, палочки, зубочистки

Январь

Работа с ракушками, песком

Цель:

  • Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.
  • Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

1."Птица Мук"

2."Жар-птица"

3."Мышка"

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

Февраль

Работа с соленым тестом

Цель:

  • Совершенствовать знания детей  о изготовлении поделок из соленого теста, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
  • Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

1."Рисуем тестом"

2."Милые сердечки"

3."Папу поздравляем"

4."Мамочке любимой"

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

Март

Работа с цветными нитками

Цель:

  • Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).
  • Познакомить с новым способом изготовления – обклеивание объемных форм цветными нитками.
  • Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

1."Городок для гномов"

2."Домик"

2." Елочка "

4." Бабушка с котенком "

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

Апрель

Работа со скорлупками

Цель:

  • Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.
  • Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

1."Писанки" (из бумаги)

2."Яичко не простое – яичко расписное"

3."Писанка в подарок"

4."Рамочка"

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, шаблон рамочки.

Май

Работа с гофрированной бумагой

Цель:

  • Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.
  • Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

1."Одуванчики"

2."Салют над городом "

3." Яблоневый цвет"

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

Список литературы.

1. Гомозова  Ю.Б. "Калейдоскоп чудесных ремесел"

2.  Горичева В.С. "Сказку делаем из глины, теста,снега, пластилина"

3.  Гульянц  Э.К."Что можно сделать из природного материал

4.  Левина  М"365 веселых уроков труда")

5.  Силаева К.В. "Соленое тесто"