Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Семенюк Людмила Петровна

Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема опыта: «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от  них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!

(В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, бытовых и природных материалов.                                              

          В ребёнке заложены от рождения конструктивные и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок придумывает, создаёт свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребёнка, развитии его способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения. Помогает  развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию.  

Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Этот вид деятельности:

  • формирует умение предвидеть будущий результат;
  • воспитывает самостоятельность;
  • способствует творческому развитию;
  • развивает пространственное и логическое мышление;
  • способствует развитию речи и мелкой моторики рук.

               Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без участия взрослого, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания созданных им конструкций.

Новизна опыта:

Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

для детей

  • Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
  • Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек.
  • Учить планировать процесс создания собственной модели.
  • Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии.
  • Формировать и развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов.
  • Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.
  • Развивать интерес к творческому решению поставленных задач.

для родителей

  • Повышать компетентность родителей        в вопросах организации конструктивной деятельности.
  • Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
  • Мотивировать родителей к сотрудничеству с педагогами группы и детьми по данному вопросу.

Ожидаемый  результат:

- для  детей

  • Дети осмысленно создают и свободно обыгрывают несложные постройки, понимают связь между постройками и реальными  сооружениями или бытовыми предметами.
  • Самостоятельно экспериментируют с различными материалами: строительными, природными, бытовыми, исследуют их свойства и создают конструкции по замыслу, теме или творческой задаче.
  • Планируют процесс создания собственной модели.
  • Формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.
  • Развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, эстетический вкус.

- для  родителей

  • Повышение компетентности родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.
  • Создание в семье благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая его опыт, приобретённый в детском саду.
  • Проявление интереса к деятельности детей  в детском саду.

Методы и технологии в работе с детьми:

  • Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе).
  • Информационно-рецептивный (обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа)).
  • Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
  • Игровой (Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
  • Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
  • Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Способы и направления поддержки детской инициативы:

 (Отражение учета ФГОС)

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.

Использование здоровьесберегающих технологий:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Элементы самомассажа

Методы активации родителей.

  • Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала: природного, бросового и т.п.).
  • Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).

Условия реализации

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

- условия для свободного выбора деятельности;

- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов.

Этапы работы.

                 

Этапы: 

Первый этап подготовительный

Изучение, обобщение методической литературы по конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации. Подготовка карт-схем для конструирования.

Разработка перспективного планирования по теме проекта

Организация предметно-пространственной среды.

Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки.

Второй этап основной

Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора.

Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.

Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.

Информирование и привлечение родителей в совместную конструктивную деятельность.

Разработка диагностического инструментария

Третий этап творческий

Обобщение опыта работы

Участие в конкурсах

Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ

Ресурсы:

Временные

В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей

Информационные

Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература

Материально-технические

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат

Художественно-изобразительные средства

Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков.

Продукт деятельности детей

Выставка творческих работ детей.

Результат деятельности педагога

Систематизация работы по конструированию с детьми в рамках ДОУ.

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями

Активность родителей в реализации данного вида деятельности.

Содержание системы реализации.

Основные этапы:

Первый этап «Подготовительный»

Цель

Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников.

Содержание работы

Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование.

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми.

Результат

Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.

Обогащение  знаний о разновидностях конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.

В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.

В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.

Второй этап – основной 

Цель

Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста.

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к конструированию

Особенности процесса конструирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе конструирования.

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка.

Виды деятельности

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом. Используя  парциальную программу И.А. Лыковой «Умные пальчики. Конструирование в детском саду».

Организация режимных моментов с использованием различных конструкторов и литературного материала

Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ

Третий этап – творческий

заключительный

Цель

Выявить уровень развития конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста, показать динамику

Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к конструированию

Особенности процесса конструирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе конструирования

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка

Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:

  • Участие в стажировочных площадках с целью обменом опытом.
  • Проведение консультаций, мастер – классов;
  • Проведение индивидуальных консультаций   по разделу конструирования

Вывод

В результате проводимой работы дети приобретают конструктивно-технические умения:

  • сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • используют различные способы изменения одной и той же постройки: замена одних деталей другими; надстройка сооружения; изменение положения деталей; создание конструкции из другого материала;
  • осваивают способы преобразования освоенных материалов в различные конструкции;
  • сравнивают новую конструкцию с предыдущей, замечают и понимают изменения;
  • в сотворчестве с педагогом и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, бумаги (рваных полосок и смятых комочков), безопасных природных и бытовых материалов.

Мои наблюдения по работе с детьми показали, что использованные технологии эффективны и результативны. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятии, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

          Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх. Стали понимать карты-схемы, крепко соединять детали.

Обеспечение:

  • Конструкторы различных типов нового поколения.
  • Природный, бросовый материал, бумага, картон, фольга, ткани и др.
  • Развивающие игры.
  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Специальная методическая литература.

Методическое обеспечение:

  • ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Конструирование в детском саду. Парциальная программа «Умные пальчики»  /  И.А. Лыкова.
  • Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа  (Учебно-методическое пособие)  /  И.А. Лыкова.
  • Конструирование в детском саду. Средняя группа  (Учебно-методическое пособие)  /  И.А. Лыкова.
  • Шишка, жёлудь и ракушка… Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Получился человечек. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Смоляной бычок. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Лисичкины поделки. Детское художественное творчество. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Интернет-ресурсы.



 

Комментарии

Стрелкова Елена Петровна

Интересная тема. Молодец.