Главные вкладки

    Игротренинг для родителей: "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"
    учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

    Смирнова Светлана Романовна

    Истоки способностей и дарований детей

    Находятся на кончиках пальцев.

    В. А. Сухомлинский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrotrening_dlya_roditeley.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игротренинг для родителей:

     "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

    Цель: вызвать у родителей интерес к применению разнообразных приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;

    2. Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи;

    3. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

    4. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

    Ход мероприятия

    Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о мелкой моторике.

    Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

    Навыки тонкой моторики:

    способствуют развитию речи и мышления ребенка;

    помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

    позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

    способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

    Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

    Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом.

    Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

    Это можно объяснить несколькими причинами:

    - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

    - дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

    - дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

    - еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

    1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

    Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

    «Замок».

    Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачиваете «замок»:

    - На двери висит замок.

    - Кто его открыть бы мог?

    - Постучали,

    На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

    - Покрутили,

    Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

    - Потянули

    Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

    2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

    Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

    Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.

    Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

    Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

    Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

    3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

    Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

    Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

    Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

    4. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

    • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

    • рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

    • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

    Игры

    Игра 1. Золушка.

    Инструкция: разложить крупу в миску. Фасоль и ракушки.

    Игра. 2. «Крышечка повернись – крышечка открутись».

    Для каждой команды по 6 бутылок (общее количество бутылок – 12 штук)Инструкция: бутылки расставлены на расстоянии 1 метра друг от друга по прямой, одни участники команды откручивают крышки, другие, на втором этапе, закручивают.

    Игра 4. «Поиски клада».

    Ёмкость с фасолью и мелкими игрушками. Все родители по очереди отыскивают по одной игрушке («Киндер-сюрприз»).

    Игра 5. «Пуговки»

    Пуговицы и рисунок

    Выкладывать пуговицы на рисунок (зигзаг, волна или геометрические фигуры)

    Игра 6. «Брёвнышки».

    Работа с пластилином очень полезна для развития мелкой моторики.

    Инструкция: слепить бревнышки для дома из пластилина

    Игра 7. «Конструктор»

    Зубочистки и пластилин. Придумать и сделать фигуру на свою фантазию.

    Игра 8. «Шнуровка»

    Предложить зашнуровать «кроссовок»

    Эти игры мы создаем вместе с родителями и детьми.

    Игра 1 «Расскажи мне сказку»

    Оборудование: газеты, журналы, клей, ножницы, листы А4, фломастер.
    Ход игры: Берём газеты-журналы. Вырезаем из них понравившихся персонажей, клеим на лист бумаги. Потом вместе с ребёнком сочиняем сказку про то, что получилось изображено. И потом перед группой рассказываем эту сказку.
    Сказки собираем и создаем свою книгу сказок.

    Игра 2 «Припаркуйся»

    Оборудование: небольшая игрушка (транспорт, насекомое и т.д)

    набор фломастеров, линейка, лист А4( возможен любой формат)

    Ход игры: Рисуем квадрат 5х5, как на рисунке, раскрашиваем рандомными цветами. Потом берём машинку, которая по длине как раз на три клеточки и даём задание: припаркуй машинку так, чтобы она стояла на синем, коричневом и красном. (Смотрите картинку). Развиваем внимательность и пространственное мышление)

    Подведение итогов.

    На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья: "Роль развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников"

    Движение руки человека формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализатора. Высокий уровень р...

    Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр

    Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой....

    консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

    В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

    Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

    Влияние мелкой моторики на развитие речи детей...

    Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

    В статье представлен материал, дающий представление о современном состоянии изученности вопроса влияния мелкой моторики на развитие речи детей....

    Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

    Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...