Олимпиадные задания по конструированию, ручному труду (старшая группа):
Проект "Чудо-валенки"

Целью проекта являлось познакомить детей с историей и разнообразием древней обуви на Руси, в частности с валенками, формирование позитивного, уважительного отношения к традициям русской культуры. Познакомить детей с методами работы с шерстью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-valenki.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Чудо – валенки».

Тип проекта: творческий, долгосрочный, коллективный.  

Цель проекта: развитие  художественно-познавательных способностей дошкольников в совместной деятельности с родителями и педагогами с использованием нетрадиционных техник художественно-эстетического направления.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историй и разнообразием древней обуви на Руси, в частности, с валенками. 2. Формировать позитивное уважительное отношение к традициям русской народной культуры. 3. Познакомить детей с методами работы с шерстью. 4. Научить изготовлять поделки из шерсти в технике «мокрого» валяния «Фелтинг». 5. Развивать художественно-познавательные способности в процессе освоения ценностей русской народной культуры.  6. Развивать коммуникативные качества детей. 7. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Автор проекта: Ерехинская Виктория Юрьевна, воспитатель I категории; Городилова Ирина Вячеславовна.

Участники проекта:

И.В. Здравствуйте уважаемые коллеги!

В.Ю Здравствуйте дорогие дети!

И.В. Коллектив старшей группы №4, ДО №3 представляет проект…

В.Ю. А что бы узнать его название, вам необходимо отгадатьзагадку:

Вера: Знает взрослый человек,

           Знает даже маленький.

           Чтоб зимою не болеть,

            Надевают… (валенки).

Ярослав: Правильно! Наш проект называется « Чудо-валенки».

Валенки-удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. При создании этого проекта, мы начинаем ощущать свою значимость для окружающих.

И.В. Этапы проекта:

 I этап: Постановка проектной задачи в рамках проблемной ситуации.

II этап: Сбор информации. Экскурсия.

 III этап: Изготовление поделок в технике валяния из шерсти «Фелтинг».

 IV этап: Презентация проекта.  

I этап Постановка проектной задачи в рамках проблемной ситуации. Темой нашего проекта было выбрано создание кукольного обувного магазина. А

началось все с того, что в один из холодных дней воспитательница нашей группы пришла в детский сад в необычной обуви. Это были валенки, самые обыкновенные, но у детей они вызвали большой интерес. Это вполне понятно – ведь современные дети, а тем более в Москве, не ходят в валенках и не знают о существовании такой обуви! Тут же посыпались вопросы: «А кто делает валенки?», «А как?», «А их чего?», «А почему сейчас мы не ходим в валенках?» Ответить на все эти вопросы оказались не слишком просто. Было решено: узнать, рассказать детям и даже сделать валенки для кукол вместе с детьми (воспитатель группы увлекается фелтингом).  

Вера: II этап Сбор информации. Экскурсия. Мы начали собирать информацию. Детям было предложено узнать у родителей, что они знают о валенках, была ли у них такая обувь в детстве. Родители заинтересовались, распечатали много картинок из Интернета. Дети принесли картинки в детский сад, рассматривали, комментировали, обменивались. Им было интересно!

В.Ю.  Оказалось, что и родители, обратившись за помощью к сети Интернет, узнали для себя много нового о валенках. На самом деле, валенки не являются древней  русской обувью. На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига, и только около двухсот лет назад в России стали валять из шерсти валенки. Валенки имели много названий: чёсанки, катанки, валенцы, пимы. Стоили валенки очень дорого, так как мастеров, которые их валяли, было мало. Технология изготовления валенок держалась в секрете и передавалась от поколения к поколению.  Какие же тайны хранят такие обычные на первый взгляд русские валенки? Об этом мы решили узнать в единственном в Москве музее валенок «Русские валенки». В выходной день вместе с родителями мы отправились в Замоскворечье. Музей поразил разнообразием и количеством представленных валенок: от валенка  

19 века до войлочных сапог российских участников зимней олимпиады 2002 года! Валенки-мухоморы, валенки-паровозики, валенки в виде часов - чего там только не было! Наш восторг вызвало то, что музейные экспонаты можно было трогать руками и даже примерять! Детям дали потрогать пальчиками  и ощутить «на вес» настоящую овечью шерсть, примерить расписные валенки, увидеть орудия труда русских мастеров-валяльщиков. Здесь же мы посмотрели чесальную машину для обработки шерсти конца 19 века. Говорят, что ее случайно нашли на чердаке деревенского дома.  Вот и оказалось, что валенок не так прост, как принято считать. Сколько всего интересно мы узнали!  

И.В. III этап Изготовление поделок в технике валяния из шерсти «Фелтинг». Готовясь к новогоднему утреннику, дети, конечно же, учили стихи и песенки. В одной из них были такие слова:

Наташа: Скоро к нам на Новый год

               Дед Мороз опять придет.

                На ногах-то валенки

                Не подшиты, стареньки.

                 Валенки, валенки

                Носит дед удаленький!

                Ничего, что с бородой,

                Все равно он  молодой!

Максим:   «Дед Мороз тоже носит валенки?», «А почему они старенькие?» И много других вопросов, говорящих о том, что детям интересно знать о валенках больше. Было решено подарить Деду Морозу новые валенки на праздник. А сделали их из скрученных цветных салфеток, приклеенных на шаблон. Так к Новому году Дед Мороз получил сразу несколько пар валенок от наших ребят!

В.Ю. Наконец, настала пора попробовать свалять валенки из настоящей шерсти. Процесс валяния  – длительный и трудоемкий. Надо было запастись терпением. Сначала – знакомство с шерстью, ее свойствами, техниками работы с ней. Ребята

узнали о том, что из шерсти можно прясть шерстяную нить, а также валять «мокрым» и «сухим» (с помощью специальных игл) способами. Вспомнили строки из сказки А.С.Пушкина  «О Царе Салтане…»: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», и спящую красавицу, которая уколола палец  веретеном. Рассматривая иллюстрации к  сказкам, ребята заметили, что у нас детском саду в музее «Русская изба» тоже есть прялка . Там мы и провели наше первое  занятие – вспомнили пословицы и поговорки про валенки, частушки, песенки. Дети узнали о том, что в русской речи слово «валенок» употребляется не только как название обуви. Гениальная  простота валенка сделала это слово нарицательным:  в народном фольклоре «валенком» называют наивного простодушного человека.  Сама обстановка Русской избы  навевает ощущение старины, желание заняться чем-то необычным! Всем не терпелось скорее попробовать новый вид деятельности – «мокрое» валяние.  И мы стали  делать заготовки будущих валенок. Ребята с радостью принялись за работу.  Очень важно научить детей «чувствовать» шерсть, чтобы работа с ней доставляла им удовольствие. А самым большим удовольствием процесса валяния для наших пятилеток было, наверное, повозиться в мыльном растворе, натирая им кусочки шерсти!  Дети были очень довольны своей работой!  После того, как валенки были готовы, предстояло и родителям проявить свои творческие способности и фантазию, с подсказками детей, конечно же. Готовые модели отправились домой к своим мастерам, где были украшены разноцветным бисером и вышивкой.  Коллекция обуви для кукольного обувного магазина готова!   Открытие назначено на пятницу, после полдника.

И.В. IV этап Презентация проекта. Открывать новый магазин – всегда большое волнение! Последние приготовления – и вот уже «мамы» и «папы» вместе с «дочками» на пороге магазина. Начинается игра. Продавцы наперебой предлагают свои модели.  

И у всех один вопрос: «А когда наступит весна, что мы будем продавать?» Это значит, что проект еще не закончился, впереди – создание новой коллекции.  

В.Ю. Заключение. Проект оказался интересным для всех его участников. Как много узнали дети (и родители), как многому научились! Наглядный практический результат на каждом этапе проекта (а это не только поделки, но и освоенные умения), возможность участвовать в общем деле дало детям ощущение собственной значимости. Они получили удовлетворение от совместной работы и вместе радовались ее результатам. В этом – огромный потенциал проектной деятельности.

А теперь сюрприз! (Частушки):