Обобщение педагогического опыта
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников через художественный труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора – Караблинова Тамара Анатольевна

Город (район) – п.Грицовский, Венёвского района Тульской области

Образовательное учреждение – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Занимаемая должность – воспитатель

Педагогический стаж -42 года

Квалификационная категория – первая квалификационная категория

Тема педагогического опыта – «Развитие творческих способностей старших дошкольников через художественный труд»

Актуальность педагогического опыта:

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу развития – одной из важных задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется  вперёд человеческое общество в будующем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания –самовоспитание, в основе сознания – самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которая развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших  психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Целью данного педагогического опыта явилось получение нового качества воспитания и образования воспитанников, на основе создания предметно-развивающего пространства, отвечающего требованиям современного дошкольного учреждения; использования  ручного труда для общей подготовки ребёнка к жизни, для развития у него наиболее общих психических свойств и способностей, присущих людям: умения точно воспринимать окружающий предметный мир, понимать его особенности, выделять существенные свойства материалов и предметов, устанавливать связи и зависимости между ними, выражать своё отношение к окружающему, планировать свои действия, согласовывать их с действиями других людей, прогнозировать их результаты, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую активность и др. Для систематичной и последовательной работы составлен перспективный план, который отражает принцип работы от простого к сложному. Пир этом раскрываются многообразные связи предметно – практической деятельности человека с его историей и культурой, а также миром природы. При планировании и  организации работы с детьми необязательно строго придерживаться той последовательности в овладении способами художественно – творческой деятельности, которая представлена по группам предметов и объектов. Репродуктивный метод при этом сводится к минимуму; занимательные игры и упражнения становятся  обучающими и могут использоваться как на занятиях , так и в свободной художественной деятельности. Основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе является совместная партнёрская деятельность. Деятельность осуществляется  в «мастерской» - особым образом  организованном пространстве, где создаются вещи красивые,интересные и нужные для детской жизни.

Многими учеными, философами, психологами, педагогами художественное творчество рассматривается по-разному:

-          с позиций философии художественно-творческое развитие — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нём объединены объективное и личностное, субъективное (И.Кант, Платон, Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Я. Понамарёв и др.);

-          с позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).

По мнению разных авторов (Е. А. Флёриной, Д. Б. Богоявленской, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалёва, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, Н. А. Пономарёва и др.) своеобразие художественно-творческого развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказывания деятелей искусств (А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, И. Е. Репина, П. П. Чистякова, Е. И. Дергилёва и др.), которые подчеркивают, что творчество — это выражение внутреннего духовного содержания человека в соответствующем ему чувственном образе.

Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры. Это отмечает в своих работах Т. Г. Казакова, она утверждает, что «… с этих позиций художественно-творческое развитие — внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества» [5, с.10]. А Л. С. Выготский пишет не только о «вращивании» культуры в психику ребёнка, но и о «врастании» его в культуру.

Разносторонне проблема художественного творчества рассматривается и в психологических исследованиях. Говоря о продукте художественного творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.

Стремление к созиданию ради самопознания, осуществляемое в процессе творчества, — это «встреча с собой» (А. А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен.

Различные проявления ярко выраженной творческой тенденции психического развития ребёнка дают исследователям повод считать художественное творчество олицетворением общечеловеческого, божественного начала (П. А. Флоренский, Ж. Пиаже и др.).

Ученые отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский), синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). Т. Г. Казакова указывает, что «…эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции. Для дошкольника важно… увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию»[5, с.10]. В. В. Давыдов и В. Т. Кудрявцев в своих работах пишут, что дошкольникам присущ способ «видения целого раньше частей». Психологи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова, Е. А. Флёрина, С. Л. Новоселова и др.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития художественно — творческой деятельности имеет практическое экспериментирование.

Н. Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество — это особая форма процесса развития ребёнка, оно «диалектично и противоречиво». Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности.

Авторы многих психологических исследований (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.) отводят большую роль в формировании детского художественного творчества — воображению. Л. С. Выготский считает, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества. Также Л. С. Выготский указывает, что: «Стремление детей-дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения»[3, с.102].

Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. А. В. Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой), но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности — и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения.

В педагогике, в аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Исследованиями ученых (Е. А. Флёриной, Н. С. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, А. И. Катинене, И. Л. Дзержинской, О. П. Радыновой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, О. С. Ушаковой, Л. А. Парамоновой, Л. Г. Васильевой, И. А. Лыковой, Т. Н. Дороновой и др.) доказано, что дошкольный возраст является сензитивным к художественно-творческой деятельности, что он способствует самовыражению, самоутверждению личности ребёнка.

Авторы многих работ по исследованию художественно-творческого развития детей указывают, что проблему детского художественного творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как важно создать условия для постановки задач, в процессе решения которых «художественно-творческие способности детей формируются, а знания, умения и навыки — «усваиваются» (Т. Г. Казакова).

Анализ педагогических исследований высвечивает различные подходы к организации и руководству художественно-творческой деятельностью детей:

-          понимание стимулов развития детского художественного творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребёнка в этом процессе (А. В. Бакушинский, К. М. Лепилов и др.);

-          обучение детей определённым умениям и навыкам как основа художественно-творческих проявлений (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Е. А. Флёрина и др.);

-          развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей (Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Д. И. Воробьёва, И. А. Лыкова, Н. В. Падашуль и др.).

Художественное творчество детей-дошкольников, по мнению разных исследователей, является процессом создания «субъективно нового для ребёнка продукта» (И. А. Лыкова, Н. А. Ветлугина), в который он «вложил свои знания» (Т. С. Комарова), «эмоциональное отношение к изображаемому» (Е. А. Флёрина), применив усвоенные им на занятиях «под руководством педагога» или «найденные самостоятельно» (Н. А. Ветлугина) «изобразительно-выразительные средства» (Т. С. Комарова). А Т. Г. Казакова подчеркивает, что свобода творческого выражения определяется еще и тем, как ребёнок владеет «средствами изображения» (техническими приемами, способами изображения, средствами выразительности). Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений влияют на художественно-творческое развитие детей, на степень выразительности художественного образа.

Ученые (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) отмечают, что большое значение для художественно-творческого развития дошкольников имеет «интерес». Составными элементами интереса Л. А. Блащук считает: эмоциональные проявления; проявления, характеризующие познавательную и творческую активность; волевые усилия для получения результата деятельности.

Ученые выделили три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно — творческое развитие ребёнка. А Л. А. Парамонова выделяет еще и три особенности детского творчества. Она отмечает, что ребёнок создает «иногда» оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений, что «новизна открытий» и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно — творческой деятельности. Вторая особенность — эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции. А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа. Л. А. Парамонова считает, что художественно-творческая деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.

Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них «образного видения и самостоятельного нахождения средств» (Е. Н. Дмитриева), для «создания художественного образа» (Т. В. Ивкина).

Новизна опыта заключается в выработке поэтапных педагогических технологий, комплексном использовании форм и методов обучения, способствующих развитию у детей творческих и исследовательских способностей.                                

Основные цели программы:

  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие;
  • создание условий для самореализации детей в творчестве;
  • формирование практических трудовых навыков;
  • развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • дать теоретические знания о возможностях использования различных материалов в художественном изделии;
  • дать простейшие конструктивные навыки;
  • формировать способность оценивать результат труда;
  • дать представление об использовании основных инструментов;
  • научить детей сомостоятельно создавать красивые вещи, используя выразительные возможности различных материалов.

Развивающие:

  • Формировать способность к экспериментированию;
  • Развивать самостоятельность и интерес к ручному труду;
  • Развивать ручные умения, мелкую моторику;
  • Раскрывать творческие возможности детей;
  • Развивать воображение, фантазию, целеумтремлённость, аккуратность, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и труда товарищей;
  • интерес к творческой и досуговой деятельности;
  • практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Характеристика программы:

  • по виду деятельности – декоративно – прикладная;
  • по образовательным областям – искусство;
  • по уровню содержания – ознакомительная;
  • по способу реализации – эвристическая;
  • по форме реализации – групповая и подгрупповая;
  • по ширине обхвата содержательной деятельности– профильная;
  • по возрасту детей – дошкольный возраст;
  • по половому признаку – для мальчиков и девочек;
  • по функциональному назначению – образовательная;
  • по уровню усвоения – общекультурная.

Для реализации программы используются следующие формы работы:

  1. Коллективная (используется на общих занятиях);
  2. Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).

Методы и приёмы:

1.Наглядные ( использование иллюстраций, множественных образцов, показ способов действия и др.)

2. Словесные (рассказ, объяснение, указание и др.)

3. Практические.

Основные педагогические принципы:

  • развивающего обучения;
  • наглядности;                                                              
  • доступности;
  • последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
  • творческой активности и самостоятельности;
  • связи обучения с жизнью;
  • рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
  • принцип тематических циклов;
  • соблюдение принципов гуманистической технгологии: безопасность, приятие других,поддержка.

Основные условия реализации программы:

  • свободное и доверительное общение педагога с детьми, партнёрские отношения;
  • учёт психологических особенностей ребёнка, его жизненного опыта;
  • удовлетворение познавательных потребностей ребёнка,  обеспечение перспектив их развития;
  • создание образовательной среды,характеризующейся следующими положениями: создание эстетического оформления творческой мастерской, позволяющего поддерживать детей на волне активности и естественного интереса; осуществления сотрудничества ребёнка, родителей и педагога; обеспечение материально – технического оснащения.

Ожидаемые результаты:

  • знает изобразительно – выразительные возможности различных конструктивных материалов;
  • владеет приёмами работы с различными материалами;
  • умеет самостоятельно организовать рабочее место;
  • соблюдает правила техники безопасности в работе с инструментами и материалами;
  • использует выразительные средства для передачи образа поделки ( выразительность форм, линий, силуэта, цветового сочетания, уместности применённых в работе материалов);
  • умеет дать оценку того, что получилось, эмоционально воспринимает свои работы и работы  товарищей;
  • имеет навыки самостоятельного выполнения работы под руководством педагога;
  • рационально и бережно относится к используемому в работе материалу;
  • качественно и вовремя выполняет работу.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок, в первую очередь внимание  обращала на освоение основных приёмов, но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приёмам идёт параллельно с развитием творчества, ведь дети всегда могут внести какую- то изюминку в основную работу.

На первом этапе происходит знакомство детей со способами действия и здесь уместны такие приёмы, как показ, объяснение, иллюстрации, исследование объекта и материала, художественное слово, советы и рекомендации. На этом этапе приветствуются любые необычные находки в плане решения детьми поставленной задачи.

Целесообразно перед обучением детей работе с каким -либо из видов материала,  провести занятие по знакомству с его свойства-ми. Это позволит детям лучше понять как его использовать. На первых занятиях идёт полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, их всё чаще следует привлекать к показу приёмов работы. При ознакомлении дошкольников с различными материалами, техникой работы с ними  использвала  поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна  для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторских умений и творчества.А использование на занятиях стихов, потешек, загадок, сказок, рассказов и сюрпризных моментов делают её ещё более увлекательной, и помогает преодолеть возникающие трудности. Широко использовала игровые  приёмы, это положительно влияет на эмоции детей, которые в свою очередь, оказывают влияние на развитие творчества детей.Очень большое значение на этом этапе играет предварительная работа. Так, с целью привлечения внимания к новым поделкам за несколько дней до занятия кружка в мастерской организовывала выставку образцов, это позволяет детям получить первоначальные зрительные  представления, даёт возможность как следует обследует его – рассмотреть со всех сторон, подержать в руках.

На втором этапе работы детей обучала  «переносу» способа,т.е. соотнесение его с новыми условиями. На данном этапе ребёнок на основе зрительного анализа учится «узнавать» способ, определять возможность использования его для выполнения определённой поделки.  В процессе работы обратила внимание на то, что большинство детей без особых усилий распознают способ выполнения той или иной поделки. Затруднения заключаются в том, что ребёнок на этом уровне так и остаётся, он просто не понимает, что ему с этим знанием делать. Поэтому и старалась показать детям большие возможности использования полученных знаний, старалась задавать вопросы проблемного характера (как сделать, чтобы..?, как получилось...?, что нужно для того, чтобы...? и т. д.). Замечено, что большое эмоциональное воздействие на детей оказывают провакационные действия со стороны педагога (намеренное допущение ошибок в использовании способов изготовления поделки), которые побуждали детей к поиску выхода из создавшегося положения. Часто обращалась к прошлому опыту детей, побуждала к рассуждениям, к тому, чтобы ребёнок обращался с вопросами к взрослому.Организовав такую деятельность с детьми, убедилась, что процесс «переноса» заинтерисовал детей и помогает освоить поставленные перед ними задачи.Большую помощь ребёнку на этом этапе могут оказать схемы изображения предмета, иллюстрации,  а также незаменим жизненный и профессиональный опыт самого педагога, который для ребёнка выражается в совете, рекомендации. Своим примером приучала детей к порядку, бережному отношению к различному материалу, аккуратному и экономному его использованию.

На третьем этапе использовала побуждение детей к тому, чтобы известные способы  выполнения не только использовались  ими в разных ситуациях, но  и   комбинировались между собой .Так как третий этап является обобщающим и предполагает использование детьми всего накопленного опыта, широко использовала игровую мотивацию, так как она прекрасно служит сигналом к началу действия ребёнка, настраивает на творческую работу, поиск новых путей решения задачи.Также, как и на втором  этапе часто использовала иллюстрации, схемы, планы но здесь они имеют несколько иную направленность: на основе зрительного анализа их, ребёнок может, имея прочный запас знаний и умений , найти свой, неповторимый способ решения задачи, т.е. осуществить не простой перенос, а творчески подойти к созданию собственного продукта. Помощь ребёнку можно осуществлять в виде совета, напоминания, обращения к прошлому опыту.  

Разбивка всей работы кружка на четыре части ( в каждой части дети работают с одним из видов материала) позволяют детям хорошо усвоить приёмы работы с материалом и попрактиковаться  в выполнении поделок, также не очень большое количество занятий не вызывает надоедания и скуки. Тем более, что дети упражняются,  с удовольствием выполняя поделки в свободное время и дома с родителями, так как интерес к работе  не иссякает.

 В процесс  работы кружка «Умелые руки» были вовлечены  и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. С этой целью проводила консультации для родителей по вопросам: что должен знать и уметь ребёнок в данном возрасте, как развивать детское творчество, как устроить дома «мастерскую» и т. д.. Провожу мастер-классы по изготовлению поделок из того или иного материала, создала презентации по темам «Квиллинг», «Флористика», «Солёное тесто». В уголок для родителей помещаю информацию о разных видах материалов, способах их использования. Организую выставки своих работ, работ детей и совместных работ родителей и детей . Создала альбом  «Мы творцы прекрасного». Всё это позволяет поддерживать интерес к художественному труду как у детей, так и у их родителей.

Ценным приёмом в развитии творческих способностей является коллективное обсуждение будущей поделки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Нельзя, чтобы художественный труд был подчинён авторитету взрослого и проводился механически, без желания и интереса.                      

Считаю, что реализация программы кружка «Умелые руки» способствовала развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. При решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения,а начинают искать его по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов.

 

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....