ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей раннего возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Костоусова Елена Николаевна

Программа разработана и действует с 2016 года. Цель: формирование профессиональных компетенций в сфере осуществления профессиональной педагогической деятельности, в сфере дополнительного образования, в области реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности, необходимых для ведения нового вида профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programm_malenkie_konstruktory.doc506.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Принято педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка»

от___________педагогический совет №________

 Утверждено: заведующий

МБДОУ _____Ю.В. Мандрова

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей раннего возраста

«Маленькие конструкторы»

ГО «Город Лесной», 2016

Содержание

Введение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи Программы
  2. Принципы и подходы
  3. Концепция Программы
  4. Значимые характеристики детей
  1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры в раннем возрасте

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Блочно-модульная модель реализации содержания программы.

2.2. Учёт возраста детей  при  реализации содержания программы

2.3. Виды детской деятельности и кульутрные практики.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

2.5. Коррекционо-развивающая работа.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.Учебный план

2.Организация предметно-пространственной среды

3. Кадровые условия реализации Программы

  1. Планирование образовательной деятельности

5. Режим дня и распорядок

6.Список литературы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание построек из различного строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.  В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественны вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.п) [с.3; 5]   

Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.    Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

    

  1. Цели и задачи Программы

Программа дополнительного образования «Конструкторы в памперсах» предназначена для детей раннего возраста с 1 до 3 лет.

Цель:  обеспечение социально-эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе предметно-игровой конструктивной деятельности.
Задачи:

Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.

  • Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.
  • Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
  • Формирование познавательной и исследовательской активности.
  • Овладение различными навыками в процессе подражания.
  • Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
  • Взаимосвязь педагогов и родителей в едином образовательном пространстве.

Система работы.

1 этап. Знакомство с деталями конструктора /строительного материала/, способам крепления двух деталей /кирпичиков/, затем соединение большого количества деталей /много кирпичиков/. Освоение правил работы со /строительным материалом/ конструктором, работы в коллективе.
2 этап. Постройка по показу, образцу постройки, образцу на карточке.
3 этап. Постройка по собственному замыслу.

Принципы и подходы

В соответствие с современными требованиями программа разработана на основе компетентностного, системно – деятельностного подходов, которые обеспечивают активную учебно – познавательную деятельность обучающихся: осуществляется индивидуальная  исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции обучающихся.        

      Программа имеет научно-техническую направленность носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей раннего возраста в игровой, познавательной и предметной деятельности.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть. Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Методы и приёмы работы:

  • наблюдение натурального объекта;
  • показ и анализ образца;
  • объяснение последовательности способов выполнения постройки,
  • постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения.
  1. Концепция Программы

Основная Образовательная Программа ДОУ включает:

  • Модель социализации детей раннего и дошкольного возраста в образовании /таблица 1/;
  • Модель организации детской игры как основы взаимодействия детей  взрослых и формирования образовательного пространства /таблица 2/;
  • Концепцию педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все»: особенности протекания интеграции и способы достижения единения с сообществом сверстников и взрослых определяют дальнейшую траекторию развития ребенка. Освоение ролевых стереотипов поведения, принятие групповых ценностей позволяют ему расширять ролевой репертуар и быть адекватным изменяющейся ситуации взаимодействия.

  1. Значимые характеристики детей

Первая и вторая группы раннего возраста.

Конструктивные игры и занятия в первой группе раннего возраста проводятся с 9 месяцев жизни ребенка. Детям этого возраста свойственны свои особенности: появляется интерес к действиям взрослых, потребность в общении с ними, интерес к игрушкам, предметам, желание их потрогать, взять, постучать ими. Интенсивно развивается понимание речи взрослого, что дает возможность вырабатывать связи между словами и действиями, знать название игрушек, предметов. Дети могут выполнять несложные действия с предметами, игрушками по просьбе воспитателя: «Найди петушка», «Покажи кошку» и т. д. С этого времени необходимо вызвать у детей интерес к действиям с кубиками и кирпичиками, научить узнавать и различать их, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики и кирпичики друг на друга, укладывать рядом. Занятия с кубиками и кирпичиками в этой группе проводятся индивидуально с каждым ребенком в течение 3-6 минут.

Программа занятий конструированием с детьми от одного года до двух лет (вторая группа раннего возраста)- несколько усложняется. Продолжается воспитание целенаправленных действий, умения играть. Обогащается сенсорный опыт детей: действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве. Дети учатся узнавать 3-4 детали строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), уметь накладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем. То, что дети делают из кубиков и кирпичиков, еще нельзя назвать постройкой. Кубик кладется на кубик, и это сооружение называется башней, 3-4 кирпичика, поставленные рядом на узкую грань,- заборчик. Важно, что они учатся понимать задание и выполнять его, целенаправленно действовать и получать результат.

Для того чтобы научить детей этого возраста игровым действиям, нужно по нескольку раз повторять одно и то же движение. Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5. На занятиях, когда дети впервые делают постройку, воспитатель занимается отдельно с каждым ребенком. По мере усвоения действий можно группировать детей для занятия по 4-6, а к концу года - по 8-10 человек. Подготовка к занятиям и рассмотрение образца не должны длиться более полутора минут, иначе активность детей снизится. Строительные материалы должны размещаться в разных местах комнаты, здесь же и небольшие по размерам всевозможные игрушки. Все это будет способствовать развитию у детей умения самостоятельно занять себя. Если на занятиях конструированием основным приемом обучения детей полутора лет был, показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, то к концу второго года жизни возможна словесная инструкция, относящаяся к действиям, конечно, знакомым детям.

Первая младшая группа. Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения. К трем годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.

Программа конструктивной деятельности предусматривает и в этой группе только конструирование из строительного материала. У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из тех же деталей строительного набора, что и в предыдущей группе: кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к ребенку), понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и пластины, когда лежат на широкой стороне).

Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).  Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик), делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол), домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка. Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы. Необходимо добиваться точности в работе детей: если кубики (кирпичики) укладываются по горизонтали или по вертикали, то делать это нужно ровно, чтобы, например, сторона одного кубика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней, и т. д. Конечно, ребенок не сразу овладеет этим, но важно, чтобы он стремился к этому, проверял, как получается, исправлял. Это необходимо и для развития координации движений пальцев, кисти руки. Причем воспитателю следует иногда предложить малышу самому проверить пальчиками, как уложены детали, и порадоваться вместе с ребенком его успеху, поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо.

Воспитатель учит детей находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми окружающими предметами и просит назвать их. Кроме того, ребята должны заранее подумать, что будут строить и как; уметь контролировать свои действия, определять, ровные ли постройки, устойчивы ли они, так ли получилось, как показывал воспитатель, вовремя исправить ошибки, сознательно выбрать те детали, которые больше подходят для задуманной работы.

На занятиях воспитатель организует детей в группы по 4-6, 6-8 человек. Через 1-2 месяца количество одновременно занимающихся детей увеличивается до 10-12, во второй половине года можно проводить занятия со всей группой. Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, не должны быть сложными. Важно, чтобы дети стремились выполнить их тщательно, запоминали и применяли правильные приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх. Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).

На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой. Воспитатель должен показать, как это делать (по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идет играть с подружкой и т. д.), чтобы занятие доставляло радость детям, раскрывало назначение построек, убеждало их в том, что с постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю» М. Красева, «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой и др.).

Дети старшей группы могут построить для малышей пароход, машину и т. д., красиво оформить их флажками и отправиться с малышами в путешествие. Во время путешествия старшие рассказывают, что видят в пути, куда приехали; на остановках выходят на прогулку, посещают зоопарк и т. д. Старшие дети под руководством воспитателя могут для малышей изготовить различные игрушки из природного материала, бумаги или глины. Все это будет привлекать малышей к играм со строительным материалом, вызывать желание самим делать постройки, внимательно и заботливо относиться друг к другу.

  1. Планируемые результаты

Решение блоков задач тематического модуля «Познание» через интеграцию конструирования, речевого развития, социализации способствуют достижению целевых ориентиров.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте /3 года/.

- Ребёнок интересуется разными деталями и видами конструктора и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- Использует культурно фиксированные предметные действия; стремиться проявлять самостоятельность, владеет простейшими навыками самообслуживания;

- Владеет активной речью, может обращаться с вопросами и просьбами;

- Стремиться к общению со взрослыми, подражает им, воспроизводит действия взрослого;

- Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями, подражает им;

- Эмоционально увлечён, отзывчив;

- У ребёнка развита крупная моторика, он стремиться осваивать различные виды движения

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Реализация задач программы дополнительного образования «Конструкторы в памперсах» осуществляется через интеграцию тематических модулей и блоков задач соответствующих  Основной Общеобразовательной программе ДОУ и  рекомендованных программой Н.В. Микляевой «На крыльях детства».  Данный вид деятельности является компонентом направления «Познавательное развитие»

Познавательное развитие. Блоки задач

Формирование культуры личности

Развитие способностей

Формирование детского коллектива

  • фформировать сенсорную культуру и культуру познания; интеллектуальные качества личности (любознательность и др.).
  • формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
  • поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в проектной и познавательной деятельности;
  • организовывать виды деятельности, способствующие развитию мышления и воображения детей (познавательно-исследовательскую и др.).

  • развивать познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) совместную деятельность со сверстниками;
  • формировать предпосылки к учебной деятельности и навыки общения в условиях школы.

Перечисленные задачи отражаются в содержании образовательных областей следующим образом.

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); времени и пространстве, планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Реализация содержания тематических модулей «Формирование целостной картины мира» и «Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования»

Содержание тематического модуля «Формирование целостной картины мира» в разных возрастных группах (Н.В. Микляева)

Возрастная группа

Динамика освоения тематического модуля

Ранний возраст

Формирование культуры личности:

  • Имеет представления о наглядных свойствах предметов, включая изменения свойств. Действует с ними, используя эти свойства, методом целенаправленных проб;
  • знакомится при помощи взрослого с оценкой расстояния в большом пространстве (близко или далеко от себя).

            Развитие способностей

  • развивается способность к объединению предметов в родовые категории
  •  (одежда, мебель, посуда). Среди основных, функциональных признаков предметов может называть и ситуативные, не совсем верно воспроизводит связи между причинами и следствиями того или иного события, действия. При помощи взрослого исправляет свои ошибки.
  • Дифференцирует живое и неживое, ориентируясь на признаки роста и развития

              Формирование детского коллектива

  • проявляет ориентировку на самом себе (наверху, внизу), проявляет интерес к сверстникам

Содержание тематического модуля «Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования» в разных возрастных группах (Н.В. Микляева)

Возрастная группа

Динамика освоения тематического модуля

Ранний возраст

               Формирование культуры личности:

  • действует с предметами по образцу взрослого. Узнает и при помощи взрослого называет основные цвета, формы, величины в процессе действий с предметами, их соотнесения по этим признакам.

           Развитие способностей

  • при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами и обследовании сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий (непосредственный кон-такт с предметом);
  • конструирует по подражанию и образцу действий взрослого

             Формирование детского коллектива

  • Способен корректировать свои действия, подражая сверстнику

             

 2.3. Виды детской деятельности и культурные практики.

                   Культурные практики, по мнению Н.Б. Крыловой, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательно деятельности детей и взрослых.

В ходе реализации программы «Конструкторы в памперсах» для детей раннего возраста организуются следующие виды детской деятельности:

  • Предметная,
  • Игровая, речевая и коммуникативная,
  • Познавательная деятельность и экспериментирование
  • Конструирование и моделирование, труд
  • Музыкальная, театральная игровая.

При этом формы организации образовательного процесса опираются на

  • Наблюдение детей за взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.
  • Формирование нового опыта культурной практики совместной деятельности;
  • Специально обучение детей отдельным элементам искусственно расчленённой деятельности демонстрирующей детям средства и способы деятельности

        

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка  различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку  самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план для детей 3-го года жизни

Месяц/неделя

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Август

Знакомство с деталями деревянного конструктора: кубиком, кирпичиками, треугольной призмой.

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой.

Желание строить.

Постройка башни.

Постройка дорожки к башне.

Цель:

Упражнять детей в умении накладывать несколько кубиков друг на друга.

Строить широкие и узкие дорожки,плотно прикладывать кирпичик к кирпичику.

Развивать устойчивый интерес к строительным играм.

Воспитывать желание играть с постройкой.

Постройка

«Забор для зверят»

Цель:

Учить детей строить забор из кирпичиков, располагая их вертикально на узкую сторону. Сооружать постройку вокруг игрушки .

Играть с постройкой, используя сюжетные игрушки.

Постройка машины.

«Автомобиль».

Цель:

Учить строить машину из кубиков и кирпичиков по образцу.

Познакомить с новой деталью-цилиндром.

Вызвать желание самостоятельно построить машину.

.

Конструирование «Вот как мы умеем»

Цель: Учить самостоятельно выбирать тему для постройки с учетом имеющегося опыта.

Развивать творческие способности у детей.

Умение играть сообща

Сентябрь

Постройка

«Стол и стул».

Цель:

Учить детей одновременно строить два предмета отличающиеся по конструкции.

Использовать эти постройки для развертывания сюжетно-отобразительной игры с посудой и фигурками.

Развивать умение работать в коллективе, устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.(Куклы ходят друг к другу в гости).

Постройка

«Кроватка».

Цель:

Продолжать учить детей конструировать мебель для игры с сюжетной игрушкой.

Строить широкую и узкую кровать, с использованием 4 и более кирпичиков.

Поддерживать игровую мотивацию: спеть для куклы колыбельную.

Постройка «Диван».

Цель:

Учить детей создавать новую постройку из кирпичиков.

Понимать слова: спинка, подлокотники.

Стремиться закончить начатую постройку и обыграть ее с использованием куколки(матрешки)Сопровождать игровые действия речью.

Постройка мебели для кукол.

Цель:

Побуждать самостоятельно строить предметы мебели.

Обыгрывать постройки, сопровождая свои действия речью.

Развивать умение работать в коллективе.

Октябрь

Постройка «Ворота».

Цель:

Научить детей делать перекрытие.

Создавать несколько вариантов постройки ворот: из кубиков, кирпичиков ,с использованием пластины.

Развивать творческие способности.

Учить играть с постройкой.

Постройка

«Домик для матрешки».

Цель:

Учить детей сооружать простую постройку, используя вместо перекрытия треугольную призму.

Воспитывать желание строить для игрушки.

Постройка

«Двухэтажный домик»

Цель:

Учить детей сооружать более сложный вариант постройки  домика, с использованием пластины и большего количества кирпичиков.

Обращать внимание на устойчивость конструкции.

Развивать творческие способности.

Постройка

«Теремок».

Цель: Учить сооружать постройку по собственному замыслу. Развивать творческие способности. Желание обыгрывать постройку с использованием сюжета сказки «Теремок»,

умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек.

Ноябрь

Постройка

«Ящик для овощей».

Цель:

Научить детей строить ящик из 9 кирпичиков.

Уметь правильно совершать конструктивные действия.

Плотно прикладывать кирпичик к кирпичику.

Воспитывать желание строить для игрушки.

Постройка

«Ступеньки».

Цель:

Учить детей строить лесенку из 6 кирпичиков в порядке возрастания, накладывая кирпичики друг на друга на широкую грань.

Развивать умение действовать последовательно.

Закрепить понятия «вверх», «вниз».

Воспитывать желание добиваться результата.

Постройка «Горка».

Цель:

Научить детей сооружать постройку из разных по форме деталей: кубиков, пластины.

Играть с постройкой

Постройка

 «Горка со ступеньками».

Цель:

Закрепить умение строить горку со скатом.

Сооружать постройку по имеющемуся опыту.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Постройка «Мост».

Цель:

Учить сооружать сложную конструкцию.

Используя пластину-как деталь соединения двух лесенок. Вызвать желание дополнить сооружение на мосту воротиками.

Развивать воображение и интерес.

Декабрь

Знакомство с

конструктором

 «Лего»

Построй, что умеешь.

Цель:

Познакомить детей с деталями конструктора «Лего».

С вариантами расположения строительных форм  на плоскости, с соединениями деталей. Дать возможность поэкспериментировать с элементами конструктора.

Конструирование

«Кран»

Цель:

Познакомить детей с новой поделкой из конструктора «Лего».

Показать алгоритм сбора деталей «Лего».

Развивать концентрацию внимания.

Развивать логическое внимание.

Конструирование

«Машина»

Цель:

Развивать умение строить машину по образцу.

Подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку.

Активизировать речь, обогащать словарь.

Конструирование

«На стройке»

Цель:

Продолжать учить детей называть детали конструктора: кубик,кирпичик,пластина.

Закрепить основные цвета.

Учить строить по условию.

Укреплять интерес к конструированию как виду игры.

Январь

Конструирование « Ворота»

Цель:

 Закреплять у детей умение строить по образцу.

Развивать зрительное и пространственное восприятие.

Умение работать в коллективе, помогать  друг другу.

Конструирование

«Поможем пастушку построить забор»

Цель:

Формировать представление о высоте предметов (высокий-низкий).

Прослеживание связи между конструкцией забора и его назначением.

Ознакомить детей со способами сооружения заборов и конструктивными возможностями разных деталей.

Умение соотносить свои постройки с имеющимся образцом.

Конструирование «Мебель»

Цель:

Продолжать узнавать детали конструктора.

Называть предметы мебели.

Формировать у детей представление о назначении мебели в жизни человека.

Развивать диалогическую форму речи

Воспитывать доброжелательное отношение, стремление помочь.

Конструирование «Теремок»

Цель:

Познакомить с основными частями конструкции домика: стены, крыша, окно, дверь.

Закрепить название деталей конструктора:

кирпичик, крыша, пластина, окно.

Закрепить цвета: красный. желтый, синий, зеленый.

Развивать умение следовать инструкциям педагога.

Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.

Февраль

Конструирование «Утка»

Цель:

Уточнить представление о частях тела  утки.

Учить строить по образцу.

Называть цвет деталей: желтый, красный.

Развивать воображение, желание обыграть постройку.

Конструирование «Собака»

Цель:

Уточнить и расширить представление детей о домашних животных.

Закрепить представление о частях тела собаки.

Учить детей передавать характерные особенности собаки ,опираясь на образец. Воспитывать любовь к животным.

Конструирование «Кошка»

Цель:

Учить строить фигуру кошки по предложенному образцу, учитывая способы крепления деталей.

Прививать любовь к домашним животным.

Конструирование

«Мои любимые животные»

Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание  изобретать, творить. Работать индивидуально и в коллективе

Март

Конструирование «Лодка»

Цель:

Упражнять детей в отборе деталей, из которых можно построить лодку.

Закреплять умение классифицировать транспорт, развивать фантазию и воображение детей,

Умение передавать форму объекта средствами конструктора.

Воспитывать умение играть с постройкой.

Конструирование «Самолет»

Цель:

Учить конструировать самолет, выделяя основные части и характерные детали конструктора.

Развивать логическое и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук, диалогическую и монологическую речь.

Поощрять самостоятельность.

Желание играть с постройкой.

Конструирование «Грузовик»

Цель:

Учить создавать сложную постройку из конструктора «Лего».

Правильно соединять детали.

Называть детали машины (кабина,кузов).Развивать фантазию и воображение при обыгрывании постройки.

Конструирование

«Наш городок»

Цель:

Обучать детей сооружать постройку, накладывая детали друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.

Развивать речевую активность. Воспитывать желание обыгрывать постройку, навык общения с педагогом и сверстниками.

Апрель

Конструирование «Красивые цветы»

Цель:

Продолжать учить соединять детали при постройке

Закреплять знания о названиях деталей,форме, цвете.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Развивать мелкую моторику рук

Умение слушать и слышать воспитателя.

Воспитывать уважительное отношение к маме.

Конструирование «Беседка для ребят»

Цель:

Закреплять умение строить постройку с перекрытием.

Конструирование «Бабочка»

Цель:

Учить узнавать на картинке и в конструкции бабочку, выделять ее особенности.

Поддерживать желание строить самостоятельно.

Развивать умение различать величину деталей конструктора(длинный короткий кирпичик),цвет(красный, желтый, синий, зеленый, белый)

Развивать произвольное внимание. Умение управлять своими движениями.

Воспитывать любовь к родной природе.

Конструирование

«Паучок»

Цель:

Продолжать знакомить детей с насекомыми.

Учить детей строить модель паучка, точно соединяя детали по образцу.

Май

 Конструирование

«Робот»

Цель:

Развивать воображение, внимание, сообразительность.

Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливая пространственное расположение этих частей относительно друг друга.

Развивать умение выполнять творческие задания.

Побуждать к игровому и речевому общению. Воспитывать доброту,отзывчивость

Конструирование

«Праздничный концерт для игрушек»

Цель:

Упражнять детей в конструированиимебели из лего-конструктора, активизировать словарь по теме «мебель», воспитывать самостоятельность и активность на занятии,навык обращения с раздаточным материалом

Конструирование:

«Деревья. Ель, Дуб.»

Цель:

Учить создавать композицию деревьев из элементов конструктора «Лего»

Развивать конструктивные навыки и умения, мелкую моторику, воображение.

Воспитывать стремление помочь друг другу,

.

День открытых дверей. Конструирование по замыслу

Цель:

Формировать умение создавать замысел и реализовывать его.

Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора.

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитывать умение работать сообща.

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Май

Итого за

год

неделя

4

4

4

4

4

4

4

4

32

время

1 – 0,20

0,80

1 – 0,20

0,80

1 – 0,30

0,120

1 – 0,30

0,120

1 – 0,30

0,120

1 – 0,30

0,120

1 – 0,30

0,120

1 – 0,30

0,120

0,480 ч

3. 2. Организация предметно-пространственной среды

Для проведения данной образовательной услуги используется методический кабинет, расположенный в здании 1 /ул. Пушкина 27 «А», развивающая среда  организуется непосредственно перед игрой-занятием, с внесением тематического и игрового оснащения в соответствии с тематическим планом.

 период оказания услуги - с 01.09.16 г. по 31.05.16 г.;

  • время и место проведения - во II-й половине дня, 15.30;
  • количество занятий в месяц -  8 занятий (по 4 в каждой возрастной группе);
  • организация работы с детьми - подгрупповая;
  • занятия посещают дети 1до 2х и с 2х до 3х лет.
  1. Кадровые условия реализации Программы

Занятия по конструированию и  легоконструированию с детьми раннего возраста проводит Елена Николаевна Костоусова, воспитатель 1 квалификационной категории.

  1. Планирование образовательной деятельности

  1. Режим дня и распорядок

Расписание игр-занятий составляется в соответствии с возрастом детей раннего возраста и учётом непосредственно образовательной деятельностью реализуемой во II половине дня.

6. Список литературы

1. З.В. Лиштван Конструирование: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет.сада./под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей дет. Сада / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988 – 144с.

3. Гризик Т.И. Познаю мир: метод.рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

4. Губа Г.И. Комплексные разивиющие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.

5. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

6. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.

7. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

План работы Программы дополнительного образования для дошкольников раннего возраста в кружке "Забавушка"

Годовой план  Программы дополнительного образования для дошкольников раннего возраста в кружке "Забавушка"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...