долгосрочный проект "Волшебные лоскутки"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Маркова Татьяна Витальевна

Развитие творческих способностей детей посредством работы с тканью.

 

Проект «Волшебные лоскутки»

 

Дети охотно  всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только следует этому мешать, но нужно принять меры к тому, чтобы всегда у них было что сделать.

Каменский Я.А.

Актуальность: 

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации. Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации. В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Возможно, боятся за безопасность детей при работе с иголкой (но этого можно избежать, соблюдая все необходимые правила!) или просто воспитателей пугает большая подготовка к этому виду труда, или даже - сам процесс труда? Но с каким удовольствием девочки и даже мальчики открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полуобъёмные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Вот почему работа кружка «Волшебные лоскутки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Цель работы:

Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

1.Познакомить детей с правилами безопасности при работе с ножницами и иглой.

2. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.

3. Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.

4. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки, пуговиц и ниток).

5. Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).

6. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Продолжительность реализации проекта: 3 года.

Участники: дети 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа).

Прогнозируемые результаты.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по шитью: «вперед иголкой», «назад иголкой», «шов через край»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

--умением изготовить поделку, игрушку при помощи шитья и вышивания.

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других шитью.

 

Обследование умений и навыков работы с нитью (подготовительная группа)

Умение правильно отмерять нить;

Умение вдевать нитку в иголку;

Умение завязать узелок;

Умение пришивать пуговицу;

Шов « вперёд иголка», «Назад иголка», «Козлик», «Через край»;

Умение сшивать изделие швом "Вперёд иголка", "Назад иголка", "Через край";

Точность выполнения;

Координация движений.

Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий шитья для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

-- анкетирование родителей на тему: «Работа с тканью, результаты работы с детьми».

 

 

      Радость работы с тканью.                                                  

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Ребёнок эмоционален, он постоянно ищет, пробует, исследует, и эта деятельность для него –творческая; путём проб и ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в правильном направлении, т.е развиваться. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачество, шитья, вышивания).Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, приложения, стремление к качественному выполнению задуманного.Результат работы: каждый ребенок не только видит и ценит результат своего труда, но и создает совершенно индивидуальную, неповторимую работу, благодаря которой ребенок самоутверждается. Работа с тканью, нитью помогает развивать мелкую моторику пальцев, рук, а также внимание, воображение, мышление, пространственную ориентировку, усидчивость, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, кроме того формируются навыки контроля и самоконтроля.Искусство изготовления игрушек - один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра. Взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки- сшитой из лоскутков ткани, меха. В нашей группе ведётся кружковая работа по ручному труду. Детям очень нравится шить мягкие игрушки . Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре. Очень хорошо использовать фетр, но для этого нужны денежные затраты. Мы используем лоскутики флиса, плюша, ланакоты. Эти ткани легко обрабатывается и хорошо сохраняет форму игрушки, Для выполнения объѐмных набивных игрушек мы используем синтепон .Для изготовления мягкой игрушки своими руками у нас в группе есть выкройки и последовательность изготовления. Мы изготавливаем свои игрушки при помощи ручных швов. Игрушка, сделанная своими руками, радует глаз, поднимает настроение и экономически выгодна.Поэтому хочется подробнее остановиться на видах работ с тканью, нитью, с которыми старшие дошкольники в силах справиться.

1. Вышивка по ткани: самыми простыми видами швов.

Прежде чем начинать обучение простейшим приемам ши­тья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражне­ния, направленные на развитие зрительно-двигательной коор­динации и мелкой моторики кисти. Такую работу можно начи­нать уже в конце второй младшей группы, в начале средней группы.

2. Аппликация из ткани:

3. Изготовление поделок из ткани и мягких игрушек:

 Благодаря полученным навыкам и умениям, детям становятся доступны более сложные по испол­нению изделия, предложенные для подготовительной группы.Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, чему в дошкольном возрасте должно уделяться основное внимание.

Практические советы:

      -Используйте в работе клей ПВА М «Луч» (менее заметны погрешности в работе).

      -Ткань лучше всего брать из натуральных волокон. Очень хорошо подойдёт флис, ланакота. 

      -Ножницы должны хорошо резать ткань, поэтому лучше выбрать германского, а не китайского производства.

      -Хорошо брать иглы с широким ушком. Для декорирования подойдут иглы для бисера.

      -Напоминайте о правилах безопасности при работе колющими и режущими предметами.

      -Очень интересные игрушки получаются из плюша, но с ним работать сложнее.

Советы родителям:

-Начните знакомство с ручным трудом с самых простых поделок, предлагая ребенку повторять ваши действия.

-Получайте удовольствие от общения с ребенком, не требуйте от него слишком много.

-Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.

-Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет на помощь.

-Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.

-При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Поиграем в лоскутки", конспект занятия "Сказочное путешествие"

Данная методическая разработка в помощь воспитателям для закрепления у дошкольников знаний о цвете. здесь представлены варианты игры с лоскутками для детей 3-7 лет. Наши дети нуждаются в красках, они ...

Праздник "Лоскутков и ленточек"

Праздник проводился в летне-оздоровительный период ,был посвящен знакомству с народным творчеством и приобщению к народным играм и русской культуре....

"Разноцветные лоскутки"

Программа знакомит детей с художественным конструированием из различных лоскутков ткани; развивает художественный вкус, творчество, фантазию....

"Разноцветные лоскутки" (Развивающая дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие сенсорики....

Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинус...

Совместный проект «Вместе с родителями мастерим, лоскутки ткани в куклу превратим»

Очень часто стала замечать, что детей старшего возраста заинтересовывают знания  о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и те...