Консультация для воспитателей "Конструкторы Лего – страна увлекательного детства"
консультация по конструированию, ручному труду

Бышева Елена

Консультация для воспитателей "Конструкторы Лего – страна увлекательного детства" способствует:

1. Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).

2. Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).

3. Способствует самореализации каждого ребёнка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teme_konstruirovanie.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация по теме:

«Конструкторы Лего как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды»

                                                                               Подготовила

                                                                              воспитатель

                                                                               Бышева Е.В.

Лямбирь 2019 год

 

     В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной,  безопасной, должна   соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы (ФГОС п. 3.3.4.)

       Конструкторы LEGO идеально соответствуют этим требованиям, а так же  тематике сюжетно-ролевых творческих игр для детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое  через игровую деятельность. Так как именно в игре можно одновременно развивать тело ребенка, упражнять его внешние чувства, знакомить с окружающими людьми, миром природы, общественной жизнью, готовить к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня форсированности  у него сенсорных процессов, т.е. от того, насколько полно и точно воспринимает ребенок окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются:  достаточная тонкость и точность восприятия сенсорной информации, высокая сенсорная координация и двигательная умелость, способность устанавливать связи  между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха и т.д.

Ядро педагогической системы, предположенной Фребелем, позволяющий пробудить «чувственный мир ребенка» и подготовить его к школьному обучению, составляло использование игр со специально разработанными «дарами» - игровыми предметами: деревянными шарами, кубиками, брусками, призмами, конусами. По мысли ученого, эти предметы должны были знакомить малыша со свойствами геометрических тел, вырабатывать пространственное воображение и умение соединять части в целое, давать первоначальные навыки конструирования. То есть все то, что позволяло обеспечить достаточный уровень развития его сенсорных процессов.

Со временем, заложенные выдающимся педагогом, трансформировались и приобрели новое звучание благодаря появлению серии удивительных конструкторов датской фирмы LEGO. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, предоставляет колоссальный простор для познавательно – исследовательской, социально – коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

 

     

           Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Конструкторы Лего – страна увлекательного детства

           Конструкторы относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка. Как известно, они вырабатывают терпение и усидчивость, успокаивают и способствуют овладению умениям абстрактно мыслить и познавать пространство. Конструкторы развивают мелкую моторику ребенка и логическое мышление. Все это говорит о том, что конструктором можно увлечь ребенка любой возрастной категории, и это всегда принесет пользу. Конструкторы фирмы Лего привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях. Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать.

 По возрастным категориям

Первое, на что обращаем внимание при выборе конструктора – это возраст ребенка.  С ростом и развитием малыша детали становятся мельче, а сложность процесса сборки усложняется, поэтому выбирая игру, следует ознакомиться с описанием правил, указанных на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь.

Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет Лего серии Дупло (Duplo). Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

           Также интересны для малышей, да и для деток старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft». Тут уж и родители не смогут удержаться от сооружения настоящих домиков и башен.

           Для детей 3-6 лет конструкторы Лего представлены в самом большом ассортименте – от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.), Даша-следопыт, зоопарк, и др.

          Конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки – Лего- Звездные войны, Ниндзя, Бен Тэн, средневековые замки и пр.

В эту категорию можно отнести настольные игры, а также транспорт на дистанционном управлении.

 По половому различию

             Кроме того, разнообразие наборов Лего определяет «стиль» игры, что позволяет сделать ее интересной как для мальчиков, так и для девочек. Таким образом, в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои.

           Если у вас в семье есть и мальчик, и девочка, можно приобрести один набор для двоих, но разнообразить его дополнительными деталями по вкусу ребенка, которые продаются отдельно и подходят к конструктору. Так, например, приобрести для девочки гарнитур для сконструированного домика, а для мальчика героя из серии Лего ниндзя   или Истории игрушек, Тачек. Причем все герои Лего – это не просто фигуры, а персонажи, у каждого из которых есть свой стиль, история, оружие и прочее, и наши дети, как правило, все это знают.

По тематике

            Большинство наборов Лего посвящено определенной тематике: например, транспортной, для собирания дороги, машин, а также строительной, растительной, животной. Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.

         Отдельно стоит выделить и наборы Лего – настольные игры.

Кнопочный конструктор "Лего" в переводе с датского обозначает "умная (хорошая) игра", а самое главное, что это яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий большие возможности для поисковой деятельности детей.

Конструктор "Лего" имеет преимущества по сравнению с металлическим и деревянным:

1. Разнообразие - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т. д.

2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.

3. Детали прочные, легкие, яркие, нетравматичные, привлекают внимание детей.

4. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.

5. Развивается речь, что особенно актуально для детей с её нарушениями.

        Созданные постройки из "Лего" используют с детьми в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

        У ребёнка появляется возможность создать собственный образ колобка или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что детям с речевой патологией необходима помощь педагога в овладении не только игрой – театрализацией, но и в создании Лего-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки, оказание целенаправленной помощи, беседа.

       Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, передовая своё отношение к ним. Дети выбирают различные Лего-элементы для отдельных частей тела героев, подчёркивая их индивидуальные качества.  

Сказка «Как собрать жирафа»

      Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Лего помогает ребёнку видеть мир во всех его красках, что способствует его развитию. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Давайте играть в "Лего-сказки", но сначала придумаем героев этих сказок. "Для развития интереса придумывала маленькие сказки сама, затем дети обыгрывали эти сказки. Так как сами элементы и тем более соединённые детали могу т превращаться во что угодно (дом человека, замок, пещеру, на глазах у детей превращаются детали в сказочные персонажи.

Использование конструктора "Лего" в театрализованной

деятельности способствует следующему:

1. Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).

2. Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).

3. Способствует самореализации каждого ребёнка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Итак, при помощи использования кнопочных конструкторов "Лего" театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также личностные качества.

ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?

         Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей универсальности они оказываются наиболее предпочтительными развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки ребенка.

         Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи.  

         Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!

        Модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций (например, гараж, депо или даже ангар). Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии.  

        Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы.

        Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.  

        Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдет в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом. Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.  

         Каждый ребёнок заслуживает, чтобы его окружали любящие заботливые люди, и обстановку, в которой он мог бы спокойно играть. При этом условии у ребёнка появляется множество возможностей, он может сам решать, каким способом ему удобнее познавать мир, когда ему интересно – тогда ему хорошо и спокойно.

Интересные факты о Лего

         В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария. Эта соль не растворяется в воде, что делает её нетоксичной для организма, и хорошо видна на рентгеновских снимках. Таким образом, если ребёнок проглотит деталь, её будет легко найти по этим снимкам.

Базовый набор LEGO, способный увлечь и объединить детей в возрасте от 3 до 7 лет. Изначально данный комплект был рекомендован разработчиками к использованию в практике работы с детьми старше 5 лет, но наш опыт свидетельствует о возможности и целесообразности его применения и при взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста. В комплект входят: белая плата – основание, фигурные детали четырех основных цветов, элементы с нарисованными глазами, платформа с колесами и дверью, четыре человечка в одежде разных цветов. Целесообразная продуманность комплектования продуманность комплектования набора обеспечивает взрослым большое разнообразие содержания, которое можно реализовать, имея в группе такие базовые комплекты.

Работа с детьми

Виды деятельности:

- Самостоятельные игры-LEGO по замыслу, по схемам, по чертежу

- Дидактические игры

-Включение игр LEGO в интегрированные мероприятия, досуги

-Детские конкурсы LEGO-творчество

-Индивидуальные Игры-LEGO с педагогом

-Спонтанные и коллективные игры- LEGO

Работа с родителями

-Консультирование

-Выставки совместных работ, фотовыставки LEGO

-LEGO- праздники

-Участие в пополнении игровых LEGO-уголков в группах.

Игровые упражнения для детей 3 – 7 лет.

Приведу небольшую подборку игровых упражнений для детей 3 – 7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Эти упражнения мы используем в своей педагогической деятельности. Обращаю внимание, что конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, применение одних и тех же игровых упражнений способствует поли сенсорному развитию детей, поэтому предлагаемая классификация заданий по образовательным областям достаточна условна.

Познавательное развитие:

«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную т тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и  словесной инструкции.

«Найди пару!»

        Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.

«Запомни и повтори ряд!»

        Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу.

«Что изменилось?» или «Чего не стало?» (3-7лет)

        Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

        Социально – коммуникативное развитие:

«Светофор» (3-5 лет)

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цвет восприятие.

«На дороге» (5-7 лет)

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; способствовать пониманию конструктивных особенностей построек (устойчивая, неустойчивая, опасная и т.д.)

«Незнакомая собака» (3-5 лет)

        Цель: познакомить с правилами поведения при встрече с уличными животными; сформировать представления об опасности взаимодействия с ними; проигрывать ситуации безопасных контактов с животными.

«Когда за дверью незнакомец» (5-7 лет)

        Цель: познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

Речевое развитие

«Выложи схему слова!»

        Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные синим, согласные мягкие зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку!» (5-7 лет)

        Цель: развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация:«Конструкторы LEGO - страна увлекательного детства»

В данной консультации представлены основные функции и значения конструктора Lego в развитии логического мышления и мелкой моторики рук у ребенка...

Консультация для родителей "Конструкторы LEGO-страна увлекательного детства"

В силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительно наглядными пособиями и развивающими игрушками....

Кружковая работа по Лего-конструированию «Увлекательное путешествие в лего-мир» в средней группе «Семицветик»

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...

Конструкторы Lego - страна увлекательного детства

Конструкторы Lego - страна увлекательного детства...

Консультация для родителей «Конструкторы LEGO - страна увлекательного детства»

Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора.Развивать коммуникативные способности и навыки общения....