Главные вкладки

    Работа с природным материалом, как актуальная тема в сфере современного дошкольного материала.
    материал по конструированию, ручному труду

    Додица Ольга Юрьевна

    Краткий обзор различного использования природных материалов в работе с дошкольниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья на тему:

     Работа с природным материалом как актуальная тема в сфере современного дошкольного образования.

    Подготовила:

     Воспитатель

     МДОУ « Детский сад№3»

     п. Ракитное Белгородской области

    Додица О.Ю

    Работа с природным материалом как актуальная тема в сфере современного дошкольного образования.

    В.А.Сухомлинский писал:

    «Истоки творческих  способностей и

     дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….  И чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    Статья посвящена актуальной проблеме эффективности работы с природным материалом в сфере дошкольного образования.

    Нередко приходится слышать от родителей подобную жалобу: « Так хочется заняться на досуге с малышом изготовлением,  каких либо поделок, да вот только из чего их мастерить?» А, оказывается, что сырье для подобных поделок буквально лежит у нас под ногами. Стоит только выйти из квартиры и прогуляться до ближайшего парка или лесного массива. Это желуди, каштаны, листья, цветы, семена, овощи и фрукты, и многое другое. Стоит только дать разгуляться фантазии и воображению.

    А про то, как превратить все это изобилие в полезные и неповторимые изделия и для чего все это нужно, я поведаю в этой статье.

    Давайте вместе с детьми окунемся в таинственный мир  чудес и поможем им научиться создавать сказку своими руками. Мы - педагоги, день за днем, месяц за месяцем в своей работе, учимся смотреть на мир глазами ребенка, видеть новое и удивительное в привычных предметах. Мы заново с восторгом открываем для себя красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливых ракушек и камней. Так давайте вместе с детьми, родителями, педагогами заниматься приятным и полезным занятием: обучением детей использованию природного материала с целью создания волшебных композиций, тем самым позволяя ребенку самостоятельно изучать окружающий мир – пробовать на ощупь траву и песок, бегать по лужам, лепить из глины пирожки, собирать ракушки, камушки  или перышки.

    Но очень важно, чтобы вкладывая в руки ребенка кусок глины, морскую ракушку или что- то другое, мы не только пользовались интуицией или богатым педагогическим опытом, но и руководствовались возрастными особенностями детей. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче им будет развивать мелкую моторику, а, значит, им будет легче учиться в школе. Но для того, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, нужно детей завлечь интересными рассказами о том, что вы собираетесь сделать, для чего это нужно, и для чего это может пригодиться в дальнейшем. Нужно создать условия, в которых ребенок почувствует себя настоящим волшебником, изобретателем или даже спасателем! Ведь создавая свои шедевры из природного материала, дети погружаются в совершенно новый неизведанный и волшебный для них мир, со своими реалиями и условностями. А мы – взрослые, всего лишь проводники в этом мире полном чудес и волшебства.

    Поделки из песка – пусть разгонится тоска!

    Мелкий песок, который легко можно найти на любом берегу реки или пляже, подойдет для изготовления различных картин или даже фигур. В песок можно добавить краску гуашь или любую другую, высушить его и использовать в рисовании песком. Так же можно  добавить канцелярский клей и получится пластичный материал для лепки.  На улице можно из песка строить замки, лепить различные фигуры от самых простых пирожков,  до больших фигур животных или даже  скульптур.

    Травы, мох, цветы и листья – пригодятся очень быстро!

    Цветы и травы, мох и листья перед использованием собирают и засушивают, мох очищают от мусора. Из них готовят красивые панно, картины и другие поделки. Из каштанов, ягод, желудей и других мелочей можно изготовить волшебные бусы. Из листьев можно выполнить огромное количество замечательных поделок. Это и прекрасные букеты и оригинальная аппликация для малышей.

    Хороши запасы – на зиму припасы!

    Можно собрать в прозрачную банку или бутылку разноцветные слои круп или семян, чтобы холодной зимой дети могли поделиться с птицами или белками, а у детей от этой поделки всегда будет хорошее настроение. Из фруктов и овощей можно сделать различные фигурки животных, а так же обучать детей начальным азам карвинга.  Можно собрать и высушить овощи или фрукты, которые тоже не только могут поднять настроение детям и взрослым, но и можно использовать как корм для животных и птиц в холодное время года, тем самым воспитывая в детях доброе отношение, заботу о братьях наших меньших.

    Шишка, шишка получился мишка!

    Для празднования нового года вовсе необязательно вырубать в лесу ель. Можно сделать ее собственными руками из шишек! Существуют различные технологии для этого. Можно склеить шишки клеем, а можно соединить между собой проволокой, затем покрасить краской – аэрозолем. Дети в восторге от такой елки! И на нее можно изготовить потрясающие игрушки своими руками из тех же шишек, такие как: ежи, зайцы, мыши, страусы, медведи!

    Это только малая часть того, что можно использовать в работе с детьми. При, чем  дети всегда воспринимают с большим азартом  занятия по аппликации или лепке с использованием  природных материалов. У них горят глаза от интереса к происходящему волшебству на их глазах.

     Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, ведь именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. А каждый ребенок , поработав с природным материалом и увидев результаты своего труда обретает уверенность в собственных силах и учится любви и бережному отношению ко всему, что его окружает. Может быть, именно благодаря этому наш мир станет добрее и лучше!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Поделки из природного материала Мастер – класс для воспитателей. Выполнила воспитатель МКДОУ « Теткинский детский сад «Сказка» Черныш Ирина Ивановна

    Слайд 2

    В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. И чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    Слайд 3

    В процессе работы с тканью, бумагой, природным и бросовым материалом дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях, украшении группы, дома. Ручной труд и конструирование формируют такие психические качества, как воображение, мышление, речь. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики у дошкольников – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

    Слайд 4

    РУЧНОЙ ТРУД Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса детей, формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе . Задачи обучающие: знакомить детей с «экологической тропой детского сада», учить узнавать, называть растения; учить технике работы с природным материалом; развивающие: развивать творческое самовыражение детей через полученные знания и умения, способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей , художественного вкуса; воспитательные: пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности.

    Слайд 5

    Работа начинается со сбора природного материала

    Слайд 7

    Шишки и хвоя Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою. Плоды хвойных деревьев — шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

    Слайд 8

    Орехи и каштаны При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи , фисташки. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются. Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы Деда-мороза. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

    Слайд 9

    Жёлуди Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой — плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре — октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку — из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них. Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

    Слайд 10

    Ветки и корни Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток — работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно помнить, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Для поделок могут быть использованы также и корни . Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.

    Слайд 11

    Листья Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья . Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

    Слайд 12

    Семена Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например, семена клена, ясеня. Они известны как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.

    Слайд 13

    Шиповник, рябина Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины . Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму. Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

    Слайд 14

    При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия: Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение. Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера. Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным. О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу. Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

    Слайд 15

    В работе с детьми мы используем наиболее эффективные методы и приемы: Создание заинтересованности. Использование художественного слова и музыкального сопровождения. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами. Рассматривание схем последовательности работы. Показ с объяснением. Активизация речи детей. Динамическая пауза. Практическая деятельность детей. Уточняющие вопросы. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется. Анализ и самооценка деятельности детьми. При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы.

    Слайд 16

    Дополнительные материалы Бумага. Фольга. Употребляется для украшения поделок, переплетов. Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей игрушек. Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки. Нитки. Клей ПВА. Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся для оформления поделок.

    Слайд 17

    Инструменты Шило. Ножницы. Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой. Карандаш простой. Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки. Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Стека — инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия).

    Слайд 18

    Какие поделки можно придумать?

    Слайд 19

    Гусеничка Стрекоза Бабочки

    Слайд 20

    Кошечка Цапля

    Слайд 21

    Олень Павлин

    Слайд 22

    Лошадка Собачка

    Слайд 23

    Буратино Девочка с коромыслом

    Слайд 24

    Рыбачок Музыкант

    Слайд 25

    Лесовичок Подружки

    Слайд 26

    Пингвины Факир

    Слайд 27

    Дети любят все, что сделано своими руками

    Слайд 30

    Дорогие воспитатели! Больше фантазируйте!

    Слайд 31

    Список используемой литературы. И.А. Базик , Э.А. Гульянц «Что можно сделать из природного материала». Л.А. Каменева, А.К. Матвеева и др. «Как знакомить дошкольников с природой». З.А. Яблонская «Большая книга поделок». Журнал «Цветной мир» №4 2008. П.Ю. Огерчук «Работа с клеем и ножницами». Л.В. Болканова «Поделки из природного материала».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для папки-передвижки "Работа с природным материалом".

    Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью данной информации родители могут создать интересные поделки из природного материала вместе с детьм...

    Консультация на тему: «Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом»

    Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....

    Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».

    Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»

    Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....

    Конспект занятия для детей старшей группы Тема: «Озорные корешки» (работа с природным материалом)

    Данный материал поможет научить детей анализировать природный материал как основу будущей поделки (ориентироваться в материале, называть детали и их пространственные признаки, видеть в нем различные о...