Алгоритмика и программирование в ДОУ
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Гюльмагомедова  Наргиз Халитдиновна

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.

Задачи:

- продолжать знакомить педагогов способам составления алгоритма.

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование: несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmika_i_programmirovanie_v_dou.odt26.27 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: Алгоритмика и программирование в дошкольном

               образовании.  

Каждый человек должен учиться программировать, 
потому что это учит нас думать»

Стив Джобс

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.

Задачи:

-  продолжать знакомить педагогов способам составления алгоритма.

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование: несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, найдите себе место поудобнее, присаживайтесь. Сегодня мы с вами постараемся разобраться в основах алгоритмики. Как вы думаете, что такое алгоритмика?

слайд

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Давайте попробуем ответить, что такое алгоритм?

  1. Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.
  2. Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.
  3. Алгоритм - последовательность команд для решения поставленной задачи.
  4. Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи.

Итак, алгоритм - система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Процесс разработки алгоритма - алгоритмизация.

Виды алгоритмов:

1.Линейные (из простых команд). слайд

2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа). слайд

3.Циклические (если действия повторяются). слайд

Формы алгоритмов:

1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция. слайд

2.Наглядные: схемы, формулы. слайд

  1. Организационная часть.

Вашему вниманию представлены некоторые виды алгоритмов. Давайте вместе порассуждаем, в каких образовательных областях мы можем их применить (идёт обсуждение) слайд

Примеры из жизни: Робо- пчела, морской бой, геометрия, правила уличного движения, навыки самообслуживания, правила игр, правила трудовой деятельности)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

- развивают логику и мышление, учат легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи;

- придают развивающий характер обучения;

- формируют умение планировать свою деятельность и прогнозировать результат;

- способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).

- хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие решения, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы поэтапно (не перескакивать на последующий этап без предварительного).

Младший возраст. Основная задача - подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Задается алгоритм с помощью условного знака - стрелки. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).

Средний возраст. Количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст. Упражнения на освоение алгоритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале. В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Практическая часть

  1. 1 группа: Сейчас, в современном мире предлагается множество компьютерных программ, устройств, наборов для изучения алгоритмики и программирования. В прошлом году, мы познакомили вас с набором для программирования «Робо-пчёла», сегодня мы предлагаем вам несколько способов для составления и решения алгоритмов.  (найди правильный ответ- из одного примера дети должны найти правильный ответ на коврике с использованием пчёлки).

2 группа: «Собери бусы» (из разных геометрических фигур), используя Робо- пчёлку. (изображена схема с бусами, на которой в нужной последовательности изображены геометрические фигуры, задача детей в правильной последовательности собрать бусы, используя Робо- пчёлу.

  1. 2 группа: Закономерность – это повторяемость, последовательность, порядок в явлениях и процессах.

           Педагогам предлагается найти закономерность: «Закончи ряд», «Продолжи ряд»,          

         «Дополни ряд». Выполнить задание необходимо в парах. (использование конструктора      

           WEDO).

  1. «Составь узор по схеме» (использование ковриков с мелкими деталями, чтобы выложить узор). Для этого используются самодельные коврики с мелкими квадратиками, у каждой пары одна карточка в которой зафиксирована схема сборки предмета. Какой предмет должен получится педагоги узнают после завершения сборки.

  1.  «Укрась торт» (используя блоки Дьёнеша выложить нужные геометрические фигуры на торт). Развивается внимание и память; учить запоминать цифры. Игра подходит для первой и второй младших групп.

  1. «Заполни большие геометрические фигуры маленькими» (даны три геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник- задача детей в нужные фигуры поместить такие же только уменьшенных размеров; называя цвета (цвет не имеет значения).

  1.  «Соедини цвета в таблетки» На плоскости в горизонтальном направлении размещены 4 цвета, которые невозможно поменять, но по вертикали цвета не указаны; задача детей выбрать любую последовательность цветов и подобрать нужные к двум цветам таблетки. В ходе игры развивается у детей внимание, мышление, дети продолжают изучать цвета.

4.Заключительная часть

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

Цель: создать картотеку графических диктантов, не мене 5 штук.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков алгоритмики и программирования у детей 4–7 лет

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:- развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;- формирование познавательных действий, ст...

Алгоритмика и программирование в ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.Задачи:- продолжать знакомить педагогов способам составления алгоритма.- передат...

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики и программирования в старшей группе в среде ПиктоМир на тему: «Собиратели созвездий»

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роб...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

     Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем аз...

"Алгоритмика и программирование в дошкольном образованиии"

quot;Алгоритмика и программирование в дошкольном образованиии"...