Самообразование: «Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве»
проект по конструированию, ручному труду на тему

Клейменова Галина Анатольевна

Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pechat.docx33.66 КБ
PDF icon samoobrazovanie_kleymenova_-_kopiya.pdf2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Самообразование:

«Использование  природного и бросового материала в детском художественном творчестве»

                                               Клейменова Галина Анатольевна

                                                            Воспитатель МКДОУ

   «Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В этот период формируется  личность ребенка, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.  В  дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляются во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде.

Проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника сегодня приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольника. Ручной труд открывает перед ними широкие перспективы созидания.  

Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное– этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

К природному и бросовому материалу предъявляются определенные требования:

-он должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);

-тщательно промытым и высушенным;

-доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Поделки из природного  бросового материала могут иметь разное назначение, как для игр детей, так и для украшения интерьера группы.

Ребенок, как губка впитывает все, что видит и слышит. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, и личностные качества, и он становится творческой личностью. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Новизна открытий продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Детское творчество носит характер экспериментирования, которое необходимо развивать в двух направлениях, во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, во- вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разных видах деятельности.

Цель работы: научить использовать природный и бросовый материал в детском художественном творчестве.

Задачи:

 - формировать навыки работы с природным и бросовым материалом;

- совершенствовать навыки детей в работе с бумагой и ножницами;

- обучать аккуратному, экономному использованию материалов;

 - развивать у детей фантазию, воображение.

Формы и методы работы:

- наблюдения;

-прогулки;

-экскурсии;

-детские игры;

-непосредственно образовательная деятельность;

-свободная конструктивная деятельность.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А.Р. Лурия, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Ручной труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под моим руководством  ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Ручной труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

 Большую помощь в работе с детьми по художественно-продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом оказывают родители.

 Взаимодействие  с родителями продолжается, и на родительских собраниях, и во время  индивидуальных консультаций, и во время совместных мероприятий. Учитывая это, я в  детском саду  предлагаю родителям с детьми принимать участие в традиционном конкурсе поделок из природного и бросового материала под названием «Природа и фантазия».

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.  Поэтому в течение года мы вместе с детьми работаем над кратковременными проектами «Я-дизайнер», «Осенние чудеса», «Театр из природного материала». Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;

- продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений,

процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

- дети должны быть уверены в моей помощи, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

Если работа требует  сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, эту предварительную работу выполняю я.

Природный и бросовый материал интересны в работе, они помогают развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.

Из шишек, камушков,  листьев учу детей выкладывать буквы, цифры.

Одновременно веду работу по развитию речи. Все действия сопровождаем словом – стихами, пословицами, поговорками. Прошу детей проговаривать этапы работы, учу составлять план работы.

Бумага, пожалуй, самый доступный материал для прикладного творчества. С ее помощью можно украсить дом, смастерить игрушку, решить геометрическую задачу, оформить подарок близкому человеку, скрасить часы досуга. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить поделки. Веер для обмахивания в жару, самолетик для игры на воздухе, кораблик, который можно запустить плавать в ручеек, ванночку. Да мало ли что можно сделать из бумаги! Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она дает большой простор для фантазии детей.

С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка. Диапазон возможностей бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства, каковым является оригами.  

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «трапеция». Увлечение оригами помогает развивать наблюдательность, предполагает разные знания. В оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. В этом нам помогает пальчиковая гимнастика и самомассаж ладоней. По мере взросления детей и овладения ими всё новыми и новыми навыками, работы усложняются, становятся объемными, коллективными.

Детское творчество при работе с природными материалами это не самоцель, это путь к развитию у детей умения видеть в природном материале все его скрытые возможности и красоту, т.е. оттачивание зоркости детского глаза не только с целью наиболее полного использования возможностей материала, но умения творчески видеть всё, что встретится детям в дальнейшем на их жизненном пути. Наконец, это развитие у детей усидчивости, трудолюбия, кропотливости, умения конструировать не из стандартных деталей конструкторов, а из материалов, которые надо ребёнку самому подобрать, обработать и создать из них нечто совершенно новое, своё.

Для того чтобы в сознании детей развивалось умение за внешними формами поделки видеть глубокое внутреннее содержание, я при обсуждении той или иной темы ввожу ребят в атмосферу, в которой по замыслу должны жить персонажи будущей поделки. Здесь моя задача  заключается в том, что бы помочь детям в создаваемом образе какую-то часть, деталь выделить, особо подчеркнуть.

Я слежу, чтобы инструменты соответствовали эстетическим и гигиеническим требованиям, были удобны в пользовании и отвечали не только возрастным, но и индивидуальным возможностям детей.

Детям объясняю, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно относиться экономно, бережно.

Прежде всего,  учу тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца вначале использую игрушку, изготовленную  заранее.

В ходе анализа поделки внимание детей направляю на ее внешние характерные особенности (цвет, форма, величина), части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из какого она еще может быть изготовлена.

Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.

Затем учу детей  анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Уточняю основные этапы работы: в какой последовательности дети изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Я  демонстрирую перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показываю, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения  сопровождаю объяснением. При этом  действия должны быть точными и их должны видеть все дети.

Процесс изготовления поделок из природного материала, подручных средств интересен и приятен. Я стараюсь сделать так, чтобы  для  детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе со мной. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок. Очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии. Чтобы дети испытали удовольствие и радость в процессе создания красивой игрушки. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения – планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.

 Дети анализируют  изготовленные поделки, сравнивают  с образцом, обращают внимание на качество выполнения и целостность, эстетику.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения занятий по ручному труду с использованием природного и бросового материала уровень развития трудовых знаний, умений и навыков в художественном творчестве у детей возрастает.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бросового материала в детском саду

Как с пользой применять бросовый материал в детском саду...

Консультация для воспитателей Применение природного и бросового материала в детском творчестве.

Консультация для воспитателейПрименение природного и бросового материала в детском творчестве.  Поделки из природного материала с детьми дошкольного возраста – это прекрасный способ обучения...

Развитие детского художественного творчества через художественно-эстетическое воспи.тание

Цель:  Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.      Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность....

Игровой макет из бросового материала для детского сада своими руками"Домашнее подворье".

Здесь вы найдете информацию о том, как из обычного бросового материала можно легко и быстро создать замечательный игровой макет....

Статья. Консультация для родителей "Использование бросового материала в детском творчестве."

Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный мусор в полезную вещь или красивую поделку....