Главные вкладки

    План - программа работы по теме:«Техника оригами как средство развития мелкой моторики у детей 5 –7 лет»
    календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

    Борисова Валентина Николаевна

    План- программа работы разработана по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Конструктивно – модельная деятельность») для детей 5-7 лет.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_origami.docx36.76 КБ

    Предварительный просмотр:

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 70»

    План-программа работы

    по теме

    «Техника оригами как средство развития мелкой моторики у детей 5 –7 лет»

    по образовательной области

    «Художественно – эстетическое развитие»

    (раздел «Конструктивно – модельная деятельность»)

    Воспитатель: Борисова В.Н.

    г. Ярославль.

    Старшая группа

    Задачи:

    • упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении;
    • закреплять знание базовых форм «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник»,

    « двойной квадрат».

    • учиться самостоятельно работать по инструкционным картам;
    • обогащать и активизировать словарный запас;
    • расширять знания об окружающем мире, природе;
    • развивать  мелкую моторику, конструктивное мышление, воображение;
    • формировать культуру труда, воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;
    • создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе.

    Тема

    Содержание

    Материал к занятию

    Словарь

    Формы

    работы

    сентябрь

    Диагности -

    ческое

    обсле-

    дование.

    Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики.

    Диагностические

    карты.

    Сказка

    Квадратика.

    Альбом для рисования.

    Познакомить детей с новым видом искусства "оригами" с помощью  персонажа  "Квадратика", учить складывать лист бумаги пополам, опуская верхние углы вниз, познакомить с базовой формой "книжка". Используя базовую форму "книжка", изготовить небольшой альбом для рисования.

    Игровой персонаж "Квадратик",

     квадратные листы бумаги(20х20).

    "Оригами", верхние и нижние углы, пополам, базовая форма "книжка", сгиб.

    Занятие по ручному труду,

    индивидуальная работа.

    октябрь

    Флажки.

    Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, познакомить детей с новой базовой формой "треугольник".

    Используя базовые формы "книжка" и "треугольник", изготовить флажки.

    Игровой персонаж "Квадратик", набор разнообразных флажков, квадратные листы бумаги (15x15).

    Диагональ, базовая форма

     "треугольник".

    Свободная деятельность, индивидуальная работа.

    Грибы.

    Познакомить с новой базовой формой "дверь". Закрепить знание базовых форм "книжка" и "треугольник". Складывание грибов: подберезовика, подосиновика, мухомора.

    Набор открыток и фотографий "грибы", стихотворение" Гриб" М.Ходякова, квадраты на шляпки, прямоугольники на ножки.

    Базовая форма "дверь". Съедобные грибы, внутренние стороны.

    Интегрирован- ное занятие по ФЭМП и ручному труду, индивидуальная работа.

    ноябрь

    Елочки.

    Познакомить детей с новой базовой формой "воздушный змей", при складывании используем базовые формы " треугольник" и " воздушный змей".

    Стихотворение К.Чуковского "Елка",

     6 квадратов разного размера, репродукции картин о лесе.

    Базовая форма "воздушный змей.

    Занятие по ручному труду,

    индивидуальная работа.

    "В осеннем лесу".

    Учить соединять детали в единое целое, создание композиции осеннего леса.

    Загадки о животных и растениях,

    иллюстрации к книгам о природе,  квадраты разнообразной цветной бумаги.

    Ель, хвоя, хвойные деревья, ельник.

    Интегрирован- ное занятие по познавательному

    развитию и аппликации.

    Рыбка

    Упражнять в складывании бумаги разными способами: базовая форма "треугольник" - 2подгруппа; базовая форма "воздушный змей" -1 подгруппа, закреплять навыки работы с ножницами (вырезание хвоста).

    Подготовительная работа-окрашивание бумаги "под мрамор" и "набрызгом", квадраты разного цвета.

    Хвост, плавники, карась, окунь, ерш.

    Занятие по ручному труду,

    индивидуальная работа.

    декабрь

    Лягушонок.

    Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму "треугольник", учить находить у треугольника острый угол.

    Рассказ Шестопаловой "Лягушонок", "лягушка- путешественница", квадраты зеленого цвета.

    Диагональ, лягушка, жаба, лягушонок.

    Интегрирован ное занятие по ФЭМП и ручному труду, индивидуальная работа.

    "Веселый

    аквариум".

    Объединяясь в пары, создавать композицию, развивать умение оформлять поделку аппликацией или рисуя детали.

    Рассматривание иллюстраций о жизни подводных обитателей,   квадраты разнообразной цветной бумаги.

    Аквариум.

    Занятие по аппликации.

    январь

    "О чем грустят кораблики".

    Учить складывать квадратный лист бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя.

    Окрашенный цветным клейстером лист бумаги, квадраты разного цвета, аудиозапись "Шум прибоя".

    Якорь, парус,

    Интегрирован ное занятие по рисованию и ручному труду. Коллективная работа.

    Щенок.

    Учить делать складку " молния", закреплять у детей умение находить у треугольника острый угол, закреплять умения соединять полученные детали вместе.

    По два квадрата на ребенка (коричневого, серого, рыжего или черного цвета), рассказ Сутеева "Кто сказал "мяу"?, альбом "Домашние животные"

    Диагональ, сгиб, острый угол, складка

    "молния ".

    Занятие по ручному труду,

    индивидуальная работа.

    Котенок.

    Знакомство с инструкционными картами, условными обозначениями.

    По два квадрата на ребенка (коричневого, серого, рыжего или черного цвета).

    Линия сгиба, центр заготовки.

    Свободная деятельность, индивидуальная работа.

    февраль

    Мордочка лисы и волка

    Учить работать по инструкционным картам, закреплять умение находить и называть углы.

    Квадраты оранжевого или красного цвета для лисы, серого - для волка.

    Дикие животные,  хитрая, плутовка, злой, голодный.

    Интегрирован- ное занятие по познавательному развитию и ручному труду.

    Мордочка лягушки и медведя.

    Учить работать по инструкционным картам.

    Квадраты зеленого, коричневого, бурого цветов.

    Квакушка,

    косолапый.

    Интегрирован ное занятие по ФЭМП и ручному труду.

    март

    Мордочка зайца и мышки.

    Учить работать по инструкционным картам.

    Квадраты серого, белого, голубого цветов, загадки о диких животных.

    Косой,

    трусишка,

    мышка-

    норушка

    Занятие по ручному

    труду-

    "В гостях у сказки "Терем- теремок".

    Учить детей оформлять поделками оригами эпизод сказки " Теремок".

    Чтение сказки" Теремок", рассматривание иллюстраций, листы цветной бумаги.

    Действующие лица, иллюстрации, сказочные персонажи.

    Интегрирован- ное занятие по развитию речи и аппликации.

    Царевна-

    лягушка.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, дополнять изделие деталями.

    Квадраты: зеленого цвета 10X10; 7,5x7,5; красного -3x3; желтого -3x3 ^иллюстрации к сказке.

    Земноводное,

    болото,

    Иван-царевич,

    лилия.

    Интегрирован ное занятие по рисованию и ручному труду.

    Апрель

    Кит.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции.

    Квадрат синего, серого, фиолетового цветов.

    Морские обитатели.

    Занятие по ручному труду,

    индивидуальная работа

    апрель

    Карп.

    Познакомить с новой базовой формой "рыба", рассмотреть схему сборки базовой формы.

    Квадраты разного цвета.

    Базовая форма "рыба"

    Индивидуальная работа.

    Рыбка.

    Сюжетная

    композиция

    "Море"

    Познакомить с новой базовой формой "двойной треугольник". Закрепить знание базовых форм, закреплять навыки работы с ножницами (хвост и плавники).

    Создание морской композиции.

    Квадраты ярких оттенков (красный, оранжевый, розовый и т.д.)

    Базовая форма " "двойной треугольник", пруд, море, океан.

    Занятие по ручному труду и аппликации.

    май

    Самолет

    Продолжать учить складывать бумагу в заданном направлении.

    Квадраты разного цвета 20x20.

    Истребитель.

    Занятие по ручному

            труду.        

    Диагностическое обследование

    Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики

    Диагностические

    карты.

    июнь, июль, август.

    Летние композиции "Цветущий луг", "Море"," "Воздушный и водный транспорт", "Африка", "Птичий двор".

    Создание композиций по выбору детей.

    Упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении, закреплять знание базовых форм: "треугольник", "книжка", "дверь", "воздушный змей", "двойной треугольник", "двойной квадрат".

    Квадраты разного цвета и размера по выбору детей, обрезки разнообразной цветной бумаги, тонированные листы бумаги.

    Базовые формы "треугольник", "воздушный змей",

    "двойной квадрат",

    "птица ".

    Свободная деятельность, совместная деятельность и индивидуальная работа.

     

    Подготовительная группа

    Задачи:

    • упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении;
    • закреплять знание базовых форм «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник»,
    • « двойной квадрат», «рыба», «конверт», «дом».
    • учиться самостоятельно работать по инструкционным картам;
    • обогащать и активизировать словарный запас;
    • расширить знания об окружающем мире, природе;
    • развивать мелкую моторику, конструктивное мышление, воображение;
    • формировать культуру труда, воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;
    • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе.

    Тема

    Содержание

    Материал к занятию

    Словарь

    Формы работы

    сентябрь

    Диагностическое обследование

    Провести диагностику с целью выявления уровня сформирован-ных умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики

    Диагностические

    карты.

    "Ваза с фруктами".

    Закреплять умение работать по инструкционным картам и  словесной инструкции, закрепить умения делать складку "молния".

    Квадрат 15x15 для вазы, квадраты разного цвета для фруктов.

    Овощи, фрукты, ваза.

    Интегрированное занятие по познавательному развитию и аппликации. Совместная работа.

    .

    Лисичка-

    сестричка.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, закрепить умения делать складку "молния".

    2 квадрата оранжевого или красного цвета(окрашенные с одной стороны)  одинакового размера.

    Лисичка-

    сестричка,

    плутовка,

    лиса-краса.

    Занятие по ручному труду, индивидуальная работа.

    октябрь

    Уточка.

    Учить делать складку "долина", закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции,

    Квадрат белого, серого цвета.

    Перелетные

    птицы.

    Занятие по ручному труду.

    Деревья и елочки.

    Закрепить знание базовой формы "двойной треугольник", закреплять умение складывать деревья, используя разнообразные базовые формы.

    Квадраты зеленого цвета разных оттенков.

    Лиственные

    деревья,

    хвойные,

    ельник,

    березовая роща.

    Свободная деятельность и индивидуальная работа.

    "Серая шейка".

    Создавая композицию, развивать умение оформлять  поделку аппликацией или рисуя детали.

    Тонированный лист бумаги, обрезки цветной бумаги.

    Чтение сказки "Серая шейка" (Мамин- Сибиряк)

    Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации.

    ноябрь

    "Утка с утятами".

    Учить детей делать объемную поделку способом оригами.

    Квадраты белого, серого, желтого, черного цвета разного размера, тонированный лист картона.

    Птенчики, утята, озеро.

    Интегрированное занятие по ФЭМПи ручному труду. Коллективная работа.

    "Зимующие птицы" (синички, снегири, воробьи.)

    Учить создавать по одной схеме, но из бумаги других цветов фигурки различных птиц, делать надрезы.

    Квадраты двухцветной бумаги: чернокрасной, сине-желтой, коричневобурой.

    Зимующие, родственники- все из семейства воробьиных птиц, надрез.

    Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду.

    Снеговик.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, выполняя новую операцию: раскрывать "карманы", расплющивая их.

    3 квадрата белого цвета, разного размера; квадрат, окрашенный с одной стороны.

    Снеговик,

    расплющить

    "карман".

    Свободная деятельности и индивидуальная работа.

    декабрь

    Снегурочка.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, упражнять в соединении деталей в единое целое.

    Квадрат 20x10 для шубки, 6 x 6-для короны, 2,5x2,5- синего цвета, 6x6- желтого цвета.

    Снегурочка, шубка, корона.

    Занятие по ручному труду.

    декабрь

    Дед Мороз.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, с помощью дорисовки штрихом, отделяем лицо от шапки.

    Квадрат 20x20.

    Дед Мороз, штрих.

    Занятие по ручному труду.

    Елочка.

    Новогодняя

    композиция.

    Упражнять детей в создании новогодней открытки, объединяя поделки единым сюжетом.

    Тонированный лист бумаги.

    Новый год, подарки.

    Свободная

    деятельность.

    январь

    Друзья для жеребенка.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки.

    Квадраты разного цвета.

    Жеребенок, ржет, табун.

    Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду.

    Петушок в стране Оригами.

    Познакомить детей с новым стилем изготовление поделки "Киригами", т.е. с помощью ножниц, самостоятельно выбирая схему домашнего животного, которого он хочет создать.

    Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера.

    Домашние животные, детеныши, собака- щенок, кошка- котёнок, коза- козленок и т.д.

    Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.

    февраль.

    Подарки папам на 23 февраля. Подставка под канцелярские принадлежности.

    Учить детей делить квадрат на 16 частей.

    6 квадратов 20x20, полоски картона.

    День военно- морского флота, канцелярские принадлежности.

    Свободная деятельность и индивидуальная работа.

    февраль.

    Стаканчик, корзинка - объемные игрушки.

    Учить делать объемные игрушки, украшая поделку различными деталями.

    Квадраты плотной цветной бумаги 20x20, полоска цветного картона.

    Объемные

    игрушки.

    Интегрированное занятие по ФЭМП и ручному труду

    Подарки мамам на 8 марта. Открытка.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки.

    Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера.

    Международный женский день.

    Свободная деятельность и индивидуальная работа.

    март

    "Путешествие на северный полюс. " (белые медведи и тюлени).

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, закрепить умение расплющивать "карман".

    Тонированный лист бумаги, восковые мелки, бумага белого и голубого цветов.

    Крайний север, северное сияние, полюс, белые медведи, тюлени.

    Интегрированное занятие по рисованию и ручному труду.

    "Космос"

    (ракеты)

    Закреплять умение работать по инструкционным картам, закрепить умение расплющивать "карман", самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки

    Тонированный лист бумаги" Звездное небо",магнитофон, квадраты цветной бумаги разного цвета и размера

    Солнечная

    система,

    созвездие,

    ракета.

    Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду.

    апрель

    Книжка - сказка "Колобок".(бабушка, дедушка, волк, медведь, лиса, заяц, домик, деревья.

    Закреплять умение работать по инструкционным картам в совместной деятельности, самостоятельно выбирая персонажа сказки.

    Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера

    Рассматривание иллюстраций к сказке "Колобок".

    Свободная деятельность и индивидуальная работа.

    Пароход

    Познакомить с новой базовой формой "конверт".

    Квадраты разного цвета и размера.

    Пароход, катамаран, подводная лодка, батискаф.

    Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду.

    Диагностическое обследование

    Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики

    Диагностические

    карты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)

    Мастер-класс«Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)...

    План самообразования На тему: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.»

    Тема самообразования: нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность: В истории педагогики проблема творчества всегда была акт...

    Кружковая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» (или «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»).

    Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 2-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, рече...

    Педагогический опыт работы на тему: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель опыта: –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие       дошкольников  в     процессе  овладения элементарными ...