Игротренинг для родителей: "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Смирнова Светлана Романовна

Истоки способностей и дарований детей

Находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening_dlya_roditeley.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игротренинг для родителей:

 "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

Цель: вызвать у родителей интерес к применению разнообразных приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;

2. Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи;

3. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

4. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

Ход мероприятия

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о мелкой моторике.

Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Навыки тонкой моторики:

способствуют развитию речи и мышления ребенка;

помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

- еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

4. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Игры

Игра 1. Золушка.

Инструкция: разложить крупу в миску. Фасоль и ракушки.

Игра. 2. «Крышечка повернись – крышечка открутись».

Для каждой команды по 6 бутылок (общее количество бутылок – 12 штук)Инструкция: бутылки расставлены на расстоянии 1 метра друг от друга по прямой, одни участники команды откручивают крышки, другие, на втором этапе, закручивают.

Игра 4. «Поиски клада».

Ёмкость с фасолью и мелкими игрушками. Все родители по очереди отыскивают по одной игрушке («Киндер-сюрприз»).

Игра 5. «Пуговки»

Пуговицы и рисунок

Выкладывать пуговицы на рисунок (зигзаг, волна или геометрические фигуры)

Игра 6. «Брёвнышки».

Работа с пластилином очень полезна для развития мелкой моторики.

Инструкция: слепить бревнышки для дома из пластилина

Игра 7. «Конструктор»

Зубочистки и пластилин. Придумать и сделать фигуру на свою фантазию.

Игра 8. «Шнуровка»

Предложить зашнуровать «кроссовок»

Эти игры мы создаем вместе с родителями и детьми.

Игра 1 «Расскажи мне сказку»

Оборудование: газеты, журналы, клей, ножницы, листы А4, фломастер.
Ход игры: Берём газеты-журналы. Вырезаем из них понравившихся персонажей, клеим на лист бумаги. Потом вместе с ребёнком сочиняем сказку про то, что получилось изображено. И потом перед группой рассказываем эту сказку.
Сказки собираем и создаем свою книгу сказок.

Игра 2 «Припаркуйся»

Оборудование: небольшая игрушка (транспорт, насекомое и т.д)

набор фломастеров, линейка, лист А4( возможен любой формат)

Ход игры: Рисуем квадрат 5х5, как на рисунке, раскрашиваем рандомными цветами. Потом берём машинку, которая по длине как раз на три клеточки и даём задание: припаркуй машинку так, чтобы она стояла на синем, коричневом и красном. (Смотрите картинку). Развиваем внимательность и пространственное мышление)

Подведение итогов.

На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: "Роль развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников"

Движение руки человека формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализатора. Высокий уровень р...

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой....

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников...

Проект непосредственно-образовательной деятельности ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Проект непосредственно-образовательной деятельности ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности....

"Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...