презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Наумова Анастасия Андреевна

презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kostruktivnyh.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Выполнила: Наумова А.А. воспитатель МБДОУ ЦРР д /с №12 «Орленок» 2018г .

Слайд 2

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному значению. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения).

Слайд 3

Предпосылки конструктивной деятельности закладываются уже в раннем возрасте. Ребенок овладевает предметными действиями, у него развивается зрительно-двигательная координация, происходит отделение действия от предмета и себя от своих действий Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Слайд 4

Основные цели и задачи конструктивной деятельности: приобщение к конструированию; - развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. - воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, выразительность образа, создавать общие композиции. - развивать фантазию, воображение. - закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Слайд 5

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальност ь

Слайд 6

Основные задачи конструктивной деятельности: приобщение к конструированию; - развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, выразительность образа, создавать общие композиции. - развивать фантазию, воображение. - закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы. - воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. - формировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. - развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач. - воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

Слайд 7

КОНСТРУКТИВНАЯ деятельность способствует: - развитию у детей мыслительной деятельности, что является важным фактором при формировании учебной деятельности; - практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений; - нравственному воспитанию дошкольников; - играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе; воспитанию эстетических чувств; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы других; - развитию воображения; - развитию крупной и мелкой моторики.

Слайд 8

Виды детского конструирования Художественное Техническое Создание замысла Воплощение замысла Из бумаги Из природного материала Из строительного материала Из изделий конструкторов Практическое и компьютерное Из крупногабаритных модулей

Слайд 9

Конструирование из строительных материалов Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

Слайд 10

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Конструирование из природного материала

Слайд 11

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.

Слайд 12

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего - технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. Лего конструирование

Слайд 13

конструирование из строительных материалов - конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов

Слайд 14

конструирование из природного материала. практическое и компьютерное конструирование

Слайд 15

Из изделий конструкторов

Слайд 16

I этап – первичного освоения знаний и умений ( по образцам ) II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях ( по условиям ) III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений ( по замыслу ) Этапы становления детского творческого конструирования

Слайд 17

Формы организации обучения конструированию . К онструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по образцу Конструирование по замыслу Конструирование по теме Каркасное конструирование Конструирование по чертежам и схемам Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст конструирование слито с игрой Младший дошкольный возраст игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение Старший дошкольный возраст Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создаётся несколько конструкций, объединённых общим сюжетом.

Слайд 18

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. 2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. 3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. 4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть. Основными приемами обучения являются следующие:

Слайд 19

Содержание по возрастам Средняя группа Подготовительная группа Первая и вторая младшие группы Старшая группа

Слайд 20

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. - Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. - Способствовать пониманию пространственных соотношений. - Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). - По окончании игры приучать убирать все на место. - Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. - Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. - Поддерживать желание детей строить самостоятельно. - В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.). Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Слайд 21

- Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. - Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. - Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. - Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). - Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). - Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). - Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. - Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки. Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Слайд 22

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. - Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме. - Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). - Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. - Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Слайд 23

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.). - Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. - Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. - Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. - Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. - Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. - Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. - Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. - Совершенствовать умение работать с бумагой, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.). Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Слайд 24

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. - Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. - Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного материала. - Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). - Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. - Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Слайд 25

Конструирование из деталей конструкторов. - Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. - Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. - Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. - Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). - Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пласт-массовых конструкторах). Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. - Закреплять умение складывать бумаг; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. - Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Прикладное творчество: работа с природным материалом. - Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции. - Развивать фантазию, воображение. - Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы

Слайд 26

Прикладное творчество: работа с тканью. - Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно организовать центры конструирования во всех возрастных группах, которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Центр необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей. В центрах конструирования желательно иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир фантазий - LEGO» Обучение конструктивно - модельной деятельности детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)

Основным видом деятельности ребёнка является игра. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обу...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей современного дошкольного образования....

Картотека строительно-конструктивных игр для детей младшего дошкольного возраста

На третьем году жизни дети обычно приобретают достаточно широкий и разнообразный двигательный опыт: уверенно ходят, бегают, постепенно осваивают круг необходимых действий, связанных с умыванием, одева...

Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня особое внимание в требованиях  Федерального Государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию приобретают требования, связанные с  гуманизацией  образовател...

Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»

Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего - конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательно...

строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста

строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста...