Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема опыта: «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность:
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, бытовых и природных материалов.
В ребёнке заложены от рождения конструктивные и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок придумывает, создаёт свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребёнка, развитии его способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения. Помогает развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию.
Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.
Этот вид деятельности:
- формирует умение предвидеть будущий результат;
- воспитывает самостоятельность;
- способствует творческому развитию;
- развивает пространственное и логическое мышление;
- способствует развитию речи и мелкой моторики рук.
Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без участия взрослого, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания созданных им конструкций.
Новизна опыта:
Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель:
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
для детей
- Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
- Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек.
- Учить планировать процесс создания собственной модели.
- Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии.
- Формировать и развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов.
- Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.
- Развивать интерес к творческому решению поставленных задач.
для родителей
- Повышать компетентность родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.
- Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
- Мотивировать родителей к сотрудничеству с педагогами группы и детьми по данному вопросу.
Ожидаемый результат:
- для детей
- Дети осмысленно создают и свободно обыгрывают несложные постройки, понимают связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами.
- Самостоятельно экспериментируют с различными материалами: строительными, природными, бытовыми, исследуют их свойства и создают конструкции по замыслу, теме или творческой задаче.
- Планируют процесс создания собственной модели.
- Формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.
- Развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, эстетический вкус.
- для родителей
- Повышение компетентности родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.
- Создание в семье благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая его опыт, приобретённый в детском саду.
- Проявление интереса к деятельности детей в детском саду.
Методы и технологии в работе с детьми:
- Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе).
- Информационно-рецептивный (обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа)).
- Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Игровой (Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
- Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
- Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Способы и направления поддержки детской инициативы:
(Отражение учета ФГОС)
- Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
- Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий:
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Элементы самомассажа
Методы активации родителей.
- Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
- Анкетирование.
- Консультации.
- Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала: природного, бросового и т.п.).
- Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).
Условия реализации
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов.
Этапы работы.
Этапы: | |
Первый этап подготовительный | Изучение, обобщение методической литературы по конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации. Подготовка карт-схем для конструирования. |
Разработка перспективного планирования по теме проекта | |
Организация предметно-пространственной среды. | |
Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки. | |
Второй этап основной | Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора. |
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом. | |
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей. | |
Информирование и привлечение родителей в совместную конструктивную деятельность. | |
Разработка диагностического инструментария | |
Третий этап творческий | Обобщение опыта работы |
Участие в конкурсах | |
Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ | |
Ресурсы: | |
Временные | В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей |
Информационные | Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература |
Материально-технические | Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат |
Художественно-изобразительные средства | Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков. |
Продукт деятельности детей | Выставка творческих работ детей. |
Результат деятельности педагога | Систематизация работы по конструированию с детьми в рамках ДОУ. |
Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями | |
Активность родителей в реализации данного вида деятельности. |
Содержание системы реализации.
Основные этапы:
Первый этап «Подготовительный» | |
Цель | Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников. |
Содержание работы | Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач. |
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование. |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников | |
Индивидуальные беседы с детьми. | |
Результат | Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе. Обогащение знаний о разновидностях конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие. В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка. В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. |
Второй этап – основной | |
Цель | Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста. |
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к конструированию |
Особенности процесса конструирования | |
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования. | |
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка. | |
Виды деятельности | Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом. Используя парциальную программу И.А. Лыковой «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». |
Организация режимных моментов с использованием различных конструкторов и литературного материала | |
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ | |
Третий этап – творческий заключительный | |
Цель | Выявить уровень развития конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста, показать динамику |
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития | |
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников | |
Индивидуальные беседы с детьми | |
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к конструированию |
Особенности процесса конструирования | |
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования | |
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка |
Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:
- Участие в стажировочных площадках с целью обменом опытом.
- Проведение консультаций, мастер – классов;
- Проведение индивидуальных консультаций по разделу конструирования
Вывод
В результате проводимой работы дети приобретают конструктивно-технические умения:
- сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- используют различные способы изменения одной и той же постройки: замена одних деталей другими; надстройка сооружения; изменение положения деталей; создание конструкции из другого материала;
- осваивают способы преобразования освоенных материалов в различные конструкции;
- сравнивают новую конструкцию с предыдущей, замечают и понимают изменения;
- в сотворчестве с педагогом и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, бумаги (рваных полосок и смятых комочков), безопасных природных и бытовых материалов.
Мои наблюдения по работе с детьми показали, что использованные технологии эффективны и результативны. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятии, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх. Стали понимать карты-схемы, крепко соединять детали.
Обеспечение:
- Конструкторы различных типов нового поколения.
- Природный, бросовый материал, бумага, картон, фольга, ткани и др.
- Развивающие игры.
- Наглядно-дидактические пособия.
- Специальная методическая литература.
Методическое обеспечение:
- ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Конструирование в детском саду. Парциальная программа «Умные пальчики» / И.А. Лыкова.
- Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа (Учебно-методическое пособие) / И.А. Лыкова.
- Конструирование в детском саду. Средняя группа (Учебно-методическое пособие) / И.А. Лыкова.
- Шишка, жёлудь и ракушка… Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
- Получился человечек. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
- Смоляной бычок. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
- Лисичкины поделки. Детское художественное творчество. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
- Интернет-ресурсы.
- Мне нравится (3)
Комментарии
Интересная тема. Молодец.
Интересная тема. Молодец.