Доклад на тему:"Прикладное творчество:ручной труд из природного материала"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Для воспитателей детских садов старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_hudozhestvennyy_trud_iz_prirodnyh_materialov.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Доклад

«Художественный  труд из природного материала»

                     

                                                                               

Подготовила воспитатель:

Иванова Марина Виталиевна

                                                                     

                                                                                             

                                                             

                                                                     

Новочебоксарск 2017.

Содержание

Введение

I.Виды художественного труда из природного материала

II.Природные материалы  для работы с детьми

III.Правила заготовки природного материала для поделок

IV.Правила обработки добытого материала

 V.Техника безопасности при изготовлении поделок из природного материала

 VI.Задачи и методика изготовления поделок из природного материала в старших                     и подготовительных группах

VII.Современные виды художественного прикладного искусства

Заключение

Список литературы

Перечень используемых цифровых ресурсов

Введение

Природа, то бесценно слово и наша неотъемлемая часть.

Должны уметь мы защищать природу, беречь её, ценить, приумножать.

Для всех она полезна и открыта, ты только свою руку протяни.

Дарами наградит своими щедро, к ним выдумку, старанье примени.

Причудливая видится фигура из шишек, что упали под сосной.

Коряги разной формы, будто в сказке из снега возвышаются весной.

Под шляпкой жёлудь словно человечек, что прячет от стеснения глаза.

Природа, бесконечно это слово, в нём тайна мирозданья, красота.

Природа – главный учитель любого художника. Способность видеть особенное в том, что кажется обычным другим – одна из основных характеристик творческой натуры человека. Развивать творческое мышление, воображение и наблюдательность у детей  поможет увлечение художественным трудом из природного материала.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Благодаря изготовлению поделок из природных материалов дети не только учатся аккуратности, усидчивости, развивают фантазию и воображение, но и познают мир растений. Работа с данным материалом положительно сказывается на психическом состоянии малыша, так как действует успокаивающе, способствует развитию мелкой моторики и мышления.  А это важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе.

 Самый большой плюс, который имеют поделки из природного материала для детей – это простота их исполнения, а также доступность и большой выбор материалов для их изготовления. Кроме того, не нужно переживать за сертификацию товара, так как все материалы натуральны и безопасны для здоровья ребенка!

  1. Виды художественного труда из природного материала.

Художественный труд  из природного материала в дошкольном учреждении разнообразный по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, делится на две группы: 

  • Конструирование из природного материала;
  • Аппликация из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом. Используемые материалы: древесные грибы, шишки, ракушки, желуди, каштаны, орехи, яичная скорлупа, береста, соломка, початки кукурузы, репейник, сухие растения цветы и др.

Аппликация из природных материалов - это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

  1. Природные материалы  для работы с детьми.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды,

семена, ветки, корни, кора и т.п.);

  • материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех,

пух, перья);

  • материалы минерального происхождения (камни, песок, глина,

ракушки).

Природные материалы, используемые в работе с детьми:

  • Засушенные цветы и листья, солома;
  • Шелуха лука, чеснока, их соцветия и стебли;
  • Листья початков кукурузы;
  • Береста, кора;
  • Листья и цветы комнатных растений;
  • Различные семена: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы и т.д.;
  • Косточки от слив, вишен, абрикосов, персиков и т.д.;
  • Грецкие, манчжурские орехи и их скорлупа и др.;
  • Желуди;
  • Кожура апельсинов, мандаринов, грейпфрута, банана, и т.п.;
  • Солома различных злаков( рож, ячмень, пшеница, овес и др.);
  • Мох, обыкновенная трава.

  1. Правила заготовки природного материала для поделок

Воспитатели вместе с детьми своевременно заготавливают природой материал и пополняют его запасы в течения года. Например, летом собирают траву (осока)  одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, обработанные столярным клеем (для того, чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). Луговые и хлебные злаки  лучше срезать до начала полного цветения летом  или осенью. 
 А желуди и каштан заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу – крошатся и раскалываются).

Тем не менее, самыми правильными припасами природного характера будут те, которые собраны в конце лета и начале осени, так как дозревшие твердые плоды уже не будут морщиться или, наоборот, гнить. А осенние листики будут готовы вместе с ребятами окунуться в сказочный мир, ведь аппликации из природного материала действительно получаются сказочными.  Собирают опавшие листья в яркий солнечный день. Чем богаче сбор, тем многоцветнее  будут аппликации. Особое внимание нужно уделить сбору мелких листочков, они  незаменимы в изображениях букетов, пейзажей и т. п. Собранный материал нужно хорошо просушить и разгладить.

 При сушке листья укладывают между слоями газет и помещают на пять – шесть дней под пресс, ежедневно меняя отсыревшие газеты на сухие. Более быстрый способ – проглаживание утюгом через газету. На гладильную доску стелют в несколько слоев бумагу, кладут на нее листья и растения, накрывают их еще одним листом бумаги и затем с двух сторон просушивают не очень горячим утюгом. Высушенные листья лучше хранить разобранными по цвету и переложенными газетными листами в жестких папках.

 Летом, прогуливаясь по лесу или парку, не нужно  забывать  собирать лесные  цветы: незабудки, фиалки, колокольчики и др. Не обходите вниманием полевые цветы и травы. Не торопитесь также выбрасывать цветы, сорванные в саду или купленные в цветочных магазинах. Все они, просушенные и проглаженные, обретут вторую жизнь в наших панно.

Не все цветы можно высушить и подготовить, к использованию в целом виде, поэтому крупные цветы, как правило, разбирают на лепестки и сушат отдельно.

Целыми можно сушить однолетние   георгины, ноготки, анютины глазки, ромашки, космею, и др.

Различные семена: дыни, арбуза, тыквы, кабачка, подсолнечника и др., косточки плодов и овощей, крупы - это одинаковые модули как будто специально созданы для воспроизведения формы цветов, веток, колосьев и т.п. Перечисленные семена - кроме подсолнечника - нужно хорошо промыть в кипятке и просушить, разложив в картонных коробочках по видам. Также в коробочке раскладываются чистые семена подсолнечника. Хранятся они, таким образом, в течение многих лет.

 Бересту срезают с упавших деревьев, лучше ещё сырую, большими пластами. У них береста легко расслаивается на тонкие разноцветные слои белого, желтого, оранжевого, светло-коричневого, темно-коричневого цветов. Принеся кору из леса, ее необходимо прокипятить 15-20 минут, так как в ней могут оказаться жуки, которые испортят мебель в квартире. Расслоив бересту на тонкие слои, из них можно сделать очень красивые пейзажи теплых тонов. Из желтых и оранжевых слоев клеится небо, в зимних пейзажах земля покрывается белой берестой, светло-коричневой – в летних. Наросты на коре бересты прекрасно имитируют горы, покрытые снегом вершины, скалы с причудливыми очертаниями. Иногда кусок бересты напоминает старинный замок, добавить несколько окошек – и замок готов. Из бересты можно делать огромные пейзажи, используя большие куски бересты с наростами, а можно – миниатюрные пейзажи, используя тонкие слои.

 В лесу под соснами можно найти гору коры, упавшей со ствола. Это работа жука-короеда, он погубил дерево, но каждый кусок коры превратил в произведение искусства. Вот из этих кусочков коры можно создавать, например, горные пейзажи и даже вырезать медведя. Кору, принеся, домой, нужно обязательно прокипятить. Тонкая береста подходит даже для выполнения цветов: плоских для украшения рамок и создания панно, объемных – для вазы. Собранную бересту укладывают между двумя плоскостями, перекладывая бумагой, и хранят под гнётом. Вся береста хороша: и фактурная и более гладкая.

Каждый вид собранного материала хранится в отдельной коробке или в пакете.

При совместной заготовке материалов для поделок из природного материала педагог заботится о воспитании у детей бережного отношения к природе, подчеркивает,  что ветки деревьев и кустарников ломать нельзя, что листья можно собирать, когда они падают, запасы веток следует делать во время подрезания деревьев т.д.

  1. Правила обработки добытого материала.
  1. Не стоит сразу «брать в оборот» сырые грязные корни и ветки. Вначале их моют (взрослые даже могут ошпарить их кипятком), а затем  оставляют на несколько дней в сухом прохладном месте.
  2. Обрабатывать шишки и каштаны следует на деревянной доске.
  3. В сухих каштанах и желудях не стоит делать отверстия с помощью шила, лучше их сверлить (с помощью взрослых).
  4. Обрезку шишек нужно проводить секатором.
  5. Хранить все материалы нужно в сухом прохладном месте, в картонных коробках.
  6. Для скрепления отдельных деталей стоит тщательно подбирать вспомогательные материалы.

Инструменты и вспомогательные материалы:

  • Бумага белая, цветная, фольга.
  • Пластилин.
  • Проволока (лучше медная, она весьма гибкая и при этом достаточно прочная),толстые нитки.
  • Обрезки тканей.
  • Крупная швейная игла, шило.
  • Ножницы с закругленными концами, маникюрные щипчики (для закручивания проволоки).
  • Нож (перочинный, с тупым концом). *
  • Напильник, маникюрная пилка (для обработки ракушек). *
  • Плоскогубцы, клещи. *
  • Сверло (работать с инструментами * лучше взрослому).
  • Стека (для обработки пластилина).
  • Кусок фанеры или разделочная доска.
  • Клей.
  • Простой карандаш.
  • Краски – акварель и гуашь (для оформления и украшения отдельных деталей).
  • Кисточки (для рисования и клея).

  1. Техника безопасности при изготовлении поделок из природного материала

При проведении занятий по изготовлению различных поделок особое внимание уделяется технике безопасности.

  1.  Материалы рекомендуется разложить в пластмассовые шкатулки или деревянные ящики. Каждому виду материала должно отводиться определенное место.
  2.  Во время занятий по изготовлению поделок дети не должны оставаться одни.
  3.  Ножом, шилом, щипчиками  и другими инструментами пользуется только воспитатель.
  4. Воспитатель должен научить детей основным правилам при работе с ножницами: не держать их концами вверх, не оставлять в открытом виде, передавать ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  5. Клей должен находиться на столах детей в небольших количествах и в не проливаемых емкостях.
  6. После окончания работы дети должны разложить инструменты и оставшийся материал по местам.
  1. Задачи и методика изготовления поделок из природного материала в старших и подготовительных группах.

Старшая группа

Занятия по изготовлению поделок из природного материала в старшей группе нацелены на формирование у детей интереса к этому виду творческой деятельности, выработку навыков и умения пользоваться простейшими инструментами. В этой возрастной группе рекомендуется изготавливать поделки с постепенным усложнением. Когда дети научатся делать простые поделки, им можно поручить более сложные, с большим количеством операций и материалов.

В старшей группе работа по изготовлению поделок начинается с усвоения способа выполнения поделки по образцу, который воспитатель делает заранее. Видя перед собой поделку, дети этой возрастной группы уже без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящей работы.

На слайде представлены задачи по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, которые решаются в старшей группе.

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе занятия по изготовлению поделок направлены на дальнейшее формирование технических навыков работы, продолжение развития интеллекта и творчества.

Работа по изготовлению поделок в этой возрастной группе делится на два этапа. На первом этапе дети занимаются изготовлением несложных поделок: вертолет, собачка Бобик,  веселый человечек. На этом этапе воспитатель пополняет знания детей об окружающем мире, продолжает формировать у них познавательные интересы.

Дети этой возрастной группы могут работать с хрупким и мелким материалом, использовать для скрепления деталей простейшие инструменты. Однако и этой группе работу с шилом и ножом осуществляет только воспитатель!

На втором этапе изготовление поделок осуществляется на основе рисунка-образца. Использование воспитателем этого методического приема способствует формированию у детей пространственного воображения, совершенствованию навыков труда. Дети учатся работать самостоятельно, контролировать и планировать свою деятельность. Здесь дети могут изготавливать более сложные конструкции: Чебурашка, петушок, девочка с коромыслом и др.

В подготовительной группе изготавливаются поделки из ракушек. Их красочность, привлекательность вызывают у детей большое желание мастерить, используя этот интересный материал. Что можно сделать из ракушек: бабочка-капустница, черепаха, филин и др.

На слайде представлены задачи по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, которые решаются в подготовительной к школе  группе.

Методика по изготовлению поделок из природного материала в старших и подготовительных группах:

1.Занятие начинается с вводной беседы. В ходе беседы воспитатель создает игровые ситуации. Рекомендуется   использовать произведения художественной литературы, устное народное творчество.

2. Пробудив у детей интерес к работе, воспитатель объявляет тему занятия и предлагает детям рассмотреть рисунок-образец. Этот методический прием способствует развитию мышления и воображения.

3.Анализ рисунка-образца. На этом этапе дети называют материалы, из которых можно изготовить игрушку, вычленяют ее составные части, устанавливают последовательность выполнения, планируют свою дальнейшую работу.

4. Изготовление поделки. Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбирать необходимый материал и разложить его на столах. В ходе создания поделки дети работают самостоятельно, воспитатель осуществляет контроль за действиями детей, помогает им в затруднительных случаях. Кроме того, воспитатель следит за выполнением правил пользования инструментами.

5. Оценка достигнутых результатов. Дети анализируют собственные поделки и поделки товарищей. Делают выводы: что было сделано правильно, а что нет.

6.Занятие заканчивается уборкой рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

  1. Современные виды художественного прикладного искусства

В практику работы детских садов пришли современные виды прикладного творчества. Такие как коллаж из природного материала. Флористика.

Коллаж из природного материала – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняю друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуя композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения

Флористика – это художественное творчество, основой для которого служат засушенные цветы, листья, мох, лишайник, кора. Семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из них художники – флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.

Заключение

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 И в заключении хочется подчеркнуть, какую бы работу мы, воспитатели, не организовывали с детьми – аппликация, конструирование, коллаж, флористика,  главная цель — заинтересовать детей и создать условия для развития их  творческих способностей.

Список литературы:

  1. Богатева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду. -  М., - 1988.
  2. Гофман,Л.А.  Занятия по ручному труду в детском саду. Методические рекомендации к альбому.-Днепропетровск, -1982.
  3. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества.-М.,-1976.
  4.  Новикова, И.В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  5.  Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.

Перечень используемых цифровых ресурсов:

  1. http://festival. 1september.ru/index/2006.html
  2. http://www.rukodelie.by/ sitemap/pup.
  3. http://www.flora/muzone.ru/Florrage.htm
  4. http://zmey/tele-kom/ru/floristica.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

Занятие по художественному труду из природного материала "Ежи и лесники"

Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.Познакомить с разнообразным природным материалом и способами работы с ним.Воспитывать Любовь к природе,усидчивость и терпение изготавлив...

Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...

Совместная деятельность с детьми в старшей группе на тему « Картинки из песка» ( с использование природного материала)

в ходе совместной деятельности у детей развиваются исследовательские способности. сенсорные эталоны, воображение. мышление. мелкая моторика...

Конспект педагогического досуга для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие культурных практик. Конструирование из природного материала. Зайчик и лиса»

Данный конеспект способствует развитию интереса у детей к ручному и художественному труду, как виду творческой деятельности человека....

Доклад на тему "Воспитание уважения к труду взрослых у детей среднего дошкольного возраста".

Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно без участия родителей. Мы предложили родителям провести...