"Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Тулзакова Наталья Сергеевна

 Через знакомство детей с ценностями Русской Народной культуры, воспроизводство исконных  народных промыслов, главным источником которых являются семейные традиции, восстанавливается связь между поколениями, благодаря чему происходит передача духовного опыта предков современным детям, активизируется и реализуется их потребность в творчестве, побуждая беречь и продолжать традиции своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

 "Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

 Через знакомство детей с ценностями Русской Народной культуры, воспроизводство исконных  народных промыслов, главным источником которых являются семейные традиции, восстанавливается связь между поколениями, благодаря чему происходит передача духовного опыта предков современным детям, активизируется и реализуется их потребность в творчестве, побуждая беречь и продолжать традиции своей Родины.
Традиционной игрушкой в быту на Руси с древних времен была тряпичная кукла. Простоватые на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных инструментов и приемов. Но при этом каждая несла в себе черты индивидуальности.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение, но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

"Кто в куклы не играет, тот счастья не знает", - гласит народная мудрость. Кукла – первая среди игрушек. Подобно народной сказке и песне, она проверена временем, детской игрой и всенародной любовью. Русская народная кукла имеет свою историю и богатые традиции. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Изготавливались такие игрушки из подручного материала: из шерстяных или хлопчатобумажных лоскутков, льна, ниток, лыка, соломы. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувства, все они обладают особой природной теплотой.  Мастерили кукол с хорошим настроением, большой любовью и надеждой на будущее. При изготовлении загадывали желание, напевали и приговаривали. Все делалось вручную, в единственном экземпляре, изготавливались без иглы и ножниц. 

К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, дружелюбное отношение.
Кукла - посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.   
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. 
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и , фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской . Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, с татарскими: Сабантуй. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели, так же отмечаем татарский национальный праздник Сабантуй.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина», татарскими народными играми:
 Серый волк (Сары буре), Продаем горшки (Чулмак уены), Тимербай и играми других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  рисования....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григор...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

План по самообразованию 2023-2024гг. Художественно-эстетическое развитие у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования и картинной галереи

Изобразительное творчество является одним из древних направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование – это естественная потребность ребенка и у него нет «компле...